Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Мировая политика как предмет исследований




 

При государственно-центристской модели мира внутренняя и внешняя политика какого-либо государства во многом были раздельными сферами, хотя влияли друг на друга. Научные направления, которые изучали ту и другую, развивались чуть ли не параллельно. «Чистые» политологи зани­мались исследованием внутриполитических проблем, а представители та­кой дисциплины, как международные отношения*, анализировали взаи­модействия государств, которые, по популярнейшей в среде этих специа­листов метафоре, сталкивались на мировой арене беспорядочно, подобно бильярдным шарам {Арнольд Уолферс).

 

Обратите внимание Первая кафедра международных отношений была образована в Ве­ликобритании в 1919 г. Эту дату принято считать началом формиро­вания новой научной дисциплины.

Примерно к концу 1970-х гг. в рамках неолиберализма сложилось науч­ное направление под названием мировая политика*. Его развитие связыва­ют с авторами журнала «Международная организация» (International Organization», США), а также с трудом Кеохейна и Ная «Транснациональные

отношения и мировая политика». Разделение двух дис­циплин — международных отношений и мировой по­литики — как раз и обусловлено тем, в какой мере про­цессы глобализации, деятельность неправительственных акторов включаются в научное и педагогическое рас­смотрение. Правда, до сих пор такое деление довольно условно, и оба понятия нередко используются в каче­стве синонимов, но при занятиях международными от­ношениями преимущественное внимание обращено обычно на межгосударственные проблемы, а в миро­вой политике изучается более широкий круг акторов. Однако все чаще специалисты применяют и третий, более нейтральный термин — международные иссле­дования (англ. international studies), имея в виду, что под этим названием объединяются оба направления.

На рубеже 1990-х гг. теоретическая интерпрета­ция политических реалий преобразования мира не ус­певала за ходом новейших процессов. Это подчеркивали многие ученые, в т.ч. Валлерстайн, Кьелл Гоулдманн (род. 1937), Кеохейн, Йель Фергюсон, Ричард Мансбах (род. 1943), причем политики и представители иных на­учных дисциплин нередко упрекали исследователей международных отно­шений в том, что они не смогли предсказать распад СССР и биполярной структуры мира.

 

Мы никогда не перестаем удивляться. Резкое окончание холодной войны, неожиданная война в Персидском заливе, внезапный рас­пад Советского Союза поразили буквально всех — правительствен­ные круги, научное сообщество, средства массовой информации, политических аналитиков. Вместе с тем во всех этих событиях не было чего-то особо невероятного: холодная война когда-нибудь должна была закончиться, на Ближнем Востоке всегда были вой­ны, а грядущее поражение коммунизма отчетливо просматривалось уже в течение ряда лет. Однако сам факт, что все это случилось как бы вдруг, показывает: средства, с помощью которых современные политики и их пророки пытаются определить политическое буду­щее мира, неадекватны.   Дж. Гэддис, «Теория международных отношений и окончание холодной войны»  

В конце XX в. в этой области исследований наметились видимые пере­мены, в т.ч. связанные с распадом государственно-центристской модели мира. Более проницаемыми стали не только межгосударственные границы, но разграничения между научными дисциплинами, предметные области которых — как внутренняя, так и глобальная политика. Перспективное сбли­жение интенсивно осуществляется между предметами сравнительной по­литологии, международных отношений и мировой политики: отныне ха­рактерная для них сфера научного анализа, как правило, не ограничена рам­ками отдельного государства. В результате междисциплинарными сейчас становятся такие проблемы: взаимодействие различных политических сис­тем (например, справедливо ли утверждение о том, что демократии не вою­ют друг с другом); адаптация государств к нарушениям их суверенитета; участие государственных и негосударственных акторов в формировании новой политической модели мира, их сотрудничество при урегулировании конфликтов и в противостоянии терроризму.

Значительно большая открытость границ позволяет также сгладить различия между внешней и внутренней политикой, а в научном плане — между политологией прошлого и первой половины XX столетия с ее тра­диционной ориентацией на изучение внутригосударственных проблем и современными международными исследованиями. Тем самым политоло­гия (в т.ч. прикладные субдисциплины) совершенно определенно выхо­дит за традиционные пределы анализа политики в ее национальном выра­жении. Политика в новом качестве комплексного гуманитарного научно­го знания расширяет свою предметную область до глобального уровня. Общие тенденции развития мироустройства — и с этим согласно боль­шинство политологов — уже определяют внутриполитическое состояние отдельных стран, территорий, регионов.

 

Политическая наука может быть серьезно изучена только как ветвь осмысления политики на глобальном уровне... Мировая политика — вот дом политической науки, а не наоборот.   К. Бус, «Вызовы незнанию: теория международных отношений перед лицом будущего»  

Вопросы для семинарского занятия

1. Каковы основные параметры Вестфальской модели мира?

2. Дайте сравнительный анализ теоретических школ в международных исследованиях, опишите их уязвимые и сильные стороны.

3. Какие есть подходы к пониманию проблем глобализации и различных аспектов этого процесса?

4. Какие характеристики современного этапа развития политической структуры мира и гипотезы относительно вновь формирующейся струк­туры можно выделить?

5. Могут ли и как именно государства противостоять негативным аспек­там мирового развития, связанным с современными технологиями?

6. Опишите современное состояние международных исследований и пер­спективы их развития.

7. Действительно ли мир периода холодной войны был стабильнее и в этом смысле более безопасным?

8. Определите место Ро ссии в меняющейся политиче ской структуре мира.

9. В чем проявляется влияние мировых политических процессов на по­литическое развитие России?

 

 

Тексты

Булл X. Анархическое сообщество: исследование проблемы порядка в мировой политике.—Антология мировой политической мысли. — Т. 2. —
М., 1997.

Кеохейн Р.О. Международные отношения: вчера и сегодня. — Политичес­кая наука: новые направления. — М., 1999.

Киссинджер Т. Дипломатия. — М., 1997.

Моргентау Г. Международная политика. — Антология мировой политичес­кой мысли — Т. 2. — М., 1997.

Политическая наука: новые направления. — М., 1999. — Гл. 16, 17, 18.

Фукуяма Ф. Конец истории? — Вопросы философии. — 1990. — № 3.

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? — Полис. — 1994. — № 1.

 

Дополнительная литература

 

Бжезинский 3. Великая шахматная доска. Господство Америки и его гео­стратегические императивы.— М., 1998. Иноземцев В.Л. Расколотая цивилизация. — М, 1999. Космополис. Альманах, 1999.

Кулагин В.М. Мир в XXI в.: многополюсный баланс сил или глобальный Рах Ветосгапса (гипотеза демократического мира в контексте альтер­натив мирового развития). — Полис. — 2000. — № 1.

Лебедева М.М., Мельвиль А.Ю. «Переходный возраст» современного мира. — Международная жизнь. — 1999. — № 10.

Лебедева М.М., Мельвиль А.Ю. Сравнительная политология, мировая поли­тика, международные отношения: развитие предметных областей. — Полис. - 1999. - №4.

Лоуи Т. Глобализация, государство, демократия: образ новой политической науки. — Полис. — 1999. — № 5.

Международные отношения: социологические подходы (ред. П.А. Цыган­ков). — М., 1998.

Мировая политика и международные отношения на пороге третьего ты­сячелетия (ред. М.М. Лебедева). — М., 2000.

Молчанов М.А. Истоки российского кризиса: глобализация или внутрен­ние проблемы? — Полис. — 1999. — № 5.

Переосмысливая грядущее. Крупнейшие американские экономисты и со­циологи о перспективах и противоречиях современного развития. — МЭиМО.— 1998. — № 11.

Проблемы глобализации. Осень 1999.

Современные международные отношения (ред. А.В. Торкунов). — М., 1998.

Хантингтон С. Будущее демократического процесса: от экспансии к консо­лидации. — МЭиМО. — 1995. — № 6.

Цыганков П.А. Международные отношения. — М., 1996.

Чешков М.А. Глобальный контекст постсоветской России. — М., 1999.

Словарь

 

САSЕ-STUDУ (англ.) — один из общенаучных методов, означающий изуче­ние отдельного и уникального случая, в отличие от метода типологизации явлений.

LАISSEZ-FАIRЕ (фр. — буквально: позволяйте делать, кто что хочет) — док­трина, восходящая к французским экономистам середины XVIII в. и отстаивающая принцип невмешательства государства в экономические отношения. Затем это по­нятие было перенесено в другие сферы жизнедеятельности общества.

АВТОНОМИЯ (гр autos — сам, потоз — закон) — право какой-либо части государства на самостоятельное решение своих внутренних вопросов; самоуправ­ление.

АВТОРИТЕТ (лат. fuctoritas — власть, влияние; от аис1ог — деятель, тво­рец) — влияние индивида (института), обусловленное признанием другими, по их собственной воле, чьего-то права вводить нормы, установления либо распоряжать­ся, рассчитывая на повиновение. В политологии принято как понятие, обозначаю­щее: 1) форму осуществления власти (влияния), основанную на высоко ценимых в обществе качествах, заслугах носителя авторитета или приобретенную на основа­нии утвержденных процедур; 2) источник влияния преимущественно ненасильствен­ными средствами; 3) легитимизированное руководство (управление), т.е. вид влас­ти, основанный на ее добровольном признании управляемыми правомерной. Авто­ритетно-властное отношение является субъективно воспринимаемым психологически либо нравственно, в отличие от форм влияния, связанных с при­нуждением. В современной политике авторитет в своем воздействии на управляе­мых основан на доброй воле — нужно повиноваться, ибо это правильно, т.е. люди готовы следовать нормам и указаниям должностных лиц.

Ныне авторитет воспринимается как позитивное свойство индивидов или ин­ститутов со сложным сочетанием профессиональных, психологических, морально-этических качеств, одобренных обществом заслуг при их соответствии обществен­ным нормам, традициям^ требованиям и ожиданиям. Кроме того, за авторитетом признается довольно высокий уровень эффективности при выполнении политичес­ких и социальных функций, а также обязательств. Авторитет в политике является в итоге способностью выявлять, концентрировать и усиливать важнейшие аспекты общего согласия. Сохранение авторитета политическими институтами (путем его подтверждения) — важный фактор их стабильности.

АГЕНТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ (лат. аgens— действующий) — семья, систе­ма образования, общественные и политические институты (организации), церковь, СМИ, неформальные ассоциации и группы интересов, отдельные явления и собы­тия (политический кризис, революция, репрессии, голод и пр.), способные карди­нально влиять на систему убеждений и верований человека. Любому периоду жиз­ни — дотрудовому (дополитическому), стадии зрелости, послетрудовому (это не означает обязательное отчуждение личности от политики) — соответствует свой набор таких агентов.

АГОРА (гр. аgога) — предназначенная для публичных собраний и торговли главная площадь древнегреческих городов-полисов, расположенная в центре или около порта, окруженная храмами, портиками и городскими учреждениями. Значе­ние слова «агора» со временем менялось: в V в. до н.э. оно обозначало повседнев­ную социальную, политическую, религиозную и пр. активность граждан, а также место спортивных состязаний и театральных представлений; позже во многих го­родах (Афинах, Салониках и др.) стали выделять торговую и церемониальную аго­ры, где, в частности, проводились суды. Захоронение в агоре признавалось почет­нейшим для гражданина.

АНАРХИЗМ (гр. аnагсhiа— безначалие, безвластие)— 1) общественно-по­литическое учение (или идеология), провозглашающее своей высшей целью дости­жение равенства и свободы с помощью упразднения любых форм и институтов вла­сти с их принудительным характером в пользу ассоциаций, основанных на добро­вольном сотрудничестве между индивидами и группами; 2) термин, обозначающий всякие антиэтатистские (т.е. направленные против государства) взгляды, идеи, по­зиции, а также соответствующую им практику, в т.ч. экстремизм.

Несмотря на то что ряд анархистских идей появился еще в античные времена, развитая теоретическая система анархизма была создана английским писателем У. Годвином, выдвинувшим в «Исследовании о политической справедливости» (1793) концепцию «общества без государства». Разработка экономической основы анархиз­ма и включение этого понятия в политический и научный оборот были осуществлены немецким мыслителем М. Штирнером {«Единственный и его собственность», 1845), предложившим индивидуалистическую версию экономического анархизма («союз эгоистов»), состоящую во взаимном уважении и обмене товарами между независи­мыми производителями, и французским философом П.-Ж. Прудоном («Что такое собственность?», 1840; «Система экономических противоречий, или Философия нищеты», 1846). Последний утверждал: основа неравенства и несправедливости — собственность и неэквивалентный обмен, которые могут быть устранены нерево­люционными, ненасильственными организационными мерами вроде безденежного и эквивалентного обмена продуктами труда, а это способствовало бы постепенно­му отмиранию государства. В развитие анархистской доктрины внесли большой вклад русские мыслители М.А. Бакунин («Государственность и анархия», 1873), отстаивавший идею революционного уничтожения государства и создания «сво­бодной федерации» крестьянских и пролетарских сообществ, коллективно владею­щих орудиями труда (коллективистская версия анархизма), и П.А. Кропоткин («Вза­имная помощь как фактор эволюции», 1907; «Современная наука и анархия», 1920), на основании им же сформулированных биосоциальных законов «взаимной помо­щи» призвавший к переходу к федерации свободных коммун путем уничтожения частной собственности и государства (коммунистическая версия анархизма).

Расцвет разных вариантов идеологии анархизма пришелся на первую полови­ну XX в.; сейчас анархизм занимает маргинальные позиции в идейно-политичес­ком спектре, действуя в союзе с другими движениями (например, либертаристского, антиглобалистского и экологического толка).

АНОМИЯ (гр. anomic: а — отрицательная частица, потов — закон — отсут­ствие закона, организации) — 1) состояние общества, характеризующееся ослабле­нием или исчезновением нормативных стандартов поведения, широко разделяемых ценностей и суждений и, как следствие, ростом отклоняющегося, асоциального поведения, в т.ч. радикализма и экстремизма в политике; 2) состояние индивида, которому свойственны ощущения отчужденности от общества, социальной дезо­риентации (неспособность оценить свой статус в обществе и выбрать соответству­ющую модель поведения), постоянной тревоги. Понятие введено Э. Дюркгеймом, считавшим аномию результатом прежде всего модернизации и индустриализации, разрушивших традиционное общество, а также поддерживавшую его систему со­циальных ролей, связей, норм и ценностей. Американский социолог Р. Мертон выд­винул гипотезу: основная причина возникновения аномии — утрата баланса между распространенными в обществе представлениями о целях и средствах, их отрица­ние или замена на другие.

АПАРТЕИД (африкаанс apartnes — раздельное проживание) — политика, ус­танавливавшая социальные отношения в ЮАР между белым меньшинством и небе­лым большинством; она предполагала сегрегацию (расчленение общества на расо­вые группы при запрете на любого рода их смешение), политическую и экономичес­кую дискриминацию небелого населения. В качестве государственного курса была санкционирована Актом по регистрации населения (1950), который распределил южноафриканцев на три категории: банту (черные африканцы), цветные (все сме­шанные расы) и белые; четвертая — азиаты (выходцы из Индии и Пакистана) — была добавлена позже. После изменения политического режима в ЮАР в 1993-1994 гт. (в его переходном и ныне установившемся вариантах) часть лидеров темнокожего боль­шинства пытается применить элементы апартеида к белому меньшинству.

АПЕЛЛА (гр. ареllа) — народное собрание в Спарте, особый аналог экклесии в других полисах. Созывалась раз в месяц; лишенная права инициативы, апелла рас­сматривала предложенные герусией (совет старейшин) вопросы — заключение дого­воров, объявление войны, внесение изменений в законы, престолонаследие, назначе­ние старейшин, военачальников, магистратов. «Вредные», по мнению герусии или царя, решения апеллы отменялись. В обсуждении участвовали цари, старейшины, магистраты; остальные граждане-мужчины только голосовали, причем криком.

АРИСТОКРАТИЯ (гр. aristos — лучший, кгаюз — власть) — форма правления, при которой власть принадлежит представителям родовой знати; господство знати.

АРХЕТИП (гр. агсhе — начало, Суров — образ) — в аналитической психологии Карла Густава Юнга это первичные, врожденные структурные элементы «коллективного бессознательного», архаические психические наслоения повторяющихся жизненных ситуаций и переживаний человека; универсальные, общечеловеческие первообразы и изначальные идеи, проявляющиеся как индивидуально (фантазии, способствующие творческому мышлению, сновидения, некоторые виды бреда), так и в различных мифологических, культурных и т.п. системах. В проблемной, кризисной ситуации в личной или общественной жизни архетип бессознательно возрождается.

БАЛАНС СИЛ (англ. Ьаlаnсе of power) — ключевое положение в теории по­литического реализма, обозначающее ситуации равновесия между государствами. Может рассматриваться и как результат действия национальных правительств, и как порядок в международных отношениях, не зависящий от политиков. Концепту­ально восходит к работам Фукидида, но распространение получает с XVIII в., особенно при анализе британской и общеевропейской политики между войнам Напо­леона I и Первой мировой войной. Это положение основано в том числе на трактов­ке Гоббсом международных отношений как враждебной, анархической среды, в ко­торой государства постоянно подвержены угрозе нападения и вынуждены поддер­живать соизмеримый с соперниками силовой потенциал.

БИХЕВИОРИЗМ (англ. behavion(u)rism— поведение) — веду­щее направление американской экспериментальной психологии XX в., идеи и мето­ды которого были перенесены в 1950-1960-х годах в политологию. Для современ­ных бихевиористских концепций политики характерен акцент на изучении ее мик­роповеденческих сторон, различных механизмов индивидуального, межличностного и группового политического поведения. Бихевиористскому методу в политологии присуща отчетливая прикладная ориентация.

ВЕНСКАЯ СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (ЕВРО­ПЕЙСКИЙ КОНЦЕРТ) — структура межгосударственных отношений в Европе, сложившаяся после войн Наполеона I (1799-1814; 1815) и просуществовавшая, с серьезными изменениями, до Первой мировой войны. Ее принципы были заложе­ны решениями Венского конгресса (1814-1815) — раннего общеевропейского (за исключением Турции) мирного урегулирования. Эта система базировалась на об­щем согласии наиболее могущественных европейских монархий (великих держав, включая Россию) относительно территориального и политического статус-кво в Европе; она предполагала возможность коллективного вмешательства в дела тех государств, которым угрожают революции, равно как и требование дипломатичес­ких консультаций по территориальным и пр. проблемам. В XIX в. в Европе «имен­но традиционные национальные интересы и меняющееся соотношение сил опреде­ляли дипломатическую игру, образование и развал союзов, изменение сфер влия­ния» (Г. Киссинджер, «Дипломатия»).

ВЕРСАЛЬСКО-ВАШИНГТОНСКАЯ СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ — миропорядок, основы которого были заложены Версальским мирным договором 1919 г., договором с союзниками Германии, а также соглашения­ми, заключенными на Вашингтонской конференции 1921-1922 гг. Европейская часть этой системы (иначе — Версальская) в значимой мере была создана под влиянием политических и военно-стратегических соображений стран-победительниц при иг­норирования интересов побежденных и вновь образованных стран (в Европе — 9), что делало эту структуру уязвимой из-за требований ее преобразования и не спо­собствовало долговременной стабильности в мировых делах. Отказ США от учас­тия в функционировании Версальской системы, изоляция России и антигерманская направленность превращали ее в несбалансированную и неуниверсальную, что уве­личивало потенциал будущего мирового конфликта. Вашингтонская система, рас­пространяющаяся на АТР, отличалась несколько большим равновесием, но тоже была неуниверсальной. Ее нестабильность обусловливали неопределенность политичес­кого развития Китая, милитаристский внешнеполитический курс Японии и изоля­ционизм США.

ВЕСТФАЛЬСКИЙ МИР 1648 г. — два мирных договора, переговоры о дос­тижении которых велись с 1644 г. в Мюнстере и Оснабрюке (Вестфалия), подпи­санных между Священной Римской империей германской нации и Францией в Мюнстере и между этой же Империей, с одной стороны, и Швецией с протестантс­кими германскими княжествами — с другой, в Оснабркже. Вестфальский мир за­вершил Тридцатилетнюю войну (1618-1648), в которой участвовала по разным при­чинам (в т.ч. вначале религиозным, а затем династическим, территориальным и т.п.) значительная часть европейских государств. Мир закрепил за Францией, Швецией и их союзниками немалые территориальные приобретения, право на вмешатель­ство в дела Империи. Голландия и Швейцарская конфедерация получили государ­ственный суверенитет, а германские князья — права суверенных государей. Тогда Священная Римская империя германской нации превратилась в конгломерат неза­висимых государств (около 300). Вестфальский мир признал религиозные права и свободы за лютеранами и кальвинистами.

Иногда к Вестфальскому миру относят также мирный договор 1648 г. между Голландией и Испанией, который завершил Восьмидесятилетнюю войну между ними (боевые действия с 1625 г. между Голландией и Испанией историки рассматривают одновременно как часть Тридцатилетней и как часть Восьмидесятилетней войн).

ВЕТО (лат. vеtо — запрещаю) — отказ главы государства (монарха или прези­дента) подписать и ввести в действие законопроект, принятый парламентом. Абсо­лютное вето означает окончательное отклонение законопроекта; отлагательное (сус­пензивное) вето предполагает повторное утверждение парламентом законопроекта (после его доработки или без таковой), который становится законом вопреки проти­водействию со стороны главы государства.

ВЛАСТЬ (как властное могущество вообще) (англ. рошег; от лат. ро1еге — быть в состоянии, мочь, иметь возможность) — социологически «аморфное» (М. Вебер), т.е. неуточненное, понятие, предполагающее способность каким-либо желаемым образом и многими приемами воздействовать на поведение других в самых раз­ных обстоятельствах. Механизмы власти — от убеждения (т.е. успешного воздей­ствия без обещания вознаграждения или угрозы наказания со стороны обладаю­щего властью) до давления, применения силы, принуждения (угроз сурового на­казания или лишения благ за неповиновение). Предметом политологии являются: «власть и ее носители» — Г. Лассуэлл; осуществление «власти, господства (англ. ш1е) либо авторитета» (англ. аийюпгу) — Р. Даль; а сама политика есть «властное распределение ценностей» — Д. Истон. Отношения власти подразумевают ста­бильность, постоянство, институционализацию, т.е. установленность. В полито­логии категория власти, при широком определении, нередко выступает синони­мом «влияния» (см. Дж. Плейно, Р. Риггс, X. Робин. «Словарь политического ана­лиза», 1982).

ВЛИЯНИЕ (англ. influепсе) - способность субъекта (актора) вызывать из­менения во мнениях, установках, убеждениях, намерениях, а также в поведении некоего объекта в процессе взаимодействия с ним. Выделяются такие основные типы влияния: прямое — открытое сообщение требований объекту; косвенное — воздействию подвергается среда вокруг объекта; направленное и случайное; с при­менением нематериальных средств. В политике способность актора влиять на другого (других) зависит от: его политических ресурсов; характера и степени уси­лий по оказанию влияния; сферы функционирования объекта; желаемого повино­вения; соперничающего воздействия иных субъектов на данный объект (ср. кате­горию власти)

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА — совокупность действий госу­дарства и его институтов за пределами своей суверенной территории для реализа­ции национальных интересов. Принято считать, что внешняя политика есть вопло­щение на практике специализированным внешнеполитическим ведомством страны ее целей и интересов во взаимоотношениях с другими государственными субъекта­ми, международными организациями и т.д.

ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕГИОНЫ — административно-территориаль­ные сегменты государства, рост влияния которых во внутриполитических (регио­нализация) и во внешнеполитических процессах относится к основным характери­стикам современности (ср. программу Евросоюза «Европа регионов»).

ВОЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ — принцип организации власти преимуществен­но в племенных образованиях: право принятия и осуществления важных решений возлагается только на тех, кто непосредственно обеспечивает безопасность племе­ни (клана, рода), т.е. на всех вооруженных мужчин-дружинников; остальные члены племени исключены из процесса принятия решений.

ВОТУМ (лат. votum — желание) — решение или мнение, выраженное путем голосования.

ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА — принятый на Парижс­кой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г. документ, определяю­щий основные права и свободы человека; среди них выделяются политические и гражданские права (на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; равную за­щиту законом; равную защиту от любого вида дискриминации; свободное переме­щение и любое местожительство в пределах каждого государства; на гражданство; на свободу мысли, совести и религии; на свободу мирных собраний и ассоциаций; участие в управлении своей страной непосредственно или через свободно избран­ных представителей и др.); социально-экономические права (владение имуществом как единолично, так и совместно с другими; социальное обеспечение; на труд, от­дых и досуг и др.); культурные права (образование; свободное участие в культур­ной жизни общества, наслаждение искусством, участие в деятельности, способству­ющей научному прогрессу, и пользование его благами и др.).

ВСЕМИРНОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО (англ. global gоvamment) — термин для обозначения гипотетического (т. е. предполагаемого) всемирного центра власти.

ВЫБОРЫ — все формы индивидуального или коллективного доступа к влас­ти (как правило, на определенный законом срок) и замещения должностей путем избрания голосованием (президента, парламентариев и т.д.), что наделяет избран­ных лиц правом принимать решения.

ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТАРИФАМ И ТОРГОВЛЕ — ГАТТ— серия многосторонних договоров, ориентированных на обеспечение безопасности и предсказуемости международных торговых отношений путем упразднения таможенных и прочих ограничений, сни­жения тарифных ставок, устранения всех форм дискриминации в мировой торговле ради повышения уровня жизни, занятости и т.п. в странах-участницах. Документ о ГАТТ, имеющий обязательный международно-правовой характер и подписанный 23 странами в Женеве, вступил в силу в 1948 г. Планировалось, что ГАТТ будет замещено специальным агентством ООН, но по ряду причин оно не было создано Вместе с тем ГАТТ оказалось самым эффективным инструментом либерализации мировой торговли, содействовавшим значительному ее росту за последние 50 лет (например, тарифы на промышленную продукцию были снижены почти в 8 раз). В 1995 г. ГАТТ было заменено Всемирной торговой организацией (ВТО) с более чет­кой институциональной структурой, но при сохранении общих договорных основ ввиде ГАТТ и решений торговых раундов (встреч членов ВТО). Режим ВТО, предпо­лагающий мониторинг и регулирование мировой торговли, распространяется на 90% совокупного торгового обмена на нашей планете.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ (фр. global — всеобщий) — охват экономическими, поли­тическими, социальными и культурными взаимоотношениями всего человеческого сообщества.

ГЛОБАЛЬНАЯ ДЕРЕВНЯ (англ. global village) — метафора, используемая в журналистике и популярной литературе, дабы выразить представление о том, что все люди на Земле объединены единой судьбой. Считается, что глобальная деревня становится возможной благодаря распространению универсальных культурных об­разцов, развитию технологий (в первую очередь транспортных, информационных и коммуникационных), мировых торговой и финансовой систем и т.п., соединяющих всех людей во взаимосвязанное и взаимозависимое сообщество.

ГОСПОДСТВО (ДОМИНИРОВАНИЕ) (лат. dominus — хозяин) — тип выс­шей власти, которая осуществляется в относительно устойчивых институциональ­ных рамках какой-либо политической системы. Господство как категория политики вмещает в себя еще два понятия: действия и организации. Имеется ввиду, что гос­подство — это принципиально организованное правление, но оно всегда является объектом столкновения завладевших им или сопротивляющихся ему групп.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА — 1) организованная совокупность осознанных акций многих людей, в т.ч. политиков и чиновников, специализирую­щихся в данной сфере деятельности; 2) взаимодействие управленческих звеньев и блоков институционального механизма, направленное на выработку и реализацию стратегических целей и решений; 3) определенный управленческий цикл, в кото­ром отсутствует жесткая последовательность функциональных фаз, поскольку суб­процессы такого рода нередко идут параллельно и в их «круговороте» нет четко выделяющихся начала и завершения.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 495 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2684 - | 2249 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.