Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Аристотель,его учение о сущности (субстанции), о причинах и началах бытия и знания




Аристотель (384-322 до н.э.)ученик Платона, продолжил Платона в объяснении чувственного мира. Для него материя -первичный материал, потенция вещей.Форма придает материи актуальное состояние, превращает ее из возможности в действительность.Ар.заменяет понятие идеи на понятие формы.Форма (Ар.) -это активное начало, начало жизни и деятельности. Ар.дает понятию сущности другое истолкование.Сущность-это единичное, обладающее самостоятельностью бытие. Она отвечает на вопрос "Что есть вещь?" и представляет собой субстанцию вещи.Ар. делит сущности на низшие, те, что состоят из материи и формы (все существа чувственного мира), и высшие, чистые формы. Наивысшая сущность -чистая, лишенная материи форма, перводвигатель, который служит источником движения всего Космоса. Ар. Произвел разграничение наук, выделив для каждой из них специальные области исследований: теоретическая метафизика, практическая этика, творческие науки- поэтика, риторика, искусство ремесел.В соответствии с учением о сущности, Ар.проводит классификацию причин бытия. 4 причины:1. Материальные, то из чего состоят вещи, их субстракт.2.Формальные, в которых форма проявляет себя, образуя сущность, субстанцию бытия.Каждая вещь есть то, что она есть.3.Действующие или производящие -рассматривающие источник движения и превращения возможности в действительность, энергетическая база формирования вещей.4.Целевая или конечная причина, Вопрос "почему", "для чего". У Ар.движение связано с соответ.энергией. Энтелехия- внутренняя сила, потенциально заключающая в себе цель и окончательный результат; например, сила, благодаря которой из грецкого ореха вырастает дерево.Душа есть, по Аристотелю, первая энтелехия организма, в силу которой тело, располагающее лишь «способностью» жить, действительно живёт, пока оно соединено с душою..Каждое бытие содержит внутренние цели.Благодаря цели, заключенной в предмете, результат находится в бытии до его осуществления, когда процесс закончился и движение достигло своего завершения, цели развития. Телеологизм находит свое высшее развитие в его учении о перводвигателе, вечном двигателе. Ар. Предполагал, что существует то, что приводит все в движение. Это и есть первый двигатель. Сам он не находится в движении, ибо тогда должен быть еще двигатель.Первый дв. Есть сама энергия, чистая деятельность. Не обладает материей, он есть чистая форма -цель. Душа (Ар.) -форма по отношению к материи, присуща лишь живому существу.Душа-проявление активности живительной силы. Ю обладают и растения, но разумная душа только у человека. Разумная душа-часть души, которая познает и думает.Разум- основное начало этой души, не зависит от тела. Главное отличие человека от животного -способность к интеллектуальной жизни. Интел.жизнь предполагает нравственную позицию, следование определенным правилам и нормам.Только человек способен к восприятию понятий добра,зла,справедливости и несправедливости (работа "Политика").Добродетель делится по Ар. - дианоэтическая (интеллектуальная) и этическая (волевая). Первая возникает преимущественно обучением, 2-я благодаря привычкам.Решающее значение имеют дианоэтические добродетели - мудрость,разумная деятельность, благоразумие. Добродетель не у каждого человека, а лишь у того, кто умеет ее активно обнаружить, тот, кто действует. Высшая форма деятельности-познавательная, теоретическая. Человек получает высшее наслаждение не от потребления материальных благ, не в почестях, не в деятельности, а в самом процессе теоретической деятельности. В созерцании. Общий мотив этических предписаний Аристотеля- найти среднюю линию поведения. "Середина - принадлежность добродетели". Справедливость Ар.рассматривал в связи с понятием "равенства".Он строго различал проявление справедливости среди равных и среди неравных. Равенство, но не для всех, а для равных. Неравенство - это тоже справедливость. Но опять же не для всех, а для неравных. Неравенство -нормальное состояние людей (Аристотель).

14. Философия Средневековья: идейные истоки и основная проблематика. Течения схоластики.

Средневековье занимает огромный промежуток времени в мировой истории и продолжается с 5 по 15 века н.э. Философия средневековья - христианская философия. Её развитие связано с возникновением и развитием христианства. Временные рамки возникновения христианства и философского мышления- 1-4 века н.э. Первый период философии средневековья- апологетика. В этот период происходят гонения на христиан. Наблюдается острая борьба христианства не только с философскими идеями Античности,но и с национальными религиями, с манихейством, гностицизмом. В этот период Христианство еще не было единым, не опиралось на развитые представления. Тем не менее духовная борьба этого периода- апогетики- закончилась в пользу Христианство, которое стало госуд. религией Рима.Период становления средневеков философии- патристика. Характерной особ-ю философ. мышления этого периода-традиционализм и ретроспективность. Высшая истина заключена в Библии, главной проблемой патристика является Бог. Постепенно патристику сменяет схоластика. Центральной фигурой в этот период считается Фома Аквинский. Он считал,что положение о бытии Бога является доказуемым. Проблемы того периода (1) проблема Доказательства бытия Бога). -Одно из док-в он формулировал так: предметы и вещи находятся в постоянном движении. Но сама по себе вещь не может двигаться без движения от других вещей следовательно должно быть перводвижение следовательно Бог дает начало всему след-но он есть след-но он существует. -Фома считает, что доказать существование Творца можно двояким образом-через причину и через следствие. Он принимает второй способ. Фома доказывает что, поскольку следствие зависит от причины, то сущ-е причины не подлежит сомнению. так как сущ-е Бога не является для нас очевидным, то оно может быть доказано при помощи известных нам следствий.Фома формулирует 5 док-в бытия Бога: 1.Д от движения.2.Д от целесообразности.3.Д от степени совершенства.4.Д от случайности к необходимости. 5.Д от производящей причины. -след. док-во – Существует необходимость(то, что уже существует) и возможность(то, чего нет, но может произойти). Как осуществляется переход из возможности в необходимость?????

2)Соотношение веры и разума 3) Теодицея -оправдание Бога за зло, которое существует в мире, лежит на этой земле. Бог не виновен.
Он вседобр, всемогущ. 4) Проблема универсалий - общих понятий, идей. →2 направления (Реализм (А. Блаженный и Ф. Аквинский и Номинализм (Пьер Абеляр, Уильям Оккам )

Реализм: Универсалии существуют: 1. в уме Бога; 2. в созданных Богом вещах как их идеал. сущность; 3. в мышлении чел-ка как отражении вещей Номинализм XI-XIIвв.: Универсалии-это названия вещей. Абеляр признавал существ-е общего в самом уме человека. Человек в процессе познания на основе чувственности вырабатывает общие понятия, выраженные в словах. Универсалии созд. Человеком и существуют лишь в его уме. Но они не учитывали очевидного факта, что единичное не отделимо от общего, содержит его в себе.

Средневековая философия носила теоцентрический характер, а основной ее функцией становится обоснование религиозных постулатов.

 

15. Ф. Аквинский – систематизатор средневековой схоластики. Центральной фигурой схоластической философии по праву считается Фома Аквинский. Он создал грандиозный теолого-философский синтез, претендующий на примирение теологии и науки. Согласно его доктрине, наука и неразрывно связанная с ней философия выводят свои истины, опираясь на опыт и разум, в то время как религиозное вероучение черпает их в откровении, в Священном писании. Но это различие методов отнюдь не означает полного различия предметов философии и теологии. В религии есть ряд догматов, нуждающихся в философском обосновании потому, что будучи доказанными, они становятся ближе человеку и тем самым укрепляют его веру. Фома пытался поставить смысл откровенческих истин в логическое соответствие с доводами разума. Однако Фома очень осторожно подходит к рационализации теологии. По его мнению, только некоторые догматы поддаются доказательству. К ним относится положение о бытии Бога. А те догматы,кот-е не доказуемы, не противоразумны, а сверхразумны. Их доказательство просто не под силу человеческому уму. По разумению Фомы, науки и философия способны постичь частные аспекты бытия, но подлинная сущность бытия доступна только Божественной сверхразумности.

В теории познания Фома солидарен с Аристотелем в признании важности чувственного познания. Дальнейшее познание осуществляется посредством интеллекта. ум должен последовательно отбрасывать материальное и извлекать общее, духовное. Получается, что в каждом познавательном акте, начиная с возникновения чувственных образов, происходит своеобразная дематериализация познаваемого предмета.

Центральной фигурой в этот период считается Фома Аквинский. Он считал,что положение о бытии Бога является доказуемым. (1) проблема Доказательства бытия Бога). -Одно из док-в он формулировал так: предметы и вещи находятся в постоянном движении. Но сама по себе вещь не может двигаться без движения от других вещей следовательно должно быть перводвижение следовательно Бог дает начало всему след-но он есть след-но он существует. -Фома считает, что доказать существование Творца можно двояким образом-через причину и через следствие. Он принимает второй способ. Фома доказывает что, поскольку следствие зависит от причины, то сущ-е причины не подлежит сомнению. так как сущ-е Бога не является для нас очевидным, то оно может быть доказано при помощи известных нам следствий.Фома формулирует 5 док-в бытия Бога: 1.Д от движения.2.Д от целесообразности.3.Д от степени совершенства.4.Д от случайности к необходимости. 5.Д от производящей причины. -след. док-во – Существует необходимость(то, что уже существует) и возможность(то, чего нет, но может произойти). Как осуществляется переход из возможности в необходимость?????





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1189 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Большинство людей упускают появившуюся возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © Томас Эдисон
==> читать все изречения...

2565 - | 2225 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.