Один из моих учителей, Роберт Резник (Robert W.Resnik), любил повторять, что его любимый консультант - марсианин: человек, который только что упал с Марса и не знает ничего о том, как все должно быть устроено.
Такой консультант позволяет непредвзято следовать за осознанием клиента, не подгоняя его под свои модели.
Носсрат Пезешкиан в своей книге (Пезешкиан Н. «Психосоматика и позитивная психотерапия.» Пер. с нем. – Мю: Медицина 1996. - 464 с.илл.) приводит пример двух психиатрических клиник, одной в Гамбурге, другой в Цюрихе. В первой клинике в болышинстве случаев устанавливают диагноз маниакально-депрессивного психоза, а во второй — шизофрении, поскольку именно в этой больнице было придумано само понятие — шизофрения. Но ведь схема лечения и прогноз при этих заболеваниях совершенно разный!
Когда я впервые столкнулся с гомеопатией, то с ужасом обнаружил, что для гомеопата мой пульмонологический диагноз совершенно не важен. Гомеопат пользуется другими моделями. И то, что я бы отнес к одному заболеванию, для него распадается на тысячи.
Есть такая притча про слепых и слона. Слепым попался по дороге слон и вечером они передрались, когда начали делиться впечатлениями. Один слепой сказал, что слон похож на огромную стену, второй утверждал, что слон - это маленькая метелка, третьему слон показался листьями лопуха, четвертому - гибким шлангом, а пятый обнимал ногу слона и потому слон для него был столбом. Каждый из слепых столкнулся с какой-то частью слона. Боб Резник называл это линзами восприятия.
И эти линзы неизбежны. Врач будет искать медицинский диагноз, гомеопат - лекарственный тип, рефлексотерапевт - нарушение течения энергии по меридианам, экстрасенс - пробой ауры, бабушка из деревни - сглаз и порчу.
И на мой взгляд, все эти линзы правомочны для всех этих специалистов.
Боб Резник, которого я часто вспоминаю на этой странице, любил говорить: «Если модель полезна — ей можно пользоваться, если начинает мешать - лучше взять другую модель».
МУЖСКОЕ И ЖЕНСКОЕ
Суть этой главы сводится к тому, что любое психосоматическое заболевание можно представить как нарушение взаимодействия женского и мужского начал в организме человека, или нарушение баланса энергий инь и ян. Строго говоря, инь и ян — это разные состояния энергии ки, и потому они способны взаимно перетекать. Мужское и женское могут как противоборствовать и истощать, так и взаимно питать друг друга. Все как в жизни.
Основные противоположные свойства инь и ян символизировались древними философами как вода и как огонь, т.е. инь по своим свойствам подобен воде и характеризуется следующими признаками: холодное, направленное вниз и внутрь, тусклое и т. п.; Ян по своим свойствам подобен огню и характеризуется признаками:горячее, направленное вверх и наружу, светлое т.п. Любое физическое и психическое состояние человека, в котором наблюдается избыточность по сравнению с принятой нормой, относится к ян-состояниям, а недостаточность – к инь-состояниям.
Функциональная деятельность организма требует затраты питательных веществ, что соответствует процессу усиления ян и ослабления инь, но вместе с тем образование и накопление в организме питательных веществ требует определенных затрат функциональной активности, приводя ее к некоторому спаду, что соответствует усилению инь и ослаблению ян. При нормальных условиях между этими процессами поддерживается относительное равновесие (гармония), а в патологических условиях возникает преобладание инь или ян., т.е. нарушается гармония, и инь и ян может стать причиной заболевания.
Применительно к древне-восточной медицине это означает, что поскольку заболевание возникает в результате нарушения равновесия (гармонии) между инь и ян в организме, то главной целью всех восточных мероприятий должно быть возвращение инь и ян в состояние относительного равновесия.( все цитаты из книги: очерки методов восточной рефлексотерапии/ Гаваа Лувсан.- 3-е изд., перераб. И доп. – Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ние, 1991. – 432с. Стр.19.)
То, что стремиться сделать традиционная терапия, - подавить избыточность энергией химических средств – просто ослабляет возможности организма. Та энергия, которая могла быть использована по-другому — сгорает, в борьбе с химическими соединениями. Подлинный смысл терапии — в трансформации и другом течении энергии. Забегая вперед, приведу пример. Я расцениваю гнев как ян-состояние, попытка борьбы с гневом приводит к болезни. Движение в сторону доброты — это другое течение энергии, оно влияет на здоровье и на способ жизни. Но это движение не отбирает способность гневаться. Напротив, просто человек перестает быть гневным или добрым, перестает быть каким-то. Нельзя сказать, что инь лучше ян, или наоборот. Что доброта лучше гнева. Если представить себе серфингиста, решившего покататься на гребне гигантской волны, — сложно сказать, какие качества для него важнее — инь или ян. Если он будет стремиться к янскому состоянию, сильному, напористому — он вступит в противоборство со всей мощью океана и не сумеет уцелеть — силы не равны. Если он отдаст себя иньской энергии, то превратится в щепку, влекомую волной и. может быть, шансов уцелеть у него больше, но в лучшем случае он будет просто выброшен на берег. Постоянное течение энергии, чередование активности и податливости — вот единственный способ удержаться на волне. В девяностые передо мной прошла череда совершенно сломленных.мужественных людей: мир оказался более текуч и подвижен чем они. И напротив, я встречался с большим мастером каратэ, — он производит впечатление невероятно мягкого, податливого, неторопливого человека, когда от него не требуется иного, — он предпочитает экономить свою энергию и находиться в инь-состоянии, при этом он способен стать жестким и стремительным в считанные мгновения. Его рука, способная пожать мою руку мягко и нежно, — способна разбить кирпич.
Московский профессор Лупичев Н.Л(Лупичев Н.Л. «Электропунктурная диагностика, гомеотерапия и феномен дальнодействия».-М.: МПК «Ириус», 1990 г.) приводит уровни возникновении лечения заболеваний. Более высокий уровень оказывает более глубокое и принципиальное воздействие. Самый низкий уровень, — уровень нарушения функции органов и систем организма. Этот уровень проявляется в возникновении симптомов, с которыми и пытается бороться традиционная медицина. Но симптом определяется балансом циркуляцией и балансом энергий в организм человека, — это следующий уровень, энергетический. Борьба с симптомом -это борьба с энергией данного человека. Гомеопатия, рефлексотерапия, рейки — способны действовать на этом уровне. Они восстанавливают нарушенный баланс. Но распределение энергии определяется психическим состоянием человека, — это другой уровень — психический или ментальный. Есть специалисты нетрадиционной медицины, способные учитывать и понимать влияние своих методов на этом уровне. И это действительно мастера. В противном случае терапевты начинают бороться с психикой человека. Конечно, психика побеждает И этот уровень — зона действия психотерапии. Восстановление психической гибкости приводит к нормализации движения энергий и к исчезновению симптомов Следующий уровень — духовный, безусловно, влияет на психику, движение энергий и состояние здоровья человека.
Очень немногие гомеопаты и рефлексотерапевты понимают, что они делают на самом деле. Смысл их средств — не в простом изменении течения энергий, смысл не в таком лечении. Талантливый суджок-терапевт с помощью своих средств может практически мгновенно привести человека в чудесное состояние. Но в этом не будет проку, если человек вернется к своим прежним психическим программам, к привычным потокам энергии. Смысл энергетических видов терапий — в обучении другому пути.
Одна из моих студенток, я уже упоминал ее, пришла в психотерапию потому, что разочаровалась в серии неудачных своих работ, когда после замечательного улучшения человек возвращался в еще худшее состояние. После того как пациенту становится лучше, он с удвоенной энергией бросается к прежнему пути. Моя метафора этого процесса такова: бьется человек головой о стену, кровь заливает лицо, ничего не видно. Он обращается к терапевту. Тот вытирает кровь, бинтует голову, снимает боль. «Спасибо, мне уже не больно!» — кричит человек — и разбегается в десять раз сильнее. Удар! Снова болит голова и течет кровь. Смысл в том, чтобы перебинтованный обнаружил, что для него доступно состояние, когда не больно и не течет кровь, и что это состояние предназначено не для того, чтобы сильнее биться головой об стену, что в этом состоянии доступны совсем другие действия — отдохнуть, подумать, осмотреться, поискать другой путь.
ПРИМЕР
Был период в моей жизни, когда все дела внезапно пошли плохо, причем во всем: в работе, семейных и дружеских отношениях — нет ни друзей, ни денег. Я начал вести себя как обычно в таких случаях — увеличил свою активность. Так вот, я приехал в Днепропетровск, провел там почти убыточную группу, испортил последние отношения, на которые мог хоть как-то рассчитывать. На следующий день я назначил море деловых встреч. Но накануне вечером я обнаружил, что разваливаюсь, у меня невыносимо болело горло, в глаза словно кто-то насыпал песка, и не было никаких сил. И в этот момент вспомнил об этой своей студентке, у нас с ней не было к тому моменту даже приятельских отношений. Я позвонил ей. Она пригласила меня приехать. Расспросила, в чем дело и поставила иголки. Сказала, что после той программы, которую она сделала, не хотела бы меня отпускать.. Я улегся на детскую кровать ее сына и мгновенно заснул.
Утром я, само содой, проснулся без будильника, поскольку у меня было, запланировано много встреч. Но я обнаружил, что чувствую себя плохо как никогда в жизни, горло болит настолько, что невозможно разговаривать, в глазах темно, а передвигаюсь я почти ползком. О том, чтобы куда-то идти, не могло быть и речи. Я притащился на кухню к своему терапевту на кухню и спросил, что она со мной сделала. Она попросила меня не волноваться, сказала, что программа работает нормально, и спросила, чего бы я сейчас хотел. «Спать», - это был единственный возможный ответ. Я не поехал на встречи, - не было сил ни думать, ни разговаривать, но я отнесся к этому спокойно – не было сил беспокоиться. Я проспал до обеда, когда проснулся, обнаружил книгу Теуна Мареза. Как потом выяснилось, она оказалась там действительно случайно. Я наткнулся в этой книге на речь индийского вождя Сиэтла, слова, которые я до сих пор не могу читать без слез. Он говорил о разном отношении к земле белых и краснокожих. Это была речь человека,0 который проиграл, но не потерял достоинства. Я тоже был проигравшим по всем статьям. Все мои запланированные встречи были бессмысленны, я понимал это, и не хотел признаваться. В тот день я выбрался из дома на одну-единственную, совсем не деловую встречу, на которой можно было молчать и не напрягаться. Мы шли по небольшим улицам старого Днепропетровска и через каждые пять-десять метров натыкались на странное объявление – белый листочек бумаги, на котором черным фломастером написано всего два слова: «Гробы - дешево». И телефон. Только сейчас, когда я пишу книгу, я придал значение этому объявлению.
Я вернулся к своему терапевту по-прежнему с больным горлом и темнотой в глазах, но удивительно спокойный и расслабленный. Мы поговорили. Она объяснила, что с помощью игл она просто усилила до предела те тенденции, то движение энергии, которое я сам выбрал. Она не стала с ним бороться – это бы улучшило мое состояние, но я бы ничего не осознал, и остался бы прежним. Она сэкономила мое время и подвела меня к тому краю, к которому я сам себя вел. За этим краем – тяжелая болезнь или смерть. Она добавила, что ей следовало бы отпустить меня таким, чтобы я сам нейтрализовал действие этой программы, поскольку человеческий организм способен обратить вспять любое действие рефлексотерапии. Но я живу в другом городе и ей страшно меня таким отпускать. И потому она поступит сейчас как обычный суджок-терапевт. Немного иголок, и я чувствую как мое горло отпускает, в глазах светлеет, в тело возвращается энергия, и я снова могу бежать. Но воспоминание о крае, на котором я побывал, осталось теперь со мной. Я знаю, что меня ждет, если «я возьму себя за горло» и умею вовремя остановиться.
Коллеги моей бывшей студентки считают ее почти преступницей. Но мне кажется, что она на верном пути. Она не просто управляет движением энергии, она приглашает клиента к осознанному поиску и пониманию того, что меняется под воздействием иголок и как этими изменениями осознанно и разумно пользоваться в жизни.
Рейки способна творить чудеса, но человеческий организм способен их нейтрализовать. Я видел, как на одной из конференции человек, умеющий что-то делать в рейки, уговаривал женщину с явными признаками простуды прибегнуть к его помощи. В конце концов, она согласилась. Несколько мгновений – и чудо случилось, все признаки простуды прошли. Но к вечеру ей стало плохо, так же как пять дней назад. «Не надо было вмешиваться, — сказала она, - если я выздоровею, то мне придется показывать свою программу, а я хотела отдохнуть на этой конференции». Что к этому можно добавить?!
Психотерапия, как метод, способный влиять на энергию клиента, так же может демонстрировать мгновенные результаты. Иногда это действительно чудесное исцеление, когда энергия находит естественное русло, но часто это временное облегчение. Фриц Перлз делал много того, что современные американские терапевты называют бум-бум терапия. Он демонстрировал работы, в которых клиенты получали исчезновение симптомов, и это видела многочисленная публика. Такая терапия способствовала популяризации гештальт-терапии, но не всегда давала стойкие результаты. Я не отбираю у своего клиента возможность чуда, но и не сбрасываю со счетов возможность длительной работы.
В книгах, посвященных восточным методам терапии, перечисляются физические проявления инь и ян.
Меня как психотерапевта больше интересуют социальные проявления мужского и женского. Я очень долго не мог делать семинар, посвященный этой теме. Мне было совершенно очевидно, что отношения мужского и женского проявляются отнюдь не в социальных ролях. Любую социальную роль можно выполнять из мужского и женского состояния.. например, еду можно приготовить в строгом соответствии с рецептом, и это будет «мужское» приготовление вне зависимости от того, кто стоял у плиты- мужчина или женщина. Можно приготовить, совершенно беспорядочно смешивая ингредиенты – в этом случае может так же получиться съедобно, но это не будет творчеством. Сочетание хаоса и формы, спонтанности и знаний, мужского и женского – в этом случае и состоит акт творчества.
Я пробовал читать литературу на эту тему, но нигде не смог найти вразумительного ответа о социальных проявлениях мужского и женского начал.
Все, что я мог сделать — это поступить как настоящий гештальтист, создать эксперимент и посмотреть, что из этого получится. Я предложил участникам и участницам этой группы просто войти в инь или ян энергию, и побывать в своем мужском или женском состоянии максимально полно и без примесей. Я тогда не знал, возможно ли это в принципе. То, что я увидел, — поразило и меня и участников группы. Во-первых, оказалось, что все женщины боятся своего абсолютно женскою состояния. Женская энергия спонтанна и не направлена Я уже писал в этой книге, что абсолютная спонтанность разрушительна, все дети женственны вне зависимости от пола и потому взрослые просто боятся детей. И детский испуг: «Я не знаю, чего от себя ожидать» — сохраняется всю жизнь. То, что произошло дальше, — было поразительной метаморфозой, я видел, как менялись женские лица, когда женщины доверялись своему женскому началу. Казалось, что кто-то просто стирает с их лиц все грубые и жесткие черты, стирает все мужское. И лица становились более молодыми и удивительно привлекательными. Мужские лица, напротив, становились более рельефными, собранными, одухотворенными. Менялись голоса. Эта метаморфоза оказалась одним из наиболее поразительных событий семинара.
Свое внутреннее состояние женщины описывали как состояние невероятной наполненности, любви ко всему миру с желанием распространиться все стороны, заполнить собой все. Мужчины передавали свое состояние как невероятно собранное, концентрированное, с очень большим желанием соревноваться и взаимодействовать со всем миром.
Но то, что было для меня совершенно неожиданным, оказалось, что многие женщины, находясь в своем женском, ощущают себя в кубах, клетках, ящиках — в совершенно замкнутых и жестких формах. Мне пришлось вспомнить одну из своих очень давних работ, ее пример есть в этой книге. Работа с женщиной, чей папа хотел мальчика. Она обнаружила неожиданно для себя и женское, заключенное в куб. Тогда я не сделал никаких выводов из этой работы, это был единичный случай. Но сейчас, — может быть, так и. можно представить нарушение сотрудничества, конфликт мужского и женского начал в организме человека. Да и в мире. Если сотрудничество нарушено, — мужское стремиться подавить и оформить женское, взять под жесткий контроль. Это способ, применительно к воспитанию заключается во фразе «Должно быть так». Но и женское не остается в долгу. Оно стремится разрушить мужское, распылить его, дезинтегрировать, привести к хаосу. И этот вариант не менее гибельный. Как могут сотрудничать структура и хаос, форма и содержание, твердость и податливость? Да весь мир рожден их сотрудничеством, оно и есть настоящая гибкость.
«Или вы станете текучим, или природа найдет способ стереть вас с лица земли», - писал Арнольд Минделл / А. Минделл. Дао шамана: путь тела сновидения. Пер. с англ./
УПРАЖНЕНИЕ
1.Представить себе свою женскую энергию. Если это сложно сразу сделать, то представить хотя бы цвет. В совершенно разных городах: Москве, Киеве, Днепропетровске, Черкассах, Донецке — цвет этой энергии был одинаков. Я бы сомневался в правомочности упражнения, если бы не совпадение цвета, я нигде не читал и не подозревал, что этот цвет.может
быть одинаков с разницей в оттенках.. Цвет — для меня открытие этих семинаров. Если удалось представить себе цвет — он должен быть чистый без примесей и включений. Попробовать войти в эту энергию, и физически и психически отозваться на состояние этой энергии. Важно! Если эту энергию удается представить только в оформленном состоянии, все равно, в какой форме — значит, это не чисто женская энергия, форма — примесь мужского.
2.То же самое проделать с мужской энергией. Последовательность, какая энергия сначала, мужская или женская — не имеет значения. Лучше побывать и в мужской энергии, и в женской. Поскольку в каждом есть и то и другое.
3.Диалог мужского и женского начал. Если быть до конца честным, идея этой практики принадлежит Мигелю Рушу./ «За чертой страха». К.: «София»./ С психотерапевтической точки зрения это традиционный диалог полярностей. Вы просто садитесь на один
из стульев, входите в свое мужское, или женское состояние, а затем пересаживаетесь на противоположное место. И повторяете процедуру. Не забудьте оставить третий стул. Место для себя целого, или целой.
4.Далее вы можете продолжать диалог и обнаружить, кто на кого нападает и кто кого боится. Конечно, в этом упражнении дадут о себе знать все ваши болезни. Органичным завершением этой техники является возникновение чувства любви между вашими двумя половинками. Тогда вы можете с чистой совестью и спокойной душой сесть на «целое место» и произнести фразу.' «Я есть и я себя люблю!» Прислушайтесь к своим ощущениям в этот момент.