Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Политическая мысль об участии




Первые формы и процедуры вовлеченности людей в обсуждение и решение дел общностей возникли в условиях первобытной (или родо­вой) и военной демократий. Однако изучение и систематическое описа­ние этих демократий началось по существу лишь в XIX веке и притом преимущественно на материалах сохранившихся в ряде регионов тра­диционных обществ. Качественно новым этапом в развитии теории и практики демократии и политического участия стала древнегреческая цивилизация. В силу уникального сочетания ряда обстоятельств в не­которых городах-государствах Древней Греции возникли республикан­ские формы правления, при которых использовались такие прямые формы демократии, как всенародные собрания, непосредственное уча­стие всех взрослых в обсуждении кандидатов на гражданские и военные должности, в контроле за их деятельностью, в отправлении правосудия, в принятии важнейших решений по вопросам жизни полиса, включая вопросы внешней политики. Не менее высокой степени достигло и ос­мысление самой практики демократии и участия, стимулируемое уни­кальными для Древнего мира сочетанием коллективизма граждан пол­иса с индивидуализмом, с высокой ценностью личности. Оно происхо­дило в русле общего перехода человеческого сознания от первоначаль­ных религиозно-мифологических его форм к рационально-логическим, философским. Этот процесс сопровождался становлением политиче­ской теории и появлением таких ее развитых понятий, как государство, политика, демократия и участие.

Греческие мыслители первыми начинают использовать термин «участие» в качестве аналитической категории для исследования мно­гообразных и изменчивых видов государственного устройства и форм правления полисов. Пределы этому использованию ставила как сама политико-государственная организация городов, где демократия (за исключением периода V-III вв. до н.э.) была скорее исключением, чем правилом, и где рабы и в значительной степени иностранцы были от­странены от политической жизни, так и ряд особенностей древнегрече­ского мышления и мировоззрения. Здесь в первую очередь следует назвать господствующее в общественном сознании и у подавляющего большинства мыслителей убеждение в превосходстве государства, це­лого над групповым и индивидуальным. Отсюда понятно, что полити­ческое участие рассматривалось ими не с точки зрения интересов лич­ности, реализации их потребностей, а как область вторичного, частно­го, подчиненного общеполисным (как сфере публичного) и поискам лучших (правильных) форм государственного устройства, способных обеспечить стабильность государства полиса. К тому же эти мыслители исходили из неравенства даже свободных людей, хотя и по разным основаниям. По существу уже в Древней Греции были выработаны основные элитарно-аристократические аргументы в пользу правления «лучших», которые в модернизированном виде используются и сегодня критиками демократии и политического участия масс.

Так, Платон, исходя из естественности природно-божественного неравенства, доказывал, что в управлении государством и составлении законов не должны участвовать и даже высказывать свое мнение «не­просвещенные», «несведущие» и «невежественные». Крайним вопло­щением этого типа людей со всеми их негативными качествами для Платона является толпа, чернь — этот «огромный зверь». «Безумие большинства», по его мнению и мнению многих других греческих мыс­лителей (включая Аристотеля и Полибия), наступает в условиях край­ней демократии с ее разгулом свободы, перерастающей в анархию; утратой гражданского долга и беззаконием; воинствующим невежест­вом демоса и его стремлением к единомыслию, в том числе путем гоне­ний и террора (например, изгнание Анаксагора, обвинение и казнь Сократа в Афинах); несправедливыми преследованиями должностных лиц после окончания срока их полномочий со стороны демоса; властью демагогов, манипулирующих народом с целью устранить противни­ков и захватить имущество и другими отрицательными чертами, которые в совокупности нередко приводили к перерождению демок­ратии в тиранию.

Один из основных упреков Платона в адрес демократии состоит в том, что «в демократическом государстве нет никакой надобности при­нимать участие в управлении, даже если ты к этому и способен...». В то время как организация идеального государства, по его мнению, обеспе­чивается в немалой степени тем, что эти способные, «выдающиеся» люди (а ими являются прежде всего «обратившиеся к философии», «философы», обладающие подлинной добродетелью и мудростью и за­нимающие государственные должности из чувства гражданского долга, а не из-за своекорыстного стремлении к власти) не могут уклоняться от участия в государственных делах[126]. Текст «Закона» позволяет говорить о стремлении Платона, с одной стороны, обеспечить иерархическое преобладание верхних слоев, а с другой сохранить ту или иную вовле­ченность всех граждан в дела государства. Противоречивость такой позиции объясняется тем, что, небезосновательно испытывая глубокое недоверие, переходящее в неприязнь, к массам, да и вообще к натуре человека, Платон осознавал в то же время, что для сохранения стабиль­ности полиса необходима хотя бы некоторая сопричастность всех граж­дан к общеполисным делам.

Ученик Платона Аристотель с его ориентацией на социологический анализ государства, реальных политических процессов, поведения и его мотивов (что в совокупности с глубокими теоретическими идеями и сделало его основателем политической науки) изучал государство и его устройство через призму процесса политического взаимодействия и участия граждан в их различных структурах и срезах. Участие являлось одной из центральных аналитических категорий политической науки Аристотеля. Идет ли речь о наилучшем образе правления, о реальных типах государства и причинах их крушения или об идеальном государ­стве, о способах формирования и функционирования политико-управ­ленческих институтов или об общейтеории полиса—везде учитывается участие или неучастие различных слоев населения, их причины и по­следствия.

Вместе с тем, позиция Аристотеля, подобно платоновской, в отно­шении самого политического участия противоречива. С одной стороны, оно провозглашается неотъемлемым признаком гражданина (даже при воспитании детей нужно исходить из того, что из них «потом вырастут участники политической жизни» и государства) и расценивается как одно из эффективных средств политической социализации, воспитания гражданственности у жителей полиса. А отстранение граждан от уча­стия — как источник вражды к государству и его нестабильности. «А не принимающие участия в управлении государством могут ли дружест­венно относиться к государственному строю?» — вопрошает Аристо­тель. С другой стороны, он критикует крайнюю демократию, «при ко­торой все принимают участие в государственном управлении» и счита­ет, что «надо всегда отстранять худшие части населения от участия в управлении», а «править должны те, кто в состоянии править наилуч­шим образом»[127].

Столь очевидное расхождение в интерпретации Аристотелем поли­тического участия порождено столкновением различных этико-теоре- тических взглядов и противоречиями полисной жизни. В сознании древ­них греков, начиная с гомеровской эпохи, прочно укоренилось воспри­ятие полиса как солидарной общности всех свободных перед лицом рабов, варваров и жителей других греческих городов-государств. Отсю­да появление понятия свободы, идеи равенства и участия всех граждан в делах государства, наилучшей формой которого с этой точки зрения должна была бы стать демократия. На практике, однако, в условиях социально-экономического и культурного образовательного неравенст­ва всеобщее участие в политике народа, обремененного к тому же рели­гиозными и антиинтеллектуальными предрассудками, не терпящего любое отличие в образе мышления и жизни, нередко использовали честолюбивые демагоги и авантюристы для захвата власти со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.

Поэтому большинство греческих мыслителей выступило фактиче­ски за ограниченную вовлеченность народных масс в общеполисные дела или по меньшей мере, подобно Полибию, за сбалансированное участие различных социальных слоев в управлении государством. В других неприязнь к «невежественной и капризной толпе» в сочетании с индивидуализмом привели к проповеди неучастия в активной обще­ственной и политической жизни. Идеалом чаще всего выступали раз­личные варианты аристократического участия в политико-государст­венной власти и управления или же участие средних слоев политии (идеальном государственном устройстве Аристотеля), где они должны составить абсолютно преобладающую долю свободного населения.

Древнегреческие политическая практика и мысль создали и про­анализировали разнообразные образцы участия в рамках широкого контекста государственной жизни и политических учений. Глубина и идейное богатство этой мысли начали постепенно актуализироваться и осознаваться лишь спустя более чем две тысячи лет с возрождением демократии, демократии нового типа.

Непосредственные предпосылки этой демократии появились в Ев­ропе с наступлением эпохи Возрождения с ее мощным религиозным и политическим движением Реформации, с зарождением капитализма. В этот период происходит быстрая эрозия феодально-церковных институ­тов и догм параллельно с появлением и развитием новых слоев и групп, нового типа сознания. Именно новыми деятелями Реформации, а также утопического социализма были первоначально сформулированы идеи свободы, равенства и деятельной роли новых слоев или даже всего населения в преобразованных политико-государственных структурах. Таким образом, после длительного перерыва впервые со времен антич­ности вновь возник интерес к институтам и процедурам участия в пол­итике, к демократии.

Однако участие рассматривалось мыслителями новой эпохи глав­ным образом как средство, зачастую субсидиарное, описания и создания идеальной модели политической стратегии для правителя (Н.Макиа­велли), носителей суверенитета и различных образцов правления (Ж.Боден), форм и принципов правления (Ш.Монтескье) и т.д. Они проводили различие между двумя основными видами политического участия: участием в государственном управлении и участием в выборах. Элитарно-аристократическая настороженность большинства этих мыс­лителей к политической вовлеченности народа особенно проявилась в отношении участия в государственном управлении. Например, призна­вая опасность полного отстранения народа от государственных дел, Монтескье все же считал, «что участие народа в правлении должно быть ограничено избранием представителей». Само же представительное со­брание, по его мнению, не должно выносить какие-либо решения по конкретным вопросам, а только создавать законы и наблюдать за их должным исполнением. Причем особое место в этом собрании и законо­дательстве Монтескье полагал необходимым предоставить людям, «от­личающимся преимуществом рождения, богатства или почестей».

Знаменательно, что настороженность в отношении непосредствен­ного и широкого участия народа в правлении проявили и другие просве­тители эпохи буржуазных революций. Так, автор идеи прямого народоправия Ж.-Ж. Руссо не верил в возможность демократии в строгом значении данного термина. Для этого, по его мнению, потребовалось бы, во-первых, столь малое государство, чтобы его граждане знали друг друга и без труда могли собираться в одном месте для решения всех вопросов управления; во-вторых, большая простота нравов, что пред­отвращало бы скопление дел и возникновение трудноразрешимых спо­ров; в третьих, «превеликое равенство» в общественном и имуществен­ном положении, без чего не могло бы надолго сохраниться равенство в правах и в обладании властью. К этому следует добавить, что Руссо различал «народ в сущности», являющийся носителем политического разума, и «народ в явлении» как главный хранитель политических предрассудков, как «слепая толпа, которая часто не знает, чего она хочет...». Поэтому-то он и вводит, в противоречии со своей же моделью прямого народовластия, фигуру «законодателя» — этого «вождя», «на­ставника» и «воспитателя» народа[128].

Возьмем одного из виднейших представителей этого направления общественной мысли Северной Америки Томаса Джефферсона. Его республиканско-демократические взгляды и аргументы в их защиту вдохновляли не одно поколение сторонников демократии. Управление страной, в котором должен активно участвовать каждый гражданин, следует, по его мнению, организовать как союз республик, начиная от федеральной и штатной и заканчивая республикой для самой малой территориальной общины. «И все, вместе взятое, писал он, — прочно объединяется благодаря тому, что каждому гражданину поручается часть управления народными делами».

Джефферсон критикует «искусственную аристократию» благосо­стояния и происхождения, которая не обладает, по его словам, ни та­лантом, ни добродетелью. Ей он противопоставляет «естественную ари­стократию». «Действительно, — восклицает Джефферсон, — было бы непоследовательно сотворить человека для участия в общественной жизни и не наделить его достаточной мудростью и добродетелью, чтобы он мог справиться с делами общества. Разве нельзя сказать, что та форма правления наилучшая, которая наиболее эффективно предус­матривает чистый отбор естественных аристократов для правительст­венных учреждений?». Таким образом, демократические рассуждения об участии в управлении каждого гражданина сочетаются у него с убеж­дением в том, что наиболее ответственные посты в нем должны зани­мать те, кто обладает качествами «естественной аристократии». В ре­альной действительности той эпохи таковыми могли считаться лишь незначительное образованное и состоятельное меньшинство.

Сходство доминирующей ориентации творцов американской и французской буржуазных революций на защиту индивида (прежде все­го собственника, предпринимателя) от любых ограничений и произво­ла, а не на выработку механизмов их участия в делах государства, особенно отчетливо обнаруживается в исторических актах этих рево­люций. И американские билли о правах и французская Декларация прав человека и гражданина выделяют те области свободы их волеизъ­явления, в которых недопустимо или ограничено вмешательство госу­дарственной власти. Закрепленные этими актами конкретные свободы не предоставляют гражданину права притязания на известные действия со стороны этой государственной власти и носят таким образом не «по­зитивный», а «негативный» характер.

Преобладание негативного отношения к государству имело в своей основе не только длительное сохранение в Старом свете феодально-мо­нархических структур в обществе и его политической организации, но и глубокие экономические корни — потребность капитализма в свободе предпринимательства, в снятии оков государственного регулирования, в свободе найма трудящихся. Эти потребности наиболее адекватно вы­разил либерализм. Положение либералов о государстве как о «ночном стороже» в политическом аспекте означало автономию личности по отношению как к государственной власти, так и к «тирании большин­ства». Укрепившееся третье сословие теряет былую революционность и его внимание перемещается от поисков форм правления к разработке способов управления, идея народовластия и общественного договора уступает место доктрине представительства. Однако речь шла об авто­номии и представительстве только собственников. Лишь фактически не действовавшая Конституция 1793 года, принятая якобинским Конвен­том, предоставляла всеобщее избирательное право без имущественного и образовательного цензов.

Собственность заменяет наследственное благородство происхожде­ния и аристократизм эпохи феодализма. Она приобретает характер верховного принципа социально-политической организации общества, его высшей ценности. Объективным основанием культа собственности служил тот факт, что собственность обычно воспринималась, да и фак­тически была одним из важнейших гарантов независимости личности от аристократии и ее государственной власти. Она создавала предпо­сылки не только для удовлетворения основных материальных потреб­ностей, но и для культурно-образовательного роста, появления свободы и равенства, т.е. предпосылки для утверждения демократии собствен­ников. Поэтому даже для просветителей и других прогрессивных мыс­лителей основу идеального социально-политического устройства обще­ства зачастую составляли «трудящиеся классы», владеющие мелкой собственностью, обрабатывающие свою землю и имеющие права голоса в публичных делах. Отсюда же собственность признавалась сторонни­ками либеральной демократии, начиная с Л окка, необходимым услови­ем его существования.

Ограничение права неимущих и малоимущих, т.е. большинства взрослого населения участвовать в выборах, аргументировалось, осо­бенно либералами, не самой по себе собственностью. Доказывалось, например, что политическими правами и свободами, включающими участие в государственных делах, должны пользоваться только те, кто обладает необходимыми политическими способностями. «Но в массе, — утверждает, например, один из наиболее видных либеральных теорети­ков XIX века в России Борис Чичерин, — более всего содействует их развитию собственность. Она дает человеку и возможность образова­ния, и досуг для занятия политическими вопросами, и высший интерес к общественному управлению, и привязанность к порядку, и, наконец, самостоятельность положения. Поэтому собственность, в общем итоге, служит лучшим мерилом политической способности».

Вплоть до начала XX века повсеместно, за исключением несколь­ких штатов в США и Новой Зеландии, от выборов были полностью отстранены, наряду с неимущими и детьми, женщины как некомпетен­тные и неспособные к участию в политике. Убежденность в справедли­вости такой дискриминации разделяли в то время как политические деятели, так и теоретики кроме, пожалуй, Дж. Милля. «Один мужской пол, по своей природе и по естественному назначению, способен к политической жизни, — доказывает без тени сомнения Чичерин. На­значение женщины — не политическое, а семейное. Обеспечение ее политическими правами было бы, с одной стороны, введение в госу­дарство неоднородного ему элемента, а с другой стороны, введение в семейную жизнь противоречащего ей политического начала. Поэто­му женщины всегда и везде устраняются от политических прав. Это — мировой факт».

Политическое участие таким образом сводилось представителями почти всех идейных течений этого времени к цензовому участию в выборах; но для «компетентных» добавлялось право на участие в зако­нодательной и контрольной деятельности парламента. Если в период возникновения капиталистического общества и борьбы с абсолютизмом и господством аристократии даже такое политическое участие означало серьезное увеличение вовлеченности населения в политику и ее демок­ратизацию, то по мере завершения буржуазных революций, роста чис­ленности и активности рабочих такое участие все более становилось барь­ером на пути расширения прав и улучшения положения трудящихся.

Решающий вклад в изменение отношения трудящихся к своей роли в политике и управлении, к участию в них внесли сначала фабианское, а затем социалистическое движение и социалистическая доктрина в их различных вариантах. Вопреки широко распространенному заблужде­нию, К.Маркс и Ф.Энгельс собственно политическому участию уделяли немного внимания. В политико-философском плане Маркс определял одну из основных функций политического участия как соединение, сопряжение гражданского общества (многих, массы) и отдельных его членов с политическим бытием. В зависимости от степени, от способа этого соединения и появляется или исчезает демократический элемент в государстве. Маркс называл демократическую форму организации государства как необходимую предпосылку участия всех граждан в его делах. Не менее важной предпосылкой участия в политике, особенно для рабочих, является, по мнению Маркса и Энгельса, осознание своего реального положения в обществе, своих подлинных интересов (превра­щение «класса в себе» в «класс для себя»). В свою очередь участие трудящихся в политической и правовой жизни общества, в борьбе за политические права и свободы укрепляет «пролетарское мировоззре­ние». Идеальной моделью демократического политического властвова­ния народных масс для них явилась Парижская коммуна. В ее основе — возможность участия каждого гражданина в политике и управлении, которая обеспечивалась введением всеобщего избирательного права, ответственностью и сменяемостью всех чиновников и судей, правом отзыва избирателями любого, кто не оправдал доверия масс, и другими средствами.

Эту линию преодоления (отрицания) либерального государства, да и государства вообще (идея отмирания государства), и либеральной демократии в более радикальной форме продолжили В.Ленин и его соратники и последователи. Они настаивали на замене либерального государства системой самоуправленческих коммун-общин, а предста­вительной либеральной демократии — пирамидальной структурой Со­ветов с системой делегирования депутатов снизу доверху. Доктринально всеобщее политическое участие масс являлось для Ленина необходи­мой предпосылкой и сутью социалистической демократии, неотъемле­мым принципом управления, средством преодоления неравенства женщины и мужчины и ликвидации бюрократизма, условием перехода к коммунистическому будущему. Все это должно было каким-то обра­зом сочетаться с «диктатурой пролетариата» и руководящей ролью ре­волюционной партии.

В первые годы после революции 1917 года действительно подавля­ющее большинство населения включилось в политику. Правда, пример­но 3 процента из них («эксплуататорские элементы») были по Консти­туции РСФСР 1918 года лишены избирательных прав, а рабочие полу­чили преимущество перед крестьянами — Всероссийский съезд Советов состоял из представителей городских Советов из расчета один депутат на 25 тысяч избирателей и представителей губернских (фактически представляющих крестьян) съездов Советов из расчета один депутат на 125 тысяч жителей. Однако уже со второй половины 20-х годов начинается процесс фактического отстранения граждан от реальной вовлеченности в выработку и реализацию политико-управленческих решений. Усиливающийся поток пропагандистских деклараций о рас­ширении демократии и участии масс в управлении, подкрепляемый формально-юридическим их закреплением, проходил на фоне нараста­ющих репрессий. Так, Конституция СССР 1936 года провозгласила новую избирательную систему на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании как раз в период массо­вых репрессий и когда граждан лишили права реального выбора — все кандидаты подбирались партийным аппаратом, а в избирательном бюл­летене оставался один кандидат. Выборы в лучшем случае выполняли функции политического воспитания и проверки способности номенкла­туры добиваться согласия населения на сохранение сталинской тотали­тарной системы. Неотъемлемой чертой этой системы является мобили­зационное и манипулируемое участие всего взрослого населения в сим­волических политических действиях поддержки режима, которое соче­талось со всеохватывающим и жестким контролем сверху.

Попытки, возможно искренние, Хрущева и его сторонников «при­влечь» всех граждан к управлению государством и к народному контро­лю над деятельностью государственного аппарата, передать часть фун­кций государственных органов общественности остались в значитель­ной степени благими пожеланиями и лозунгами. Во многом лишь декла­рациями оказались и статьи 9 и 48 Конституции СССР 1977 года об участии граждан в управлении делами государства и общества. Лишь начавшиеся во второй половине 80-х годов реформы сверху («пере­стройка») предоставили определенные политические права и свободы гражданам, возможность самостоятельно участвовать в политике и не­зависимо выражать свои мнения и предпочтения.

Возможность открытого выражения своих взглядов, свобода поли­тической деятельности показали, что несмотря на жесткий идеологиче­ский контроль, массированную политическую индоктринацию на про­тяжении 70 лет, всего за несколько лет в стране был воспроизведен, пусть скорее внешне, основной спектр партийно-политических ориентаций, существовавших до революции 1917 года и в первые годы после революции от консервативно-монархических до радикально-коммунистических. В теоретико-методологическом отношении этот эмпириче­ский факт свидетельствует о том, что такие неформальные агенты по­литической социализации как семья, ближайшее окружение, этниче­ские и конфессиональные общности выдержали конкуренцию с фор­мальными, государственными агентами.

Другой вывод из этого факта состоит в том, что политические партии, другие политические организации и движения являются одним из основных каналов и инструментов участия. В условиях однопартий­ной системы это — канал преимущественно мобилизационного и риту­ального политического участия, идущего сверху вниз. Все другие, не­санкционированные формы политического поведения в этих условиях рассматривались как отклоняющиеся и нежелательные и тем самым автоматически попадали в участие протеста. Когда в обществе сущест­вует, и притом длительно, единственная политическая партия, то, как показал опыт нашей и других стран, она перестает быть партией в подлинном смысле слова. Аппарат узурпирует волю рядовых членов. Сама же партия утрачивает способность выполнять такие важные в демократической системе функции, как завоевание поддержки граж­дан, соединение и выражение их интересов; посредничество между обществом и государством, между избирателями и государственными институтами.

В условиях появившегося в процессе демократизации открытого выбора политической позиции начал происходить отказ от участия в официальной политической жизни и переход к неформальным формам участия, сначала через «неформальные» организации, а затем с по­мощью новых политических движений и партий. В значительной сте­пени с возникновением новых политических образований связано по­явление и распространение в стране политического участия протеста в таких формах, как митинги, демонстрации, пикетирование, распрост­ранение листовок и других печатных материалов, бойкоты, забастовки и др. В какой-то степени, как свидетельствуют массовые движения протеста 60-х годов в западных странах, а также периоды системных трансформаций в других, взрыв участия протеста почти неизбежен в процессе быстрой модернизации, ломки старых структур.

Особенно уязвимы длА политических, в том числе экстремистских, форм протеста страны, переходящие от авторитарных к демократиче­ским режимам. Открыв шлюзы для демократического политического участия, лидеры перестройки во главе с Михаилом Горбачевым не спра­вились с вырвавшимися наружу долго подавлявшимися конфликтами в обществе и с протестом против игнорировавшихся болезней системы. Рухнули как система, так и государство — Советский Союз. В связи с этим встает вопрос о роли демократического участия граждан в полити­ческой системе.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 369 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2397 - | 2213 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.