Приемлемые для «воспитывающих фигур»
Способы реализации потребностей,
Отвергаемые в «Воспитываемыми фигурами»
Схема отражает первый этап неадекватной социализации. Те линии поведения, которые по какой-либо причине отвергаются воспитывающими фигурами, блокируются. Однако с этими вариантами поведения связана реализация определенных потребностей. Могут блокироваться: агрессивные проявления - активность, подвижность, гнев; связанные с инстинктом самосохранения - страх, отвращение; связанные с разрядкой и восстановлением гомеостаза - плач, печаль и т. д. В принципе, отвергаться могут любые линии поведения.
Воспитывающие фигуры |
СХЕМА 2
СХЕМА 3
«Я такой»
Но
Больной
Воспитывающие
Фигуры Р Е Б Е Н О К
Не «Я»,
Моя
Болезнь
.
Процесс внутриличностной диссоциации победоносно завершен. Различные телесные проявления утрачивают ассоциативную связь с потребностями и переживаниями. И самим пациентом и окружающими они начинают восприниматься как нечто чужеродное - болезнь. Об адекватной реализации потребностей, проявлением которых является болезнь, не может идти и речи. Парадокс в том, что болезни нет, она существует только в воображении, то, что воспринимается как симптомы - проявление блокированных потребностей
СХЕМА 4
Преследователь
Спаситель
БОЛЬНОЙ
Жертва
Любой реальный Виртуальный
или воображаемый субъект –
Субъект общения БОЛЕЗНЬ
Схема, отражающая формирование драмы треугольника. Болезнь окончательно перестает восприниматься как нечто, связанное с потребностями больного человека. Им самим и окружающими она воспринимается как некое, чаще всего агрессивное существо - роль преследователя. Но болезнь может спасать больного от нежелательных контактов и действий - тогда она - спаситель, и наконец с болезнью борются и стараются ее «победить», в этом случае она - жертва.
2. Адекватная социализация. Есть люди, которым повезло больше. Их родители никогда не использовали экзистенциальное отвержение в качестве инструмента воспитания. Социализация осуществлялась за счет влияния на способы удовлетворения потребностей, а не на сами потребности.
ПРИМЕРЫ
1. Самое простое, что приходит в голову. Когда мой ребенок научился ползать, мы с женой не запрещали ему подползать к краю кровати, мы просто подложили подушку на пол. Конечно, ребенок упал. Он никак не ударился -только испугался. Но что такое «высокий край», он понял для себя навсегда.
Конечно, и в этом случае его целостность была нарушена. Это стресс. Но зато мы, как родители, могли принять, поддержать и успокоить.
2. Мне понравился пример от моего друга. Я увидел, что он не заставляет свою дочь идти садиться за стол вместе со всеми. Он предложил ребенку выбор: или идти кушать сейчас, или оставаться голодной до следующего семейного приема пищи, поскольку у него не будет времени готовить для дочери отдельно. Вот, на мой взгляд, уважительное столкновение потребностей и интересов ребенка с потребностями и интересами взрослого человека.
В большинстве случаев адекватная социализация требует больших затрат времени и сил. Зато она окупается. Простите за меркантильность. Я помню, в Москве одна из радиостанций устроила дебаты в прямом эфире на тему международного терроризма. Был одинокий голос женщины, которая предложила тратить силы и средства не на уничтожение террористов, а на образование и просвещение в странах — источниках терроризма. Еще у христианства были два пути: миссионерство и крестовые походы.
Таких же два пути есть и в воспитании детей. Как-то мой друг спросил: «Как себя следует вести с детьми?». Ответ прост: «Обращайся со своими детьми так, как хотелось бы тебе, чтобы с тобой обращались в твоем детстве». Ответ относительно хорош. Люди разные.
-93- |
Однако, нарисуем схему.
экзистенциальное признание |
Воспитывающие фигуры |
Схема, отражающая адекватную социализацию. Воспитывающие фигуры стремятся к сотрудничеству и с тем, что для них удобно и адекватно, и с тем, что кажется неправильным. Это вовсе не означает вседозволенность. Родители уважают права ребенка и настаивают на том, чтобы ребенок уважал права других людей.
Тема социализации останется незавершенной, если я не упомяну о полном отсутствии таковой. Есть семьи, в которых возможно все. В таких семьях дети не болеют. Но увы. Они начинают болеть, когда сталкиваются с внешним миром: детьми из двора, детского сада, школы и т.д. Рано или поздно «мягкая прослойка разрушается». И мир настаивает на своих правах.