ЛИБЕРАЛИЗМ (лат. liberalis — свободный) — 1. Политическая идеология, выдвигающая в качестве своих приоритетов обеспечение: а) максимально возможной свободы индивида во всех сферах жизни общества — она имеет строгие гарантии, но не абсолютна, ибо ограничена в разумных пределах законом; б) индивидуализма как главного экономического, политического и социального принципа (в классическом либерализме); в) правового и политического равенства, а также равенства возможностей; г) терпимости и плюрализма как важных принципов социально-политического взаимодействия; д) участия в политике через различные формы представительства. 2. Совокупность партий и движений, занимающих в идейно-политическом спектре позиции центра и несколько левее центра.
Либерализм — это метаидеология, которая (наряду с социализмом и консерватизмом) закладывает фундаментальные принципы и направления идейно-политического содержания общественного развития: свободу и веру в возможность рационального постижения и переустройства мира. В качестве метаидеологии либерализм в большей мере, чем другие, оказался способен к серьезной эволюции, в разное время сочетая в себе малосовместимые идеи, концепции и доктрины (например, о государственном регулировании экономики), но при этом сохраняя ряд главных для него положений, среди которых выделяется признание возможностей: индивидуальной свободы («равной свободы», по Дж. Уолдрону), если не в экономике, то во всех других сферах общественной жизни; критического отношения каждого индивида к общественному строю; уважения со стороны государства и его равного отношения к любому индивиду (Р. Дворкин).
Современный либерализм — сложное духовное образование, где появились идейные течения, пытающиеся синтезировать его основные ценности с социально ориентированными идеями и концепциями «большого государства» или «государства всеобщего благоденствия» (Дж. Роулс) либо с представлениями, полностью отрицающими социальную направленность деятельности государства (Р. Нозик).
ЛИБЕРТАРИЗМ — экономоцентрическое направление в современном консерватизме (некоторые относят его к неолиберализму или «либерализму экономических консерваторов»), основанное на идее максимизации индивидуальной свободы, прежде всего свободы личного выбора как главного жизненного принципа. Достижение данной цели предполагает, согласно идеологам либертаризма (Ф. Хайек, Л. фон Мизес, М. Фридман, Р. Нозик), сокращение масштабов государственного вмешательства в социально-экономическую сферу (требования уменьшения размеров госаппарата и налогов, устранение практики перераспределения доходов и т.д.) и почти полный отказ государства от участия в проблемах, связанных с социальной справедливостью и равенством (они рассматриваются только с позиции свободной рыночной конкуренции как единственного условия реализации способностей и свобод индивида). Либертаризм в американском варианте предусматривает также отказ от большей части ограничений в плане абортов, наркотиков, огнестрельного оружия и дорожных скоростных режимов. Все эти положения входят в программу Либертаристской партии в США (основана в 1971), добившейся некоторых успехов в 1970-1980-х гг. Либертаристский подход был популярен в анархистских движениях. Отдельных принципов либертаризма придерживались такие известные руководители государств, как Р. Рейган (США) и М. Тэтчер (Великобритания).
ЛИГА НАЦИИ — международная организация, учрежденная на Парижской мирной конференции (Устав был принят в 1919 г.; торжественно открыта в 1920 г.) по инициативе союзников-победителей в Первой мировой войне для развития сотрудничества между народами, обеспечения мира и безопасности (в Уставе был заложен принцип коллективной безопасности), мирного решения межгосударственных противоречий (третейским разбирательством. Советом Лиги или ее Ассамблеей), сокращения вооружений и т.п. Лига не стала всемирной организацией — не все великие державы входили в нее (например, Германия и Япония вышли из ее состава в 1934 г., членство СССР — 1934-1939 гг.), потому была не в состоянии пресечь многочисленные агрессии в предвоенный период (из-за неспособности организовать коллективные действия) и предотвратить Вторую мировую войну. Она фактически прекратила свое существование с 1939 г. (формально распущена в 1946 г.), однако многие элементы ее структуры, процедуры и цели восприняла ООН
ЛИЧНОСТЬ (в политической психологии) — квалификация индивида, освоившего социальные функции, осознавшего свою самотождественность и неповторимость как субъекта деятельности и индивидуальности, но именно в качестве члена общества и субъекта мира политики.
ЛОГОС (гр. logos) — одновременно: слово (высказывание, речь) и смысл (понятие, суждение, основание). Позднее данное понятие стало восприниматься как «учение»; ...логия — вторая часть сложных слов, означающая: наука, знание.
МАРКСИЗМ — интеллектуально сконструированная («научная») политическая идеология, основанная на следующем: исторический материализм («материалистическое понимание истории»); диалектический характер развития мира; неприятие капитализма вследствие отчуждения рабочего от продукта своего труда; классовая борьба ради искоренения частной собственности; пролетарская революция как путь разрешения противоречия между трудом и капиталом; достижение коммунизма в качестве конечного идеала и цели общественного развития.
Марксизм прошел ряд этапов развития, среди которых выделяются: 1) адаптация к конкретному национальному контексту (Г.В. Плеханов и др.); 2) марксизм «ревизионистского» толка, пересматривавший учение К. Маркса, внеся в него положение о возможности мирного перехода к социализму и отвергнув неизбежность классовой борьбы (К. Каутский, Э. Бернштейн и др.); он стал идеологической основой для западной социал-демократии; 3) ортодоксальный коммунизм как официальная идеология, сформировавшаяся при становлении социалистических режимов и радикализированная постулатами о классовой борьбе, насильственной диктатуре пролетариата и т.д. (В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий, И.В. Сталин, Мао Цзэдун и др.); 4) неомарксизм, сохранивший основы в виде исторического и диалектического материализма, но отличающийся акцентом на гуманизм и теоретические проблемы человека (Д. Лукач и др.). Значительный вклад в развитие неомарксизма внесли представители Франкфуртской школы социальной философии (Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе, Э. Фромм), разработавшие так называемую критическую теорию — совокупность положений марксистской политэкономии, философии Г.В.Ф. Гегеля и психологии 3. Фрейда, повлиявшую на левое движение в 1960-1970-х гг.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕЖИМЫ (англ. international regimes) — сформулированный набор принципов, норм, правил и процедур принятия решений, в отношении которых совпадают ожидания членов мирового сообщества в конкретной сфере международных отношений (например, в тарифах и торговле, финансовой политике, использовании космоса и т.п.).
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (англ. international relatios) — самостоятельная дисциплина в сфере политических наук (выделилась в начале XX в.), традиционно занимающаяся исследованием межгосударственных взаимодействий (интеракций) в мировом масштабе, а также национальных интересов государств.
МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ (англ. intergovermmental oganization — ЮОз) — институты, учреждаемые национальными правительствами для достижения общих целей. В качестве устойчивой формы сотрудничества государств они создают постоянную организационную инфраструктуру, а также содействуют многосторонней дипломатии, основанной на уважении суверенитета участников. Подразделяются на универсальные (прежде Лига Наций, затем ООН), региональные (например, Организация арабского единства, ОБСЕ) и по сферам компетенции (общие, специальные).
МЕНТАЛИТЕТ (лат. mens, mentis — ум, рассудок) — общий склад мышления, особенности сознания, умонастроений, психологические и нравственные предрасположенности какой-либо общности; устойчивый способ мировосприятия, объединяющий рациональные, эмоциональные, ценностные и пр. воззрения, нормы и стереотипы.
МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ — совокупность технологий, приемов и процедур, с помощью которых государство регулирует соотношение и распределение общественных ресурсов и упорядочивает публичную жизнь.
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА (англ. world politics) — сформировавшееся в 1970-е гг. в рамках неолиберализма научное направление (его развитие связывается с авторами журнала «intergovermmental oganization», а также с работой Р. Кеохейна и Дж. Ная «Транснациональные отношения и мировая политика».).
Хотя понятия «международные отношения» и «мировая политика» используются часто как синонимы, в первом случае акцент делается обычно на межгосударственных проблемах, а во втором - на том, что рассматривается более широкий круг акторов (включая неправительтсвенные) и проблем (в том числе связанных с глобализацией, а также экологических и т.д.). Таким образом, в большинстве современных исследований по данной проблематике международные отношения выступают частью мировой политики.
МИР-СИСТЕМА — по И. Валлерстайну — достаточно широкая («мир») социальная система со своими границами, структурами, группами как ее элементами, правилами легитимизации и внутренней соподчиненностью. Она обладает характеристиками живого организма, в частности определенной продолжительностью жизни, в течение которой одни ее свойства изменяются, а другие остаются стабильными. Процессы жизнедеятельности мир-системы как материально-экономического образования во многом являются самоподдерживающимися (на основании широкого функционального и географического разделения труда, культурного многообразия), а динамика ее развития по преимуществу имеет внутрисистемный характер. Примеры мир-систем — «мировая империя», в рамках которой существует единая политическая система, и «мировая экономика», лишенная таковой благодаря способности современного капитализма адаптироваться к многообразию политических режимов.
МИФОЛОГИЯ (гр. myphos - сказание, предание) — 1) совокупность преданий, рассказов, легенд и т.п. любого народа, которая выступает носителем его культурных значений, смыслов, регулирует восприятие и поведение; 2) тип сознания (мироощущения), основанного на чувственном восприятии действительности; фантастическое отражение действительности или ее аспектов, которое допускает слияние воображаемого и идеального с материальным, совпадение реальных предметов с символами и значениями, получающими статус существующих на самом деле, соучаствующих в жизни человека; 3) наука, изучающая мифы (их возникновение, содержание, распространение).
Политическая мифология как феномен идеологической практики — результат соединения традиционного мифа с немифилогической по своей природе культурной традицией. Вера — подоснова такой мифологии, поэтому последняя выводится из-под рациональной критики, становясь эффективным средством манипулирования массовым сознанием.
МОГУЩЕСТВО — способность индивида (либо института) произвести на кого-то или на что-то нужное ему воздействие (эффект), которое чаще всего бывает соизмеримым с затраченной силой, количеством энергии. В политике принято считать, что могущество простирается до того предела, пока не будет остановлено другим могуществом. Понятие часто используется в международных отношениях.
МОДЕРН (фр. moderne — современный) — принятое в новейшей разноязычной гуманитарной литературе наименование эпохи Современности.
МОДЕРНИЗАЦИЯ — процесс быстро увеличивающегося контроля над природой с помощью тесного сотрудничества между людьми. Он включает в себя интеллектуальную (в т.ч. рационализация и секуляризация), технологическую (индустриализация, урбанизация и т.д.), социальную (дифференциация общественных групп и пр.) революции (определение принадлежит Д. Растоу).
МОНАРХИЯ (гр. monos— один, arkhein — правитель; единовластие) — форма правления, при которой верховная власть в государстве формально сосредоточена (полностью или частично) в руках единоличного правителя — монарха, а также государство с такой властью. Власть обычно передается в порядке наследования.
МОТИВ (фр. motif от лат. movec — двигаю) — обстоятельство, которое побуждает человека к действиям, ради чего они совершаются. В широком смысле в психологии к мотивам относят инстинкты и потребности, влечения и эмоции, установки и идеалы.
МОЩЬ — совокупность ресурсов, т.е. наличных и потенциальных (лат. ро1еппа— сила, мощь) средств и способов действия, прямое использование или вероятность применения которых создает относительно благоприятные условия для достижения носителем мощи желаемых целей (например, экономическая мощь, военная мощь и т.д.). В современной ситуации конкурентного взаимодействия социальных групп, корпораций, государств и т.д. важно не только количественное превосходство ресурсов, составляющих мощь, но и возможность преобразовать их в оптимальный способ действия в каждом конкретном случае.
НАСИЛИЕ (англ. violence) - применение или угроза применения силы с целью принуждения объекта насилия к желаемому поведению. В целом насилие можно представить в виде присущей любому человеческому сообществу ценностной ориентации, состоящей в подавлении (в т.ч. физическом) соперника и подчинении его своей воле. Различаются открытые (связаны с физической угрозой жизни) и косвенные (угроза важным для обеспечения жизни условиям, например, достоинству и правам человека) формы насилия. В современном обществе открытое насилие утрачивает значение основного способа принуждения к определенному поведению и постепенно заменяется высокотехнологичными латентными (скрытыми) формами, лучше обеспечивающими социальный и политический контроль (манипулирование информацией, сознанием). Но открытое насилие не может быть полностью упразднено, ибо связано с устойчивыми элементами психологии человека (см. работы 3. Фрейда, К. Лоренца, Э. Фромма).
В политологии существует и специальная концепция политического насилия, понимаемого как любое действие (или угроза действия), направленное на физическое уничтожение человека (группы людей) или причинение ему (им) намеренного ущерба. С 1960-х гг. понятие насилия обозначает всякие ситуации противостояния внутри государства, связанные с применением силы или его угрозой: антиправительственные выступления, политические убийства, терроризм, государственные перевороты, восстания, гражданские войны, революции. При изучении проявлений и причин политического насилия выделяются социально-психологические факторы, такие как «относительная депривация» (англ. ге1апуе аерпуапоп); тематики политической культуры и убеждений (Т. Р. Гурр, Э. Мюллер); специфика социальных и политических структур (Д. Гиббс) и т.д.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ — принцип, согласно которому нация-государство является источником высшей политической власти, осуществляемой в полной мере в пределах собственной территории (речь идет о законодательных, исполнительных, административных и судебных полномочиях) без вмешательства извне. В международных отношениях национальный суверенитет предполагает такой порядок, когда каждое государство самостоятельно формирует и проводит внешнюю политику, а также уважает право других государств действовать подобным образом (принцип суверенного равенства государств).
НАТО (англ. NАТО — NORHTATLANTIC TREATY ORGANIZATION ); ОРГАНИЗАЦИЯ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО ДОГОВОРА — военно-политический союз государств, созданный на основе подписанного в 1949 г. в Вашингтоне Североатлантического договора для обеспечения коллективной безопасности (обороны) стран-участниц (в соответствии со ст. 5). В 1949 г. в ее состав входили 12 государств, в 1982 г. —16, с 1999 г. — 19.
НАУКА — сфера человеческой жизнедеятельности (или социальный институт), обеспечивающая производство, накопление знания и его использование на практике. Будучи центральной в системе форм общественного сознания, она вырабатывает представления о явлениях и законах реального мира, организованные в виде опытного (эмпирического) и теоретического знания. От других таких форм сознания науку отличают максимальная полнота, систематизация, обоснованность (подтверждение наблюдением, экспериментом, математическим и иным моделированием, статистической проверкой), а главное — объективность ее отражения действительности, т.е. относительная истинность знания, а также средства ее целенаправленного достижения, обобщаемые в понятии рациональности.
НАЦИЕОБРАЗОВАНИЕ — исторический процесс, связанный с появлением и развитием нации-государства как особого типа государственности: правительство осуществляет всю полноту суверенной власти в пределах определенной территории; граждане осознают свою принадлежность к единой нации, проживающей на данных землях.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР — совокупность нравственных, культурных, политических и иных представлений и качеств, свойственных определенному этносу и закрепленных в его традициях, нормах, стереотипах. Политико-психологическая (психоаналитическая по форме) концепция национального характера стала основой разработок в США и Великобритании рекомендаций по денацификации (искоренению нацизма) в Германии, а в начале холодной войны — политических методов противостояния СССР и его союзникам, деморализации коммунистической элиты. Несовершенство модели национального характера как инструмента анализа человеческого измерения политики способствовало обоснованию концепции политической культуры.
НАЦИЯ-ГОСУДАРСТВО (англ. nation-state)— сочетание особой политической формы национально-территориального суверенитета и культурной (языковой и/или религиозной) однородности (гомогенности) какой-либо общности. Эта модель возникла вначале в Европе, а затем была перенесена в другие регионы мира. Политико-управленческие структуры нации-государства в правовом отношении устанавливаются конституциями, основными законами, иными законодательными актами.
НЕОЛИБЕРАЛИЗМ (либеральный институционализм)—теоретический подход в международных исследованиях, исходящий из того, что поведение государств невозможно объяснять исключительно их национальными интересами; значит, следует включать в анализ сотрудничество государств в рамках международных институтов (организаций, традиций, правил, договоров), способных гармонизировать анархическую среду международных отношений и определяющим образом влиять на поведение самих государств. Отвергает положение реализма об автономии политики и экономики, уделяя особое внимание роли хозяйственных взаимодействий как фактора сотрудничества в международных отношениях. Неолиберализм возник в 1980-е гг. в ходе адаптации классического либерализма к новым условиям мировой политики.
НЕОРЕАЛИЗМ (структурный реализм) — направление в политическом реализме, которое при сохранении ключевых постулатов этой теории (например, особого понимания ведущей роли национального интереса) вводит в анализ мировой политики положение о системе (структуре) международных отношений как факторе влияния на государство, создающем ограничения или, наоборот, благоприятные условия для его внешнеполитического поведения.
НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ (англ. nongovermmental oganization — N008) — любые организации, институционально отделенные от государств, т. е. учрежденные физическими или юридическими лицами, но не на основе межгосударственных договоров. Хотя в эту группу попадает транснациональный капитал, к ним принято относить прежде всего объединения, не имеющие целью получение прибыли, т.е. различные экологические, правозащитные, гуманитарные и т.п. ассоциации и движения, связанные с гражданским обществом.
ОБСЕ (ОРГАНИЗАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ) — (англ. Organization of Security and Cjjpiration in Europe— OSСЕ) — региональное объединение, созданное для поддержания безопасности и развития сотрудничества «от Ванкувера до Владивостока». Членами ОБСЕ являются 55 государств из Евроатлантического, в т. ч. Канада и США, и Евроазиатского регионов, включая центральноазиатские страны. Они пользуются равными правами (принцип суверенного равенства). Возникла в результате институционализации в 1975 г. СБСЕ — Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (начало работу в 1973 г.) — и придания ему новых функций и механизмов в 1995 г. (решение о преобразовании Совещания в Организацию принято на встрече в Будапеште в 1994 г.). Цели ОБСЕ: содействие улучшению взаимных отношений участников; признание неделимости европейской безопасности, а также связи мира и безопасности в Европе и на всей Земле; увеличение вклада стран-участниц в соблюдение прав человека, экономический и социальный прогресс и благосостояние всех народов. Подход ОБСЕ к обеспечению безопасности является всеобъемлющим и включает вопросы контроля над вооружениями, превентивной дипломатии, создания мер по повышению доверия, гарантиям прав человека, мониторингу выборов, обеспечению экономической и экологической безопасности и т.д.
ОБЩАЯ ВОЛЯ (фр. volonte generale, англ. general will) — у Ж.Ж. Руссо — мистический атрибут человеческого объединения, основанного на «подлинном» общественном договоре; результат отказа людей от «мнимых» прав, свобод, индивидуальных (эгоистических) интересов и суждений в пользу блага единого целого, т.е. всего сообщества. Общая воля в форме прямого волеизъявления предпочтений граждан, направленных на достижение блага всего народа, является источником любых законов.
ОВД (ОРГАНИЗАЦИЯ ВАРШАВСКОГО ДОГОВОРА) — военно-политический союз государств, образованный на основе Варшавского договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи (вступил в силу в 1955 г.) для обеспечения коллективной обороны. Договор был подписан 8 странами, однако в 1968 г. из ОВД вышла Албания, в 1990 г. — Восточная Германия (бывшая ГДР). Прекратила существование в 1991 г. из-за антикоммунистических и антисоветских (преимущественно «бархатных») революций в Центральной и Восточной Европе (ЦВЕ), неспособности руководства распадающегося СССР сохранить в этом регионе свое влияние. Варшавский договор как реакция СССР на создание НАТО и принятие в ее состав ФРГ предусматривал объединенное военное командование и размещение советских войск на территориях стран-участниц. Его конечная цель, по мысли разработчиков, — консолидация всего советского блока перед угрозой Запада и усиление влияния СССР в странах ЦВЕ, хотя в Договор было внесено положение о его временном характере (до всеобъемлющего пакта о безопасности в Европе).
ОЛИГАРХИЯ (гр. oligarchia — власть немногих) — правление узкой группы лиц (крупных предпринимателей, военных и т.д.).
ОДНОЛИНЕЙНОСТЬ — теория, которая утверждает существование единственной линии развития человеческого общества — от простого к более сложному — и предполагает, что все общества, восходя по пути эволюции, должны преодолевать одни и те же стадии.
ОМБУДСМАН (швед. ombudsman — представитель чьих-то интересов) — специальное должностное лицо (нередко депутат парламента), на которое возлагаются функции контроля за законностью действий государственных органов, соблюдением прав и свобод граждан.
ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ПРОЦЕДУР ПРИ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ — один из важнейших принципов демократической политики. При демократии, опирающейся на общественный договор, институционализированы (установлены) процедуры, регулирующие конфликты и обеспечивающие относительную стабильность политической системы в целом: нормы, законы, правила игры, порядок функционирования структур (партии, упорядочивающие политическую борьбу, государственная бюрократия, исходящая из рационально-правовых критериев, и т.д.). Тем самым конкуренция за политические посты весьма строго обозначена, а правление является представительным. Однако, учитывая право всех граждан на участие в принятии решений, последствия этих решений (исход выборов, возможность влияния на госчиновников всех рангов и т.д.) имеют непредсказуемый и временный характер (как в экономике — при рынке прибыль отнюдь не гарантирована). Политики, избиратели, партии, группы интересов, действуя в условиях состязательности, поставлены в неопределенное положение, ибо их будущее неизвестно, а настоящее подвержено переменам. Таким образом, конкуренция при демократии несколько ограничена, а определенность политических процедур сочетается с неопределенностью результатов.
При государственно-социалистическом режиме — зеркально противоположная ситуация: в сфере политики монополия одной партии исключает конкуренцию, внепартийные организации (профсоюзы и т.д.) ограничены в возможностях, запрещена любая деятельность по развитию гражданского общества и т.н. общества политического. Тем самым гарантированы известные политические результаты. И напротив, иррациональность государственной машины при крайней бюрократизации политической сферы, засилье идеологии вместо установления демократических процедур и прав граждан, как следствие, дают возможность политикам и бюрократам самим принимать решения, определять права граждан, процедуры и юрисдикцию, а значит, манипулировать результатами. Таким образом, государственно-социалистический режим характеризуется неопределенностью процедур при определенности результатов.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ (ООН) — международная организация суверенных государств, учрежденная в 1945 г. после ратификации Устава Объединенных Наций, подписанного 51 государством на Учредительной конференции в Сан-Франциско в июне 1945. Этот документ был предварительно разработан на конференции в Думбартон-Оксе (1944) представителями СССР, США, Великобритании и Китая. На начало 2004 г. в ООН входило 191 государство. Цели ООН: поддержание международного мира и безопасности; развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципов равноправия и самоопределения народов; содействие международному сотрудничеству по разрешению проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера; поощрение уважения к правам человека; выполнение функций центра для согласования действий наций в достижении общих целей. Частью Устава ООН является Статут Международного суда. В структуре ООН — 6 главных органов: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), Совет по опеке, Секретариат, Международный суд.
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ (УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ) ВЫБОРЫ (англ. founding elections) — открытое соревнование по обусловленным пактом правилам политической игры различных центров власти, нередко формирующих де-факто партийную систему (типично двухпартийную или «двух-с-половиной» партийную).
ОТЗЫВ — процедура, с помощью которой избиратели могут добиться досрочного прекращения полномочий своего представителя, какого-либо выборного должностного лица и новых выборов. Для начала нужно собрать установленное законом количество подписей, после чего проводятся голосование за утверждение процедуры отзыва и следующие выборы. Получил широкое распространение в 15 штатах и многих городах США, в т.ч. для отзыва вынесших непопулярное решение судей или обвиненных в коррупции мэров. Движения по отзыву эффективнее всего на уровне местного самоуправления, однако редко достигают успеха в случае должностных лиц, занимающих общенациональные посты, из-за сложности процедуры (например, в США был отозван только один губернатор — в 1921 г.). Вместе с тем у отзыва есть значительный потенциал в деле ограничения злоупотреблений властью, особенно в политических системах, где нет практики вынесения недоверия ради прекращения некомпетентного или неэффективного правления.
ОТКРЫТАЯ И ЗАКРЫТАЯ СИСТЕМЫ — категории общей теории систем, характеризующие степень взаимодействия системы со средой (внешним окружением). Открытая система осуществляет взаимодействие или обмены по каким-либо параметрам со своей средой, закрытая система таких отношений со средой не поддерживает.
Общая теория систем вначале рассматривала в качестве закрытых любые системы, что отвечало требованиям системного подхода на ранней стадии его развития: системность понималась как независимость особым образом организованных элементов от внешней среды. Согласно тезису термодинамики, закрытые системы стремятся к росту энтропии (мере внутренней неупорядоченности системы), что противоречило положению о возможности сохранения упорядоченного состояния в системах. Выходом из данной ситуации стало введение в оборот понятия открытых систем, поддерживающих состояние сложного порядка благодаря взаимодействию и/или обмену с внешней средой. Значит, каждая система способна в ходе своего развития становиться открытой либо закрытой (т.е. снизить до минимума отношения со средой).
ПАКТ (лат. pactum — договор) — формальное (открытое, закрепленное письменно) либо неформальное (тайное, неоформленное) соглашение об основополагающих правилах политического поведения, заключаемое между самыми влиятельными политическими силами (например, оппозицией и правящими кругами или различными группировками правящей элиты, ни одна из которых не в состоянии самостоятельно добиться всей полноты власти и эффективно ее реализовать). Эти силы, взятые в целом, придерживаются двух принципиальных установок относительно перспектив (целей) развития политического режима, одна из которых — ориентация на сохранение существующего порядка (условно «консерваторы»), а вторая — нацеленность на проведение преобразований (условно «реформаторы»).
Созидательный демократический потенциал пакта выражается в «согласии быть несогласными» и в стремлении это согласие поддерживать в условиях, когда несовпадение основных политических мнений и отказ даже от минимального сотрудничества (взаимодействия) может привести к эскалации нестабильности, массовому насилию (вплоть до гражданской войны) и в итоге — к утрате имеющейся или доступной в перспективе власти конкурирующими политическими силами. Своеобразный «джентльменский» характер пакта не устраняет разногласий, противоречий и конфликтов, однако вносит некоторую ясность в действия оппонентов и несколько снижает опасность односторонних акций.
Исторические примеры такого рода соглашений — Славная революция в Англии, пакт в Ситхесе колумбийских либералов и консерваторов, венесуэльский пакт Пунто Фихо, пакт Монклоа в Испании и т.п.
ПАРАДИГМА (гр. paradeigma— пример, образец) — 1) научная теория, воплощенная в строгой системе понятий, отражающих существенные черты какого-нибудь аспекта действительности; 2) изначальная концептуальная схема, модель постановки и решения проблем. Введение этого понятия в широкий оборот по преимуществу связано с именем американского философа Томаса Куна (1922-1996), выдвинувшего концепцию научных революций как смены парадигм — способов постановки проблем и методов исследования, главенствующих в науке в определенный исторический период.
ПАРЛАМЕНТ (англ. parliament от parler — говорить) — высший представительный и законодательный орган государства, формирующийся целиком или частично на выборных началах. Впервые был образован в XIII в. в Англии как орган сословного представительства. В зависимости от страны может называться по-разному: в Великобритании — парламент, в Швеции — риксдаг, в России — Федеральное Собрание и т.д. Как правило, состоит из двух палат — верхней (сенат) и нижней (палата депутатов или общин).
ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА — политическая структура, составленная из самостоятельных, но взаимозависимых элементов — партий. В каждой конкретной стране она характеризуется: 1) количеством партий; 2) социально-политическими и правовыми условиями их деятельности; 3) типом электоральной системы и числом избирателей; 4) особыми параметрами — размерами, спецификой строения партий, условиями коалиционной политики; 5) реальными возможностями доступа партий к власти.
ПАРТИЦИПАТОРНАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ (англ. participation — участие) — порядок формирования и осуществления публичного управления снизу вверх, в которое максимально широко включены рядовые граждане.
ПАРТИЯ (фр. parti, англ. рагty от лат. рагs/рагtis — часть, группа) в упрощенном толковании — политическая организация, выражающая общие или основные интересы какой-либо социальной группы либо конкретного государства; обладает организационной структурой, тактической и стратегической программой (как правило, идеологизированной) и конкурирует с другими образованиями такого же типа за государственную власть и политическое влияние в обществе.
ПОДСИСТЕМА — относительно более сложный элемент системы, имеющий собственную структуру и являющийся, таким образом, совокупностью более простых, чем он сам, составных частей.
ПОЛИАРХИЯ (гр. polys — многочисленный, многий; archi — старший, главный) — дословно переводится с древнегреческого как «много главных», «многовластие».
ПОЛИС (гр. polis, лат. civitas) - город-государство, особая форма социально-экономической и политической организации общества и государства в античном мире (Древняя Греция, Древний Рим). Полис образовывали свободные граждане (члены общины), обладавшие правом на земельную собственность (в самом городе или вокруг него) и политическими правами. Часть населения города в полис не входила и не имела гражданских прав (вольноотпущенники, рабы, чужеземцы и др.).
ПОЛИТЕЙЯ (гр. politeia) — у Аристотеля в разном контексте: 1) совокупность обитателей или граждан полиса с функциями политического участия; 2) «распорядок полисных должностей» и образ управления, т.е. «конституция» полиса, структура институтов управления и характер их функционирования; 3) «правление на основе разрядов», или тимократия («власть богатых»); «плохая форма правления», предполагающая самую сложную систему распределения должностей; 4) форма и принцип правления, сочетающие элементы различных видов властвования (смешанное или среднее правление), например, монархии, аристократии и правления большинства.
ПОЛИТИЗАЦИЯ — 1) увеличение значения и роли политической сферы в жизни общества и одновременно включение в нее социальных, экономических, культурных и пр. явлений и процессов, ранее относившихся к неполитической сфере жизнедеятельности; 2) вовлечение людей (масс) в политику, что вызывает повышение их политической активности, т.е. власть признает возможность участия (пусть ограниченного) населения в политике, и на него распространяются некоторые политические права. Соответственно, деполитизация — противоположный ход вещей.
ПОЛИТИКА (гр. роlitiка — государственные или общественные дела; то, что относится к государству, от роlis — государство) — 1) многомерное явление, которое может быть представлено в качестве: а) сферы общественной жизни, социальной подсистемы, выполняющей функции согласования общих и частных интересов, властвования и поддержания социального порядка, достижения общезначимых целей, управления людьми и общественными делами; б) вид активности социальных субъектов, совокупность их индивидуального поведения; в) тип социальных отношений между индивидами, малыми группами и большими общностями, система взаимодействий и коммуникаций людей между собой; 2) политический курс, т.е. сознательно выработанная политическая стратегия (как логически увязанный, направляемый единой волей ряд последовательных единичных действий), включающая в виде необходимых компонентов определение цели и способы ее достижения; направление политической деятельности.
ПОЛИТИКО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ — выбор варианта политического действия (или курса), включающий определение цели и средств его осуществления.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ — совокупность отдельных действий: акций (лат. асио — деятельность, исполнение) и интеракций, т.е. взаимодействий, индивидов в политике, направленных на достижение какой-либо цели.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ (лат. mobilis — подвижный) — 1) сосредоточение и задействование субъектом (актором) политики различных материальных и людских ресурсов для достижения своих целей прежде всего путем создания массовой поддержки со стороны граждан, установления контроля над финансовыми и информационными источниками; 2) организация партиями и движениями высокого уровня политического участия своих сторонников для победы на выборах или для достижения и демонстрации согласия с предложенными программами и мероприятиями. Политическая мобилизация осуществляется с помощью: разных форм принуждения, индоктринации (т.е. сильной идеологизации) масс, использования авторитета политического лидера, информационного и иного манипулирования и др. Мобилизационный тип управления есть один из эффективных способов поддержания и реализации власти в тоталитарных режимах, однако схожие приемы — далеко не редкость и в демократиях
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — по Г. Алмонду и С. Вербе — совокупность личных позиций и ориентации членов конкретной политической системы. Это субъективная сфера, создающая первооснову политических действий и придающая им смысл. Личные (индивидуальные) ориентации относительно разных политических объектов включают в себя: познавательные (истинное/ложное знание о явлениях, событиях, идеях); аффективные (чувство коммуникации, вовлеченности, противодействия по отношению к политическим объектам); оценочные (суждения и мнения об объектах, предполагающие применение определенных критериев).
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ — тип негосударственного института, групповое объединение, обладающее различными характеристиками и функциями, главные среди которых: 1) наличие формальной, организационной структуры; 2) участие в политической конкуренции за официальный контроль над властью, что предполагает включенность в избирательный процесс; 3) идеологическая доктрина, претендующая на выражение общенациональных или групповых интересов; 4) правовой статус.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕФОРМА (фр. reforme от лат. reformo — преобразовываю) — изменение, переустройство в способе деятельности и в составе институтов, учреждений, не уничтожающее основ существующей политической структуры. Реформа проводится, как правило, в законодательном порядке и сверху в целях совершенствования способностей политической системы адаптироваться к меняющимся в ходе развития условиям ее функционирования.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (в широком смысле) — устойчивая форма отношений, с помощью которой принимаются и осуществляются на практике властные решения для данного общества. Эта система обладает четырьмя характеристиками, отличающими ее от других социальных систем: 1) она является универсальной, поскольку охватывает своим воздействием все общество; 2) она осуществляет полный контроль над применением физического и иного принуждения; 3) ее право выносить обязывающие решения считается легитимным; 4) ее решения являются авторитетно-властными, несущими в себе силу легитимности и существенную вероятность того, что люди подчинятся. Термин «политическая система» обычно используется для обозначения всей совокупности отношений, охватывающих управление государством и происходящие -в нем разнородные политические процессы.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ (лат. socialia — общественный) — процесс постепенного усвоения стандартов (ценностей, норм, установок, образцов поведения) сложившейся политической культуры общества, ведущий к формированию у человека свойств и умений, позволяющих ему адаптироваться в конкретной политической системе и выполнять там определенные функции. Развитие данного процесса происходит в трех сферах: деятельности, общения, самосознания. Значение политической социализации определяется тем, что это: 1) средство сохранения и изменения политической культуры; 2) существенный компонент общей социализации индивида; 3) главная детерминанта политического поведения человека.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА (ПОЛИТИЧЕСКИЙ МИР) -1) область жизни общества (ср. экономика, культура), где непосредственно распределяется и осуществляется власть (как внутри государства, так и между государствами); в самом широком плане она связана с целедостижением и организацией политического пространства; 2) среда, в которой идет поиск приемлемых способов коллективного существования, и они воплощаются на практике, что выражается в достижении справедливого политического порядка и нормального общения между людьми, т.е. коммуникативных действий (Ю. Хабермас, Н. Луман и др.).
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ — вид социальных отношений, реализующихся как взаимодействия политических субъектов и объектов по поводу приобретения, распределения и осуществления власти.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ АКТОР (лат. actor— деятель)— индивид, общественная группа, институт и пр., осуществляющий конкретное политическое действие, т.е. субъект действия. В политологии термины «актор» и «субъект» часто выступают как синонимы.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ — 1) идеальная модель системы отношений и общения людей по поводу власти и управления, поддерживающая связь человека и коллектива, внутреннее единство какого-либо объединения и опирающаяся на совместные ценности, организационные принципы, рациональные нормы (установления); 2) состояние организованной общности; организационная форма объединения людей в особую ассоциацию, основывающуюся на коллективных воле, целях и образах жизнедеятельности, совокупных интересах и потребностях; 3) осуществление и воспроизводство посредством коллективной воли моделей отношений — принципов и норм, ценностей и целей — в единой политической практике людей и их групп.
Главная функция таких институтов — регулирование тех или иных сфер политических отношений.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ (лат. pluralis — множественный) — 1) принцип организации власти, требующий ее рассредоточения между различными автономными и конкурирующими между собой социальными группами, которые используют свое право на объединение (партии, профсоюзы, ассоциации); воплощается в сосуществовании множества центров власти, принятия решений, источников информации и свободного доступа к мнениям в обществе (в противовес ситуации, когда власть, обмен мнениями и пр. направляются одной или узким кругом политических сил); в этом понимании плюрализм — равнодействующая состязающихся субъектов; 2) одна из влиятельных концепций современной политической науки, дающая обоснование описанной выше организации власти, структур интересов и информационного пространства (Д. Трумэн, Р. Даль, Ч. Линдб-лом, Н. Полсби и др.), которая в целом сводится к следующему: несмотря на то что социальные группы обладают неодинаковыми властью, ресурсами, степенью доступа к политическому процессу, они способны заставить правительство учесть их мнение на разных стадиях политического процесса.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС (в упрощенном определении) — это последовательная и продолжительная по времени смена состояний политической системы и ее подсистем либо изменение в них отдельных элементов, которые совершаются под влиянием внутренних и внешних условий жизни общества. Он характеризуется, как правило, конкретным порядком взаимодействия его компонентов и разными темпами на каждой из своих стадий.
Более сложная дефиниция предполагает, что понятие политического процесса означает: 1) динамическое, интегральное измерение политической жизни какого-либо общества, заключающее в себе воспроизводство компонентов его политической системы (институтов и функций, механизмов действия, адаптации и сохранения и т.п.), а также определенные перемены в состоянии политической системы, обеспечивающие цикл ее воспроизводства (становление, функционирование, развитие); 2) совокупную политическую активность социальных и политических субъектов с последовательным развертыванием в «реальном времени» (т.е. постоянно, в рамках временного континуума) всего множества единичных политических действий и событий; 3) борьбу за контроль над средствами властвования и управления обществом, характеризующуюся определенной расстановкой и соотношением социально-политических сил.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕНИЕ — 1) тип политических отношений, вобравших в себя всю совокупность политических сообщений (требования, приказы, суждения, идеи, факты, сведения и т.п., а значит, информацию в широком смысле), источников выработки, средств и каналов обмена такой информацией, что придает структуру и осмысленность политике как таковой; 2) совокупность взаимодействий, целью которых является передача и обмен информацией (отсюда — одно из определений управления как процесса политического общения); 3) процесс передачи политической информации, посредством которого информация циркулирует между различными элементами политической системы, а также между политической и социальной системами — между индивидами и между управителями и управляемыми с целью достижения согласия.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗМЕНЕНИЕ — преобразование структур, процессов или целей, затрагивающее распределение или осуществление властных полномочий по управлению каким-либо обществом. Политическое изменение содействует либо приспособлению существующей системы власти и управления к новым требованиям времени и меняющейся социальной среде, либо замене данной системы другой в силу того, что она неспособна и далее поддерживать свое эффективное функционирование. Основные типы — политическая реформа, революция, государственный переворот, реставрация, частичный или полный пересмотр конституции.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ — 1) совокупность проявлений внешней (например, наблюдаемые действия, такие как голосование на выборах или уклонение от него, участие в демонстрациях, акциях протеста и т.п.) и внутренней (позиции, убеждения и т.д.) активности институциональных и неинституциональных, индивидуальных и групповых акторов; 2) различные отношения индивидов и групп к политической реальности и многообразные способы их выражения; 3) объект исследований, активная разработка которого началась с середины XX в. и имевшая своими главными целями объяснение поведения избирателей и изучение общественного мнения с помощью количественных методов исследования.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ — вся совокупность развертывающихся в данном обществе процессов, которые определяют перемены внутри его политической системы или же ее замещение другой, как правило, в направлении большей способности средствами управления справляться с предъявляемыми требованиями. Закономерности политического развития отражают устойчивые взаимоотношения между социальными группами и практическую деятельность акторов в политической сфере. Они проявляются как тенденции, результирующие сочетание либо конфликт различных интересов, что и обусловливает характер основанных на них действий
ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ — любые по преимуществу добровольные действия индивидов или групп, связанные с их относительно эффективным участием (непосредственным или опосредованным) в разработке, принятии и осуществлении политических решений или курсов; проявление вовлеченности граждан в политико-властные отношения.
Выделяются следующие подвиды политического участия: 1) автономное(имеет добровольный характер и целерациональную мотивацию, подкрепленную развитыми представлениями о политике) или мобилизованное (достигается средствами манипулирования либо имеет неполитическую мотивацию, например: принуждение, насилие, страх, экономические и иные санкции); 2) индивидуальное или коллективное (массовое); 3) активистское или пассивное; 4) легально-конвенциональное (соответствует установленному законом порядку) или нелегапьное (нарушающее законы и традиции, например: политический терроризм, не разрешенные властями акции протеста); 5) традиционное (ориентированное на поддержание политической преемственности и стабильности) или инновационное (нацеленное на изменения, развитие); 6) постоянное (его практикуют профессиональные политики и политические активисты) или эпизодическое (ограничивается голосованием на выборах, денежными взносами на проведение избирательной кампании).
Базовые мотивы политического участия можно объединить в три группы: 1) инструментально-рациональные (участие рассматривается как деятельность, направленная на достижение и защиту интересов субъектов политики); 2) образовательно-развивающие (способствуют общему развитию гражданина, например, путем приобретения новых знаний о политике и т.д.); 3) колилунитаристские (участие вызвано морально-этическими причинами — представлениями об общем благе и необходимости его поддержания и др.). Исследования показали, что самые существенные и распространенные — это инструментально-рациональные мотивы участия.
Категория политического участия имеет большое значение для теоретического и прикладного анализа. Так, участие выступает важнейшим критерием в распространенных подходах к демократии — теориях партиципаторного типа (подчеркивают необходимость максимально широкого участия граждан в политике как залога «истинной демократии») и элитарных концепциях демократии (участие подлежит ограничению, в т.ч. посредством представительства через выборных лиц и демократическую элиту). Соответственно, участие выступает еще и показателем демократизации.
Современные концепции политического участия рассматривают его как многомерное явление, включающее широкий набор действий, которые связаны с влиянием в политике, и изучают зависимость его форм и степени активности от ряда факторов: психологических, социальных, экономических, культурно-исторических и т.д. Недавно в проблематику политического участия были включены и вопросы участнического неравенства(англ. рагис1ра1огу тециаНгу), его последствий для демократического режима (С. Верба, Г. Брэйди, К. Шлоцман).
ПОЛНОМОЧИЯ — признанное большинством граждан (легитимное) право какого-либо субъекта (индивида, института) влиять на поведение людей и деятельность политических и иных институтов, т.е. использовать власть. Полномочия — технологическое условие функционирования власти, реализуемое на практике как совокупность допустимых действий, установленных законами, традициями, авторитетом и т.п
ПОПУЛИЗМ (лат. populism - народ) — совокупность различных позиций, действий иметодов, основанных на призывах «к народу». Популизм нередко извращает реальность в угоду голословным либо лживым целям, предельно упрощает ее; он делает упор на демагогии, предлагая «малосознательным» массам корыстную ориентацию на «верность и терпение» для достижения каких-либо политических целей.
ПОСТМОДЕРНИЗМ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ (лат. розt — после, фр. moderne — современный) — совокупность теоретических подходов, согласно которым мировая политическая система, опиравшаяся на суверенные нации-государства и образованные ими институты, является прошедшей исторической формой. Ей на смену идет предельно информатизированный миропорядок, который постоянно фрагментируется и перестраивается на основе множественных взаимодействий правительственных и неправительственных организаций, разнообразнейших ассоциаций по интересам и движений наднационального уровня и т.д. Новой структуре мира должны соответствовать и новые технологии в международных отношениях.