Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Италийская школа (школа Пифагора)




Если выделять в древнегреч. философии ранний период, то к нему могут быть отнесены 2 философские школы — ионийская философия и италийская философия. Философы италийской школы: Ксенофан, Пифагор, Парменид, Зенон. Италийская школа делилась на 2 школы: пифогорийцев во главе с Пифагором и элеатов во главе с Парменидом. Эта школа возникла на окраинах греческого мира, в др. Италии, в Кротоне и в Элее. Пифогорийцы. Основатель школы – Пифагор. В учении Пифагора выделяется 2 основные части: теоретическая и практическая. Пифогорийцы отвергали наличие какого-либо материального начала в основании всего сущего, начало всех вещей – числа. Число- это начало всех вещей. Математические объекты, числа от 1 до 10 признавались универсальными объектами теоретического познания и первоосновами мира. Математика – лучшее средство очищения души и обретения бессмертия. Душа – божественная сущность, которая заключена в телесную оболочку, она бессмертна Цель - освобождение души от оков тела, Пифагор разработал учение о переселении душ. Элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон). Ксенофан: признает единое первоначало всего сущего (Бог, к которому не применимо понятие «развития»), Бог- воплощение единства и абсолютной неизменяемости этого мира. Признает Бога вечным и неподвижным, принимает множественность и изменчивость частей мира, выдвигает проблему единого и многого, тождества первоначал и многообразия вещей. Высшим и достоверным знанием обладает только бог, человеческое - мнение людей. Истина случайна, она не результат систематического мышления. Парменид: впервые заговорил о бытие и небытие. Единственно истинное положение - «бытие есть, небытия нет». Мысль изменчива и непостоянна в вечно изменяющемся мире, значит она лишь мнение. Мысль можно получить только за пределами чувственного восприятия. Сущее и мыслимое тождественны, т.е. никакого бытия нет, существует только бытие. Бытие однородно и непрерывно (? во времени и ограниченность в пространстве). Хар-ки бытия: возникает и не исчезает; непрерывно и однородно; равно самому себе. Бытие временно, у него нет не прошлого ни будущего. Парменит выделяет чувственное и рациональное познание, но предпочтение отдает разуму. Первым из западных философов обозначил проблему и категорию бытия. Гл. вопрос о соотношении бытия и мышления: бытие и мышление тождественны. Зенон: ставит разумное познание выше чувственного. Лишь разум м.б. истинным. В доказательство своей т.з. приводит несколько опорий: «ахиллес и черепаха»(стремление к бесконечности), «стрела».

10. Поворот философского поиска от природы к человеку и социуму. Философия Сократа. Софисты (Протагор, Георгий)-основоположники гуманистического начала в античной философии, первые платные учителя в период расцвета античной демократии. Главная цель софистов - обучение риторике (наука об ораторском искусстве), судопроизводство и т.д. Софисты разработали не только риторические учения, но и переориентировали философию от проблем поиска первоначала к проблемам человека и общества. Гл. представитель софистов – Протагор, он провозглашает человека единственной мерой истинности суждения. Впервые в философии формулируют субъективистское понимание челов. знания, т.е. в познании нет и не может быть показателя, позволяющего отличить истину от лжи или заблуждения критерием этого может быть только конкретный индивид, т.е. все истинна, только 1 мнение м.б. более истинным, а другое менее истинным. Этот принцип распространяется также на гос.-правовые, нравственные от-я и религию.

Сократ (469-399 г. до н. э.) – представитель объективного идеализма. Проблемы: нравств.воспитания человека, проблема метода познания. В осн.бытия – духовное начало. Душа чел.бессмертна, Бог существует. Даймонион-божеств. начало/разум. Совесть-весть о спасении души.

метод сократа: 1. сократовская ирония (состояла в том, что мудрый представлялся глупым перед невеждами, которые кажутся себе знающими и мудрыми, для того чтобы они наконец могли из своих заключений узнать о своем невежестве и глупости и направить свои усилия к истинной мудрости) 2. моевтика (повивальное искусство)-помочь собеседнику самому придти к истине.

В основе этики Сократа лежат знания. Свое учение Сократ перенес на государство: «Правитель не тот, кто имеет скипетр и державу, не тот, кто захватил власть силой, не тот, кого выбрали люди, а тот, кто знает как управлять государством на основе добра и зла…»

Для С. Знание и человеческие поступки неразрывны, знание и мудрость неотделимы от справедливых дел и добродетели.

«Познай самого себя», «я знаю только то, что ничего не знаю» - означает познание человека своего внутреннего мира, воспитание в себе нравственных качеств. Осн. метод С. – диалектика (искусство спора). Диалектик- тот кто умеет ставить вопросы и давать ответы, беседа, как диалектический разбор вопроса - дружеское рассуждение собеседника

11. Демокрит как один из основоположников античного атомизма. Д.-материалист, считал, что мир состоит из атомов. Атомы вечны и никем не созданы. Атомы движутся в пустоте, пустота однородна. Число атомов в мире бесконечно, они отличаются друг от друга: по форме, величине, порядку, положению. Из разных атомов и разного их числа путем сцепления образуются вещи и миры. Проблема движения. Существует бытие – это наличие атомов, а небытие-пустота, пространство, следовательно возможно движение.

Гл. закон атомистов – ничто не возникает без причины. Случайность субъективна каждая вещь возникает в силу причинной связи, из разумного основания по необходимости.

Познание. В основе нашего познания лежат данные органов чувств. Д. впервые в Ф. представляет развернутое учение о познании. Чувственный опыт дает лишь «темное», т.е. неполное и недостоверное знание. Подлинное истинное знание возможно получить только с помощью разума, опирающегося на чувства.

Назначение филос-ии в том чтобы сделать чел-ка счастливым.- надо быть добродетельным.

Душа – движущее начало, орган ощущения и мышления, она приводит тело в движение, она материальна. Душа состоит из атомов, поэтому она смертна, после смерти атомы души рассеиваются, т.е загробного существования души нет. Главное – это состояние души. Атараксия – безмятежное состояние души.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 8256 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2217 - | 2091 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.