1. Роль деликатностей типа внутренней жизни индивида, которая, считал Кьеркегор, принадлежит ему, представляя terra incgnita для истории: никакая история, настаивал он, "не должна касаться этой области, составляющей на радость или на горе его
1 Ясперс К. Истоки истории и ее цель. М., 1978. Вып. 2. С. 146.
2 Xenpl A.D. Therie de Lhistire. P., 1918. P. 93.
3 Ppper К. The Pverty f Histricism. L., 1957. P. 143.
4 Гегель Г.В.Ф. Соч. Т. 1. M., 1929.-С. 318.
5 Тьер О. История происхождения и успехов третьего сословия. М., 1899. С. 42.
Предисловие____________________________________
вечную и неотъемлемую собственность"1. Включенность экзистенциальной материи в плоть исторического переполняет последнюю множеством щекотливых мелодий, звучащих далеко не отсутствующе, не отвлеченно. Чем, скажем, объяснять нерешительность, непоследовательность декабристов? Классовой ограниченностью? Духом покорности? Пристрастием к самоотречению? Взятым всем вместе? Быть может, так. Однако в не меньшей мере причастностью гуманизму, стойким неприятием кровавого опыта Великой Французской революции. "Ужасные происшествия, бывшие во Франции во время революции, — признавался Пестель, — заставили меня искать средство к избежанию подобных"2. Если бы не персональные "блики", "призраки" гуманизма, социально-политические пути, перспективы дворянской революции в России оказывались бы иными.
2. Роль "частных" фактов, которые, как полагал П. Лавров, священны и не подлежат огласке. Соображение Лаврова парируется аргументом Энгельса: если принимать это правило безусловно, придется вообще запретить писать историю. Действительно, если когда-либо "невинную Изабеллу выдают замуж за человека, который... не терпит женщин... если она, пренебрегаемая, берет мужчин где попало, — все это совершенно частное дело. Но если упомянутая... Изабелла — королева Испании, а один из молодых людей, которых она держит при себе... офицер по имени Серрано, возводится в фельдмаршалы и в премьер-министры, потом... низвергается другим фаворитом, а затем изгоняет из страны свою неверную подружку и.... сам становится диктатором Испании, если бы кто-нибудь вздумал писать... сознательно умалчивая... об этом эпизоде, он фальсифицировал бы историю"3. Справедливо. Вопрос тем не менее в том, как, соблюдая верность происходившему, не выродить историю в психологию. Как, повествуя о страсти, исключить дождевого разлета мысли, добиться не звучания, а значения объяснений?
3. Роль инициации. Кто подлинный лицедей (актант, фигурант) истории — человек в прошлом утверждающий или в настоящем влияющий? Аутентичный Сократ, исторический Сократ, — размышляет А. Башар, — "тот, кто воздействует на историю мысли, воздействует на нашу человеческую историю всякий раз, когда мы к нему приближаемся... Сократ исторический и Сократ легендарный — одно и то же существо, существо живое, поскольку оно действует"4. Сократ исторический и Сократ легендарный — одно и то же? Успокоительная идентификация двух лиц представляет именно тот
2 Къеркегор С. Наслаждение и долг. М., 1894. С. 245. Избранные социально-политические и философские произведения декабристов.
3 М., 1951. Т. 2. С. 168.
4 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. T. J8. С- 520-521. Башар А. Греческая цивилизация. М., 1959. Т. 2. С. 278.
случай, когда, используя оборот Фюстеля де Куланжа, поэзия (философия) выделяется сама, почти помимо воли историка. Если к тому же ее (поэзию, философию) рассматривать как сведение счетов с самой собою в одиночестве.
Преодоление "поэтического" в истории ввиду угроз субъективизма (гносеологическое измерение), окказионализма и фатализма (онтологическое измерение), релятивизма (антропологическое измерение) произюдилось подведением под рассуждения имперсонального — то статистики (Кегле, Бокль, Бурдо, Оден, Гальтон, Кандолей, Ломб-розо), то демографии (Летурно), то землеобразования (Лайель), то географической среды (Геродот, Фукидид, Боден, Монтескье, Гер-
дер, Ратцель).
По-нашему, суть дела не в подведении под фактуру фундирующих оснований, а в прояснении способов ее изучения. Базис доказательности истории — принципы, приемы, воплощающие "голос совести" (Буркхардт) реалистично, критично настроенного историка.
История — не хранитель веры и благочестия, скорее, она — духовное трезвение, бодрствование.
Каждый раз история пишется заново. Но не вследствие ненаучности, а вследствие требующего обновления аналитических звеньев богатства материала, вследствие непрерывного, обильного научного творчества, вследствие изменения, обязывающего расти вместе с
задачей.
Брожение возможностей, открытость эпохам — от трансформации "значимости" фрагментов прошлого, кропотливой рефлексией которых озабочены палеография, эпиграфика, сфрагистика, геральдика, нумизматика, дипломатика, генеалогия, хронология, археология, источниковедение а) вскрывающие специфические и типологические движения в социально-политической среде, мир-системные и страновые контакты и связи б) заставляющие отрекаться от догм, прощаться с иллюзиями в) приговаривающие нас к смыслам подлинности, правдивости, достоверности.