Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Что такое мировая и всемирная история?




Есть несколько представлений о том, что такое мировая история и существует ли она вообще. Согласно одному из них мировая история представляет собой ряд последователь­ных ступеней прогрессивного развития человеческого общес­тва как единого целого. Другие ученые говорят о единстве исторического процесса в ином смысле. Оно проявляется, по их мнению, прежде всего в том, что разные народы про­ходят через одинаковые стадии развития, в котором обна­руживается действие одних и тех же исторических законов.

Многие ученые считают: человеческий мир в культурном отношении настолько разнообразен и уникален, что ни о каком его единстве и, соответственно, мировой истории го­ворить нельзя. Речь может идти лишь о сосуществовании таких локально-исторические образований, как цивилизации. Кроме того, есть представление о том, что мировая исто­рия как процесс глобального взаимодействия разных наро­дов, стран, регионов возникает лишь на определенном исто­рическом этапе, то есть мировая история (или, правильнее будет сказать, всемирная история) сама является продук­том исторического развития разнообразных по своей социо­культурной организации обществ.

Унитарное представление о прогрессивном развитии че­ловечества как единого целого, прошедшего путь от дикости и варварства к цивилизации, сложилось в европейской об­щественной мысли во второй половине XVIII в. в русле фи­лософии истории эпохи Просвещения (Ж. Кондорсе, И. Гердер).

Еще раньше, в начале этого же столетия, итальянский мыслитель Дж. Вико на основе сравнительного изучения религии, нравов, быта, социально-политического строя на­родов сформулировал вывод о циклическом характере исто­рического процесса, о том, что все народы, независимо от расы и географических условий, проходят одни и те же сту­пени в своем развитии.

Великая французская революция, установившая новый порядок и тем самым обнаружившая несостоятельность эво­люционистских воззрений на прогресс общества а также огромный этно-исторический материал, полученный в «эпо­ху путешествий» и показавший огромное разнообразие нра­вов и человеческих установлений вне Европы, вызвали кризис просветительского представления о единстве историчес­кого процесса.

В связи с этим на рубеже XVIII—XIX вв. наряду с мо­нистической интерпретацией истории как единого и законо­мерного процесса развития человеческого общества стал скла­дываться плюралистический подход, отрицавший единство исторического процесса и, следовательно, мировой истории.

Начиная с этого момента и по настоящее время ход дис­куссии в области философии истории определяется конку­ренцией этих двух теоретико-методологических подходов к пониманию исторического процесса.

Представители первого подхода утверждают, что этот про­цесс подчиняется определенным общим законам, свидетель­ством чего выступает универсальность исторических зако­номерностей, основных фаз, состояний или этапов, через которые проходит человечество в своем развитии.

Монистическая интерпретация истории наиболее нагляд­но представлена в философии Гегеля, который историю че­ловечества рассматривал как единый, закономерный и про­грессивный процесс. В основе истории, по мнению Гегеля, лежит развитие абсолютной идеи, мирового духа. Челове­чество, развиваясь постепенно, подходит ко все более глу­бокому осознанию идеи свободы. Поэтому критерием исто­рического прогресса является степень осознания свободы. Прогресс в мировой истории каждый раз осуществляется каким-то одним "народом, дух которого является носителем мирового духа на данном этапе его развития. Другие наро­ды либо уже исчерпали себя, либо еще не дошли до необхо­димой стадии развития.

В связи с этим Гегель считал, что восточные народы зна­ли свободу только одного человека — деспота, но такая свобода есть произвол. Греко-римский мир знал свобод не­которых, и лишь германские народы в христианстве дошли до осознания того, что человек свободен как таковой. Под­линная свобода наступает, по мнению Гегеля, лишь в госу­дарстве, с возникновением которого собственно и начинает­ся сама история.

В русле методологии однолинейного прогрессизма была разработана теория общественно-экономических формаций Маркса, который на основе выявления в историческом про­цессе нескольких типов технико-технологической и социаль­но-экономической организации общества выделил несколь­ко стадий мировой истории, или развития человеческого общества как единого целого.

К такого рода теориям принадлежит и социологическая концепция мировой истории О. Конта, одного из основате­лей позитивной философии. Основу его концепции состав­ляет закон постепенного перехода от теологического мировоззрения к позитивному и от военного образа жизни к про­мышленному.

В конце XIX в. в духе методологии, начала которой были заложены Дж. Вико, возникла циклическая концепция Э. Мейера, который всю мировую историю представил в виде смены двух циклов — древнего и нового. В каждом из этих циклов, по его мнению, существует две социальные формы —феодализм и капитализм.

Современные теории — «закрытых» и «открытых» об­ществ (К. Поппер), «стадий экономического роста» (У. Ро­стоу), «постиндустриального общества» (Д. Белл, О. Тоф­флер, А. Турен) — также продолжают традиции монистический интерпретации мировой истории.

Представители другого плюралистического подхода отрицают наличие единства в развитии человеческого общест­ва, рассматривая историю как сложную конфигурацию со­существующих или последовательно сменяющих друг друга во времени локальных цивилизаций. Каждая из них имеет только ей присущую историю, собственные алгоритмы и за­кономерности развития, но все они отмечены одной судьбой неизбежностью исчезновения. Поэтому никакой единой мировой истории нет, а есть только история сосуществова­ния или борьбы цивилизаций.

Интерес в этом плане представляет концепция А. Пиренна, основу которой составляет идея тотальной борьбы в истории между «морем» и «сушей», атлантической (либеральной, де­мократической) и континентальной (антииндивидуалистичес­кой, авторитарной) цивилизациями. С. Хантингтон также по­лагает, что в нарождающемся мире основным источником конфликтов будет не идеология и экономика, а культура, и поэтому столкновение цивилизаций — западной и «незапад­ных» — станет доминирующим фактором мировой полити­ки.

У истоков цивилизационного, локально-исторического под­хода стояли Ф. Ницше и О. Шпенглер — в Германии, Н. Погодин и Н. Данилевский — в России. К ним примыка­ли также немецкие ученые Ф. Ратцель и Ф. Гребнер, пред­ставители «теории культурных кругов», рассматривавшие человечество как совокупность географически замкнутых культурно-исторических образовании.

Значительный вклад в теорию локальных цивилизации внес А. Тойнби, который признавал, однако, возможность в пер­спективе единства всего человечества и, соответственно, миро­вой истории на основе возникновения экуменической религии.

В русле теорий, интерпретирующих всемирную историю как процесс глобального взаимодействия и как, соответствен­но, феномен, возникший лишь на определенной стадии раз­вития человеческих сообществ, можно выделить концепцию К. Ясперса, основу которой составляет представление о ста­новлении единой духовной сущности человечества в резуль­тате взаимодействия культур. К такого рода теориям при­мыкает также концепция всемирноисторического процесса, разработанная в отечественной историографии Л. Василь­евым, который, дав типологию исторического развития ев­ропейского и неевропейского миров, показал изменение ха­рактера взаимодействия разных цивилизаций в исторической ретроспективе.

В настоящее время появилась тенденция увязать монис­тическую и плюралистическую интерпретации истории в рам­ках концепции мироцелостности. С позиций цивилизацион­ного подхода мироцелостность в современной литературе описывается по-разному: 1) как взаимосвязь равноценных цивилизаций (А. Абделъ Малек), различия между которы­ми по оси «традиция—модернизация» делаются все более относительными (Ш. Айзенштадт); 2) как «господствующая цивилизация, воздействие которой на другие цивилизации порождает смешанные и дегенерированные формы (Л. Дю­мон); 3) как становящаяся единая общемировая, экумени­ческая цивилизация (А. Тойнби, К. Ясперс).

В целом надо отметить, что к концу XX в. западный мир оказался в обстановке усиливающегося влияния в на­уке и философии идей исторического партикуляризма, о чем свидетельствует популярность различного рода концепций локализма и циклизма, культурно-исторических и финалист­ских моделей исторического развития.

Это в определенной степени обусловлено тем, что ниве­лирующий универсализм современного информационно-тех­ногенного общества, лишающий человека его национально-культурной определенности, вызвал в качестве защитной реакции ностальгический интерес к теориям, удовлетворяю­щим чувства культурного консерватизма и национальной идентичности. Эти теории, являющиеся вариантами плюра­листической интерпретации истории, составляют основу со­временного цивилизационного подхода, который акцентиру­ет методологическую ценность понимания истории как типологического многообразия социокультурных динамик и форм культурной жизнедеятельности людей, адекватной их этнопсихологической сущности.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 389 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2257 - | 2143 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.