На протяжении 1920–1930 гг. Советский Союз в своей внешней политике старался достичь ряда задач.
Первой задачей являлся прорыв дипломатической и экономической блокады страны. В 20‑х гг. советскому правительству удалось в целом решить эту задачу. Ряд мирных договоров с приграничными странами был заключен уже в 1920–1921 гг., а после Генуэзской конференции 1922 г. началось постепенное налаживание отношений СССР со странами западного мира. Первой среди ведущих европейских держав, восстановившей дипломатические отношения с СССР, стала Германия. В апреле 1922 г. между этими государствами в Рапалло был заключен договор, определивший дружеский характер отношений между ними на следующее десятилетие. Обе стороны были заинтересованы в тесном политическом, экономическом и военном сотрудничестве – и униженная Версальским миром Германия, и нуждавшаяся в научно‑техническом содействии Советская Россия. Окончательный прорыв дипломатической блокады произошел в середине 20‑х гг., когда в течение нескольких лет СССР установил дипломатические отношения с Англией,Францией, Италией и рядом других ведущих стран мира. В 1934 г. СССР был принят в Лигу Наций и стал играть заметную роль в создании системы коллективной безопасности в Европе.
Что касается выполнения второй задачи – поиска надежных и долгосрочных государств ‑ партнеров, то ее выполнение существенно осложняла упоминавшаяся двойственность характера Советского Союза.
На протяжении 20‑х–30‑х гг. дружественным СССР государством была лишь Монгольская Народная Республика. Кроме того, наша страна оказывала военную помощь испанскому республиканскому правительству в гражданской войне и Китаю в войне с Японией. В зависимости от конкретных внешнеполитических обстоятельств СССР сотрудничал в разные годы с Германией, Англией, Францией и рядом других государств.
Третью задачу – продвижение «мировой революции» на территорию других стран – Советское государство начало выполнять еще в 1919 г., когда в Москве для этих целей был создан Коминтерн – международная коммунистическая организация. Коминтерном были организованы восстания в Германии и Болгарии (1923). Однако неудачи военных выступлений, а также крайне негативная международная реакция на них заставили руководство СССР несколько дистанцироваться от непосредственного участия в революционной деятельности в других странах. Тем не менее на протяжении всех лет своего существования Советское государство продолжало осуществлять контроль за действиями крайне левых сил и их поддержку во всем мире.
Таким образом, в течение 20‑х – начале 30‑х гг. СССР сумел преодолеть дипломатическую изоляцию. В то же время ведущие государства мира в силу изложенных выше причин рассматривали существование СССР как потенциальную угрозу их безопасности. Во внешней политике Советской страны был совершен переворот от идеи мировой революции к концепции построения социализма в условиях капиталистического окружения и необходимости в этой связи сотрудничества с иностранными государствами.
СССР В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ИТОГИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ В 1920–1930 гг
К середине 30‑х гг. баланс сил в Европе сильно изменился. Созданная по итогам Первой мировой войны Версальская система фактически перестала существовать, так как с приходом к власти А. Гитлера в Германии (1933) эта страна взяла курс на милитаризацию и экспансию(расширение)
Основным направлением советской внешней политики в середине 30‑х гг. следует признать попытки создания системы коллективной безопасности в Европе для противодействия германской агрессии. Установив дипломатические отношения с большинством европейских стран, СССР также заключил с рядом из них договоры о взаимной помощи (Франция, Чехословакия) или пакты о ненападении (Финляндия Польша, Италия). Поворотным моментом во внешней политике СССР послужило Мюнхенское соглашение 1938 г., по которому Англия и Франция согласились на отторжение Судетской области Чехословакии в пользу Германии, несмотря на то, что СССР был готов вступить в войну на стороне Чехословакии. Очевидно, такая позиция союзников ставила под сомнение перспективы англо‑франко‑советской коалиции.
В создавшейся ситуации Советский Союз и Германия были взаимно заинтересованы во временном союзе. 24 августа 1939 г. был подписан договор о ненападении между двумя странами, а секретный дополнительный протокол к нему разделил между ними сферы влияния в Восточной Европе. Таким образом, СССР и Германия за неполные два года фактически поделили между собой государства этого региона и убрали разделяющий их барьер из нейтральных стран к лету 1941 г. Одним из итогов советской внешней политики в указанный период стал прорыв экономической и политической блокады страны с помощью заключения ряда договоров с ведущими государствами мира. СССР стал полноправным участником системы международных отношений и проводил прагматичную внешнюю политику, во многом отказавшись от прежней системы стереотипов. В период с августа 1939 г. по июнь 1941 г. фактическим союзником СССР выступала Германия, которая заключила с СССР не только торгово‑экономическое, но и секретное военно‑политическое соглашение о разделе сфер влияния в Европе. Таким образом, Советский Союз, очевидно, много проиграл в глазах мирового сообщества, однако сумел прирастить свою территорию на 500 тыс. кв. км и увеличить население страны на 23 млн человек за счет земель с развитой инфраструктурой. К июню 1941 г. советская власть была установлена на территории почти всей прежней Российской империи, создана социально‑экономическая и материально‑техническая база для ведения общенациональной войны. Очевидным было и скорое, неотвратимое начало этой войны – стремление как СССР, так и Германии распространить свою модель развития на все окружавшие их страны неизбежно вело к возникновению коренных противоречий между ними, делало неизбежным столкновение двух этих сил.