Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Схема 34. «Две культуры» по В.И. Ленину




 

Между тем сегодня хорошо известно, что ни для восточных, ни для большинства западных культур раздвоение не характерно. Социокультурный раскол – явление, типичное для России и присущих ей национальных культур, тесно связанных с русской и воспринявших ее бинарность. Раскол русской культуры Серебряного века, отличавшийся необычайной даже для России остротой и непримиримостью, способствовал рождению и развитию русской революции (1905–1917), окончательно разбившей русскую культуру надвое. Одна из двух русских культур стала советской, другая составила культуру русского зарубежья. Противостояние и борьба двух русских культур в мире определили собой многие процессы и явления во всемирной культуре XX века.

Как феномен культуры русская революция началась с процессов «расщепления культурного ядра», интенсивно развивавшихся в конце XIX – начале XX веков. Это проявлялось в том, что одни и те же понятия или явления трактовались в различных социальных и идейных кругах не просто различным, но и прямо противоположным образом. Свобода и творчество; личность и масса; демократия и диктатура; всемирное и национальное; прогрессивное и реакционное; созидание и разрушение – все понималось (даже различными представителями творческой интеллигенции, а не только, скажем, профессиональными революционерами или народными массами) взаимоисключающим образом.

Так, например, «свобода» в одних случаях понималась прежде всего как творческая свобода (в частности, свобода слова, свобода совести, свобода мысли, свобода художественной формы и т.п.), а в других – как свобода политическая (свержение самодержавия, установление народовластия, право на проведение демонстраций, митингов, забастовок, стачек и т.п. – вплоть до вооруженного восстания против существующей власти и строя). «Творчество» могло трактоваться в культурном смысле как научное, художественное, философское и даже религиозное творчество, наконец, как «жизнетворчество» (т.е. сознательное конструирование своей и окружающей жизни как своего рода художественного произведения – в соответствии с теми или иными философскими и эстетическими идеалами, книжными представлениями, литературно-художественными образцами); но могло быть истолковано в качестве исторического творчества масс (например, революции). «Масса» могла пониматься в одном контексте как безликая толпа, то равнодушная, то агрессивная; но могла быть интерпретирована как источник всех революционных преобразований, как «локомотив» истории. И подобное разночтение наиболее популярных концептов, с помощью которых описывалась и осмыслялась реальность, лучше всего свидетельствовало о брожении и смуте в российском обществе предреволюционной поры, о назревавшем драматическом расколе не только в общественном сознании, но и в самом «теле» российской цивилизации.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 504 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2268 - | 2218 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.