Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Явное преобладание традиционно-консервативных принци пов над демократическими объяснялосьцелым рядом причин




Во-первых, в Версальско-Вашингтонской системе были юриди­чески закреплены итоги не справедливой войны, а войны *им-периалистическои с обеих сторон». Во-вторых, эта система отра­жала не просто новую расстановку сил. а господство держав-победительниц над побежденными государствами. Отсюда унизительный и во многом грабительский характер выработан­ных в Версале договоров. В-третьих, определяющим фактором нового передела мира. как и прежде, стало не стремление к спра­ведливости и ^национальному самоопределению народов», а гео­политические и стратегические интересы ведущих мировых дер­жав. В-четвертых, либеральные призывы и лозунги не могли скрыть того факта, что в качестве главного средства урегулиро­вания международных отношении сохранялся си.ювой метод, что наиболее ярко проявилось в ультимативности требований к Гер­мании и организации вооруженной интервенции против Совет­ской России. В-пятых, консервативно-империалистический ха­рактер послевоенной международной системы отчетливо про­явился в сохранении колониальных империй, разделении мира на небольшое число стран-метрополий (их было всего Ю» и огром­ный по площади и населению массив колониальных владений и подмандатных территорий (44,7% земной суши и 31.5% мирово­го населения).

Таким образом, новая модель международных отношений, отличавшаяся от старых известным либерализмом, по своему со­держанию и характеру была преимущественно консервативной и в этом смысле, хотя и при иной расстановке сил. являлась -пра- аопреемницей» прежних международных систем-

Третье. Несмотря на достигнутое взаимопониманиемеждудержавами-победительницами в урегулированиикрупных миро­вых проблем, несмотря на их попытки создать сбалансированный международный порядок.Версальско-Вашинггонская система бым неравновесной и неустойчивой.

В теоретическом плане любая система международных отноше­ний не может быть долговечной, так как составляющий ее основу баланс сил постоянно меняется, что в конце концов приводит к разрушению устаревшей международной системы и становлению новой, соответствующей историческим реалиям. Устойчивость дан­ной международной модели зависит от того. в какой степени были учтены интересы ее участников, как были урегулированы спорные вопросы, в какой мере были сняты существовавшие и возможные противоречия в межгосударственных отношениях-

В этом контексте Версальско-Вашингтонская система уже изначально не являлась прочной и устойчивой, так как она не ш; только не устранила традиционные, но и способствовала появле­нию новых международных конфликтов. Можно выделить пять основных групп противоречии,. характерных для международной обстановки межвоепного периода-

Главным стало противостояние дер жав-победительниц, и по­бежденных государств. Поэтому центральное место в между­народной жизни занял германский вопрос. Стремление к ре­ваншу, определявшее внешнюю политику Германии, было вызвано унизительным характером Версальского договора, ав­торами которого являлись державы Антанты и США. По суще­ству эта политика была направлена на ревизию Версальско-Вашингтонскои договорном системы, а следовательно, против ее создателей. Конфликт между Германией и союзными держа­вами представлял собой основное, важнейшее противоречие пос­левоенного времени, так как в перспективе оно могло вылить­ся в борьбу за новый передел мира. Несмотря на всю слож­ность развития международных отношений в 1920-1930-е гг. именно это противоречие в конечном итоге привело ко Второй мировой войне.

Другую группу составили противоречия между самими держа­вами-победительницами: Англией и Францией. США и Англией, Японией и США, Италией и англо-французской Антантой.

Как известно, наибольшие выгоды от решений Парижской мирной конференции получили Великобритания и Франция. Однако уже в ходе обсуждения вопросов послевоенного устрой­ства мира между двумя ведущими европейскими державами вы­явились существенные разногласия. Суть этих разногласий — в столкновении различных концепций континентальной безопас­ности и стабильности. Французское правительство исходило из того, что мир и спокойствие в Европе могут быть достигнуты путем укрепления руководящей роли Франции на континенте. Правительство Англии придерживалось на этот счет иного мне­ния: основой европейского международного порядка должно стать равновесие сил между Францией и Германией, что позволяло Англии играть роль арбитра и контролировать ход событий в Европе. В реализации своей цели Франция использовала два ос­новных средства: курс на максимальное ослабление Германии и создание блока профраннузски настроенных малых европейских стран. Англия выступала за сохранение «достаточно сильной» Германии и против блоковой политики Франции. Навязав гер­манскому правительству грабительский Версальский договор, Французская республика добилась многого в решении первой за­дачи, хотя и вынуждена была под англо-американским давлением отказаться от ряда пунктов своей ««программы-максимум» в от­ношении Германии. Успешно решалась и вторая задача: в 1920-1921 гг. Франция заключила союзные соглашения с Бельгией и Польшей, а также инициировала образование т.н. Малой Ан­танты — военно-политического блока трех малых стран: Че­хословакии. Румынии и Коро-геисюа сербов, хорватов и сло­венцев. Как отмечал в этой связи Ж. Клемансо; «Самая твердая наша гарантия от германской агрессии заключается в том. что за спиной Германии сюнт Чехословакия и Польша, занимаю­щие великолепное стратегическое положение». Эти «тыловые союзы», по замыслу французских авторов, имели не только ан­тигерманскую, но и антисоветскую направленность, так как должны были служить «антибольшевистским санитарным кор­доном». Но главное, о чем не упомянул Клемансо, они рассмат­ривались как надежная опора в утверждении главенствующих позиций Франции на европейском континенте- По понятным причинам, все эти действия союзника по войне в английских правительственных кругах оценивались отрицательно- Англо­французское противоборство усиливалось, что ставило под воп­рос прочность Версальской системы.

Противоречия между Англией и Соединенными Штатами, в известном смысле носили глобальный характер, что определя­лось несоответствием их международных позиций реальному со­отношению сил; бесспорное преимущество США в финансово-экономической сфере и лидерство Великобритании в области политической. Стремление Соединенных Штатов расширить свою экономическую экспансию, используя политику «открытых две­рей», наталкивалось на глухое сопротивление Англии, владев­шей огромной колониальной империей. Такова была первопри­чина многочисленных англо-американских споров и конфлик­тов в различных регионах мира. Серьезные разногласия между англосаксонскими державами проявились на Парижской и Ва­шингтонской конференциях. В Париже Англия праздновала дип-ломатическую победу во многом благодаря тому. что ей удалось ограничить максималистские притязания США. В Вашингтоне Соединенные Штаты добились дипломатического успеха в ос­новном за счет Великобритании (равенство линейных флотов. отмена англо-японского союзного договора). Вместе с тем не следует преувеличивать остроту англо-американского антагонизма н уж никак нельзя называть его ^-главным противоречием мех- военного периода», что с.упорством, достойным лучшего при­менения. доказывалось в советской историографии. Противо­борство Англии и США, безусловно, занимало важное место в мировой политике, оно влияло на исход тех или иных крупных международных событий, подтачивало устон Версальско-Вашинг-тонской системы. Однако это противоборство не могло являться определяющим для развития международных отношений по край­ней мере по двум ранее уже названным причинам: очевидная сла­бость мировых политических позиций Соединенных Штатов и изоляционистское самоограничение их европейской политики, а также англо-американская солидарность и подходе к решению наиболее значимых для того времени международных проблем (германский вопрос, «открытые двери» в Китае, отношение к Советской России и др.).

Что касается американо-японских противоречий, то перспек­тивы их резкого обострения явственно обозначились уже в про­цессе становления Версальско-Вашингтонской системы. Еще в Париже наблюдательный Ллойд Джордж определил внешнепо­литические взгляды Вильсона как «активно антияпонские». Усту­пив Японии на Парижской конференции. Соединенные Штаты взяли реванш в Вашингтоне, продиктовав постановления, выз­вавшие в японских правительственных кругах вполне объясни­мое раздражение и неудовольствие (международное признание доктрины «открытых дверей» ц осуждение политики «сфер влия­ния». возвращение Китаю Шаньдуна, аннулирование англо-япон­ского союза). Решения Вашингтонской конференции, временно стабилизировав обстановку на Дальнем Востоке, одновременно дали мощный импульс усилению борьбы за экономический и политический контроль над Азиатско-тихоокеанским регионом. Эта борьба, в которой Япония собиралась использовать как дип­ломатические, так и военные средства, была чревата ревизией Вашингтонской договорной системы.

В Италии решения Парижской конференции изображались не иначе как «обман и предательство" со стороны великих союз­ных держав. Итальянские газеты комментировали эти решения с южным темпераментом и повышенной эмоциональностью: «Ради чего сражались'.'», «Мы — побежденные среди победителей'». «И разразился мир!». Миф об «урезанной победе» стал реальным фак­тором обострения противоречий между Италией и англо-фран­цузской Антантой. После прихода к власти фашизма борьба Ита­лии против ^плутократов и обманщиков» из Лондона и Парижа получила мощный дополнительный импульс, Б. Муссолини, выд­винув лозунг «превращения Средиземного моря в итальянское озеро*, обычно сопровождал его призывами «изгнать паразитов» из Средиземноморья. Какие именно великие державы он имел при этом в виду. в Европе хорошо понимали.

Таким образом, противоречия держав-победительниц стали важной причиной дестабилизации юридически оформленного в Париже и Вашингтоне международного порядка.

Органичным пороком Версальско-Вашингтонской системы бы.ю игнорирование интересов Советской России. В международных от­ношениях возникло принципиально новое — "межформациомное». идейно -к.'тесовое противоречие. Оно не играло первостепенной роли в начале 1920-х гг.. но по мере укрепления позиции советско-бать- шевистского режима после окончания гражданской воины фактор СССР становился все более значимым в международной жизни. Не получив приглашения ни в Париж, ни в Вашингтон, и не связанное никакими договорными обязательствами советское правительство было вправе проводить политику, направленную на разрушение Версальско-Вашингтонскон системы, тем более, что существенным ее компонентом являлся антисоветизм. В целом отношения Запал — Советская Россия в этот период можно охарактеризовать как пер­вую «холодную войну».

Появление еще одной группы противоречий — межд^' ма.па-ми европейскими странами — было связано с решением террито­риально-политических вопросов, в котором учитывались не столько их интересы, сколько стратегические соображения дер­жав-победительниц. К тому же в самих Парижских соглашениях. нарушался базовый принцип самоопределения; наднациональные государственные образования в одних случаях были разрушены (Австро-Венгрия), а в других созданы заново (Чехословакия. Югославия). В результате общая численность национальных, мень­шинств в послевоенной Европе оценивалась в 17 млн- человек. что составляло около 5% всего европейского населения (без Со­ветской России). Множество территориальных споров и конф­ликтов. в каждом из которых переплетались и сталкивались уст­ремления как малых стран, так и великих держав, усиливало меж­дународную напряженность и подрывало основы послевоенной договорной системы.

Сугубо консервативный подход к разрешению колониальных проблем обострил противоречия между державами-метрополиями и колониями. Нараставшее национально-освободительное движе­ние стало одним из важных показателей нестабильности и не­прочности Версальско-Вашингтонской модели международных отношений,

Неустойчивость послевоенной международной системы про­являлась не только в ее противоречивом, конфликтном характе­ре. но также и в том. что в рамка\ зтои системы не были выра­ботаны эффективные средства устранении межгосударственных противоречий, блокирования действии, направленных на разру­шение сложившегося равновесия сил. Такими средствами могли стать либо сомасованная политика великих держав — главных субъектов международных отношений, либо общепризнанный и дейсгвенный межгосударственный орган, либо и то и другое, вместе взятые.

Что касается первого условия, то оно фактически отсут­ствовало. Из семи великих мировых держав три — США. Со­ветская Россия и Германии — хотя и по разным причинам, оказались пне новой международной системы. Англо-гЬпанцуз-ского веса и «лияния было явно недостаточно для противодей­ствия деструктивным тенденциям и акциям по отношению к Версальско-Вашннгтонскому миропорядку. Да к тому же и меж­ду этими ведущими европейскими державами существовали серьезные противоречия. Другое условие — создание межлуна-родной организации — было выполнено, но только наполови­ну, так как фактически Лига Наций не являлась ни общеприз­нанным, ни действенным органом.

Оценка Версальско-Вашингтонской системы как непрочной и неустойчивой нашла свое практическое подтверждение в серии международных кризисов 1920-1923 гг., о которых уже говори­лось. Не случайно один из участников разработки Версальского договора бывший премьер-министр и будущий министр ино­странных дел Франции Л. Барту в 1924 г. назвал этот период «бес­покойной историей неустойчивого мира». Отмеченные недостат­ки послевоенной договорной системы поставили перед держава­ми-победительницами проблему поиска путей ее укрепления и модификации. В частности были предприняты попытки вклю­чить в Версальско-Вашингтонскую систему Советскую Россию.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 767 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2464 - | 2390 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.