Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Виды музыкально-ритмической деятельности




К наиболее распространенным видам музыкально-ритмической деятельности относятся игры, пляски и упражнения.

Основное место в разделе музыкально-ритмических движений занимают игры. Музыкальная игра - это активная деятельность, направленная на выполнение музыкально-ритмических задач. Она вызывает у детей веселое, бодрое настроение, влияет на активность процесса развития движений, формирует музыкальные способнос ти. Играя, ребенок упражняется в движении, осваивает его, в про цессе игры развиваются положительные качества личности ребен ка, через игру он познает жизнь.

Вся деятельность ребенка в процессе музыкальных игр пред ставляет собой активное слушание музыки, требующее непосред ственной реакции, обостренное музыкальное восприятие, связан ное с переживанием, различением и узнаванием музыкального образа.

Выполнение музыкальных заданий в игре предполагает оп ределение характера музыки, темпа, различение динамики, отдель ных частей произведения.

Эффективность музыкального развития ребенка в процессе музыкальных игр обеспечивается тем, что игру как самую близкую ему форму деятельности легко объяснить. Кроме того, интерес к игре и эмоциональная приподнятость в процессе ее исполнения, доступность игровых образов способствуют развитию творческой инициативы ребенка.

Музыкальные игры делятся на сюжетные и несюжетные в за висимости от того, разыгрывают дети определенный сюжет или выполняют игровые задания.

В сюжетных играх раскрываются образы, показаны действия. В этих играх сюжетны поэтические тексты, а движения как бы их комментируют.

В сюжетных играх детей младших групп происходит простей шая имитация движений (воробушек машет крыльями, зайчик прыгает). В средней группе повышаются требования к сходству с образом, переживанию его. В подготовительной к школе группе от детей требуется эмоциональная выразительность движений, осознанное отношение к своей роли и более высокое качество ее исполнения. У ребенка в процессе переживания своей роли фор мируется отношение к образу.

Основные виды сюжетных игр.

1. Начальная форма игры - игра под пение и движения под фор тепианное заключение. Например, «Лошадка», музыка А. Филип пенко. Текст - содержание, а фортепианное заключение - разви тие образа.

2. Следующей по степени трудности является игра под инстру ментальную музыку, например «Летчики, следите за погодой», му зыка М. Раухвергера.

3. Более сложными являются игры-инсценировки. Их можно выносить на праздники, вечера досуга. Желательно, чтобы участ ники игры выступали в костюмах. Например, игра-инсценировка «Теремок», музыка М. Красева, слова С. Маршака.

Несюжетные игры не имеют определенной тематики. В них при сутствуют различные игровые задания, элементы пляски, соревнова ния, различные построения и перестроения.

Важным видом музыкально-ритмического движения являются пляски. Они активизируют слух ребенка, вырабатывают четкие красивые движения и способствуют развитию творческой актив ности. И в плясках дети различают характер музыки, форму музы кального произведения и средства музыкальной выразительности.

В детском саду проводятся различные пляски.

1. Пляски с зафиксированными движениями, т. е. авторские, к которым относятся:

♦ пляски с участием взрослого; этот вид пляски создается ав тором с учетом обязательного исполнения педагогом одина ковых с детьми или отличных движений;

♦ современный детский танец;

♦ народные пляски, в которых используются подлинные эле менты народного танца;

♦ хороводы с пением, движения которых не связаны с текстом;

♦ характерный танец, в движениях которого изображается дан ный персонаж;

♦ детский бальный танец.

2. Пляски-импровизации на основе разученных движений. Они используются с целью развития детского творчества. К ним относятся:

♦ пляска типа «зеркало»;

♦ пляска, где дети сочиняют движения на первую ее часть, а для второй части движения показывает педагог;

♦ пляска, где дети сочиняют движения для ее первой и второй частей.

Кроме музыкальных игр и плясок, на музыкальных занятиях с детьми определенное место занимают упражнения - многократ ное выполнение одного и того же движения в целях обучения.

Назначение упражнений различно:

♦ упражнения, используемые в целях совершенствования основных движений (ходьба, бег, подскоки, прыжки);

♦ подготовительные упражнения, в ходе которых разучивают ся движения к играм и пляскам (переменный шаг, кружения, шаг на всю ступню, передача флажка по кругу и т. д.);

♦ образные упражнения, уточняющие различные игровые об разы, движения персонажей сюжетных игр (поступь медве дя, прыжки зайца, бег лошади); образные упражнения дают
детям возможность овладеть движениями для выполнения индивидуальных ролей;

♦ упражнения как определенные законченные композиции; обычно они создаются авторами.

В младшей группе основные программные требованияпо разделу музыкально-ритмических движений заключаются в следующем: через музы кально-ритмические упражнения и музыкальные игры повысить интерес детей к музыке, развить их музыкальные способности, по мочь им целостно, эмоционально воспринимать музыку.

Дети долж ны овладеть следующими умениями:

♦ начинать и оканчивать движения одновременно с музыкой;

♦ согласовывать свои движения с характером музыки (бодрый, спокойный), регистровыми изменениями (высоко, низко), темпом (быстро, медленно), динамикой (громко, тихо), фор мой музыкальных произведений (двухчастной);

♦ выполнять основные движения (ходьба, бег, прыжки);

♦ выполнять гимнастические упражнения (с флажками, пла точками, погремушками и т. д.), перестроения;

♦ выполнять образные и танцевальные движения.

К детям средней группы в процессе занятий музыкально-рит мическими движениями предъявляются гораздо большие требова ния. Их учат точнее исполнять задания, самим исправлять ошибки, осознанно относиться к качеству движений. Развивают наблюда тельность, инициативу и самостоятельность детей при выполнении заданий, будят воображение.

В процессе игр, пля сок, упражнений у детей воспитываются интерес и любовь к музы ке, развиваются музыкальная память и музыкально-ритмическое чувство. В средней группе закрепляются навыки, полученные в младшей, и вводятся новые, более сложные.

Тематика игр в средней группе более разнообразна, их содержа ние достаточно развернутое, сложнее музыкальные задания. Обучая детей играм, углубляют их представления об окружаю щем, так как в них дети передают повадки зверей, действия людей, имитируют движение транспортных средств.

Пляс ки усложняются с точки зрения движений и построения, музы кальный материал становится более разнообразным по форме и содержанию. Вводятся игры с индивидуальными ролями. В средней группе используется много плясок с зафиксирован ными движениями, вводится самый простой вид пляски-импрови зации - типа «Зеркало». Пляски становятся более разнообразны микак по своей музыке, так и по построению. Движения в них более детально отражают изменения характера музыки.

Дети работают со всеми видами упражнений, хотя упражнения-композиции даются очень простые, состоящие из 2—3 элементов движений. Меняется и роль воспитателя. Он предоставляет детям все больше и больше самостоятельности, чаще объясняет, дает ука зания, чем показывает. В играх с индивидуальными ролями их ис полнение уже со второго занятия поручается ребенку.

В процессе обучения все большее место начинает занимать ин дивидуальная работа- вызовы для демонстрации движения од ного, двух, трех детей. Причем вызываются не только дети, хоро шо усвоившие способ его выполнения, но и не справляющиеся с ним. Такие вызовы активизируют детей, помогают сосредоточить их внимание.

С детьми, отстающими в усвоении материала, проводится инди видуальная работа вне музыкальных занятий.

На каждом занятии при разучивании игры или пляски перед детьми ставятся новые задачи.Разученные игры и пляски повторя ются неоднократно, используются различные варианты игр, соче тание их с пляской.

Усложнение программы в старшей и подготовительной груп пах обусловлено уже приобретенным детьми жизненным и музы кальным опытом, а также уровнем их физического и психического развития: окрепла нервная система, движения стали более скоор динированными, развились ориентировка в пространстве и вооб ражение, внимание стало более сконцентрированным.

У детей данного возраста в достаточной степени развиты музы кальные способности - чувство ритма, музыкальный слух. В стар шей и подготовительной группах воспитатель закрепляет все ранее приобретенные детьми навыки, знания и умения. Объем их музы кальных и двигательных навыков возрастает. К выполнению зада ния дети подходят осознанно, умеют давать оценки своей деятельно сти и стремятся все выполнить правильно. Если в младшей группе ребенок имитирует образ, в средней группе точно выполняет его, то в старшей и подготовительной группах ребенок воплощает об раз эмоционально, выразительно.

От детей требуется умение двигаться в различных построениях и направлениях (звездочка, воротца; ходьба вперед, назад, врассып ную, змейкой и т. д.). В ряде игр, плясок и упражнений проводится работа над поочередными действиями групп и пар детей, над сво евременным началом и окончанием ими действий. В этих группах проводятся все виды игр, плясок, упражнений, импровизаций; инс ценировки, этюды. Дети старшего дошкольного возраста должны уметь: ритмично двигаться в соответствии с характером музыкаль ного произведения, его частями и динамикой звучания, темпом и метром, ритмическим рисунком.

В играх с пением дети должны передавать содержание текста и характер мелодии. Исполнять пляски, построенные на плясовых движениях - шаг галопа, польки, выставление ног на носок и пят ку. Исполнять элементы русской народной пляски - плавный шаг, переменный шаг, шаг с притопыванием, полуприсядка, троекрат ное притопывание в конце музыкальных фраз; хлопки в разном темпе и ритме и т. д. Правильно сочетать основные движения с гим настическими, имитационными. Играть под пение детей и воспи тателя, под инструментальное сопровождение, уметь инсцениро вать содержание песни.

В музыкальных играх детей учат действовать согласованно, са мостоятельно искать выразительные движения, не подражая друг другу. В плясках они должны творчески использовать знакомые им элементы движений, комбинировать их, составлять несложные композиции. Дети должны не только овладеть различными движе ниями, но и знать их названия.

В старшей и подготовительной группах игра остается основным видом деятельности, но пляски и упражнения занимают большее место.

В группах детей старшего дошкольного возраста проводятся все виды плясок и упражнений.Пляска с участием взрослого обычно фигурирует лишь на праздниках, когда прибывшие гости (Дед Мо роз, Петрушка, Снегурочка, Весна, Осень и т. д.) танцуют вместе с детьми или когда ведущий организует детей в хоровод и проводит с ними пляску, ранее не разученную.

Подготовка педагога к обучению детей музыкально-ритмическим движениям

Для того, чтобы правильно организовать процесс разучивания с детьми игр, плясок и упражнений, педагог должен соответствую щим образом подготовиться:

♦ тщательно разучивать музыкальное произведение;

♦ проанализировать его с точки зрения общего характера и му зыкальной формы;

♦ исполнить самому движения данной игры, пляски, упражне ния, стремиться к их выразительности, точности, образности на основе анализа произведения и указаний авторов;

♦ запланировать программные требования к детям по основ ным музыкально-ритмическим навыкам;

♦ разработать методику обучения.

Программные требования планируются по следующим аспектам:

♦ характеру музыкального произведения (бодрый, спокойный, торжественный);

♦ темпу (быстрый, медленный, умеренный и т. д.);

♦ динамике (громко, тихо, не очень громко и т. д.);

♦ метроритму (размер, акцентировка, ритмический рисунок);

♦ форме музыкального произведения (одна, две, три части, вступление, заключение).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 6174 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2215 - | 2158 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.