14. Структура раздела «Пение». Этапы работы над песней
Обучать детей пению следует на разных по содержанию и му зыкальному стилю песнях- народных, композиторов-классиков и современных композиторов.
В методике обучения пению большое значение имеет правильное исполнение песни. Нельзя игнорировать вступление к песне, которое создает определенное настроение часто выражает ее основную идею. Очень важно, чтобы песня произвела впечатление на маленького слушателя уже при первом знакомстве с ней. Эмоционально-взволнованное исполнение всегда найдет соответствующий отклик у детей, вызовет разные чувства: радость, грусть, жалость, восторг и т. д.
Так, исполнение песни «Журавушка» Е. Зарицкой на слова А. Вольского вызывает у дошкольников чувство нежности. Когда они слушают песню А. Филиппенко на стихи Н. Кукловской «Веселая девочка Алена», им хочется танцевать, веселиться, а грустная старинная детская песня «Козлик» в обработке Ю. Слонова вызывает чувство жалости к козленку.
Эти непосредственные эмоциональные реакции являются результатом воздействия песенных художественных образов. Активное восприятие произведения вызывает желание выучить его. Нужно помнить, что от качества исполнения зависит не только яркость восприятия, но и качество воспроизведения песни детьми.
Вначале музыкальный руководитель поет мелодию песни. Затем показывает детям, как и когда надо взять дыхание, объясняет характер, динамические особенности произведения (петь напевно, прерывисто, усилить или ослабить звучность и т. д.), четко и выразительно произносит слова, обращает внимание детей на чистоту интонирования.
Для примера укажем на особенности исполнения песни «Соловей» А. Филиппенко на слова Г. Бойко: мелодия запева исполняется напевно, а припев («Тёх, тёх, тёх, тиу, тиу, тёх») поется отрывисто,— ведь это подражание пению соловья.
Мимика во время пенияпроизводит особое впечатление на дошкольников. Опыт показывает, что интерес детей к песне возрастает даже при незначительном изменении выражения лица педагога. Так, исполнение шуточной песни должно сопровождаться улыбкой. Иногда достаточно чуть заметного движения бровей или губ, чтобы создать нужное настроение. Это придает пению особую выразительность.
Пример: Каждый куплет песни А. Филиппенко «Цыплята» на слова Т. Волгиной сопровождается соответствующей мимикой. В первом куплете лицо исполнителя спокойное, ласковое (рассказывается о курочке и цыплятах). При исполнении второго куплета оно становится серьезным (курочка «поучает» цыплят), в третьем — обиженным. Настроением четвертого куплета песни — радостное, и соответствующей должна быть мимика.
Немаловажное значение при обучении дошкольников имеет жест педагога. Музыкальный руководитель часто сопровождает свое пение плавными или отрывистыми движениями руки. Это способствует более эффективному усвоению основных певческих умений и навыков.
Существенную роль в учебном процессе играет слово педагога (беседа, пояснение, указание и т. п.). Музыка не только влияет на чувства, но и пробуждает мысль. Задача муз.руководителя — управлять восприятием музыки, учить слушать ее, объяснять содержание произведений, комментировать их в процессе разучивания. Особенно возрастает роль слова в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Пояснение педагога не преуменьшает впечатление от музыкального произведения, а, наоборот, углубляет его.Слово помогает ребенку правильна воспринять художественное произведение.
При разучивании песни музыкальный руководитель объясняет тот или иной певческий прием.
К наглядным приемам относится показ иллюстраций, картинок, использование игрушек, музыкальной азбуки, лото и т. д. В процессе разучивания песен широко используются игровые приемы.
Обучая пению, музыкальный руководитель должен знать индивидуальные особенности детей, чтобы найти «ключ» к каждому из них. Правильная организация работы на занятиях по пению, и в частности, охрана детского голоса невозможны без индивидуального подхода.
Проверять певческие умения дошкольников следует на доступных и знакомых песнях из репертуара предыдущих возрастных групп, учитывая отношение ребенка к тому или иному произведению. Если песня исполняется правильно и без затруднений, ее можно транспонировать на полтона или на тон выше либо предложить другую с более широким диапазоном. Если ребенку трудно пропеть верхние звуки, мелодию следует транспонировать ниже, то есть найти удобную тональность.
Рассмотрим применение тех или иных методов и приемов в процессе разучивания песни.
Процесс разучивания песни включает 3 этапа.
1-й этап - ознакомление с песней. Целью первого этапа обуче ния является: заинтересовать детей, раскрыть содержание музы кального произведения, определить музыкальные средства выра зительности.
2-й этап - разучивание песни. На этом этапе происходит основ ная работа по обучению детей певческим умениям и навыкам.
3-й этап - закрепление песни. Работа над воссозданием музы кально-художественного образа песни, над ее эмоционально-выра зительным исполнением.
На первом этапе используются беседы, в ходе которых дети знако мятся с содержанием песни, обращают внимание на ее художественный образ. Эти беседы тесно связаны с живым восприятием детьми песни. Также применяется показ картин, художественных игрушек, отвечающих тематике песен.
Не все песни требуют предварительной беседы. Если песня не сложная, доступна детям по содержанию, легко воспринимается ими, то следует ограничиться лишь ее названием. В таких случаях после первого прослушивания детям задаются вопросы: какая пес ня по характеру, о чем она рассказывает и т. д. После этого песня исполняется педагогом еще раз.
На следующем занятии можно сыграть вступление и спросить, как называется песня, вступление к которой было исполнено. За тем исполнить всю песню. Если в песне есть припев и он неслож ный, то дети могут подпевать. На третьем занятии педагог дает де тям еще раз прослушать песню и начинает разучивать ее с ними
В процессе разучивания песни (2-й этап) ведется работа по раз витию всех певческих навыков.
Для выработки чистоты интонации нужно учить детей вслушиваться в звуки, различать высоту их зву чания. На этом этапе можно использовать следующий игровой при ем: большой паровоз гудит низко (фа 1), а маленький высоко (до 2).
Необходимо добиваться точного звучания начальных звуков пес ни. Для этого можно использовать такой прием, как пропевание первой ноты на слова: «Песенку начнем». Затем сразу начать пес ню. Или же предложить детям потянуть первый звук, выравнивая его: «Все как один поем одинаково, как будто в дудочку дудим».
Работая над мелодией, педагог должен сосредоточить на ней вни мание детей: «Дети, послушайте внимательно. Я играю мелодию». Затем мелодия пропевается на определенные слоги с использова нием какого-либо игрового приема: детям предлагается «сыграть» мелодию на дудочке, скрипочке, спеть, как гуси и т. д. Если мелодия напевная, то она пропевается на слоги, оканчивающиеся гласными звуками (ля-ля, ду-ду). Если мелодия легкого отрывистого звуча ния, то она пропевается на слоги, оканчивающиеся на согласные звуки (динь-динь, тук-тук).
Разучивая песню, в которой фразы ме лодии разные по характеру звучания, можно предложить детям по играть в оркестр. Например: «Сегодня мы не споем песню, а сыгра ем. У нас будет оркестр, в оркестре играют разные инструменты: много дудочек и много бубенчиков. Дудочки играют протяжно -ду-ду, а бубенчики звонко - динь-динь».
При работе над мелодией необходимо выделять интонационно трудные мотивы, разучивать их отдельно. Например, в мелодии песни «Дед Мороз» В. Витлина есть скачок на большой интервал -ре-си. Можно отработать этот скачок, предложив детям позвать деда Мороза, пропев «а-у». Если в песне есть сложный ритмический рисунок, нужно попросить детей прохлопать («спеть руками»). Педагог обращает внимание детей на разные длительности звуков. При этом используется игровое упражнение- зов детей. Напри мер: «Пе-тя, где ты?»
При обучении детей пению необходимо обра щать их внимание на темповые и динамические изменения. Напри мер, в песне «Детский сад» А. Филиппенко запев поется умеренно громко, а припев громко. Педагог, во-первых, своим исполнением дает почувствовать детям разницу, а во-вторых, в пояснении обра щает внимание на связь характера музыки с ее динамикой: «Вы все любите игрушки, споем о них весело, звонко, громко».
Работая над дикцией, педагог добивается ясного правильного произношения слов. Разъяснять смысл трудных слов следует уже на первом этапе обучения. Однако дети могут понимать слова и все-таки неправильно их произносить. Это свидетельствует о несовер шенной артикуляции. В таких случаях текст песни произносится шепотом сначала педагогом, а потом детьми обязательно в ее рит ме. Изредка используется прием выделения слов, произношение которых требует коррекции. Развивая правильную дикцию, педа гог обращает внимание и на "выразительное произнесение отдельных слов в соответствии со смыслом предложения.
На втором этапе продолжается работа по развитию правильного дыхания, основные приемы которого показывает педагог. Используются и упражнения, например «Паровозы». Дети должны глубоко вдохнуть воздух и выдохнуть на звук «ш», как будто пар выходит из паровоза. После этого можно пропеть фразу из разучиваемой песни.
Особое значение в работе над ансамблем имеют указания педагога, его жесты.
На третьем этапе рекомендуется использовать следующие приемы: пение по рядам, подгруппам, пение соло без сопровождения.Можно среди хорошо поющих детей выбрать солиста, исполняющего запев песни, а остальные дети будут петь припев. Если в песне несколько действующих лиц, отражены какие-либо действия, ее можно «обыграть», спеть «по ролям».