Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Законы природы и место бога




 

От красот природы мы можем перейти к рассмотрению других волновавших Ганди вопросов. «Все вещи вселенной, включая солнце, луну и звезды, подчиняются известным законам. Без сдерживающего влияния этих законов мир не мог бы существовать ни одного момента»2. В неумолимых законах природы Ганди усматривал силу и волю, которые поддерживают во вселенной гармонию и порядок и охраняют ее от разрушения. Эта сила для него была не чем иным, как богом, а законы — способами действия этой силы. Поэтому Ганди считал, что в конечном счете нет разницы между законом и законодателем. «Божественный закон и бог не отличаются друг от друга».

Хотя Ганди как теист и верил в милосердие, однако, по его мнению, милосердие не означает готовности бога освобождать человека от воздействия закона. Человек должен испытывать последствия своих поступков. Он верил в индийскую теорию кармы, то есть в то, что каждый поступок неизбежно ведет к соответствующим результатам согласно установленным богом законам управления миром. Он говорил: «Что посеял человек, то он и пожнет. Закон кармы неумолим, и избежать его нельзя. Богу, таким образом, нет нужды вмешиваться в это дело. Он установил этот закон и устранился» 3.

Поскольку и человек и природа подчиняются законам бога, то действия человека оказывают влияние на природу, и наоборот. Человеческие прегрешения с неизбежностью влекут за собой наказания. Осознавая наличие некоторых дурных социальных обычаев, Ганди говорит: «Я не верю в то, чтобы все грехи, которые совершает нация, имели чисто физическую реакцию. Но я считаю, что накопившиеся за много лет совершенные нами грехи держат нас в состоянии рабства»4. В большом землетрясении, происшедшем в Бихаре, он усматривал наказание за моральные грехи общества.

—————

1 Воse, Selections from Gandhi, p. 273—274.

2 Gandhi, Hindu Dharraa, p. 125.

3 Там же, стр. 298.

4 Там же, стр. 142.

 

 

А человек, который стремится познать законы бога в природе с помощью бога в человеке, представляющего собой разум и любовь, и который формирует свою волю и характер в соответствии с этими законами, насладится благоволением божиим — милостью его законов. Ведя жизнь в соответствии с законами природы, такой человек будет наслаждаться здоровьем и благополучием, а проявляя свою любовь к людям и всему живому, он заслужит взаимную любовь и симпатию. «Предание себя» воле божией в таком случае будет означать смиренное повиновение божественному закону гармонии, любви и разума. Самоуничижение же будет означать удаление от злой воли, которая приводит лишь к раздорам и дисгармонии (между человеком и природой, между человеком и его ближними) и безумию. Молитва для Ганди — как мы уже выше отмечали — была не «прошением», а ревностным старанием непрестанно помнить о боге (то, что индийские теисты называют дхрува смрити), для того чтобы жизнь протекала в соответствии с его законами. Невозможно без благоволения, а благоволение — это не что иное, как спасительная милость божия — разум и любовь, которые действуют, исходя из нашей головы и нашего сердца.

Таким образом, можно утверждать, что теизм Ганди недалек от натурализма. Точнее говоря, строгий натурализм — вера в дух истины и разума — является теорией разума, безразличной к нашим достоинствам и эмоциональным качествам. Однако, если эти теории окрашиваются эмоциями, как это видно из вышеизложенного, они могут превратить для блага человека широкое «Оно» природы в «Ты», как указывает Уильям Джемс. Хорошо уравновешенный ум, эмоции и воля Ганди способствовали познанию и давали ему возможность наслаждаться плодами познания при всевозможных эмоциях; в то же время и познание и эмоции действовали во всех сферах его жизни. Этот идеал всестороннего развития выражен в следующих словах: «Однако он не бог, если служит только потребностям интеллекта. Бог, чтобы стать богом, должен управлять сердцем и преобразовывать его. Бог должен проявлять себя даже в самых незначительных поступках его почитателей».

Считать подобную теистическую версию натурализма ненаучной — значит забывать о границах науки, о

 

 

сферах науки. Чистая наука не занимается эмоциональными оценками и раскрываемым ими практическим использованием истины. Если ценить любимую музыку, выраженную в вибрации, различных тембрах, размерах и интенсивности и аплодировать им не научно и если любить комплекс конфигурации электронов и протоном как нечто близкое, а не просто как комплекс математических формул тоже не научно, тогда так же не научно любить природу и наслаждаться ею — изумительной своей конституции, раскрытой, кстати сказать, самой наукой. Как наилучшим образом мы должны или можем привести в соответствие научные идеи с эмоциями и поступками — это в конце концов дело темперамента и вкуса. Ганди мог симпатизировать убежденным атеистам и одновременно говорить о природе бога: «Он является личным богом для тех, кто нуждается в соприкосновении и в общении с ним» 1.

Следует отметить, что Ганди сам ценил такое общение с богом и страстно желал его. Он упорно стремился к тому, чтобы усвоить распространенные научные идеи и долгое время пытался идти в ногу с натурализмом. Но там, где наука не могла ничего сказать, его пытливый ум шел дальше. Это уже была сфера его веры, которая давала ему утешение и уверенность в себе, узнал, что, несмотря на усилия науки понять природу в свете ее законов, наши познания еще далеко не полны. В мире еще существует много неописуемых, загадочных явлений. В некоторых из них Ганди склонен был видеть руку бога и проявление его милости. Например, сколько раз он получал из неизвестных источников деньги, которых не просил, причем получал именно тогда, когда находился в большом затруднении. К тому же в течение двадцати пяти лет сам Ганди и члены его нескольких центров в Южной Африке и Индии обладали как бы «постоянным иммунитетом» от укуса змеи, хотя там были змеи, они не умирали от их укусов. Вспоминая о своих продолжительных и многочисленных экспериментах, Ганди пишет в своей «Автобиографии»: «Глазами верующего я вижу в этих обстоятельствах руку милосердного бога».

—————

1 Воse, Selections from Gandhi, p. 3.

 

 

Апологетически он добавляет к этому: «У меня нет других слов, чтобы выразить это». Ганди придерживался того мнения, что подобные вещи «не случайные события, а проявление милости божией», и если бы даже такое отношение было названо религиозным предрассудком, он «все же был бы верным приверженцем этого суеверия». Приверженность — это как раз то слово, которое выражает его взгляд на любовную веру в бога в тех случаях, когда разум не в состоянии ни объяснить, ни допустить легковерного принятия невероятного, как дело случая или совпадения случайностей.

 

«Возмущение природы выражается в зубах и когтях»

 

Ганди не закрывал глаза на явления распада, гибели, диссонанса и смерти, наблюдающиеся как в неодушевленном, так и в одушевленном мире. Он хорошо знал, что «возмущение природы выражается в зубах и когтях». Но, рассматривая историю эволюции мира, Ганди пришел к убеждению, что силы дружбы и любви господствовали над противоположными силами и предохраняли планеты и звезды от столкновения и разрушения, а живые существа — от истребления их друг другом. Любовь действует даже у самых свирепых животных, которые по-родительски нежно относятся к своим детенышам и создают свои семьи. Стадный инстинкт у насекомых, птиц и животных лишний раз подтверждает объединяющую любви и дружбы. Прогресс человеческого общества представляет собой дальнейшее проявление того же самого начала. «Природа живет благодаря дружбе. Взаимная любовь позволяет сохранять природу». Если человек стремится к дальнейшему прогрессу, он должен довериться этому господствующему и спасительному началу и стараться организовать общество именно на этой основе.

Иногда Ганди пытался даже пойти дальше, исходя из своей веры в то, что воздействие человека на природу имеет далеко идущие последствия. Человеческая ненависть вызывает ответную ненависть не только со стороны человека, но и со стороны других живых существ. Весь мир природы — это область действия мобильных сил, и легкое волнение непостижимым образом может

 

 

потрясти весь мир, как это уже пытался показать Уайтхед. Именно подобного рода убеждение побудило Ганди высказать как-то мысль о том, что змеи и тигры — это ответ природы и бога на человеческую злобу и разрушительные тенденции. По-видимому, Ганди признавал правильной идею индийских йогов о том, что если человек преодолеет в себе склонность вредить другим, тогда другие люди и животные также отбросят все свои злонамерения в отношении его. Любовь вызывает у всех ответную любовь, а добро порождает добродетель у всех живых существ.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 558 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

2219 - | 2051 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.