Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философия Нового времени. Фр. Бэкон и Р.Декарт как основоположники новоевропейской философии




Начавшееся в XV-XVI вв. развитие капитализма приобретает интенсивный характер в последующее время. На основе прогресса в производстве совершаются все новые и новые открытия в области естествознания. Развитие производительных сил обостряет общественные противоречия, углубляет конфликт между основными борющимися классами- буржуазией и феодалами. В ряде стран Западной Европы совершаются буржуазные революции: Нидерландская (1566-1609), Английская (1640-1688), Французская (1789-1794).

Происходившие коренные перемены в общественной жизни, в развитии науки способствовали изменению сознания людей, их мышления, вызвали к жизни новую ориентацию в философии. Начался новый период в развитии философии, который принято называть философией Нового времени. В отличие от Средневековой философии, которая была связана с Богословием, эта философия опирается прежде всего на науку. Наука же в свою очередь обусловила необходимость развития теории познания (гносеологии). Особенности развития естественных наук определили в значительной мере и формирование метода познания философии Нового времени. Основные усилия мыслителей были направлены на собирание, раздельное описание и классификацию предметов и явлений окружающего мира. Подобный подход привел в итоге к созданию теории познания, где господствовали метафизические приемы исследования.

Родоначальником философии Нового времени является английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626). Его главные работы «Новый органон», утопическая повесть «Новая Атлантида». Проблема познания. Он был первым философом, поставившим своей целью создать научный метод, опирающийся на опытное знание. Он-представитель эмпириков (эмпирио-опыт=>всё познание основано на опыте, на данных органов чувств). С точки зрения эмпириков есть постулат:нет ничего в разуме, чего бы не было сначала в чувствах. Разум может анализировать только то, что дают ему чувства (сенсуализм). Наши идеи могут быть простыми и сложными (простые-связаны непосредственно с данными органов чувств, сложные-возник. на основе простой и в рез-те дальнейшего размышления).

Проблема метода познания (метод-совок-ть приемов исследований). представитель Индуктив. метода-путь исследования от единичного к общему. Индукция не всегда дает всеобщие знания! Ф. Бекон, говоря о методах познания, выделил 3 типа ученых (философов). Он говорит: философ не должен уподобляться муравью, собирающему веточки и листочки и стаскивающим их в кучу. Он не должен быть подобен и пауку, из собственной нити ткущему хитрую паутину. Смотрите на пчелу, заявляет Бэкон, собирающую дань с цветов и затем перерабатывающую ее в мед. Новым орудием новой науки и философии Бэкон считал индукцию, опирающуюся на чувственный опыт.

Индук. метод дополн-ся анализом. «В нашем разуме могут содержаться заблуждения(идолы), они могут привести к неправильным выводам. 4 вида идолов: 1. идолы рода- они присущи человеческому роду, являются результатом ограниченности человеческих чувств и ума. 2. идолы пещеры- каждый человек воспринимает мир сквозь призму себя, своего понимания 3. идолы рынка- заблуждения, порожденные неправильным употреблением слов. 4. идолы театра- утверждают веру в авторитеты.

Другим основоположником философии Нового времени был Рене Декарт(1596-1650)- французский философ, математик, физиолог, психолог. Важнейшие философские произведения- «Рассуждение о методе», «Начала философии», «Страсти души», «Метафизические размышления». Проблема познания. Представитель рационализма –важнейшая роль не органы чувств, а разум. Декарт: «Нет ничего в разуме, чего не было бы сначала в чувствах, кроме самого разума».

В отличие от Бэкона, Декарт предлагал в достижении истины двигаться от общих положений к частным, абсолютизируя дедукцию(от лат. Deductio- выведение). Необходимо подвергать сомнению все, что принято на веру и что вообще принимается за истину. Сомнение Декарта- не самоцель, оно имеет целью расчистить почву от заблуждений и обеспечить прочную основу познания. В основу научного мышления Декарт стремился положить математически точное и ясное достоверное знание, исходящее из самого разума человека. Сомневаясь во всем, человек не должен сомневаться в одном- в том, что он сомневается, т.е. мыслит. Отсюда известный принцип:» Я мыслю, следовательно я существую»(Декарт). Декарт явно завышал роль разума, прошел мимо того очевидного факта, что в основе познания лежит жизнь, практика, а вовсе не мышление. Сильна у него и теологическая традиция. Смутные идеи- результат человеческой субъективности, им доверять нельзя; напротив, все ясные идеи порождены Богом и идут от него, а потому они объективны. Декарт – рационалист. Он недооценивал чувственные знания, сводил чувственность к второстепенному приему исследования и как великий рационалист был убежден в безошибочности познавательной силы ума. Субстанция по Декарту определяется как всякое сущее вообще, которое не нуждается в своем бытии ни в чем, кроме самого себя. Сюда относятся Бог и сотворенный мир. В свою очередь, сотворенный мир делится Декартом на материальную(телесную) и духовную субстанции. Атрибутом материальной субстанции является протяженность, духовной- мышление. Познавательная деятельность человека, полагал Декарт, слагается из трех неодинаковых по своей роли классов идей. Среди них- 1. идеи, получаемые людьми извне в результате постоянных контактов с предметами и явлениями;2. идеи, образуемые в нашем уме на основе первых идей. Эти вторые идеи могут быть или фантастичными или реалистичными. 3. врожденные идеи, изначально присущие духовной субстанции, идеи, не связанные ни с каким опытом. Их отличает простота и отчетливость, полная независимость от внешних предметов. Врожденные идеи- это идеи, как существование, единство, длительность. Вообще врожденных идей у человека великое множество. Врожденность идей не означает, что они всегда готовые имеются у нас в уме, а означает предрасположенность к ним, способность человеческого ума к их проявлению в определенных ситуациях. В своем философском творчестве Декарт широко использовал данные математики, механики, других естественных наук. В физике роль Бога сводится лишь к созданию материи и сообщению ей хаотичного движения. По учению Декарта, мировая материя была однородна и находилась в состоянии вихреобразного движения.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1124 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2358 - | 2149 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.