Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Развитие музыкальных способностей, структуры музыкальности




Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей. Музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие «музыкальность».

Содержание понятия «музыкальность» охватывает самые разные свойства - от способности дифференцировать музыкальные звуки до высших творческих проявлений, поскольку музыкальная деятельность многосоставна и разнообразна.

В исследованиях последнего времени намечена тенденция трактовки музыкальности как комплекса свойств личности человека, возникающего и развивающегося в процессе возникновения, создания и усвоения музыкального искусства.

Под воздействием музыки у человека постепенно возникает особая слуховая и эмоциональная восприимчивость, которая в процессе музыкального развития все более углубляется и дифференцируется. Музыкальность характеризуется единством биологических и социальных элементов, поскольку ее качество зависит как от сочетания специальных способностей и особенностей личности данного человека, так и от ориентации его в музыкальных явлениях данного общества.

Музыкальность, таким образом, - это своеобразная форма ориентировки в музыкальных явлениях.«Главный признак музыкальности - переживание музыки как выражения некоторого содержания, основными же носителями этого содержания являются в музыке высотное и ритмическое движение».

Под структурой музыкальностипонимается комплекс способностей, качественное своеобразие которого у субъекта, позволяет ему успешно проявить себя в любой музыкальной деятельности.

Среди работ, посвященных музыкальным способностям, особое место занимает книга Б.М. Теплова «Психология музыкальных способностей». В ней предложена оригинальная концепция музыкальности. Б.М. Теплов определяет музыкальность как «...тот компонент музыкальной одаренности, который необходим для занятия именно музыкальной деятельностьюв отличие от всякой другой, и притом необходим для любого вида музыкальной деятельности».

Таким образом, музыкальность предстает как комплекс способностей, необходимых для занятия музыкальной деятельностью. Теплов выделяет среди них три основные,способствующие наиболее успешному выполнению музыкальной деятельности:

1. Ладовое чувство, способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, т.е. чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения.

2. Способность к слуховому представлению, т. е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное и ритмическое движение мелодии. Эта способность образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения.

3. Музыкально-ритмическое чувство, т. е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать музыкальную выразительность ритма и точно воспроизводить последний в движениях.

А главным показателем музыкальности Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку. Неосновными компонентамикомплекса музыкальности он считает тембровый, динамический, гармонический и абсолютный слух.

Все способности характеризуются синтезом эмоционального и слухового компонентов. Их сенсорная основа заключается в узнавании, дифференциации, сопоставлении звуков, различных по высоте, динамике, ритму, тембру, и их воспроизведении.

Большинство исследователей признает решающую роль обучения и воспитания в развитии биосоциального свойства личности – музыкальности. С развитием музыкальности у детей появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуются слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность.

Б.М.Теплов, подчёркивая необходимость качественного, а не количественного подхода к музыкальности, говорил, что «основное, что должно интересовать педагога, не вопрос насколькомузыка лен тот или другой ученик, а вопрос о том, каковаего музыкальность и каковы, следовательно, должны быть пути ее развития».

В дошкольном детстве основной зада чей музыкального воспитания и образования является развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, переживание ее содержания, т.к. она является характерным признаком музыкальности.

Рассмотрим, в каких видах деятельности развиваются музы кальные способности.

Эмоциональная отзывчивость на музыку (основа музыкально сти) может быть развита во всех видах музыкальной деятельно сти — восприятии, исполнительстве, творчестве, так как она не обходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания, а следовательно, и его выражения (в исполнительской и творческой деятельности). Эмоциональная отзывчивость на музыку проявляется в наибольшей степени в двух способностях: ладовом чувстве (эмоциональный компонент слуха) и чувстве ритма (эмоциональная способность). Поэтому эмоциональная от зывчивость на музыку прежде всего развивается в восприятии музыки (предшествующем и сопутствующем всем видам музы кальной деятельности), а также в музыкально-ритмических дви жениях. Эмоциональная отзывчивость на музыку может разви ваться и в других видах исполнительской и творческой деятель ности детей (пение, игра на музыкальных инструментах) при условии ведущей роли выразительности в детском исполнении, творческих импровизациях.

Ладовое чувство может быть развито прежде всего в процессе восприятия музыки (ее узнавании, определении, закончилась ли мелодия). Кроме того, поскольку ладовое чувство проявляется и в чувстви­тельности к точности интонации, оно может развиваться во время пения, когда дети прислушиваются и к себе, и друг к другу, кон тролируют слухом правильность интонации.

Музыкально-слуховые представления развиваются в видах деятельности, которые требуют различения и воспроизведения мелодии по слуху. Эта способность развивается прежде всего в пении, а также в игре по слуху на звуковысотных музыкальных инструментах. Она развивается также в процессе восприятия, предшествующего воспроизведению музыки.

Чувство ритма развивается прежде всего в музыкально- рит мических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки. Занятия ритмикой позволяют прочувствовать и выразить в движениях смену настроений в музыкальном произведении, со вершенствовать чувство ритма с помощью координации движе нии и музыки. Чувство ритма может формироваться не только в музыкально-ритмических движениях, но и в других видах деятельности, преж де всего в пении и игре на музыкальных инструментах.

Таким образом, три основные способности, составляющие ядро музыкальности, в боль шей или меньшей степени развиваются в различных видах музы кальной деятельности: восприятии, исполнении, творчестве.

6. Характеристика методов и приёмов обучение детей слушанию музыки в младшем возрасте.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 5304 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2227 - | 2156 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.