Слово «социология» буквально обозначает «наука об обществе» (социо — общество, логия — наука, знание). В то же время общество изучается не только социологией, но и другими науками, получившими название общественных. А потому необходимо остановиться на отличительных чертах социологии, которые позволили бы противопоставить ее другим наукам. Не менее важен вопрос и о том, какое место занимает социология среди всех научных дисциплин.
Рассмотрим положение социологии среди общественных наук. Любая наука определяется с учетом следующих факторов: объекта и предмета. Все общественные науки изучают общество, а это означает, что они имеют один и тот же объект. Поэтому сферу интересов той или иной науки обычно определяют не через объект, под которым понимают все то, на что направлено внимание исследователя, а через предмет, то есть специфический взгляд на объект. Одно и то же явление может быть объектом исследования самых различных наук. И специфичным в данном случае будет то, с какой стороны и каким образом рассматривается данный объект.
Одним из сторонников такой точки зрения был Георг Зиммель. Он считал, что вся действительность уже «поделена» между разными науками, а потому социология представляет собой особый взгляд на явления, которые ей не принадлежат.
К общественным наукам, помимо социологии, относят такие дисциплины, как социальная психология, политология, культурология, экономика и антропология. Все они изучают один и тот же объект — общество. Однако каждая из них рассматривает общество со своей, особой точки зрения, Рассмотрим особенности каждой из этих наук, чтобы затем более точно определить сущность социологии.
Социальная психология изучает общество с точки зрения человека и его отношений с другими людьми. Значительная часть исследований в данной сфере связана с путями воздействия общества на человека, формированием личности, обучением людей посредством поощрения и наказания.
Политология — это наука о государстве, власти и властных отношениях. Властные отношения не исчерпывают всей сущности общества: общественные отношения гораздо сложнее, гораздо богаче и не всегда основаны на отношениях подчинения. Однако властные отношения являются стержнем государства. Да и негосударственные отношения в обществе также не являются свободными от власти. Хотя семья и не изучается политологией, она тоже пронизана властными отношениями, поскольку родители имеют право решать за детей и навязывать им свое мнение. Кроме того, именно в семье ребенок приобретает первые политические ценности, которые он может пронести через всю жизнь.
Предметы социологии и политологии отчасти совпадают, поскольку они изучают общество, хотя и с разных точек зрения. Однако различия между ними достаточно существенны. Социология в конечном счете изучает общество целиком. Политология изучает лишь его верхнюю часть, то есть тех людей, которые обладают реальной властью и влияют на политику, а также те институты, которые дают эту власть.
Культурология изучает совокупность ценностей, представлений, верований, общественных отношений и обычаев, которые традиционно называются культурой. Любо", народ создает оригинальную культуру, отличающую его oт других народов и придающую ему особую неповторимость. Благодаря культуре обеспечивается непрерывность существования народа. Ученые говорят, что культура в процессе общения между поколениями «транслируется в будущее». Это означает, что, передавая культурные ценности последующим поколениям, предыдущие поколения сохраняют культуру, дают ей возможность существовать ив будущем. Конечно, со временем культура изменяется, однако преемственность между разными поколениями все же существует.
Экономика — это наука, которая изучает особые отношения, связанные с производством и обменом товарами. Экономические отношения представляют собой особую сферу, которая подчиняется своим законам, хотя и находится в достаточно тесной связи с политикой, общественными отношениями и культурой. В основе экономических отношений лежит собственность, то есть право свободно, по собственному усмотрению распоряжаться благами, имеющими ценность если не для всех, то для подавляющего большинства людей. Эти блага могут обмениваться на другие блага, продаваться, покупаться, дариться, передаваться по наследству, и в этом состоит их отличие от любых других общественно значимых явлений. То, что блага определенным образом циркулируют а обществе, то есть переходят от одного владельца к другому, имеет важные следствия для общества. Каждое отдельное перемещение того или иного блага — это лишь крохотная, едва заметная часть общей картины. И экономика изучает то, что складывается из отдельных и таких, казалось бы, привычных и обыденных действий, как купля и продажа, в масштабах целой экономической системы (государства или региона).
Не следует думать, что общественные науки объединяются лишь механически, на основе внешнего сходства. Они тесно взаимодействуют между собой. Например, для объяснения экономических фактов нельзя обойтись лишь экономическими понятиями. Необходимо также учитывать и влияние государства и политики в целом на экономическую жизнь, поскольку политика тесно связана с экономикой. Власть обычно дает людям доступ к богатству, а благодаря богатству люди могут обрести власть. Еще один пример. В тоталитарном обществе невозможны экономические свободы, такие общества обычно сочетаются с жесткой плановой экономикой, исключающей любые рыночные отношения.
Кроме того, экономическое объяснение предполагает и обращение к категориям социологии. Различные социальные слои обладают разным материальным достатком. Это один из критериев, который лежит в основе стратификации общества, то есть выделения в нем слоев. С другой стороны, с материальным достатком тесно связана стратификация общества, то есть деление его на слои.
Экономика находится в тесной связи и с культурой. Как показал немецкий социолог Макс Вебер, капиталистические отношения возникли в Европе и представляют собой собственно европейское явление. Нарождающиеся рыночные отношения стали причиной Реформации — отделения от католицизма протестантов. В свою очередь, изменения в сфере религии сыграли важную роль в становлении нового типа человека, а именно, человека рыночного — готового много работать, накапливать богатство и через работу стремящегося к спасению своей души. Если бы не было Реформации, то не возник бы и капитализм, так как традиционное христианство всегда негативно относилось к накоплению «земного богатства» и отрицало ценность всего мирского.
Или возьмем, например, политику. Политическая сфера может изучаться разными дисциплинами.
Во-первых, это политология — дисциплина, рассматривающая политику саму по себе, политическую структуру общества, распределение власти между структурами и т.д. Политика является основным объектом политологии, а политология — это дисциплина, которая сосредоточена на изучении политики как особой сферы человеческой деятельности.
Во-вторых, политику может изучать и социология, которая рассматривает политическую сферу с точки зрения социальной структуры общества, взаимодействуя людей. Политические отношения — это лишь одна из разновидностей социальных отношений. Они подчиняются тем же закономерностям, что и любые другие отношения внутри общества, например, закрепляются при помощи обычая, могут трансформироваться под воздействием других сфер общественной жизни и т.д.
Политическая сфера может исследоваться также с точки зрения культурологии, и в этом случае исследование будет направлено на выявление специфических для данной культуры форм политическоговзаимодействия, а также на влияние других культур и универсальные черты политической сферы.
Теперь можно попытаться ответить на вопрос о том, в чем же состоит специфика социологии. Итак, социология изучает:
► людей, которые являются как бы основой для социальных явлений, благодаря которой существуют указанные социальные явления (частный уровень);
► социальные явления: социальную структуру общества, его группы, социальные институты и т.д., то есть общество в целом и его компоненты (универсальный уровень);
► социальные процессы, то есть все то, что так или иначе касается изменений социальных явлений (социальной структуры общества);
► причинные связи между социальными явлениями и людьми, а следовательно, и способы воздействия на общество и социальные процессы.
Что касается вопроса о положении общественных дисциплин и, в частности, социологии в системе науки в целом, то здесь необходимо отметить следующее. В европейской культуре Нового времени существует противостояние между точными естественными науками, которые изучают объективные закономерности природного мира, и ориентированными на понимание и истолкование гуманитарными науками.
Естественные науки стремятся сделать свои описания точными, исключающими любую субъективность. Фигура исследователя в них — это фигура непредвзятого наблюдателя, который в определенном смысле утрачивает человеческие черты, отказываясь от любых оценок и выражения своей индивидуальности. С точки зрения естественных наук все может быть измерено и исчислено в виде формул, отражающих абстрактные соотношения между характеристиками явлений.
Гуманитарные науки, напротив, всегда стремились к выявлению смыслов, а не количественных параметров. Рассмотрим в качестве примера текст. Исследователь, который желает построить его интерпретацию, не станет обращать внимание на то, как часто используется то или иное слово. Его будет интересовать восстановление смысла, который вложит в данный текст автор, или точная словесная передача тех смыслов, которые формируются в его сознании в процессе чтения этого текста. А следовательно, его задача так или иначе связана с индивидуальным субъектом (автором или им самим — в зависимости от того, какие цели он ставит).
Конечно, и в гуманитарных науках нередко используются точные методы исследования, основанные на измерении количественных показателей и четком описании качественных характеристик, однако основным методом их познания было и будет понимание. А потому можно говорить о двух самостоятельных тенденциях в развитии научного мышления: сциентизма, идеалом для которого являются естественные науки, и герменевтического подхода, основанного на понимании.
Не так давно немецким социологом В. Лепенисом было высказано интересное мнение о том, что социология и, шире, общественные науки занимают промежуточное положение между естественно научным и гуманитарным идеалами познания. Это не означает, что они нашли какой-то третий, срединный путь. Но именно в общественных науках наблюдается наиболее сильная борьба между этими двумя парадигмами научного мышления.
Такое положение было осознано социологами относительно давно. Так, еще Макс Вебер ввел противопоставление позитивистского и понимающего (интерпретирующего) подхода.
Позитивистская социология ориентирована на описание социальных структур как объективных, не зависящих от сознания отдельного человека структур. Ярким примером подобного подхода является представление Э. Дюркгейма о том, что социология должна рассматривать социальные факты как вещи и применять к ним естественно научные методы исследования.
Основная задача понимающей социологии состоит в том, чтобы описать действия человека не с внешней, а с внутренней позиции, то есть заняв в своем воображении то место, которое занимает данный человек. Другими словами, понимающая социология ставит перед собой задачу описывать поведение человека с его же точки зрения.
Основные понятия социологии
Социология — дисциплина с достаточно длительной историей. И на протяжении ее истории были выработаны многочисленные понятия, при помощи которых можно описать и объяснить самые разнообразные общественные феномены. Цель любого учебника — создать у читателя целостное представление об определенной сфере человеческого знания. А потому любой учебник целесообразно начинать с общего очерка, «наброска» данной науки.
В этой главе мы и сделаем это. Данный очерк не может претендовать на полноту. Однако он поможет создать целостное представление о том, что же такое социология и какие вопросы сна ставит и решает. А далее мы подробнее остановимся на каждом из понятий, о которых здесь будет идти речь.
Начнем с человека, поскольку общество не может существовать без людей. Какое место занимает человек в обществе? В каком отношении общество находится к природе человека?
Природа человека двойственна. С одной стороны, он является биологическим существом, а потому подчиняется природным (биологическим, физиологическим, химическим, физическим) законам. С другой стороны, человек способен создавать символы, а потому подчиняется и другим законам, а именно — культурным законам. Ту часть человеческой природы, которая соотносится с небиологической природой, принято называть личностью.
Эти измерения человеческой природы не изолированы друг от друга, они тесно взаимодействуют. Прежде всего, социальное как бы вбирает в себя биологическое. Становясь социальным существом, человек не утрачивает своих естественных, биологических потребностей (в еде, в удовольствиях, в сне, в сексе). Эти потребности становятся полноценным социальным явлением. Не случайно общество стремится регулировать их. Если бы, например, экономика не учитывала биологических потребностей человека, то он попросту работал бы 24 часа в сутки и не получал бы зарплаты. И действительно, зачем давать человеку спать, если это невыгодно экономически? Зачем платить человеку за работу деньги, на которые он будет кормить себя и свою семью, если это тоже невыгодно? Конечно, этот пример не совсем точен, поскольку стремление к выгоде тоже имеет биологические, природные корни. Можно сказать, что социальное в определенной степени является продолжением биологического.
Совершенно очевидно, что человек может быть социальным существом лишь пока он жив. Следовательно, биологическое, а точнее, жизнь является непременным условием социального.
С другой стороны, социальное в определенной степени подчиняется биологическому. Так, русский социолог XIX в. А.И. Стронин полагал, что основная причина нравственного вырождения и разрушения этических идеалов общества заключается в деградации человечества. Конечно, эта точка зрения может вызывать (и вызывает) обоснованные возражения, но эти возражения могут касаться только степени воздействия биологического начала на социальную сферу. Ведь все мы прекрасно знаем, что психические и психофизиологические нарушения нередко выводят человека за пределы социальной жизни и за пределы действия социальных законов: человек просто оказывается неспособным действовать в соответствии с нормами или утрачивает такую способность.
В каком отношении предписываемые или желательные действия находятся в отношении к личности? На этот вопрос можно ответить, если остановиться на понятиях социальной роли и социального статуса.
|Социальная роль — это модель поведения, в соответствии с которой должен действовать человек в определенных" ситуациях. Например, учитель преподает ученикам определенный предмет и контролирует то, как они усваивают знания. Его поведение является реализацией социальной роли учителя. Ведь вести себя таким образом — значит реализовывать модель поведения, которую могут реализовать и другие люди (другие учителя).
Такого поведения от него ждут и ученики, и другие преподаватели, и школьное начальство, и родители учеников. Кроме того, быть учителем — это что-то значит с точки зрения людей, которые в общем-то непосредственного отношения к учителю не имеют. Впрочем, здесь уже предмет рассмотрения расширяется, и мы попадаем в сферу действия понятия социального статуса.
Дело в том, что каждый из носителей указанных смежных социальных ролей (ученик, другой преподаватель, директор школы, родитель) ожидает от учителя в целом разных вещей. Их интересы Пересекаются, но далеко не всегда. Например, для других учителей важно, какими человеческими качествами обладает этот человек, насколько легко строить с ним отношения, конфликтен ли он, можно ли на него положиться и т.д. Для учеников важно другое: требователен ли их учитель, умеет ли он понятно объяснить материал, бывает ли он жестким, применяет ли наказания и т.д. Точка зрения родителей в значительной степени совпадает с требованиями детей, хотя родители в конфликте могут занять и позицию преподавателя. Наконец, для директора школы деятельность учителя оценивается с точки зрения ее эффективности, поскольку от этого зависит то, как будет оценена работа школы в целом, а следовательно, и эффективность его, директора, деятельности.
В более широком контексте профессия учителя может быть почетной или непочетной в данном обществе. На это влияет множество факторов, но мы остановимся лишь на заработной плате. Например, в нашей стране учителя ужа достаточно давно зарабатывают мало. А потому и профессия эта далеко не всеми рассматривается как престижная. Любой учитель — это член семьи. Если же это еще и мужчина, то на него ложится обязанность обеспечивать свою семью. Понятно, что учителю сделать это труднее.
И учитель, о котором идет речь, в той или иной степени стремится соотносить свое поведение с теми ожиданиями, направленными на него со стороны других людей: как тех, с которыми он имеет дело в школе, так и с людьми за ее пределами. По крайней мере, в том, что касается его профессиональных обязанностей. Эти требования отличаются друг от друга, а потому и его поведение по отношению к ученикам, их родителям, другим учителям и директору будет разным. Поскольку же этот человек является еще и главой семьи, он будет стремиться к тому, чтобы заработать больше денег, а это предполагает повышение квалификации, дополнительную нагрузку, возможно, репетиторскую деятельность. В каждом случае, в каждом новом отношении, носитель данной роли будет действовать иначе, чем в других случаях. Всю совокупность поведения человека, связанную с тем местом, которую занимает человек в обществе, принято называть социальным статусом. Следовательно, социальный статус — это совокупность ролей, которые вынужден выполнять человек, занимая определенное положение в обществе.
Тот факт, что действия человека определенным образом оцениваются обществом, отражается в таком социологическом понятии, как социальное взаимодействие.
Личность совершает определенные действия, которые зависят от ее потребностей и желаний. В то же время потребности и желания — это не единственный фактор, который определяет поступки человека. Практически любое действие социально. С точки зрения общества оно является допустимым или недопустимым, желательным или нежелательным, поощряемым или наказуемым. Большая часть из того, что мы делаем, вызывает у других людей отклик — даже тогда, когда, казалось бы, наши действия не имеют к ним никакого отношения. Наши достижения могут вызывать восхищение или зависть, а наши провалы — сожаление или злорадство. И восхищение со стороны других людей может стать для человека важным стимулом для новых достижений. С другой стороны, ожидание, что человеку будут завидовать, может стать важным поводом для отказа от достижений.
Взаимодействие между людьми может происходить в самых разных формах. С одной стороны, совершая определенные поступки, мы обычно должны учитывать существование других людей. С другой стороны, нас нередко не устраивает то, как ведут себя другие люди, например, в том случае, если они не учитывают или ущемляют в своих действиях наши интересы. Тогда мы можем воздействовать на их поведение, пытаясь навязать им такой способ действия, который был бы выгоден нам или, по крайней мере, не приносил бы нам вреда. Именно эти аспекты человеческой жизни и отражает понятие социального взаимодействия.
И социальное действие, и социальное взаимодействие регулируются социальными нормами. Выше мы уже говорили о том, что любое действие так или иначе оценивается другими людьми, даже если оно не имеет к ним особого отношения. Например, вы узнали о том, что кто-то выдал чужую тайну. Скорее всего, вы осудите этого человека и, возможно, даже выскажете ему в лицо все, что о нем думаете. Еслиже вы решите, что в этом нет ничего плохого, вас наверняка осудят другие люди. А все это произойдет потому, что в обществе действует норма, в соответствии с которой чужие тайны нельзя выдавать. Другими словами, оценка большинства действий осуществляется не с позиции «это мне нравится или не нравится», а сточки зрения норм, которые разделяются если не всеми, то большей частью людей.
Нарушение норм, то есть ожиданий со стороны общества в целом или какой-то группы, входящей в его состав, в социологии называется отклоняющимся (девиантныи) поведением.
В обществе всегда существует определенная совокупность норм, которая регулирует деятельность людей. Конечно, каждая социальная группа нередко имеет свои собственные нормы, отличающиеся от норм других групп. А потому мы нередко сталкиваемся с тем, что наши действия встречают самую разную оценку. Например, с точки зрения обычных граждан поведение преступника предосудительно и заслуживает наказания, хотя его «коллеги по цеху» будут относиться к нему совершенно иначе. Впрочем, это не означает, что нормы никогда не разделяются всем обществом. Фактически неприемлемость преступного поведения — это норма общества, а поощрение такого способа действий нормой с точки зрения общества не является. Большинство людей, к счастью, законопослушны и практически не нарушают норм.
Общество заинтересовано в том, чтобы все его члены действовали в соответствии с теми нормами, которые оно предлагает. Нормы крайне важны, поскольку они делают любые взаимодействия предсказуемыми. Но практически никто не станет действовать в соответствии с нормами просто так: нормы ограничивают нашу свободу, вынуждая нас поступать не так, как нам иногда хочется. Чтобы обеспечить следование нормам, общество естественно реагирует на отклоняющееся поведение, то есть осуществляет социальный контроль. Он может осуществляться как в виде поощрения за правильное поведение, так и в виде осуждения неправильного поведения и наказания за него.
Социальные нормы представляют собой всеобщее достояние определенной группы людей — наряду с ценностями, идеалами, обычаями, традициями. Язык, искусство, наука, мораль вместе с механизмами регуляции поведения человека — все это б совокупности формирует культуру. Культура — это все, что было накоплено конкретным обществом на протяжении веков его развития.
Человек не рождается социальным существом. У младенца можно обнаружить лишь предпосылки, которые необходимы для формирования социальности. Вхождение человека в культуру и общественные отношения осуществляется в рамках социализации личности. Культура и общество выдвигают по отношению к человеку определенные требования — младенец же, только появившийся на свет, не знает ни о сущности этих требований, ни о том, что они вообще существуют. Любой человек в процессе взросления должен усвоить нормы и ценности того общества, в котором он живет, и научиться следовать им. Нередко людям приходится переучиваться и принимать новые нормы. Такое случается, например, при резких изменениях социального строя или при смене места жительства.
Мы уже говорили о том, что разные социальные группы вырабатывают свои собственные нормы и ценности. А из этого следует, что общество однородно далеко не во всех отношениях. Поэтому в социологии существует такие понятия, как социальная группа и социальная общность.
Подобная «разобщенность» внутри общества возникает по разным причинам. Различия между людьми — явление, которого нельзя избежать. Например, представители разных народов говорят на разных языках, обычно проживают на разных территориях, имеют разные представления о жизни. Для любого человека естественно вступать в контакты с теми, кто более близок ему по таким важным признакам, как язык, образование, представления о жизни, уровень доходов. Именно так возникают социальные общности — большие группы людей, которые похожи друг на друга по ряду признаков. При этом важно, что члены социальной общности не обязательно контактируют со всеми другими членами.
Другая причина заключается в том, что человек не может контактировать одновременно со всеми, круг людей, с которыми он может вступать во взаимодействия, ограничен, как правило, пределами семьи, рабочего или учебного коллектива, а также группой друзей и людей с аналогичными интересами. Как уже указывалось, вступают в контакт друг с другом далеко не все члены определенной социальной общности. Когда необходимо обратить внимание на людей, находящихся в более или менее постоянном контакте и решающим одни и те же задачи, в социологии принято говорить о социальной группе. Понятно, что социальной группой является семья, коллектив друзей, небольшое предприятие или подразделение большого предприятия.
Понятия социальной группы и социальной общности тесно связаны с социальными статусами и ролями. В группе права и обязанности обычно распределяются между разными членами; это разделение может быть закреплено формально (например, в виде письменного документа), а может быть и неформальным, то есть основанным на простом соглашении. Но роль выделяется именно в социальной группе (хотя и не только под ее влиянием); чтобы человек рзял на себя определенные права и обязанности, необходимы другие люди.
Понятие социальной общности связано с другим не менее важным объектом социологии — социальной стратификацией. Общество неоднородно, и разные люди имеют неодинаковый доступ к власти и материальным ценностям, могут отличаться друг от друга с точки зрения статуса (авторитета) и ценностей, которые они разделяют. Другими словами, общество организовано иерархически: одни люди находятся «наверху», другие — «внизу», а третьи — где-то «посередине». Именно это расслоение внутри общества и называется социальной стратификацией. При этом важно, что практически нельзя выделить таких оснований для классификации, которые были бы существенными для любого общества. В каждой конкретной социальной системе вырабатываются свои собственные критерии для распределения людей по стратам (уровням, ярусам). Если же к любому обществу попытаться применить одни и те же критерии, то ситуацию можно будет охарактеризовать при помощи известного русского выражения «лезть со своим уставом в чужой монастырь».
Если сделать еще один шаг вверх от конкретной личности к обществу как самой крупной единице социальной реальности, то мы обнаружим другое явление — социальный институт. Под социальным институтом поникают совокупность норм, которые регулируют действия, взаимодействия и отношения между отдельными людьми в рамках той или иной сферы общественной жизни. Поэтому принято говорить о социальном институте брака, социальном институте образования и т.д.
Почему возникают социальные институты? Чтобы объяснить это, необходимо обратиться к потребностям общества. А они у него есть — так же, как и у человека. Общество стремится сохранить свою целостность. И для этого ему необходима внешняя и внутренняя безопасность (то есть армия и органы внутренних дел); необходимо, чтобы его состав постоянно пополнялся (это обеспечивает социальный институт семьи). Кроме того, новые члены общества, как рожденные внутри него, так и «прибывшие» из других обществ, должны строить свое поведение в соответствии с нормами данного общества и обладать знаниями, которые необходимы для нормальной интеграции в социальную жизнь. Другими словами, необходимо образование. Наконец, необходимо, чтобы блага производились и, что особенно важно в условиях все более и более развивающегося разделения труда, эффективно распределялись между людьми, и за это «отвечают» производство и торговля.
Социальная структура — это уже почти синоним общества. Дело в том, что распределение функций между социальными институтами возможно лишь в рамках целостного общества. Социальная система потому и является системой, что включает в себя взаимосвязанные и относительно самостоятельные компоненты. Ни один из этих компонентов не зависит от других напрямую, зависимость выражается только косвенно. И действительно, если рождаемость упадет (вследствие неэффективного функционирования института семьи), то не будут пополняться другие социальное институты, например, армия, обеспечивающая безопасность, В то же время снижение безопасности (в результате неэффективной деятельности армии) может привести к снижению рождаемости: разве кто-то захочет иметь детей, если над обществом нависла реальная угроза войны?
Социальная система определенным образом взаимодействует со своим окружением, то есть с внешней средой. При этом изменения во внешней среде обычно оказывают непосредственное влияние на ее внутреннюю организацию. В частности, угроза войны приводит к мобилизации армии как социального института, и в этой ситуации все остальные социальные институты начинают «работать» на армию. Если же во внешней среде все спокойно, то и внутри социальной системы происходят изменения и на первый план выступают другие цели (например, экономические, культурные, образовательные).
Итак, социологическое знание организовано иерархически: самым «мелким» (скорее, по размеру, а не по значимости) его элементом является личность, самым «крупным» — общество. Между этими крайними элементами есть множество промежуточных «ступеней», и это показывает, что личность и общество не являются антагонистами. Они находятся подчас в противоречивых и неоднозначных отношениях, но в целом их взаимодействие может быть органичным и конструктивным, несущим как удовлетворение для конкретной личности, так и повышение интегрированности общества и эффективности его функционирования.
Социологические подходы
Интерес к этим трем составляющим характерен для любого направления социологии. 8 зависимости от того, какому аспекту уделяется больше внимания и каким образом рассматриваются причинные связи между обществом и людьми, можно выделить два основных подхода к объяснению фактов в социологии. Так, для макросоциологии характерно внимание к изучению социальных явлений; «участие» людей в этих явлениях, их роль в них в этом случае признается вторичной, а способность влиять либо вовсе отрицается, либо считается незначительной. Это направление называют также социологическим реализмом.
Для микросоциологии на первом плане оказываются конкретные люди, которые сами строят социальные явления в рамках своего взаимодействия; следовательно, социальные явления оказываются вторичными по отношению к взаимодействию конкретных индивидов. Микросоциологию называют также социологическим номинализмом. (Со времен средневековой философии к номинализму относят теории, которые предполагают, что общих понятий не существует, а точнее, они существуют, но лишь в сознании человека и благодаря именам, при помощи которых их обозначают. Соответственно к реализму относят теории, в которых утверждается, что абстрактные, неэмпирические образования объективны, существуют помимо человека и его сознания.)
В 1947 г. в книге «Социальная теория и социальная структура» Р. Мертон выдвигает идею теорий среднего уровня; смысл этой теории состоит в том, чтобы перебросить мостик от теории к эмпирии, соединить их таким образом, чтобы использовать достоинства обоих уровней познания. По мнению Р. Мертона, теории среднего уровня являются посредниками между малыми рабочими гипотезами эмпирических исследований и фундаментальной теорией.
Напомним, что фундаментальные теории предлагают модели, в соответствии с которыми должны интерпретироваться те или иные факты (хотя это не всегда возможно), а эмпирические исследования ориентированы главным образом на фиксацию фактов, но не на их объяснение. В теориях же среднего уровня факты не просто фиксируются, но и интерпретируются. И действительно, факты, которые трудно или невозможно объяснить с позиций глобальной теории, можно объяснить с позиций теории менее общего уровня обобщения.
Соответственно, и объектом теории среднего уровня не является общество в целом. В зависимости от того, с чем соотносится теория среднего уровня, Р. Мертон выделил три группы таких теорий:
► теории социальных общностей (социология классов, страт, наций, конфессий, толпы, территориальных общин и др.);
► теории социальных институтов (социология семьи, армии, государства, права, организаций, выборов и др.);
► теории социальных процессов (социология преступности, наркомании, миграции, урбанизации, мобильности, коммуникаций, общественных движений и др.).
В зависимости от того, какие цели ставит перед собой социологическое исследование, можно говорить о фундаментальных и прикладных сферах социологии.
В фундаментальных социологических исследованиях преобладает теоретический уровень, а объектом, как правило, является все общество. Фундаментальные исследования ориентируются на открытие законов, которые управляют объектом изучения. По объекту исследования фундаментальные исследования сходны с макросоциологией. Однако существуют макросоциологические исследования, которые не являются фундаментальными, например, переписи населения, плебисциты, референдумы, поскольку они не создают теорий, объясняющих функционирование общества.
Теоретический уровень представляет собой формирование и развитие категориального аппарата науки, используемого для открытия и объяснения законов объекта познания. На данном уровне используются в основном общенаучные методы познания (системный, моделирования, эксперимента и др.), а также действуют общенаучные принципы познания (объективности, историзма, причинности, целостности и др.).
Достоинством фундаментальных исследований является то, что они представляют собой исследование общества как системы и создают возможность открытия законов общества.
Среди недостатков фундаментальных исследований следует отметить прежде всего их умозрительность и недостаточную обоснованность суждений. Кроме того, в результате фундаментальных исследований мы получаем абстрактные суждения высокого уровня обобщения, что может привести к неадекватному истолкованию фактов.
Объектом в прикладных социологических исследованиях выступают отдельные общественные явления: социальные общности, процессы, институты, причем его результаты непременно могут быть использованы в практических целях. Собственно прикладными методами исследования являются опрос, изучение документов и др. В прикладных социологических исследованиях преобладает эмпирический уровень исследования, а в качестве объекта выступают отдельные общественные явления. Исторические корни прикладной социологии восходят к работам Э. Дюркгейма. Другой исследователь, который оказал большое влияние на становление прикладной социологии, — это А.В. Смолл, создатель и руководитель первого в мире социологического факультета в Чикаго, а также основатель Американского социологического общества.
На эмпирическом уровне прикладного социологического исследования осуществляются операции с фактами: сбор, отбор, систематизация и др. Прикладные исследования ориентированы на получение оперативной информации или получение практической выгоды. Теоретический уровень в прикладных исследованиях выражается в разработке и обосновании методов и принципов познания, э также в формировании категориального аппарата.
Прикладные исследования чем-то сходны с микросоциологией. Однако и в этом случае нет полного тождества, так как микросоциологические исследования могут быть теоретическими.
Достоинства прикладных исследований заключаются в том, что они позволяют получить конкретную актуальную Информацию о том или ином явлении и предоставляют возможность практического использования.
К недостаткам прикладных исследований следует отнести невозможность распространения выводов на все общество, то есть построения общей картины социальной реальности, а также описательность при крайне слабой способности к объяснению и предвидению, причем это касается не только общества в целом, но и самого объекта исследования.
Между этими сферами существует очень тесная связь. С одной стороны, теория невозможна без фактов, на которые она опирается и которые описывает. С другой стороны, прикладная социология также описывает социальную реальность. А следовательно, теоретическая социология может интерпретировать данные, полученные прикладной наукой, а прикладная социология не может не использовать наработки, полученные социальной теорией, поскольку нуждается в понятиях, которые обеспечивали бы четкую классификацию явлений и их разновидностей.
Функции социологии
Функции каждой науки отражают многообразие ее связей с повседневной практикой общества. Благодаря функциям, выполняемым той или иной наукой, удовлетворяется потребность общества в конкретном действии, направленном на познание явлений окружающей среды или на их трансформацию, преобразование. Соответственно, предназначение социологии обусловлено потребностями, связанными с функционированием и развитием социальной сферы, то есть общества и человека.
Изучая общественную жизнь, социология решает следующие задачи:
1. Социология решает научные проблемы, связанные:
► с формированием знания о социальной действительности;
►с разработкой концептуального аппарата, при помощи которого можно было бы производить адекватное и соответствующее тем или иным исследовательским потребностям описание;
► с описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития, а также
►с разработкой методов социологического исследования.
2. Социология также изучает проблемы, связанные с преобразованием социальной действительности, анализом путей и средств планомерного, целенаправленного воздействия на социальные процессы. Эта область практически целиком принадлежит к прикладной социологии.
Фундаментальная и прикладная социология различаются по цели, которую они перед собой ставят, а не по объекту и методу исследования. Прикладная социология, используя познанное фундаментальной социологией законы и закономерности в развитии общества, ищет пути и способы преобразования общества в необходимом направлении. Поэтому ее интересуют главным образом практические отрасли человеческой деятельности, например, социология семьи, социология конфликта политики, социология права, социология труда, социология культуры и т.д.
Необходимо, впрочем, отметить, что деление социологического знания на теоретическое (фундаментальное) и прикладное достаточно условно, так как и теоретическая социология, и прикладная социология одинаково вносят вклад в решение как научных, так и практических задач. Различие между ними связано прежде всего с тем, какие цели являются для них первичными, а какие — вторичными, а точнее, в какой — теоретической или практической — сфере сосредотачиваются их интересы. И действительно, теоретические исследования в качестве своего логического продолжения имеют практическое применение (для проверки выдвинутой теории, для объяснения фактов и т.д.). В свою очередь, прикладные исследования могут открыть факты, которые невозможно объяснить с точки зрения существующих теорий, а следовательно, это стимулирует поиск новых теоретических положений.
Это же относится и к эмпирическим социологическим исследованиям: они могут быть ориентированы и на решение практических задач.
Выделяют следующие функции социологии:
1. Теоретико-познавательная функция предполагает, что социология является областью научного знания, отличной от обыденного знания, теологических представлений, идеологии, и представляет собой знание специализированное, объективное, доказательное. Это знание предполагает использование специального языка, а также специальных методов установления фактов и передаваемое посредством образования.
В реальной действительности конкретная ситуация выступает как непознанный социальный факт, который необходимо описать в интересах практической деятельности. Социальный факт — это единичное общественно значимое событие, типичное для данной сферы общественной жизни. Теоретический и эмпирический анализ этого социального факта и есть выражение познавательной функции социологии. При этом накапливается знание о природе конкретного состояния социального явления, его преобразовании и реальном результате развития этого явления. Другими словами, познавательная функция одновременно оказывается дескриптивной (описательной) и диагностической.
2. Познавательная функция должна помочь спрогнозировать, предвидеть ход социальных процессов. Например, важно знать не только то, насколько в данной группе, коллективе сплочены люди, но и что нужно сделать, чтобы они были еще более сплочены.
Для решения этой задачи социология, как правило, опирается на смежные науки — экономику, демографию, психологию.
Еще одна сторона познавательной функции — это разработка теории и методов социологического исследования, методики и техники сбора и анализа социологической информации.
3. Преобразовательная функцияподразумевает использование социологического знания в различных областях социальной практики, в том числе во взаимном приспособлении индивида и социальной среды.
Выделяют разновидности данной функции: информационную, управленческую и прогностическую.
Информационная функция имеет в качестве своего рода продолжения функцию социального проектирования, поскольку без проекта невозможно создать и социальную технологию, выработать план ее осуществления. Социальное проектирование — научно обоснованное конструирование системы параметров будущего объекта или качественного нового состояния существующего объекта. Это одна из форм социального управления. При социальном проектировании решаются прежде всего социальные задачи. При этом в целом не имеет значения, каким является объект социального проектирования, собственно социальным (больница, школа) или производственным (завод, фабрика), архитектурным (микрорайон) и т.д. Главное, что в этот проект закладываются социальные параметры, требующие комплексного обеспечения условий для осуществления всех взаимосвязанных целей социального проектирования.
Управленческая функция — это система средств, определяющих порядок и четкие правила практических действий по достижению конкретного результата в совершенствовании социальной организации, социального процесса или социальных отношений, решении разного рода социальных проблем: повышения производительности труда, совершенствования организации управления, целенаправленного воздействия на общественное мнение через средства массовой коммуникации и т.п. Другими словами, это создание социальных технологий.
Прогностическая функция социологии является отражением потребности общества в выработке научно обоснованных методов, направленных на развитие как общества в целом, так и каждого социального подразделения общества.
Наука способна построить краткосрочный или долгосрочный прогноз на основе:
► знания качеств и сущности реальности;
►знания законов функционирования и развития реальности.
Что касается социальных явлений, то прогнозирование здесь особенно важно, так как оно помогает ответить на четыре важных вопроса:
► есть ли необходимость в определенных изменениях?
► имеется ли возможность осуществления этих изменений?
►в каком направлении должны протекать эти изменения?
► каким образом и при помощи воздействия на какие стороны общества это изменение может быть осуществлено? Социология в данном случае опирается:
— на знание общих основ развития изучаемого общества;
— на знание конкретных возможностей отдельного социального субъекта.
Например, прогнозируя перспективы развития того или иного государственного предприятия, в том числе изменения социальной структуры коллектива, степени удовлетворенности трудом и его условиями, возможности развития и т.д., мы опираемся на анализ всех положительных и отрицательных факторов. Это означает следующее. Во-первых, мы должны учитывать общую тенденцию сегодняшних преобразований государственного сектора (приватизация, создание акционерных обществ, прекращение выплаты дотаций нерентабельным предприятиям и т.п.). Во-вторых, мы должны опираться на изучение потенциальных возможностей данного предприятия с учетом конкретных людей, которые руководят предприятием, контингента работающих, особенностей сырьевой, научной, материально-технической, социально-бытовой базы и т.д. Без анализа всех этих составляющих мы не можем дать необходимые оценочные характеристики возможного будущего состояния субъекта в прогнозируемый период и предложить эффективные рекомендации.
Социальное прогнозирование должно учитывать обратное воздействие прогноза на сознание людей и их деятельность, что может привести к его «самореализации» (или «саморазрушению»). Эта особенность прогнозирования требует разработки научного прогноза в виде вариантов, альтернатив развития, которые описывают возможные формы и проявления, темпы развертывания процессов с учетом управляющих воздействий, а также их качественные изменения.
Выделяют 2 типа социальных прогнозов, в которых по-разному сочетаются предсказание и целеполагание:
► поисковый прогноз описывает возможное состояние, исходя из действующих тенденций и возможных воздействий;
►нормативный предполагает постановку целей, описывает желаемое состояние, а также пути и средства его достижения.
По срокам прогнозы могут быть краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными.
Для прогнозирования используются статистический анализ, метод экспертных оценок, математическое моделирование и т.д. При этом наилучший эффект всегда дает сочетание различных методов.
Социологи ведут прогнозные разработки по различным направлениям, например, развитие социальной структуры общества, социальные проблемы труда, социальные проблемы семьи, социальные проблемы образования, социальные последствия принимаемых решений и т.д.
Социальное прогнозирование следует отличать от утопий и футу-рологических концепций (от лат. futurum — будущее и logos — знание), выполняющих в первую очередь идеологические функции.
Мировоззренческая функция предполагает, что социологическое знание, как и социально-гуманитарное знание в целом, способствует выработке его ориентации в обществе, его отношения к себе и к другим.
Макєєв
ПЕРЕДМОВА
Відтоді як французький математик і філософ Огюст Конт запропонував поняття "соціологія" для позначення науки про суспільство, минуло близько двох століть. Проте ще до нього, тобто до першої третини XIX ст., історія пізнання налічувала вже не одне тисячоліття. Допитливий погляд людини був спрямований насамперед на небо (астрономія є, ймовірно, найдавнішою наукою), а також на незчисленні речі і сили, що надають руху цим речам. Тому фізика, механіка і математика могли б посперечатися з астрономією за право першонародження. Майже так само рано, як і астрономія, у VI—IV ст. до н. е. формується "метафізика", або філософія, яка зробила сміливу спробу проникнути за видимий образ речей і відшукати їхні останні засади та причини. І тільки на периферії пізнання виник інтерес до природи сил, які згуртовують індивідів у більш-менш стійкі спільноти та об'єднання. І цей стан пізнання практично не зазнав істотних змін протягом майже двадцяти століть. Лише в останні два століття, поряд з приголомшливими успіхами в пізнанні природи, до того ж з не завжди передбачуваними практичними наслідками, людство намагалося зрозуміти і пояснити само себе.
Науки про суспільство і людину виникли зовсім недавно, за історичними масштабами "вчора". Так само недавно, у XVIII ст., у мовах народів Європи з'явилося слово "суспільство", яке засвідчило наявність і постійну присутність нової реальності, відмінної від держави як традиційної форми спільного життя людей. Ось як розповідає про це російський історик В.О. Ключевський у нарисі про Катерину II: "У пам'ятках XVII століття, коли російський народ був поділений на безліч служилих та тяглових розрядів, або чинів, з особливими обов'язками, без спільних справ та інтересів, де-не-де трапляється вираз "суспільство християнське", оскільки релігія залишалася найміцнішою зв'язкою спільного життя. За часів правління Катерини стикаємося вже з "російським суспільством"; Сенат у доповіді імператриці говорить про "суспільство всіх вірнопідданих", у жалуваних грамотах 1785 р. усталюються терміни "дворянське суспільство", "суспільство міське", а в депутатських наказах 1767 р. знаходимо навіть клопотання щодо "виборів суддів усім суспільством усього повіту" як всестановою земською корпорацією. Так ідея солідарності поступово охоплювала суспільні прошарки, між якими досі не відчувалося єдності".
Вивчення цієї нової реальності, що раптово відкрилася для сприйняття і яка складається з множини станів, груп та об'єднань людей з різними життєвими звичками, способами відчувати й інтерпретувати довколишній світ, з різними можливостями впливати на перебіг подій, але з порівняно стійкими зв'язками між собою і певною мірою взаєморозуміння, стало призначенням соціології. Отже, наука про суспільство — це здатність уявляти, розуміти і пояснювати те, як людям вдається чи не вдається створювати, підтримувати і руйнувати форми спільного життя, зразки спільних дій і взаємодій.
Останнє і є тим фундаментальним питанням, на яке соціологія намагається давати дедалі нові й нові відповіді, диференціюючись на школи і теоретичні напрями, переосмислюючи власну спадщину, яка ще доступна для огляду, але вже набула статусу класичної, вдосконалюючи засоби спостереження, систематизації й узагальнення. Протягом майже двох століть це питання залишається нез'ясованим. І зовсім не тому, що недоречними виявилися ті відповіді, які давалися раніше, а внаслідок динамічності, рухливості та високої складності предмета пізнання. Давно помічено, що жити в спільноті важко, однак не менш важко описати й пояснити спільне життя.
Розчарування очікує того, хто сподівається за допомогою соціології утвердитися в уявленнях про міцний і непохитний устрій суспільства, раз і назавжди встановлений "соціальний порядок", про можливості його зміцнення чи, навпаки, розхитування, про закони, які приписують хід історії, ритм і темпи змін. На межі тисячоліть світ людей стає дедалі менш передбачуваним, кожне нове покоління соціологів самостійно вирішує проблему більш-менш адекватної реконструкції сил і скріплень, які запобігають руйнації людських спільнот, проте самі залишаються непоміченими, діють ніби з-за лаштунків. Вирішити цю проблему неможливо без оновлення самої науки соціології: вона змінюється разом зі зміною світу людей, а вироблені раніше твердження і висновки мають обмежене застосування. Можливо, саме в такій відкритості новому і несподіваному, в постійному вимаганні від носія соціологічного знання оригінальності та неповторності й полягає особлива привабливість соціології як наукової та навчальної дисципліни — молодої дисципліни для молодих людей.
Саме сьогодні, як ніколи раніше, гостро відчувається дефіцит знання про людину і світ людей. Очевидно, що в перших століттях третього тисячоліття більша частина пізнавальних можливостей людства спрямовуватиметься на ліквідацію цього дефіциту. І якщо соціологія виникла "вчора", то її розквіт очікується "завтра".
Проте наш навчальний посібник про "сьогодні": про домагання і можливості соціології, про те, який фонд теоретичних побудов, емпіричних узагальнень і образних уявлень є в її розпорядженні для опису, розуміння та пояснення світу, в якому кожний з нас живе поряд з іншими людьми, безпосередньо чи опосередковано спілкується з ними і в якому видимі зв'язки, що єднають нас з ними, доповнюються невидимими і підтримують існування різних за розміром та будовою об'єднань, груп і спільнот.
С.О. Макеев,
доктор соціологічних наук, професор
Розділ 1