Итак, есть некий процесс жизни, или течение Дао. Если человек следует Дао в себе, то в его жизни все складывается удачно. Вовремя приходят трамваи, а если трамваи задерживаются, он успевает познакомиться с прекрасной девушкой и т.д. Но если кто-то пытается избежать такого течения, останавливается на том, что процессуальные терапевты называют «краем» или «барьером», то в жизни начинаются неприятности: проблемы с работой, здоровьем, деньгами, отношениями, начинают сниться плохие сны и человек попадает в случайные неприятности. Если начался затор, то на всех фронтах сразу, А что же это за край или барьер? Чаще всего, это некие собственные внутренние ограничения, устаревшие представления о себе и о мире, или то, что гештальтисты называют «интроектами». Если человек стоит на таком краю долго, то он рискует погибнуть от болезни или несчастного случая. Красота модели еще и в том, что люди путешествуют по жизни связками, как альпинисты. Если один застрял, он тормозит всю группу. Ничуть не лучше, если кто-то из связки перелез через общую вершину и начал спускаться вниз: всем остальным начинает казаться, что их тянут к пропасти. Они будут пытаться втянуть назад лидера. Тот, кто перелез через общий край — выздоровел, но тогда рискуют обострением все остальные. Либо они перережут веревки и система развалится. Лидер выпадет из гнезда. Дао течет.
Окончательные итоги
Время подводить итоги этой части книги. На протяжении всех предшествующих страниц я тщательным образом подтверждал правомочность одной-единственной модели возникновения и развития болезней. Модели потребностей. Я хотел бы, чтобы читатель не подумал, что это — единственная эффективная и всеобъемлющая модель. Это далеко не так. Эффективных и экологичных моделей много, каждая из них заслуживает отдельной книги. Например, к теории чакр, мужских и женских энергий, процессуальной теории я только прикоснулся. Я взял модель потребности прежде всего потому, что в рамках теории потребностей медицина и психотерапия наиболее соприкасаются и совпадают. Более того, очень красивую модель потребностей я обнаружил именно в медицинском руководстве. Разве это не грустно —У медицины есть потрясающие теоретические основания быть эффективной, но медики стараются этого не делать. ПОЧЕМУ?!! Это для меня загадка. Метафора ситуации примерно такая: представьте себе телемастера, который имеет потрясающе точную схему телевизора, бесподобные диагностические приборы, а также позолоченный молоток с ручкой из красного дерева и титановые гвозди для ремонта!
Но подведем итоги теории потребностей. Итак:
1. Болезни возникают вследствие неосознанных и нереализованных потребностей.
2. Организм человека стремится к саморегуляции и максимальному здоровью.
3. Задача терапевта — поддерживать саморегуляции организма, путем содействия осознанию и поиску способов реализации потребностей.
4. Потребности отдельного человека могут быть противоречивыми.
5. Потребности отдельного человека могут вступать в конфликт с внешним миром.
Поиск разрешения этих противоречий обеспечивает творческое развитие человечества.
Часть II
Практика
Пришла пора поговорить о самой терапии. Поскольку подлинное знание всегда имеет практическую сторону.
1. БАЗОВЫЕ НАВЫКИ ТЕРАПЕВТА
Контракт.
Первичный контракт.
Контракт, как писало безумное количество классиков психотерапии, важен для самого процесса терапии. Собственно говоря, заключение, адекватного контракта — это уже терапия. Я не записываю договоренности на бумаге, но считаю важным обговорить при первой встрече следующие моменты:
1.Метод.
2.Ответственность.
3.Сроки.
4.Результат.
5.Оплата.
Метод. Трудно сказать, какой из пунктов важнее. Скорее, стоит оговорить все.
Что я могу сказать о методе? '
Для меня важно сообщить клиенту, что я не использую никаких приемов энергетического или гипнотического воздействия. Что по сути единственное, что я делаю, так это с помощью своих вопросов и техник управляю вниманием своего клиента и способствую его осознанию.
В чем заключается терапия, как осознание может вылечить?
В этом месте я привожу какие-нибудь примеры. Вот, что я в похожей ситуации рассказал своему сыну.
- Папа, почему у меня часто болит горло?
- Как ты думаешь, если ты сожмешь в кулак свою руку, и будешь держать ее сжатой весь день, что будет с рукой?
- Скорей всего заболит...
- А что будет с горлом, если его долго держать напряженным?
- Наверное, от этого оно тоже может заболеть.
- Вспомни, пожалуйста, в каких случаях твое горло напрягается?
- Ну-у-у-у, — сын задумался, а потом сказал: — Когда я обижаюсь...
На этом беседа с сыном закончилось. Самой полной глупостью было бы топнуть ногой и сказать: «Перестань обижаться!» Выводы и процесс терапии находятся в руках сына.
Это одна из множества историй, которые можно привести, чтобы ответить на этот вопрос. Однако основная идея всех этих историй:
Осознание происходящих процессов дает возможность целенаправленного вмешательства.
Иногда я прямо спрашиваю клиента: «Как вы думаете, если вы будете знать, каким образом создается ваша болезнь, у вас будет возможность вмешиваться в этот процесс?»
Ответственность. Один из самых деликатных моментов. Многие парадигмы, в том числе и медицинская, берут на себя ответственность за вылечивание. Об ответственности пациента говорится, но скорее как о неком послушании, которому обязуется следовать больной. И действительно, основная задача многих парадигм — бороться с болезнями. Поскольку я не отделяю болезни от людей, то и бороться мне не с кем. И я действительно признаю и уважаю право моего клиента выбирать — оставаться ему больным или выздоравливать.
Как только терапевт берет на себя задачу избавить от чего-либо своего пациента, он рискует попасть в описанный выше драма-треугольник. Кто-то из семейных терапевтов, кажется Витакер, сказал: «Если терапевт верит, что в супружеской паре есть правая и виноватая сторона — ему лучше не начинать терапию». То же самое я сказал бы по поводу работы с психосоматикой:
Если терапевт верит, что для пациента лучше выздороветь, чем остаться больным — ему лучше не начинать терапию.
Я бы назвал это положение терапевтическим смирением. Это смирение похоже на смирение, принятое во многих духовных традициях. Его идея — вовсе не в одобрении болезней. Вовсе нет.