Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Схема 37. Становление советской культуры




 

Ленин был убежден в том, что интеллигенция, воспитанная и развращенная буржуазным обществом, либо уже подкуплена мировой и отечественной буржуазией, либо обязательно будет куплена ею; профессора и публицисты, писатели и актеры – все это «дипломированные лакеи капитала», и потому от них нечего ждать, кроме как контрреволюции, проповеди религии, саботажа и лживой информации. Горький, пользуясь своей славой «пролетарского художника» и давней дружбой с Лениным, безуспешно пытался убедить последнего в том, что интеллигенция – это «мозг нации», залог ее будущего научного и промышленного, политического и художественного процветания. Ленин же и его единомышленники считали, что интеллигенция – явление классовое, что она кровно связана с буржуазией и может быть лишь временно использована в культурном и промышленном строительстве, пока не образована новая, «трудовая» интеллигенция, вышедшая из среды рабочих и крестьян.

Ленинский революционный нигилизм (а он был в это время свойствен и Троцкому, и Бухарину, и Каменеву, и Зиновьеву, и Сталину) легко переносился и на его отношение к классическому культурному наследию – будь то воздвижение памятников или книгоиздание, финансирование театров или проведение художественных выставок. Тем более легко относился большевизм к современной ему культуре, служившей ареной политико-идеологической и социальной борьбы; здесь потери даже не считались. Увлеченный идеями мировой революции, Ленин был готов утверждать поначалу, что культура вообще противостоит революции, в принципе мешает ей: против революционного пролетариата на Западе работает «высшая мысль культуры», в связи с чем рабочий класс развитых стран Европы находится в «культурном рабстве». Поэтому, утверждал Ленин, в России революцию было так легко начать и труднее продолжать, в то время как на Западе революцию трудно начать, но зато легче будет продолжить.

Однако мировая революция не наступала, надежда на поддержку российской революции культурным пролетариатом Запада становилась все менее реальной, и продолжение социальной и политической революции в России приходилось связывать с осуществлением культурной революции. В цикле своих последних статей Ленин прямо утверждал, что теперь (после окончания гражданской войны) центр тяжести переносится на мирную организационную «культурную» работу. Призывая своих соратников по партии к «культурничеству», Ленин понимает культуру все так же политизирование и прагматически, как средство достижения социально-политических, экономических, организационных и чисто технических целей. Он ставит, например, утопическую задачу – соединить победоносную пролетарскую революцию с буржуазной культурой, с буржуазной наукой и техникой; превратить всю сумму накопленного капитализмом богатейшего запаса культуры и знаний, техники из орудия капитализма в орудие социализма.

Но главная задача «культурничества», по Ленину, – это «переваривание» политического опыта революции, «переваривание» экономическое и бытовое, научное и беллетристическое. Ленин повторяет эту мысль не один раз. При этом не случайно в его понимании экономика, техника, наука, быт объединяются в понятие «культура». Ликвидация безграмотности, распространение книг, овладение полезными научными знаниями и практическими навыками (в хозяйствовании, в экономике, торговле, организации промышленности и транспорта), освоение современной техники и технологии, научной организации труда (включая знаменитую «потогонную» систему Тэйлора) и «уменье управлять» – вот, собственно, и весь нехитрый набор ленинской «культурной революции». Правда, и для освоения этого «культурного минимума», по мнению Ленина, понадобится «целый переворот», «целая полоса культурного развития всей народной массы»; поэтому в осуществлении культурной революции общими правилами должно стать приноровление культурного прогресса к уровню самого обыкновенного крестьянина, вхождение культуры в быт, в привычки народа, т.е. «минимизация» и утилитаризация культуры в отсталой, по преимуществу крестьянской стране.

Понятно, что ни о какой «высокой» или специализированной культуре речь у Ленина не идет: имеется в виду воспитательная и организационная работа, преобразование производства и экономики, деятельность госаппарата, социального управления и т.п. Изменение «культурного уровня» – это внедрение новых норм, принципов, знаний «в плоть и кровь» экономики, обыденной жизни, в условия существования масс. В конечном счете Ленин добивается всех этих социокультурных изменений путем упрощения культурной ситуации, унификации культурного уровня и культурного стиля в масштабах всей страны, устранения культурных различий в обществе, «многоукладность» которого сам же Ленин безусловно признает (но только в социальном и экономическом плане). Конечно, это была задача не менее утопическая, нежели осуществление всемирной революции или создание коммунизма в одной стране в кратчайшие сроки.

В работе, написанной Н. Бердяевым вскоре после изгнания его в эмиграцию, «Новое средневековье» (1924) русский философ глубоко объяснил самый стиль молодой советской культуры, восторжествовавший как в декретах советской власти, так и в ее культурной политике, в ленинских статьях и выступлениях по вопросам культуры, – в тех конкретных культурных процессах, которые происходили в Советской России: в ее массовой литературе и просвещении, в выступлениях «агитбригад» и плакатах РОСТА, в развертываемой на улицах и площадях «монументальной пропаганде», – как стиль военный, грубый, «солдатско-мужицко-пролетарский», стиль «завоевателей», стиль военного коммунизма. И в то же время не случайно, что вместе с введением нэпа наблюдался не только экономический, но и культурный подъем, связанный с ослаблением политического давления на культуру, с «разрешительными» тенденциями в культурной политике, с ростом стилевого, идейного и эстетического многообразия во всех областях культуры.

Период 1920-х гг. в истории советской культуры, несмотря на диктаторский, милитаристский стиль управления ею со стороны коммунистической партии, был временем расцвета. Вместе с политикой нэпа появилась своеобразная формула «равновесия»: культурный плюрализм в условиях политической диктатуры. Провозглашался принцип соревновательности пролетарской культуры и творческой деятельности «попутчиков» советской власти – представителей иных классов, еще существовавших в России (мелкой буржуазии, в том числе крестьянства, производителей-частников, мелких торговцев, кустарей). Сюда же относились все те деятели отечественной культуры, которые не принадлежали к коммунистической «верхушке» общества, не были выходцами из пролетарской среды, но при этом не эмигрировали из Советской России, примирившись с большевистской диктатурой, и были готовы к сотрудничеству с коммунистической партией по вопросам культуры, в том числе к участию в осуществлении культурной революции.

Свой вклад в воплощение этой формулы «культурного плюрализма», позволявшей сосуществовать на протяжении примерно десятилетия авангарду и реализму, пролетарской поэзии и «формалистам», «Серапионовым братьям» и «Перевалу», ЛЕФу и РАППу (Российской ассоциации пролетарских писателей), «новокрестьянской» культуре и «старой», дореволюционной академической и научно-технической интеллигенции, внесли Л. Троцкий и А. Луначарский, Н. Бухарин и А. Богданов, А. Воронский и Вяч. Полонский. Автором самого термина «попутчик» был Л. Троцкий, который поначалу не придавал ему никакого обидного или ущербного смысла. Напротив, будучи одним из самых образованных и начитанных вождей революции, он отмечал, что только совместными усилиями деятелей пролетарской культуры и попутчиков будет создана будущая социалистическая культура. Позднее именно это положение его культурной политики сторонники сталинской линии вменили Троцкому в вину – как недооценку сил и творческих возможностей пролетариата и, напротив, как преувеличение исторической значимости культурных «попутчиков».

Между тем по мере торжества сталинской линии в культурной политике на первый план советской культуры все определеннее выхолили представители «пролетарской культуры» – наиболее воинственные, нахрапистые и примитивные деятели РАПП и ей подобных пролетарских художественных организаций (АХР, РАПМ и др.), а «попутчики» чувствовали себя все более неуверенно и нервозно. Очень обижались на свое положение «попутчиков» В. Маяковский и С. Есенин, А. Толстой и Л. Леонов, В. Катаев и М. Шагинян, И. Бабель и Б. Пильняк, Вс. Мейерхольд и С. Эйзенштейн, Д. Шостакович и Н. Голованов: это было и унизительно, и накладно (в смысле взимания налога за «нетрудовые доходы», к которым относились гонорары за творческую работу), и бесперспективно (в политико-идеологическом, цензурном, организационном и других отношениях). «Попутчики» добивались социального и творческого равенства с «пролетарскими» писателями, художниками, музыкантами, не страшась неизбежной при этом унификации и нивелировки. В 20-е годы XX века «попутчики» не подозревали, что подобное «уравнивание» деятелей культуры произойдет на базе «пролетарского», а не «интеллигентского» творчества, что впредь советская культура будет не индивидуализирована, а, напротив, «коллективизирована».

Впрочем, до тех пор пока действовал принцип «культурного плюрализма» и существовало творческое «соревнование» между представителями «пролетарской культуры» и «попутчиками», между сторонниками разных направлений (литературных, художественных, философских и т.п.), в молодой советской культуре был стимул для рождения значительных явлений культуры, для развития достижений советской культуры. Однако культурный плюрализм мало соответствовал ситуации «осажденной крепости», в которой находилась Советская Россия; неадекватным он был и ощущению одержанной большевизмом победы: революции над контрреволюцией, социализма над капитализмом, «красных» над «белыми». В этой ситуации плюрализм естественно воспринимался всеми лишь как передышка в борьбе, как переходный период от «старого» к «новому», как временное равновесие противоборствующих тенденций, как «неокончательность» исторического выбора.

Завершение культурной революции предполагало смысловую однозначность: жестокое подавление любого инакомыслия или «разномыслия» и насильственное утверждение социокультурного монизма. Эра «культурного плюрализма» закончилась вместе с нэпом; недаром 20-е годы XX века в советской культуре подчас называют «культурным нэпом». Политико-идеологическая диктатура в сфере культуры и утверждение тоталитаризма как политической и идеологической системы становились в Советском Союзе неизбежностью.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 460 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2245 - | 2190 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.