Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Сатьяграха как политическое оружие




 

Наименование «пассивное сопротивление», которое Ганди принял для своего метода, впоследствии заменено было им термином сатьяграха. Это слово составлено им из двух санскритских слов: сатья (истина, справедливость) и аграх (твердость, решимость). Замена наименования была вызвана тем, что при узком толковании «пассивного сопротивления» как оружия слабых оно могло допускать внутреннюю ненависть и в конечном счете могло привести даже к насилию 1. Сатьяграха же прямо указывала на то, что это метод твердой решимости во что бы то ни стало, вплоть до жертвы, придерживаться того, что представляется истинным и справедливым. А поскольку любовь, по мнению Ганди, являлась средством осо-

—————

1 См. Gandhi, Autobiography, Chap. XXVI.

 

 

знания истины, сатьяграха, по его мнению, также была связана с применением метода любви. Если под «пассивным сопротивлением» понималось нечто негативное, то сатьяграха подразумевала применение «активного принципа любви».

В соответствии с этим основным принципом и в зависимости от ситуации сатьяграха может принимать различные формы, как, например: гражданское неповиновение, то есть неподчинение некоторым несправедливым законам, отказ от уплаты незаконных налогов, ренты и т. д., бойкот агрессоров и отказ от всякой помощи и услуг с их стороны, закрытие всех предприятий в знак протеста и неодобрения, голодная забастовка или объявление голодовки для пробуждения добрых чувств и т. д. Ганди и его последователи иногда пользовались всеми этими методами в целях устранения разного рода обид и несправедливостей.

Но поскольку целью всех этих методов является пробуждение с помощью любви чувства справедливости у правонарушителя, человек, который будет применять эти методы, должен прежде всего со всей беспристрастностью убедиться в правоте жалобы и в справедливости предпринимаемых действий и требуемых исправлений. Он должен очистить самого себя путем отказа от насилия в мыслях, речи и действиях и должен быть готов к пожертвованию всем, включая и жизнь, в случае, если правонарушитель прибегнет к насилию, чтобы прекратить ненасильственную борьбу.

Отсюда следует, что такие методы могут применяться только людьми бескорыстными, бесстрашными, обладающими самоконтролем, морально чистыми и имеющими веру во внутреннюю добродетель человеческой природы. При этом существенно необходима моральная подготовка. Тот, кто не верит в себя, несправедлив и не свободен от чувства ненависти, не может возбудить в других чувства справедливости или симпатии. Сатьяграха к тому же предназначена не для слабых, а для тех, кто обладает высшей степенью смелости, кто может бодро, без малейшего колебания встретить возмездие в виде пуль, штыков или даже медленной смерти от пыток».

К сатьяграхе нельзя относиться легкомысленно. «Поскольку сатьяграха представляет собой один из самых могущественных методов прямого действия, сторонники

 

 

сатьяграхи должны исчерпать все другие способы, прежде чем обратиться к сатьяграхе» 1.

Следует сначала хладнокровно и спокойно объяснить свою справедливую жалобу общественности и агрессору, апеллируя к его разуму и давая ему время подумать; затем, если последний все же не согласится исправить несправедливость, сатьяграх дает ему знать о своем намерении пустить в ход ненасильственное действие и только после этого действительно приступает к его осуществлению. Приверженец метода сатьяграхи должен избегать «противодействия хитрости или компромиссного улаживания дела» и всегда рьяно стремиться прийти к реальному взаимопониманию, если он замечает в противнике какие-либо признаки раскаяния или «перемены настроения», что в сущности и составляет реальную цель этой моральной борьбы. Он никогда не должен пытаться унизить противника: «Сатьяграх никогда не должен стараться привести в замешательство правонарушителя и никогда не должен прибегать к запугиванию его»2. «Лозунгом всегда должно быть обращение противника в свою сторону посредством мягкого, спокойного убеждения и постоянной апелляции к разуму и сердцу» 3.

Но могут возразить: если действительно бог пребывает в человеке в форме разума, то апелляция к разуму при помощи аргументов, споров и рассуждений должна быть достаточной для того, чтобы пробудить доброе чувство. Зачем же тогда нужно добровольное страдание сатьяграхов? Ганди на это отвечает так: «Я убедился, что апелляция к разуму не встречает ответа там, где живучи вековые предрассудки... Страдание укрепляет разум и раскрывает глаза пониманию»4. С одной стороны, страдание действует как некое самоиспытание для морально борющегося; если его дело неискреннее, несправедливое, то он не был бы готов пострадать за него. С другой стороны, страдание показывает правонарушителю, что в данном случае налицо серьезная причина для обиды, требующая пристального к себе внимания.

—————

1 Воse, Selections from Gandhi, p. 197.

2 Там же, стр. 186.

3 Там же, стр. 187.

4 Там же.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 415 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2335 - | 2045 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.