Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Государственное общение СМ. Политическое государственное общение




ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ (англ. public managemtnt) — 1) це­ленаправленное воздействие одной относительно самостоятельной системы — го­сударства — на другие с целью вызвать изменения в управляемых системных объек­тах; 2) особый тип социального управления, характеризующийся всеобъемлющи­ми властными полномочиями и функциями, что обусловлено потребностями в регулировании почти всех видов общественных ресурсов и сфер публичной жизни; 3) совокупность субпроцессов, связанных с выработкой государственной стратегии и ведением повседневной публичной политики.

ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕНТРИСТСКАЯ (ВЕСТФАЛЬСКАЯ) МОДЕЛЬ МИРА — 1) аналитическая схема международных отношений, в которой главный объект рассмотрения — суверенное государство, его взаимодействия с подобными емугосударствами как основными акторами на международной сцене; 2) сформированная Вестфальским договором 1648 г. система мироустройства, представляю­щая собой совокупность наций-государств, ведущих самостоятельную внешнюю политику. В рамках Вестфальской системы суверенитет впервые становится атри­бутом государства, а не монарха.

ГОСУДАРСТВО (произвол, от рус. господин, государь) (определение дано в упрощенном виде) — совокупность взаимосвязанных между собой учреждений и организаций, управляющих обществом; звено политической системы общества с властными полномочиями. Государство обладает суверенитетом и территориаль­ностью, т.е. осуществляет власть над конкретным политико-географическим про­странством, устанавливает систему права. Обладая монополией на насилие, оно принуждает ко всеобщему исполнению законов и в целом обеспечивает охрану су­ществующего порядка. Основные государственные органы — правительственный аппарат, административная и финансовая системы, вооруженные силы, полиция, карательные учреждения и пр.

ГРАЖДАНСКАЯ КУЛЬТУРА (англ. civic calture) — 1) смешанный тип по­литической культуры (по Г. Алмонду и С. Вербе), в котором наряду с преоблада­нием составляющих культуры участнического (активистского) типа (плюрализм, рационализм, взаимное доверие, согласие относительно целей политики, базовых ценностей и легитимности основных политических институтов, ориентация на практическую вовлеченность в политику) органически присутствуют элементы приходской (патриархальной) и подданнической культур (отсюда — наличие уме­ренной политической пассивности и некоторых традиционных ценностей); счита­ется наиболее подходящей для стабильного демократического устройства; 2) обо­значение политической культуры развитых демократий (в особенности америка­но-британской).

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО — совокупность множества межличност­ных отношений, семейных, социальных, экономических, культурных, религиоз­ных и других ассоциаций и структур, которые развиваются в данном сообществе вне рамок государства и без его непосредственного вмешательства либо помощи. С гражданским обществом нельзя смешивать политическое общество (комплекс политических институтов, в т.ч. государство) и глобальное общество (самая ши­рокая социальная общность, которая осуществляет наивысший уровень интегра­ции индивидов и автономна по отношению к своему окружению).

ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ — все виды негосударственного политического института, для которого характерны: 1) добровольность объединения людей в коллективы и организации с формальной структурой (обычно нежесткой); 2) об­щие представления и цели членов группы; 3) соединение личных требований с общественно-полезными материальными и духовными мотивами, которые вы­ражаются внутри своего коллектива с помощью сотрудничества и различных воздействий либо адресуются иным группам, политическим институтам, зако­нодательной и исполнительной властям; 4) как правило, отсутствие бюрократи­ческих структур.

ГУМАНИЗМ (лат. humanus — человечный) — 1) отношение к людям, про­никнутое любовью к человеку, заботой о его благе, уважением к человеческому до­стоинству; 2) мировоззрение, основанное на принципах равенства, справедливос­ти, человечности связей между людьми

ДВОЙНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТАНДАРТ (англ dual есопоmу) — фено­мен, образованный взаимодействием развитых стран с развивающимися. Как резуль­тат — дисбаланс в экономиках государств третьего мира: одни отрасли становятся сверхсовременными, открытыми для внешнего мира, процветающими и конкурен­тоспособными, а другие остаются чуть ли не архаичными, отсталыми.

ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ (как специфически политическое явление) — это со­вокупность изменений в политической сфере, ведущих к институционализации от­крытой конкуренции за право контролировать правительство; предполагает при­знание вместе с институциональным обеспечением широких политических прав и свобод всех граждан конкретного государства для приумножения их политического участия, а также свободные выборы, в результате которых определяется состав пра­вительства; имеет национальное (например, смена авторитарного режима демокра­тически ориентированным в конкретной стране) и международное (территориаль­ное распространение демократии в концепции «волн» демократизации) измерения.

ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ДЕЛИБЕРАЦИЯ (англ. delebiration — обдумывание, обсуждение, осмотрительность) — постоянно возобновляемый политическим со­обществом процесс поиска, оценки и переоценки принятых политических решений и их альтернатив; означает потенциальный отказ от придания любому решению статуса абсолютно истинного и окончательного, что открывает возможности для его дальнейшей коррекции.

Принцип демократической делиберации позволяет максимально полно учи­тывать разнородные интересы в политике, изменения в политической системе и окружающей ее среде, хотя и является фактором определенной нестабильности, уменьшение которой возможно при поддержании открытости и динамичности по­литического процесса в целом.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ МИР — теория международных отношений, основан­ная на положении о том, что современные либерально-демократические государства благодаря общим политическим принципам (в т. ч. ответственности) не склонны для достижения своих целей вступать в военные конфликты друг с другом и выбирают мирные средства разрешения противоречий.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ТРАНЗИТ (лат. transitus— переход, прохождение) — понятие, объединяющее многообразные по форме процессы перехода от одного общественного и политического состояния (та или иная разновидность недемокра­тии) к другому, причем в качестве конечного пункта перехода вовсе не обязательно (и даже редко) выступает именно консолидированная демократия.

ДИСКУРС (лат. discursys— беседа, разговор) - термин, широко используе­мый в гуманитарных дисциплинах, но не имеющий единого общепринятого опре­деления. Обычно под дискурсом понимается: 1) любая совокупность высказыва­ний, объединенных тем или иным набором социально заданных характеристик (цели высказывания, предметная область, типичный лексикон, характерные риторические приемы и т.д.). Иными словами, дискурс - это речевая деятельность, понимаемая как социальная практика. Такое понимание термина сложилось в 1960-1970-е гг. До этого под дискурсом понимался: 2) метод познания, основанный на рассудочном, рациональном, построенном на логике постижении истины и противопоставляе­мый интуитивному познанию. В этом смысле понятие дискурс восходит к осново­полагающей для европейского рационализма работе Р. Декарта «Рассуждение о методе» («В18ссшге ее 1а тёйтоск»). Следует выделить употребление термина дискурс, введенное немецким философом Ю. Хабермасом в начале 1970-х гг. Он предложил называть дискурсом 3) особый идеальный вид речевой коммуникации, осуществля­емый в максимально возможном отстранении от социальной реальности, авторите­тов, интересов, мотивации и т.д., позволяющем сформировать никем не оспаривае­мый минимум проблем и решений, а также критически обсудить взгляды и намере­ния участников.

ДИСЦИПЛИНА (лат. disciplina— учение)— 1) самостоятельная отрасль научного знания (в этом значении дисциплина и наука — синонимы); 2) учебный предмет.

ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПРАВА — права и свободы, присущие человеку от рож­дения, т.е. данные природой, проистекающие из ее основных законов. Будучи «до-социальными», эти права первичны по отношению ко всем нормам, установлениям общества и государства; они неотъемлемы, действуют везде и на протяжении всей истории. Либеральная концепция естественных прав, разрабатывавшаяся Дж. Лок-ком, Ш.Л. Монтескье и др., была зафиксирована в американской Декларации неза­висимости 1776 г., провозгласившей такие естественные права человека, как право на жизнь, свободу, стремление к счастью, «самоочевидными истинами», для обес­печения которых «учреждаются правительства», и во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., назвавшей основами естественных прав свободу, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

ИДЕАЛИЗМ (во внешней политике) — внешнеполитический подход, осно­ванный на оптимистическом представлении о природе человека и формируемых им сообществ (разумность, стремление к благу, способность к мирному общежи­тию и к справедливости). Он предполагает миропорядок, устроенный на демок­ратических принципах, сотрудничестве и морали. Идеализм особенно был рас­пространен в 1919-1939 гг., представляя собой попытку через международные институты, в первую очередь Лигу Наций, обеспечить мир и кооперацию между государствами.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ — психологический процесс отождествления индиви­дом себя с другим человеком, группой, общностью, помогающий ему успешно ов­ладевать разными видами социальной деятельности, усваивать нормы и ценности данного сообщества.

ИДЕНТИЧНОСТЬ (лат. idtntificus — тождественный, одинаковый) — каче­ство, являющееся результатом индивидуального или группового самовосприятия в виде определенного субъекта.

ИДЕОЛОГИЗАЦИЯ — распространение в массовом сознании политических идей, представлений, концепций и доктрин об устройстве и принципах функциони­рования данного общества, составляющих его идеологическую систему, и их зак­репление в политической практике. Наивысшая идеологизация — это индоктрина-ция (фр. сюсптпаке — человек, слепо следующий какому-либо учению).

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ (ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ) СПЕКТР - 1) ло­гически упорядоченная совокупность политически значимых идейных (идеологи­ческих) направлений и течений, а также выражающих их носителей (партий и движений), которые включены в политическую жизнь общества; 2) аналитический ин­струмент для классификации и сравнения распространенных в обществе фунда­ментальных политических идей и ценностей, их представителей, конкурирующих между собой по принципиальным целям и проблемам. Локализация идеологии или ее носителя в идеологическом спектре совершается, как правило, по одной из двух пересекающихся осей: левые — правые, либерализм — консерватизм. Иногда до­бавляют третью: радикализм - реформизм.

ИДЕОЛОГИЯ (гр. Меа — идея, образ, logos — учение) — относительно сис­тематизированная совокупность взаимосвязанных идей, представлений, концепций и доктрин как об устройстве и принципах функционирования общества, так и о способах достижения отвечающего интересам носителя этих идей состояния обще­ства, которая создает основу для организованной политической деятельности неза­висимо от того, является ли целью идеологии сохранение, преобразование или раз­рушение наличной политической действительности.

В политической науке существует влиятельная традиция понимания феномена идеологии, связанная с работами К. Маркса и К. Мангейма: идеология — форма со­знания, отражающая искаженный и частичный образ реальности, обусловленный со­циально-историческими обстоятельствами в целом, а в частности, особенностями по­знания реальности, ее интеллектуальной реконструкции познающим субъектом и его интересами (отсюда — представления о «ложности», «иллюзорности» идеологии). В этом смысле идеология понимается как противоположность претендующему на объек­тивность и аналитичность научному постижению действительности.

Менее распространена интерпретация идеологии как закрытой, негибкой сис­темы догматических положений, преимущественно коммунистического и фашист­ского толка, притязающей на обладание абсолютной истиной (К. Поппер, Дж. Тэл-мон, X. Арендт). В данной версии идеология воспринимается как инструмент соци­ального контроля на службе тоталитарного режима или, шире, как орудие властвования правящей элиты, подчиняющее себе даже эстетическое и религиоз­ное сознание (Г. Моска, В. Парето).

Для прикладного политического анализа идеология — это ориентированная на определенное действие система связанных идей; акцент в изучении идеологии делается на ее практическом участии в формировании общественного мнения и политических пристрастий.

ИМПИЧМЕНТ (англ. imptschment) — особый порядок привлечения к ответ­ственности и судебного рассмотрения дел о нарушениях закона высшими должнос­тными лицами государства. При импичменте право привлечения к ответственности и предания суду принадлежит нижней палате, а право рассмотрения дела — верх­ней. Применяется в США, Великобритании, Японии и др. государствах.

ИНИЦИАТИВА (лат. initiare — начинать) — инструмент прямой демократии, который дает право группе граждан (зарегистрированных избирателей) с установ­ленным законом количеством участников или собравшей необходимое число под­писей (например, в Швейцарии — 50 тыс., в Калифорнии, США — 5% от электора­та, голосовавшего на последних выборах губернатора) потребовать вынесения на голосование сформулированного ею вопроса (законопроекта, изменений и допол­нений какого-либо существующего закона, в т.ч. конституции). Инициатива может быть прямой (вопрос сразу выносится на рассмотрение/голосование граждан) или непрямой (вопрос сначала обсуждается в законодательном органе и только при не­гативном ответе передается на всенародное голосование, иногда с альтернативным вариантом, предложенным законодателями). Получила широкое распространение в Швейцарии (впервые — в 1845 г.), 23 штатах США (в основном западных), Италии. Инициативу как легальный способ заполнить пробелы в законодательстве или из­менить его нормы часто используют группы интересов, обладающие достаточными ресурсами для сбора подписей и мобилизации политического участия граждан.

ИНСТИТУТ (лат. institutum - установление, учреждение) — совокупность фундаментальных форм или структур общественной организации, установленных законом или обычаями конкретного человеческого сообщества. В политологии — определенная организация деятельности и отношений в сфере политики, воплоща­ющая общественные нормы и правила поведения людей.

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ — 1) учреждение каких-либо новых обще­ственных институтов; 2) правовое и организационное закрепление тех или иных социальных отношений. Термин чаще всего используется в политическом плане.

КАТЕГОРИЯ (гр. kategoria- высказывание; признак)— 1) в науке: наиболее общее и фундаментальное понятие, отражающее существенные свойства и отно­шения какого-либо явления действительности или процесса; 2) разряд, группа яв­лений, лиц, объединенных общностью некоторых признаков.

КЛИКА (в политическом смысле) (фр. klique — шайка, банда) — группа лю­дей, объединенная корпоративными — экономическими, социальными, политичес­кими и др. — интересами, осуществляющая своекорыстные требования через ин­ституты и каналы государства (как правило, авторитарного).

КОММУНИКАЦИЯ (лат. согшгштсагю от соттшпсо - делаю общим, свя­зываю, общаюсь)— 1) акт общения или связь между двумя и более индивидами, основанная на взаимопонимании; передача информации от человека к человеку; 2) массовая коммуникация — процесс сообщения информации с помощью высоко­технологичных средств (печать, радио, телевидение, Интернет и пр.) масштабным и рассредоточенным в пространстве аудиториям.

КОНСЕРВАТИЗМ (лат. communicaion — охранять, сохранять) — многоуровне­вое и сложное общественное явление; это: 1) социально-психологическое качество индивида, выражающееся, в частности, в акцентировании опыта и в предпочтении существующего порядка вещей, в чем бы он ни состоял, нововведениями; 2) поли­тическая идеология, выдвигающая в качестве приоритетов поддержание морально-этических основ общества, естественноисторически сложившихся институтов го­сударства и политических процедур, а также сохранение стабильности (порядка) и преемственности как факторов устойчивого развития общества; 3) совокупность партий и движений, занимающих основные позиции в правой части идейно-поли­тического спектра. Есть и особые ситуационные трактовки консерватизма — С. Хан­тингтон, например, предложил считать его явлением с исторически изменяющимся ценностным содержанием: это «система идей, которая служит сохранению суще­ствующего порядка, независимо от того, где и когда он имеет место, и направлена против любых попыток его разрушения».

Главные образующие принципы консерватизма как метаидеологии — преем­ственность, эволюционность, традиционные ценности и порядок Современный консерватизм, оставаясь построенным на стереотипах охрани­тельного сознания, представляет собой синкретическую (смешанную) систему взгля­дов, в которой сочетаются принцип уважения свободы индивида (взятый у класси­ческого либерализма) с уверенной ориентацией на защиту традиционных ценнос­тей, институтов и процедур, с.критикой коллективистских тенденций и социально-экономических программ «большого государства». Все эти особеннос­ти обусловливают по-прежнему значительное влияние консерватизма в политике.

КОНСОЛИДАЦИЯ ДЕМОКРАТИИ (лат. сonsolidation — укреплять, уплот­нять, сращивать) — 1) наблюдаемая в глобальной «волне» демократизации тенден­ция, аналитически противопоставляемая тенденции количественного роста группы формально демократических государств (экспансия демократии), состоящая в «уси­лении демократических институтов и демократической практики в каждой из стран, а также в укреплении межгосударственных связей в сообществе демократи­ческих наций» (С. Хантингтон); 2) совокупность социально-экономических, поли­тических и др. процессов, ведущих к становлению в стране консолидированной де­мократии (англ. сопзоЦсЫед ёетосгасу), т.е. таких политических условий, в кото­рых демократические принципы признаны основными в сфере политики и демо­кратические перемены являются необратимыми.

Американские политологи X. Линц и А. Степан определяют консолидирован­ную демократию как политический режим, при котором соблюдаются следующие условия: 1) не существует сколько-нибудь влиятельных, распоряжающихся значи­тельными ресурсами акторов, представленных этническими, социальными, эконо­мическими, политическими и др. группами, которые добиваются своих целей пу­тем создания недемократического режима, применения насилия или отделения от государства; 2) устойчивое большинство граждан убеждены, что демократические процедуры и институты — самые оптимальные средства организации политичес­кой жизни их общества; соответственно, доля выступающих против демократичес­кого порядка невелика и невлиятельна; эти антисистемные силы маргинальны и не пользуются какой-либо существенной поддержкой населения; 3) государственные и негосударственные акторы согласны разрешать любые возникающие конфликты на основании закона или в рамках сложившихся демократических политических институтов и в соответствии с установленными процедурами.

КОНСОЦИАТИВНАЯ (СООБЩЕСТВЕННАЯ) ДЕМОКРАТИЯ (англ. сопsociational democгасу) — альтернативная мажоритарной (т.е. опирающейся на большинство) форма демократии, являющаяся наиболее приемлемой для плюрали­стических (многосоставных, мультикультуральных) обществ, в которых особенно сильно выражено разделение на сегменты (группы) по этническим, религиозным, идеологическим, региональным и др. признакам. Начало распространению терми­на положила книга А. Лейпхарта «Демократия в многосоставных обществах» (1977). Сейчас в переводной и отечественной литературе чаще используется равно­значное понятие плюралистического общества

Политический режим, основанный на такой форме демократии, отличается следующим: 1) разделение полномочий в сфере исполнительной власти предпола­гает осуществление управления в виде большой коалиции представителей основ­ных сегментов (групп) общества; 2) коалиционность означает, что решения, затра­гивающие интересы всех сегментов общества, принимаются совместно их представителями, но вопросы, касающиеся только одного из них, решаются им самостоя­тельно (т.е. речь идет о значительной автономии сегментов), а институционально данный принцип чаще всего выражается в федеративном устройстве государства, хотя может иметь и нетерриториальное истолкование; 3) пропорциональность яв­ляется основным принципом при реализации политического представительства, в т.ч. меньшинств, получающих таким образом возможность артикулировать (заяв­лять) и защищать свои интересы в назначениях на государственные должности и при формировании бюджета; 4) право вето меньшинств, участвующих в коалиции, заставляет учитывать их потребности при принятии важных решений.

Консоциативная демократия утверждается и эффективно функционирует при соблюдении ряда условий, среди которых: отсутствие в плюралистическом обще­стве абсолютно доминирующего сегмента; равное влияние основных сегментов; ограниченное (3-5) количество сегментов; наличие внешней угрозы, одинаково вос­принимаемой всеми сегментами и т.д. Примеры относительно успешных консоциа-тивных демократических режимов — Швейцария (с 1943), Бельгия (после Первой мировой войны); частично консоциативные режимы — Канада, Австрия и др.

КОНСОЦИАТИВНОСТЬ — принцип организации власти, основанный на сотрудничестве в рамках сложившейся институциональной структуры политических элит, представляющих различные относительно автоном­ные сегменты общества; соблюдение принципа консоциативности позволяет под­держивать достаточно высокий уровень «национального единства», а таюке добиться стабильности демократии в стране с «фрагментированной политической культурой» (А. Лейпхарт). Термин «консоциация» (группа общественного единения) изначаль­ но применялся для обозначения пресвитерианских организаций в Шотландии, а в политологии его впервые использовал Д. Аптер.

Консоциативность предполагает элитарный характер организации системы власти, а значит, ее эффективность зависит от готовности частей политической эли­ты к сотрудничеству, толерантности их лидеров и гибкости институциональной структуры межэлитного сотрудничества. Если эти условия отсутствуют, то неизбе­жен распад политической системы, который обычно сопровождается насилием (Ли­ван, Кипр, Югославия).

КОНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ (лат. constitutic — установление) —процесс обретения государственными институтами конституционных (т.е. легально-рацио­нальных, установленных главным законом государства) оснований, обеспечиваю­щих их деятельность в соответствии с закрепленными законом (реже — традиция­ми) правилами и процедурами.

КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ — 1) принцип строгого соблюдения буквы и духа основного закона (конституции) или совокупности самых важных законов государ­ства, обладающих высшей юридической силой, конституционных процедур и уста­новлений; порядок, при котором обеспечивается власть закона, т.е. государствен­ные органы и должностные лица действуют не произвольно, а в соответствии с правовыми предписаниями; 2) направление политической мысли, отстаивающее власть закона в качестве главенствующих принципа и инструмента политического властвования.

Англосаксонская политическая традиция ставит знак равенства между кон­ ституционализмом и конституционной системой правления, центральными элеметами которой являются: процедурная стабильность (основные процедуры и прави­ла, включая права человека, неприкосновенны, т.е. не могут быть изменены или отменены); ответственность (подотчетность) правительства перед избирателями; представительный характер власти; разделение властей и полномочий; открытость (публичность) политики.

КОНФЕДЕРАЦИЯ (позднелат. Confogeratio — объединение) — постоянный союз государственных образований, сохраняющих свою независимость (суверени­тет), располагающих собственными структурами власти, которые объединяются для координации действий по некоторым внутри- и внешнеполитическим вопросам и создают специальные совместные органы.

КОРПОРАТИЗМ (лат. согрогаtiо — объединение, сообщество) — по Ф. Шмиттеру — система представительства интересов, в которой ограниченное число еди­ничных, недобровольных, несоревновательных, иерархически организованных, фун­кционально различных, признанных или созданных государством элементов полу­чают монопольное представительство в обмен на контроль над избранием лидеров и артикуляцией требований.

КРАТОЛОГИЯ (гр. kratos - власть) — направление в политологии, исследу­ющее комплекс проблем, связанных с понятием власти, формами и способами ее осуществления и/или распределения.

ЛЕГАЛЬНОСТЬ (лат. legalis — законный) — санкция со стороны власти на придание законной силы какому-то политическому институту, документу ипр., а также формальное соответствие правовым нормам решений иактов органов госу­дарственной власти.

ЛЕГИТИМНОСТЬ (лат. legitimus — законный, надлежащий, правильный) — соответствие политической власти основным ценностям большинства общества и его устремлениям. В широком смысле понятия легитимным является любое правление, которое отвечает критериям относительно долговременного общественного согла­сия с ним, восприятия его людьми как оправданного, должного, оптимального. Таким образом, источник легитимности — народ, а управляемые вовлечены через различ­ные процедуры (связанные с волеизъявлением) в процесс выработки политических решений.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 549 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2357 - | 2039 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.