Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


ИСТОРИЯ: концепции учебного курса




Одной из новых дисциплин социально-гуманитарного цик­ла в высшей школе является история, при построении учеб­ного курса которой возник целый ряд трудностей содержа­тельно-методологического и организационного характера.

Во-первых, существуют различные подходы к определе­нию предметной области этой учебной дисциплины, разное понимание ее целей и средств их достижения.

Во-вторых, изучение 3-летнего опыта преподавания ис­тории в разных вузах, рабочих программ курса, учебно-ме­тодических пособий, опубликованных за это время, показы­вает, что очень часто вместо полноценной истории России читается курс отечественной истории, в основном ХX столе­тия. Что касается содержания, то надо отметить определен­ную его аморфность, материал по темам не связан струк­турно. Некоторые учебные курсы вообще представляют собой простой «ворох» тем или проблем, расположенных в исто­рико-хронологической последовательности.

В-третьих, отказавшись от употребления понятия общес­твенно-экономической формации, историки зачастую не вно­сят ничего нового в содержание «новых курсов». При этом сохраняется сама схема формационно-редукционистской по­дачи материала: экономика — социальные отношения — по­литика — культура.

Новые тенденции проявились в том, что, с одной сторо­ны, наблюдается увлечение схемами Ключевского и Плато­нова (рассматривается влияние географической среды на рус­ский исторический процесс, больше стало политических деталей и меньше материала экономического характера, осо­бое внимание уделяется историческим портретам). С дру­гой стороны, привлекается материал учебников иностран­ных авторов, переведенных на русский язык в последнее время.

И, наконец, самой распространенной новацией является введение в учебный язык понятия цивилизации. Делается это, как правило, без какой-либо предварительной его смыс­ловой интерпретации, что не приводит к существенным из­менениям ни тематики лекций, ни их содержания.

В целом можно сделать вывод о том, что во многих ву­зах еще не сложилась концепция преподавания курса исто­рии как одной из учебных дисциплин социально-гуманитар­ного цикла.

Создание такой концепции определяется следующими факторами: представлениями об истории как научной дис­циплине и состоянием разработок ее научно-исследователь­ских проблем, целями преподавания этой учебной дисцип­лины, обусловленными современными методами обучения, нормативно-государственными стандартами, задающими оп­ределенные параметры содержательного и методического ха­рактера, интегративными связями с другими социально-гума­нитарными курсами, традициями их преподавания, спецификой студенческой аудитории, методологическими и социокультурными ориентациями преподавателей.

В исторической науке можно выделить несколько моделей познавательной деятельности. Наиболее ранняя из них — клас­сическая модель, с жестким разделением субъекта и объек­та познания, предметом которого выступает надындиви­дуальная историческая реальность, из которой выводится (или к которой сводится) деятельность людей прошлого. Эта модель базируется на рационально-сциентистской мето­дологии социологизма, согласно которой историческая ре­альность воспроизводится в сознании исследователя. Раз­личного рода исторические теории выполняют здесь репрессивную функцию по отношению как к ученому, так и к самой исторической реальности.

В основе неклассической (модернистской) модели лежит принцип номинализма, ориентирующий исследователя на изучение прежде всего повседневной жизни человека. В рам­ках этой модели личность, этнос, социум рассматриваются кaк разные исторические реальности, механизм взаимодей­ствия которых включает в себя моменты как адаптации и компенсации, так и моменты конфронтации и трансформа­ции. Жизнь человека при этом также воспроизводится, но не в результате рационального осмысления, а понимания «чужой» жизни путем «вживания» в нее с помощью прин­ципов и методов герменевтического ее истолкования.

Классическая и модернистская модели исторического ис­следования исходят из возможности абсолютного субъекта познания и воспроизводства исторической реальности. Постмодернистская модель такую возможность отвергает. Реали­зуя феноменологический подход и принципы неклассической герменевтики, эта модель абсолютизирует репрессивные функ­ции субъекта исследования который в рамках смыслового поля своей культуры переосмысливает значения «чужих» куль­тур и на этой основе повседневность прошлого производит­ся сознанием субъекта познания. Современное состояние ис­торической науки в нашей стране характеризуется прежде всего следующими чертами. При сохранении традиций клас­сической модели в тематике исследования и методологиче­ских подходах наблюдается переход от монистической интерпретации истории к плюралистической. Это выразилось в осознании того, что не существует универсальных позна­вательных средств, что научная деятельность — это всегда выбор и прежде всего — методологических ориентаций

Историческая наука постепенно обретает человека и все более интерпретирует исторический процесс не как надын­дивидуальную реальность, а как деятельность человека, пе­реходя тем самым к неклассической модели познания.

Все больше внимания наряду с выяснением историчес­ких закономерностей уделяется изучению исторического свое­образия. Изучение исторического процесса и структур до­полняется исследованием социальной повседневности и ментальностей. Особый интерес вызывают проблемы этно­истории. В методологическом плане стремление объяснить историю сопровождается попыткой понять людей прошло­го, вжиться в социокультурное их пространство, иное чем у современного человека.

Этим обусловлено повышенное внимание к такой про­блеме, как история цивилизаций.

При выработке концепции преподавания истории в выс­шей школе надо учитывать также современные подходы и методы обучения. В связи с чем надо учитывать следующий момент: если XIX в. был веком энциклопедизма, а XX — теоретизма, то XXI — станет, по мнению многих историков науки, веком методологизма.

Этим обусловлен тот факт, что все большее внимание уделяется обучению познавательной деятельности, а в об­ласти методики преподавания преимущество отдается тем методам, которые ориентируются не на репродукцию зна­ний, а на активизацию познавательной самостоятельности студентов.

В этом плане можно сформулировать и некоторые цели преподавания истории в высшей школе. Конечно, студент должен уметь описывать исторические события, т. е. знать фактический материал, но факты не должны иметь само­довлеющего значения. Он должен знать алгоритмы объяс­нения исторических событий, используя при этом возмож­ность выбора той или иной системы теоретического знания. И особенно важно, чтобы он понимал людей прошлого.

Студент должен уметь самостоятельно получать истори­ческие знания в смысле мышления и возможностей индиви­дуальной интерпретации истории.

Преподаватель и студент должны руководствоваться так­же нормативно-государственными стандартами. Существу­ющие ныне «Государственные требования к обязательному минимуму, содержания и уровня подготовки бакалавра», при­нятые в 1993 г., содержат по истории следующие блоки зна­ний и умений, которыми должен овладеть студент.

1. Сущность, формы, функции исторического сознания.

2. Типы цивилизаций в древности. Проблема взаимодей­ствия человека и природы в древних обществах. Цивилиза­ция древней Руси.

3. Место средневековья во всемирно-историческом про­цессе. Киевская Русь. Тенденции становления цивилизации в других русских землях.

4. «Осень средневековья» и проблема складывания ос­нов национальных государств в Западной Европе. Склады­вания Московского государства.

5. Европа в начале нового времени и проблема формиро­вания целостности европейской цивилизации, Россия в XV— XVII вв.

6. XVIII век в европейской и североамериканской исто­рии. Проблема перехода в «царство разума». Особенности российской модернизации в XVIII в. Духовный мир чело­века на пороге перехода к индустриальному обществу.

7. Основные тенденции развития всемирной истории в XX веке. Пути развития России.

8. Место XX в. во всемирно-историческом процессе. Но­вый уровень исторического синтеза. Глобальная история.

9. Менталитет человека. Его эволюция и особенности в Западной Европе и России, в других регионах мира.

Таким образом, нормативно-государственные стандарты в целом ориентируются как на классическую, так и на не­классическую (модернистскую) модели исторического по­знания,

В содержательном плане эти стандарты, выделяя основ­ные блоки курса истории, очерчивают лишь самые общие контуры рабочих учебных программ, по которым будет вес­тись преподавание разных курсов. Поэтому более важным является сам подход, заложенный в стандартах. И здесь надо обратить внимание на четыре момента.

Во-первых, требование рассматривать российскую исто­рию в контексте всемирной. Во-вторых, вводится в качест­ве теоретико-базового понятие "цивилизация». В-третьих, существенное внимание уделяется духовному миру и мента­литету человека. В-четвертых, особое значение придается проблеме исторического сознания.

Что означает требование рассматривать российскую ис­торию в контексте всемирной? Совпадают ли понятия все­мирная история и мировая история?

Существует несколько представлений о том, что такое мировая история и есть ли она вообще. Согласно одному из них, мировая история представляет собой ряд последова­тельных ступеней прогрессивного развития человеческого об­щества как единого целого. Другие ученые говорят о миро­вой истории в ином смысле. Единство мирового исторического процесса проявляется, по их мнению, прежде всего в том, что разные народы проходят через одни и те же стадии развития, в котором обнаруживается действие одних и тех же законов.

Некоторые исследовали считают, что история каждого народа, нации настолько уникальна и неповторима, что ни о каком единстве развития человеческого общества и мировой истории говорить нельзя. Существуют лишь локально-исто­рические образования — цивилизации. И, наконец, есть пред­ставление о том, что мировая история как процесс глобаль­ного взаимодействия разных народов, стран, регионов возникает лишь на определенном историческом этапе, т.е. мировая история (или, правильнее будет сказать, всемир­ная история) сама является продуктом исторического раз­вития разнообразных по своей социокультурной организа­ции обществ.

Непонятно, в каком смысле употребляется в нормативно-государственном стандарте понятие «цивилизация», ибо речь идет и о европейской цивилизации, и о типах цивилизаций в древности, и о цивилизации древней Руси, и о цивилизациях в русских землях, а начиная с XVIII в. понятие «цивилизация» вообще больше не употребляется. Можно ли это понимать таким образом, что с эпохи капитализма цивилизации ис­чезли и речь можно вести лишь о переходе к индустриаль­ному обществу или глобальной истории?

Когда мы употребляем понятие «цивилизация», то речь идет о термине, который несет чрезвычайно большую се­мантическую и этимологическую нагрузку.

Однозначной трактовки понятия «цивилизация» нет ни в отечественной, ни в зарубежной науке.

Утвердившиеся во второй половине XVIII — начале XIX в. три подхода к пониманию «цивилизации» продолжают су­ществовать и в настоящее время. Это: 1) унитарный подход (цивилизация как идеал прогрессивного развития челове­чества как единого целого); 2) стадиальный подход (циви­лизации как этапы прогрессивного развития человечества как единого целого); 3) локально-исторический подход (ци­вилизации как качественно различные уникальные этничес­кие или исторические общественные образования.

В частности, в настоящее время наблюдается актуализа­ция вопроса: выйдет ли Россия на «дорогу цивилизации?». Такая постановка вопроса, естественно, предполагает пред­ставление о «цивилизации» как идеале общественного раз­вития, основные параметры которого задаются в первом при­ближении наиболее развитыми странами Запада.

В современной литературе реализуется также стадиаль­ный подход: в прогрессивном развитии человечества выде­ляют «космогенную», «техногенную» и «антропогенную» ци­вилизации.

Далеко не однозначен и смысл, который вкладывается в понятие цивилизации. Цивилизация, считал Гизо, состоит из двух элементов: социального, внешнего по отношению к человеку, а также интеллектуального, внутреннего, опреде­ляющего личную природу человека. Взаимное воздействие этих двух явлений, социального и интеллектуального, явля­ются основой развития цивилизации.

А, Тойнби рассматривает цивилизацию как особый социо­культурный феномен, ограниченный определенными про­странственно-временными рамками, основу которого состав­ляет религия, четко выраженные параметры технологического развития. М. Вебер считал, что в основе цивилизации ле­жит религия. Л. Уайт подходит к цивилизации с точки зре­ния внутренней организованности, обусловленности общес­тва тремя основными компонентами: техникой, социальной организацией и философией, причем техника у него опреде­ляет остальные компоненты.

В отечественной литературе также существует различное понимание того, что лежит в основе цивилизации.

Так, представители географического детерминизма счи­тают, что решающее воздействие на характер цивилизации оказывает географическая среда существования того или иного народа, которая влияет прежде всего на формы коо­перации людей, постепенно изменяющих природу (л. И. Меч­ников). Л. Н. Гумилев связывает понятие цивилизации с особенностями этнической истории.

Однако в целом преобладает культурологический подход к интерпретации понятия «цивилизация». В широком смысле под цивилизацией понимают совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом развитии, уровень общественного развития и материальной культур», в более узком смысле понятием «цивилизация» обозначают только материальную культуру. Правда, есть и иные мнения. Например, цивилизацию определяют как целостное конкретно-историческое образо­вание, отличающееся характером своего отношения к миру природы и внутренними особенностям самобытной культу­ры. Но большинство ученых склоняются к тому, чтобы оп­ределить цивилизацию как социокультурную общность, обладающую качественной спецификой.

Культурологический подход к пониманию цивилизации представляет собой форму гносеологического редукциониз­ма, когда весь мир людей сводится к его культурным характеристикам. Тем самым цивилизационный подход отождест­вляется с культурологическим.

В связи с этим надо отметить, что еще в XIX — начале XX в., особенно в странах немецкого языка, культура про­тивостояла понятию «цивилизация».

Так, уже у Канта намечается различие между понятиями цивилизации и культуры Шпенглер противопоставляет ци­вилизацию, как совокупность технико-механических элемен­тов, культуре, как царству органически-жизненного. Поэтому Шпенглер считал, что цивилизация — это заключительный этап развития какой-либо культуры или какого-либо перио­да общественного развития, для которых характерны высо­кий уровень научных и технических достижений и упадок искусства.

Кроме того, сложился и такой подход, представители ко­торого, независимо от представлений d том, что лежит в основе цивилизации, рассматривают ее как внешний по от­ношению к человеку мир, культура же трактуется как сим­вол ею внутреннего достояния.

В связи с этим термин «цивилизация» употребляется в нормативно-ценностном значении, позволяющем фиксировать то, что П. Сорокин назвал «доминантной формой интегра­ции». Такое понимание цивилизации и отличается от представ­ления о ней как о «конгломерате разнообразных явлений», и не сводит цивилизацию к специфике культуры.

Таким образом, цивилизационный и культурологический подходы представляют собой различные способы научной интерпретации истории. Цивилизационный подход ориенти­рован прежде всего на поиск «единой матрицы», доминант­ной формы социальной интеграции. Культурологический — на изучение культуры как доминанты социальной жизни. В качестве матрицы той или иной цивилизации выступают раз­ные основания.

Кроме того, цивилизации различаются также алгоритмом развития (социальным генотипом) и культурным архетипом.

С проблемой исторического сознания тесно связан во­прос о целях преподавания курса истории в высшей школе.

Преподавание истории, во-первых, преследует цель сфор­мировать у студентов определенную систему эмпирических, теоретических и аксиологических представлений об истори­ческих процессах в мире, о специфике различных цивили­заций, об историческом развитии стран, народов, социумов, человека Во-вторых, ставится задача активизации познава­тельной самостоятельности студентов в плане обучения их алгоритмам познавательной деятельности, методам рацио­нального объяснения исторических феноменов, а также спо­собам их понимания в ходе культурологической интерпре­тации В-третьих, требует инициировать у студентов потребность и способность к рефлексии по поводу выбора личностных ориентации социального поведения и деятель­ности

Выбор этих ориентации зависит от многих факторов как внутреннего, так и внешнего характера Историческое сознание — один из таких факторов В рамках дилеммы «об­щество — человек» историческое сознание является надын­дивидуальной реальностью, т е внешним по отношению к человеку фактором, или, наоборот, внутренней его духов­ной интенцией. Поэтому часто, хотя это не совсем коррект­но, выделяют уровни исторического сознания: «индивиду­альное» — «групповое», в том числе национальное и даже глобальное, если признается существование единой челове­ческой цивилизации.

Преподавание истории создает нормативно-эпистемоло­гическое и нормативно-ценностное пространство, в рамках которого и происходит формирование индивидуального ис­торического пространства.

Поэтому индивидуальное историческое сознание, его фор­мы и структура во многом будут зависеть от того, каким будет это пространство.

Для успешной реализации такого рода системы целей пре­подаватель должен профессионально владеть современны­ми методами активного обучения, знать и использовать в учебном процессе достижения зарубежной и отечественной исторической науки как в области предметных, так и мето­дологических знаний. В зависимости от профиля вуза и по­требностей студентов преподаватель должен определять не только объем исторических знаний, но и уровень освоения их содержания. Обычно выделяют три таких уровня: озна­комительный, репродуктивный и креативный.

Ознакомительный уровень предполагает получение самых общих представлений об основных тенденциях мировой ис­тории и ее особенностях в России. Репродуктивный уровень — умение воспроизвести полученные знания в области ка­тегориального аппарата исторической науки, ее основных теорий и проблем, всемирной истории, специфики развития различных цивилизаций, российской истории. Креативный уровень требует умений самостоятельного изучения и пони­мания исторических феноменов, в том числе и духовных интенций жизнедеятельности людей.

При выборе логики построения учебного курса истории следует исходить не только из тех блоков знаний, которые задаются государственными стандартами или спецификой вуза, но и из того, что существуют две противоположные позиции в решении дилеммы «общество — человек»: социо­логизма и номинализма. Первая предполагает изучение ис­тории прежде всего как надындивидуальной реальности Вто­рая позиция, наоборот, ориентирована на изучение человека в истории, служащего ключом для интерпретации истории общества

Учебный курс может вполне учитывать разные методо­логические ориентации, реализуя как социоцентристский так и антропоцентристский подходы при раскрытии той или иной темы в зависимости от ее содержания и специфических за­дач, которые ставит преподаватель при ее изложений.

Кроме того, преподаватель должен определиться, где и когда у него будет преобладать в курсе истории описание (фактография), объяснение (теоретические конструкты) или понимание (интерпретация) исторических артефактов или духовных интенций их создателей.

Структура содержания курса: последовательность тем, алгоритм расположения в них материала будет во многом зависеть не только от методологических и социокультурных ориентации самого преподавателя, но и от профиля и регио­нального местонахождения вуза, подготовленности студен­ческой аудитории.

Однако независимо от данных обстоятельств студент, изу­чивший дисциплину «История», согласно нормативно-госу­дарственным стандартам должен:

1. Понимать характер истории как науки и ее место в системе гуманитарного знания.

2. Иметь научное представление об основных эпохах в истории человечества и их хронологии.

3. Знать основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей.

4. Владеть основами исторического мышления, уметь вы­ражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касаю­щимся ценностного отношения к историческому прошлому, формам организации и эволюции общественных систем, вкла­ду народов мира, России, крупных исторических деятелей в достижения мировой цивилизации.

5. Уметь работать с научной литературой по истории, иметь навыки проведения сравнительного анализа фактов и явлений общественной жизни на основе исторического мате­риала.

6. Иметь представление об источниках исторического зна­ния и приемах работы с ними.

7. Получить дополнительный стимул к развитию черт интеллигентной личности:

— способность к аналитическому мышлению;

— стремление к расширению своей эрудиции на основе интереса к истории;

— способность понять и объективно оценить достижения культуры на основе знания исторического контекста их со- \ здания;

— способность к диалогу как способу отношения к куль­туре и обществу.

Учебно-методическое пособие по истории, написанное в форме вопросов и ответов, разработано в соответствии с профессионально-образовательными требованиями и дидактическими единицами госстандарта Российской Федерации для высших учебных заведений. Материал отечественной истории дается в контексте всемирной, исторический про­цесс интерпретируется через понятие цивилизации. Каждый «ответ» содержит предварительную справку об имеющихся в современной исторической науке различных подходах к данному «вопросу». Разделы содержат указатель рекомен­дованной литературы для самостоятельной работы студен­тов.

Пособие подготовлено коллективом преподавателей ис­торического факультета РГУ, ИППК при РГУ под руковод­ством кандидата исторических наук, заведующего кафедрой политической истории Я. А. Перехова и доктора историчес­ких наук С. А. Кислицына при содействии и финансовой поддержке Научно-методического центра «Логос» (Генераль­ный директор, доктор философских наук Г. Н. Сердюков).

Материалы пособия даются в авторской редакции.

 

Раздел 1. Введение в изучение истории.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 408 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2806 - | 2372 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.