Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Какова периодизация мировой истории?




В рамках глобального подхода мировая история пред­ставляется процессом однолинейного и прогрессивного раз­вития единого человеческого сообщества. При этом, как пра­вило, доминирует европоцентристское видение мира: наиболее продвинутые в технико-экономическом плане за­падные страны рассматриваются в качестве передовых и определяющих общий вектор развития всего человечества. Поэтому критерии периодизации мировой истории задаются стадиями технико-технологического и информационного про­гресса, через которые прошли наиболее развитые страны Запада.

В XX в. этот подход получил реализацию в теориях «об­щественно-экономических формаций», «стадий экономичес­кого роста», концепциях «постиндустриального общества».

Теория формаций была создана в XIX в. К. Марксом. На основе выделения стадий Технического прогресса и соот­ветствующих им форм собственности, составляющих осно­ву того или иного способа производства, Маркс выявил не­сколько типов общественной организации жизни людей, последовательно сменяющих друг друга в историческом раз­витии человечества. Стадии этого развития и получили на­звание общественно-экономических формаций.

У Маркса можно найти несколько типологий обществен­но-экономических формаций и, соответственно, этапов ис­торического прогресса. В одних случаях он выделял пер­вичную формацию, основанную на коллективной форме собственности, и вторичную, — обусловленную частной соб­ственностью на средства производства, на смену которой неизбежно должна прийти коммунистическая с обществен­ной формой собственности. В других случаях Маркс разли­чал азиатский, античный и буржуазный (капиталистичес­кий) способы производства как «прогрессивные эпохи общественной формации». В некоторых его работах поня­тие «азиатский способ производства» используется наряду с феодальным и рабовладельческим. Кроме того, Маркс иногда объединял рабовладельческий, феодальный и азиатский способы производства в одну — докапиталистическую — об­щественно-экономическую формацию, полагая, что эти спосо­бы существуют в историческом процессе не последовательно, а параллельно.

Позднейшие марксисты заменили понятие «эпохи общес­твенной формации» термином «общественно-экономические формации» применительно к отдельным стадиям человечес­кой истории. Таких стадий насчитывалось пять: доклассо­вая первобытнообщинная, три классовые, или антагонисти­ческие (рабовладельческая, феодальная, капиталистическая) и, наконец, имеющая наступить бесклассовая (коммунисти­ческая) формация, начальным этапом которой является со­циализм,

В советской исторической науке теория общественно-эко­номических формаций (в ее «пятичленном варианте») офи­циально признавалась в качестве универсального и единственно научного методологического инструментария и была положена в основу периодизации как мировой, так и отечес­твенной истории.

Согласно этой периодизации первобытнообщинный строй существовал до 4-го тыс. до н. э., а в отдельных регионах еще несколько тысячелетий. Рабовладельческий строй заро­дился в Месопотамии, Египте, Индии в эпоху энеолита (4—3-е тыс. до н. э.); в Малой Азии, Греции, на Кипре, Крите, в Китае — в эпоху бронзы (3—1-е тыс. до н. э.); в других регионах в эпоху железного века (сер. 2-го — 1-е тыс. до н. э.).

Историки-марксисты выделяли три группы стран и на­родов, различающихся по формам и темпам феодализации. К первой группе они отнесли Египет, Месопотамию, Иран, Индию, Китай, где феодализм пришел на смену развитым рабовладельческим отношениям. К другой группе — стра­ны европейского, прежде всего средиземноморского регио­на, где феодализм развивался на основе синтеза родовых и рабовладельческих структур. К третьей группе были отне­сены те земледельческие и кочевые народы Восточной Ев­ропы, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Северной Африки, которые вступили в стадию классового общества сравнительно поздно и, минуя рабовладельческую общес­твенно-экономическую формацию, непосредственно перешли к феодализму.

Зарождение феодальных отношений началось в таких странах, как Китай, Индия раньше, чем в Европе (пример­но с первых веков до н. э.), однако процесс феодализации в неевропейском регионе затянулся на длительный период, вплоть до начала 2-го тыс. н. э. Начало феодальной форма­ции на Ближнем Востоке обычно датируют VII—VIII вв. н. э. — временем возникновения ислама и арабских заво­еваний.

Генезис феодализма в Европе охватывает период с V по XI в При этом выделяют два региональных типа зарожде­ния феодальных отношений. Первый складывался на разва­линах Западной Римской империи, завоеванной варварами. Здесь феодализм зарождался на основе синтеза разлагав­шихся первобытнообщинных (варварских) и рабовладель­ческих (античных) отношений с преобладанием варварских (Северная Франция) или античных (Италия, вестготская Испания, Южная Галлия) начал.

Второй тип генезиса феодализма формировался в регио­нах, не испытавших римского господства (Северо-Западная Германия, Скандинавия, Восточная Европа), или где это господство оказалось непрочным (Юго-Западная Германия, Британия) В этих регионах феодализм рождался из родопле­менного строя, минуя стадию рабовладельческих отношении.

Отсчет капиталистической общественно-экономической формации марксисты начинают с буржуазных революций XVII—XVIII вв. в Европе, выделяя при этом три эшелона развития капитализма. К первому эшелону относят страны, где впервые зародившиеся капиталистические отношения не­обратимо привели к крушению феодальной общественно-эко­номической формации (Англия, Франция). Ко второму — страны, где капиталистические отношения хотя и зароди­лись рано, но восторжествовала «феодальная реакция» и процесс оказался «обратимым» (Италия, Германия, Испа­ния), К этому эшелону относят также Россию и Японию, которые, испытывая сильное давление извне со стороны пе­редовых в технико-технологическом отношении стран Запа­да, перешли к капиталистической формации во второй по­ловине XIX в. в результате модернизации «сверху». К третьему эшелону развития капитализма принадлежат стра­ны, где буржуазные отношения зародились значительно поз­же и были инициированы прежде всего экспансией импери­алистических государств.

Эпоху коммунистической общественно-экономической формации историки-марксисты начинали с Великой Октябрь­ской социалистической революции.

Теория общественно-экономических формаций в совет­ской исторической науке увязывалась с принятым в евро­пейской историографии делением всемирной истории на четыре периода: «древний мир»рабовладельческая форма­ция), «средние века» (феодальная формация), «новое вре­мя» (капиталистическая формация), «новейшее время» (на­чало коммунистической формации).

В современной литературе отмечается, что теория общес­твенно-экономических формаций, отражая уровень истори­ческой науки XIX в., устарела. Во-первых, можно сыпать доказанным, что рабский труд, несмотря на его широкое распространение в отдельные периоды истории, всегда иг­рал второстепенную роль. Во-вторых, понятие феодализма, выработанное на материалах Западной Европы, совершенно не подходит для объяснения процессов, наблюдавшихся в средние века за пределами западноевропейского мира. В-третьих, отношения труда и капитала, описанные Марк­сом для характеристики буржуазного общества XIX в. и имевшие в определенном смысле всемирно-исторический ха­рактер, в настоящее время также не подходят для понима­ния процессов, происходящих в развитых индустриальных странах. Остается проблематичным и переход к коммунис­тической формации. Кроме того, с исторической точки зре­ния оказалась несостоятельной и попытка объяснить меха­низм смены одной формации другой через понятие социальной революции.

Если теория общественно-экономических формаций в со­ветском ее варианте акцентировала внимание на историческом развитии форм собственности, определяющих тип производ­ственных отношений, то концепция «стадий экономического роста», автором которой является американский ученый У: Ростоу, отдавала приоритет другой стороне способа произ­водства — производительным силам. В истории общества Ро­стоу выделил пять этапов, характеризующихся различным уровнем технологического развития: "традиционное общество", "переходное общество», стадия «сдвига», стадия «зре­лости» (индустриальное общество), эра «высокого массово­го потребления» (постиндустриальное общество).

«Традиционное общество» — это аграрное общество с примитивным сельскохозяйственным производством; "иерар­хической социальной структурой и властью принадлежа­щей земельным собственникам.

«Переходное общество» — период создания предпосы­лок «сдвига»: рост производительности сельскохозяйствен­ного производства, сопровождаемый увеличением капитало­вложений на душу населения, появление «нового типа предприимчивых людей», выступающих в качестве движу­щей силы общества, возникновение централизованного го­сударства, рост «национализма», стремящегося обеспечить экономический фундамент национальной безопасности.

Стадия «подъема» — период промышленной, револю­ции", приведшей к радикальному изменению технико-тех­нологических и организационно-управленческих методов про­изводства, быстрому рост накопления капитала.

Стадия «зрелости» — индустриальное общество, харак­теризующееся бурным развитием тяжелой промышленнос­ти, широким внедрением достижений науки и техники, рез­ким повышением уровня капиталовложений, увеличением доли квалифицированного труда, изменением структуры за­нятости, преобладанием городского населения.

Эра «высокого массового потребления» — постиндустри­альное общество, в котором основными становятся пробле­мы производства товаров массового потребления и развития сферы услуг

Согласно этой концепции отдельные страны проходят «стадии экономического роста» в разное время. Так, Ростоу считал, что на стадии «подъема» Англия находилась в кон­це XVIII в., Франция и США — в середине XIX, Германия — во второй половине XIX в, Россия — в 1890—1914 гг., Индия, Китай — с начала 50-х гг. XX в. Стадии «зрелос­ти» достигли: англия — в середине XIX в., Франция, США, Германия — в начале XX, Швеция — в 30-х гг., Япония — в 40-х, Россия — в 50-х гг. нынешнего столетия. К середи­не XX в. на стадии «массового потребления» США, Канада, Англия, Франция, Швеция, Германия, Япония, Австра­лия.

Теория «стадий экономического роста» Ростоу является ранней разновидностью концепций постиндустриального об­щества (Белл, Тоффлер, Боулдинг, Турен, Арон, Фурастье), согласно которым в общественном развитии можно выде­лить три этапа: доиндустриальный, индустриальный и пост­индустриальный. В доиндустриальной обществе определяю­щим являлась сельскохозяйственная сфера, с церковью и армией как главными социальными институтами. В индус­триальном (в Европе с XIX в.) — промышленность, с кор­порацией и фирмой во главе. В постиндустриальном общес­тве (со второй половины XX в.) — теоретические знания, с университетом как главным местом их производства и со­средоточения.

Критики этих концепций отмечают, что они соответству­ют наблюдаемым фактам, но содержат существенный недо­статок: в них отсутствует элемент причинности.

В последнее время некоторые отечественные историки, критикуя догматическую теорию «общественно-экономичес­ких формаций» и технократические концепции истории, стре­мятся модернизировать материалистическое понимание ис­тории как процесса естественного и закономерного. В рамках такого подхода можно выделить периодизацию мировой ис­тории, предложенную И. Дьяконовым, который полагает, что «история — сложный процесс," в котором социально-экономическое развитие неотделимо ни от развития техно­логического, ни от развития социально-психологического». В связи с этим Дьяконов разработал новую концепцию ис­торического процесса, выделяя в нем восемь фаз: первобыт­ную, первобытнообщинную, раннюю древность, имперскую, древность, средневековье, абсолютистскую постсредневековую, Капиталистическую и посткапиталистическую. Переход от одной фазы к другой, по мнению автора, подготовляется технологически, но происходит благодаря смене прежде всего социальных ценностей.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 748 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2239 - | 2108 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.