Система прав на вещание не только дорогостояща и sub rosa*, но и является неполной в некоторых важных аспектах. Один из них состоит в трудности получения прав на будущее использование — проблема, с которой мы уже встречались при рассмотрении кораблекрушений и диких животных. Покупка свободной земли с намерением «придержать» ее для разработки в будущем является распространенным типом сделки. Однако если в заявке на вещательную лицензию проявить намерение отложить начало вещания на неопределенный срок, то отказ в выдаче лицензии будет гарантирован. То же самое относится к правам на использование водных ресурсов при той системе их присвоения, которая существует в западных штатах. Право собственности на воду приобретается кем-либо путем фактического отделения и использования водного потока, и оно распространяется только на то количество воды, которое действительно используется; право не может быть приобретено для использования в более поздний срок. Ограничения в приобретении прав на вещание и на использование водных ресурсов в определенной степени можно обойти в случае вещания путем откладывания строительства передатчика после приобретения лицензии, а в случае водных ресурсов — путем получения предварительного разрешения, которое устанавливает первоочередное право заявителя, даже если сооружение водоотводных сооружений и использование полученной с их помощью воды откладывается.
Враждебность к признанию прав на будущее использование может быть отнесена на счет явного элемента «неожиданной прибыли»,
24 Иллюстрации см. в кн. Armen A Alchian & Harold Demsetz. The Property Right Paradigm, 33 J. Econ. Hist. 16 (1973) и статьи в сборнике The Economics of Property Rights (Erik G. Furubotn & Svetozar Pejovich eds. 1974).
* Скрыта от стороннего наблюдателя (дословно — «по секрету», лат.) — Прим научн. ред.
Права на будущее использование
присутствующего как при вещании, так и при использовании водных ресурсов. В обоих случаях право предоставляется бесплатно, хотя заявитель может понести значительные расходы, связанные с его получением, и часто оно может быть немедленно перепродано со значительной прибылью. Это может и не быть свидетельством стремления к получению такой прибыли. Заявители как группа могут просто «остаться при своих». В то же время неожиданная прибыль может оказаться даже больше, если она получена субъектом, не предоставляющим никаких услуг.
Сходная враждебность, встречающаяся во многих областях права, относится к спекуляции, т. е. к покупке товара не для использования, а для «придерживания» в надежде на увеличение его ценности.25 Спекуляция выполняет значимую экономическую функцию, помогая привести цены в точное соответствие условиям спроса и предложения (см. также п. 4.9). Спекуляция выполняет как статическую функцию — приведение цен в соответствие с текущим спросом и предложением, т. е. предотвращение текущей нехватки или избытка товара, — так и динамическую. Фьючерсный рынок (например, рынок, на котором вы можете купить по фиксированной цене пшеницу, которая будет поставлена не сегодня, а через год) позволяет сгладить изменения потребления во времени, компенсируя влияние избытков и дефицитов. Если, например, ожидается дефицит, спекулянты увеличат свои фьючерсные покупки (поскольку они ожидают, что рыночная цена будет выше в следующем году). Вследствие этого фьючерсная цена будет расти, и этот рост побудит продавцов «придержать» некоторую часть текущего предложения либо увеличить цену для текущих покупателей, что то же самое (почему?), чтобы получить выгоду от ожидаемого повышения цены в будущем. Вызванное этим увеличение будущего предложения в свою очередь будет смягчать рост этой цены; таким образом, спекуляции могут, вопреки распространенному мифу, сократить колебания цен.
Покупки для будущего использования не обязательно спекулятивны. Они могут быть противоположными спекулятивным — они могут быть способом страхования от потерь. Фермер может узнать, что через несколько лет ему будет необходимо большее количество воды для орошения. Вместо того чтобы принимать на себя риск изменения цены воды, он может принять решение о подписании сейчас, по фиксированной цене, контракта о будущей поставке определенного количества воды. (Поскольку продавец будет спекулировать на будущих изменениях цены воды — спекуляция содействует страхованию!) Бели подобные продажи запрещены, фермер может решить использовать в настоящий момент больше воды, чем ему необходимо, лишь
25 Или продаже товара при ожидании снижения его ценности, как бывает при быстрой распродаже запасов. Пример приводится в данном абзаце.
Собственность
для того, чтобы удостовериться в наличии у него права на воду в будущем, когда она ему действительно понадобится. Основным результатом запрещения покупок водных ресурсов, вещательных частот или мест обитания устриц для будущего использования является поощрение неэкономного использования, не удовлетворяющего спрос, а просто закрепляющего чье-либо право.
Проблема преждевременного использования аналитически аналогична проблеме чрезмерных инвестиций в поиски кладов или в получение патента (см. п. 3.2). Чтобы получить ценное право, люди могут инвестировать ресурсы в количестве, превышающем то, в котором они приносят чистую социальную выгоду. Хорошим примером является освоение новых земель (homesteading).26 Если земля отдается без денежной выплаты, но условием ее предоставления является проживание на этой земле и ее возделывание, то фермер будет работать на ней до того момента, пока последний доллар ценности усилий приносит доллар выгоды от сохранения его прав на этот участок, даже если при этом производится сельскохозяйственной продукции меньше чем на доллар. Конечно, если государство желает, чтобы земли были заселены как можно быстрее по политическим или военным соображениям, закон о заселении земель может стать эффективным методом достижения этой цели.27