Так, слоны отгоняют ветками мух, причем, если сломанная ветка слишком велика, они кладут ее на землю и, придерживая ногой, отрывают хоботом часть нужного размера. Некоторые грызуны используют камешки для разрыхления и отгребания почвы при рытье нор. Каланы (морские выдры) отдирают прикрепленных к скалам моллюсков при помощи крупных камней — «молотков», а другие, менее крупные камни, используют для разбивания раковин (лежа на спине на поверхности воды, зверь кладет камень-наковальню на грудь и колотит по нему раковиной). Медведи способны сбивать плоды с деревьев при помощи палок; зафиксировано использование камней и глыб льда белыми медведями для убийства тюленей. Много данных накоплено и об орудийном поведении у птиц. Новокаледонские галки достают насекомых из трещин в коре при помощи разнообразных «приспособлений», изготавливаемых самими птицами из прочных листьев и хвоинок. Египетские грифы разбивают страусиные яйца, бросая в них камни. Некоторые цапли бросают в воду разные предметы (перья, личинки насекомых), чтобы приманить рыб. Семейство цапель в Морском аквариуме Майами научилось приманивать рыб гранулированным кормом, который птицы воровали у сотрудников. Сычи собирают экскременты млекопитающих и раскладывают их вокруг своих гнезд, чтобы приманить жуков-навозников.[5]
Не будем смеяться над ученой мыслью, которая два тысячелетия с лишним пользовалась понятием, не имевшим точного значения, ведь и сегодня удовлетворительного определения, то есть такого, с которым могли бы согласиться решительно все, не существует. К слову, классическое определение Маркса («совокупность общественных отношений»), которым оперировали более семидесяти лет в СССР, было не определением человека, а характеристикой его «сущности».
Чтобы прервать традицию неудачных определений, зададимся на первый взгляд совершенно дурацким вопросом: а существует ли вообще человек? Иногда именно такие, на первый взгляд, неоправданные здравым смыслом повороты помогают найти путь к цели.
Обратимся к такому понятию, как критерий существования. Что значит существовать? На основании чего мы можем заключить, что нечто существует?
Общефилософского ответа нет. Но в современной физике он существует,— это так называемая принципиальная наблюдаемость. Существовать — значит находиться во взаимодействии с чем-то или кем-то.[6] Отсюда и человек существует только там, где есть взаимодействие. В свою очередь, последнее проявляется в двух основных формах:
– во взаимодействии с неким предметом и
– в совместной деятельности.
Уже отсюда можно сделать предварительное заключение: человек это
— формы деятельности и
— формы взаимосвязей.
Это единство имеет очень важное значение для понимания и существа человека, и соотношения понятий «человек» и «общество». Формы деятельности, и формы взаимосвязей представляют собой разные стороны одного и того же: человеческая деятельность – это всегда взаимодействие людей, совместная деятельность, в свою очередь, связи – это отношения, которые объединяют их усилия в единый целевой поток. Поэтому человек как единство форм деятельности и способов связи с другими людьми – это маленькая модель в конечном счете всего общества. Аналог биологической клетки, которая в сжатом виде содержит в себе информацию обо всем организме и при известных условиях в состоянии воссоздать весь организм.
Формы деятельности отдельно взятого индивида нам известны. Нам известны и разновидности деятельности больших и малых групп — например, футбол, семинарское занятие, политическая демонстрация, грабеж магазинов, вооруженное восстание, приветственная встреча каких-нибудь инопланетян... Все эти формы имеют свои цели, свои способы их достижения, свои результаты.
Но мы вправе предположить и наличие каких-то других целей, которые формулирует не индивид, а общество в целом.
Точно так же существуют и свои средства их достижения, и свои результаты. Интерес в том, что и эти цели, и пути их реализации, и полученные результаты могут не осознаваться индивидом, даже не замечаться им, т.е. существовать где-то за пределами его мира, а стало быть, и его сознания. Как бы в другом измерении бытия.
Отсюда и сам человек существует по меньшей мере в двух измерениях социальной реальности:
— индивидуальное бытие,
— социальное бытие.
Понять существо этих измерений можно по аналогии, которая использовалась задолго до нашего времени: организм — клетка.
Общество в целом — это сложный организм, в свою очередь, индивид может быть уподоблен клетке. Существуют некие цели, которые в каждый данный момент преследуются целостным организмом (колонией клеток), существуют структурированные процессы достижения этих целей. Но точно так же, в противоположность им, мы вправе говорить и о процессах, из которых складывается жизнедеятельность отдельно взятых клеток, и о целях, которые стоят перед ними. Ведь с точки зрения биологии, каждая из них — это совершенно самостоятельный организм, микроскопический субъект биологического суверенитета.
Вот эта аналогия и должна помочь нам в определении общества.
Человек — это колония, состоящая из миллиардов самостоятельных биологических организмов-клеток.
У Валерия Брюсова есть замечательные стихи (1922), навеянные «планетарной» моделью атома. Правда, как и всякий поэт, он обращается к достижениям теоретической физики, когда они уже устаревают и появляются какие-то новые идеи. Но не будем судить гуманитария.
Быть может, эти электроны
Миры, где пять материков,
Искусства, знанья, войны, троны
И память сорока веков!
Еще, быть может, каждый атом —
Вселенная, где сто планет;
Там — все, что здесь, в объеме сжатом,
Но также то, чего здесь нет.
Их меры малы, но все та же
Их бесконечность, как и здесь;
Там скорбь и страсть, как здесь, и даже
Там та же мировая спесь.
Их мудрецы, свой мир бескрайный
Поставив центром бытия,
Спешат проникнуть в искры тайны
И умствуют, как ныне я;
А в миг, когда из разрушенья
Творятся токи новых сил,
Кричат, в мечтах самовнушенья,
Что бог свой светоч загасил.
Вот, по аналогии с этим электроном, представим себе, что и каждая клетка — это маленький человек, маленький микрокосм, «где пять материков...». Воображение, свойственное художественным натурам, должно облегчить эту операцию. Меж тем стоит вообразить это, и мы тут же уловим самую суть отличий человека и общества, суть связующих их отношений.
Словом, мы поймем, что жизнь социума — это такая же реалия, как и бытие самого человека. Поскольку же общество, как и человек, принадлежит надприродной форме движения, оно обладает какой-то своей психикой, своей ментальностью, своей мотивацией. И совокупная психика, и интегральная ментальность, и единая мотивация отличны от того, что свойственно отдельно взятому индивиду. Многое из этого непонятно нам, еще большее — неизвестно (не познано). Но важно усвоить: и непонятное, и еще не открытое нами — существует. Существует как самостоятельное, независимое от любого отдельно взятого индивида образование.