Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Политическая система общества




В современном политическом словаре стран Востока и Запада, по­жалуй, трудно найти более распространенный и вместе с тем более противоречивый термин или словосочетание, чем «политическая систе­ма». О политической системе общества в разных странах и особенно в нашей сейчас говорят и пишут не только и даже не столько на профес­сиональном, сколько на обыденном уровне; не столько юристы, поли­тологи, историки и специалисты в области других гуманитарных и об­щественных наук, сколько люди весьма далекие в профессиональном плане от данной материи, так называемые «популисты». Со страниц академических журналов и других изданий «политическая система» в последние годы почти полностью перекочевала на страницы попу­лярных и непопулярных газет, пропагандистских брошюр и журна­лов, а также иных, «рассчитанных на широкого массового читателя», изданий.

Глубокие и поверхностные, содержательные и бессодержательные рассуждения и умозаключения о политической системе общества сей­час можно встретить гораздо чаще, чем это было раньше, например, на страницах английского журнала «Экономист», повествующего в одном из своих номеров о том, что «западные симпатии» к бывшему Советско­му Союзу и лично к М.Горбачеву «базируются на заверениях последне­го реформировать СССР» по образу и подобию стран Восточной Евро­пы; или американского «Ньюсуика», анализирующего причины мед­ленного осуществления радикальных преобразований в политической системе России и рассуждавшего в связи с этим в 1990 году о том, что хотя «мастерство Михаила Горбачева по формированию и проведению кремлевского политического курса почти полностью исчерпано», но «ему так и не удалось добиться своей главной, принципиальной цели — спасти советскую систему от самое себя».

Можно было бы привести множество и других примеров, подтвер­ждающих сказанное. Однако без того ясно, что к политической системе общества и к политической системе нашего общества, в частности, в последние годы проявляются весьма обостренное и в то же время доволь­но противоречивое внимание. Несомненно, это следует рассматривать и оценивать положительно, но при условии, конечно, что ставится цель— понять и объяснить, а не сознательно «затемнить» и исказить настоящее и прошлое, рассуждать на основе глубокого и разностороннего анализаокружающей действительности, а не путем гадания на кофейной гуще. И этот аналитический подход вряд ли возможен, если не иметь четкого и разностороннего понимания того, что представляет собой политиче­ская система. Каковы ее природа, содержание и назначение? Как тра­диционно она понималась в западной и марксистской политологии и социологии?

Как понимается и представляется сейчас?

I

Обратимся вначале к марксистской трактовке политической сис­темы. Согласно традиционному, ставшему своего рода «классическим», марксистскому представлению, политическая система (организация общества)', подобно государству, праву и другим политическим явле­ниям, институтам и учреждениям, представляет собой объективное яв­ление. Ее существование и функционирование неразрывно связаны и обусловлены историческими рамками существования и функциониро­вания классового общества. Вместе с ним она и формируется и видоиз­меняется в силу раскола общества на классы и возникновения объектив­но существующих классовых противоречий. По мере развития классо­вого общества и превращения его в бесклассовое политическая система, согласно марксистским воззрениям, отмирает. На протяжении всей ис­тории своего существования и функционирования политическая систе­ма общества неизменно выражает и защищает волю и интересы прежде всего господствующего класса (классов), а в социалистическом обще­стве должна выражать и защищать волю и интересы всего народа.

Разумеется, как показывают исторический опыт, политическая те­ория и политическая практика в силу множества объективных и субъ­ективных причин далеко не всегда друг с другом совпадают. В советской политической теории 60—80-х годов, например, господствовала докт­рина, утверждавшая, что в СССР существовало общенародное государ­ство, и политическая система была не чем иным, как общенародной политической организацией. Однако анализ политической практики этих и всех последующих лет со всей очевидностью показал, что в стране существовала и функционировала в модернизированном виде сложившаяся еще в период культа личности Сталина тоталитарная административно-командная система. Аналогичные выводы соотноси­мы не только с политической, но и с социальной, экономической и иными системами, возникшими и развившимися на базе советского общества.

Сегодня особенно важно подчеркнуть, что, выдвигая в процессе анализа политической системы общества ее классовый характер, клас­совые волю и интересы на первый план, марксистская политическая наука вместе с тем не теряла из вида при этом общечеловеческие, групповые, национальные и иные интересы и ценности. Классовые и другие, в частности общечеловеческие, интересы не отождествляются, не нивелируются и не подменяются друг другом, но в то же время они и не противопоставляются друг другу.

Будучи весьма сложным и многогранным явлением, политическая система классового общества связана множеством невидимых нитей с другими однопорядковыми с ней (т.е. политическими по своему харак­теру) и разнопорядковыми явлениями. Концентрируя в себе основное политическое содержание классового общества, она выступает в реаль­ной действительности как система существующих в его пределах поли­тических организаций (объединений). К числу последних относятся: государство, являющееся, по общему правилу, политической организа­цией экономически господствующего класса, политические партии, многочисленные общественные объединения, в той или иной степени принимающие участие в политической жизни своей страны.

В структуре политической системы общества все эти организации неразрывно связаны между собой и взаимодействуют друг с другом. Они никогда не существовали и не могут существовать сами по себе, взятые в «чистом», изолированном виде. Структурные элементы, составные части политической системы классового общества рассматриваются в комплексе порождаемых ими связей и отношений, различных опосре­дуемых данные связи и отношения социальных норм, в единстве со всеми обосновывающими их существование и функционирование поли­тическими идеями, теориями, взглядами и представлениями.

Политическая система общества никогда не остается безучастной, пассивной ни по отношению к надстроечным явлениям, ни по отноше­нию к базисной среде. Подвергаясь в процессе своего становления и развития прямому воздействию со стороны, например, явлений идеоло­гии, права и морали, она постоянно оказывает на них обратное влияние. Это свидетельствует об относительной самостоятельности политиче­ской системы общества и указывает на ее способность выступать одно­временно в качестве объекта воздействия со стороны других надстроеч­ных явлений и субъекта активного воздействия на окружающую над­строечную среду.

Аналогичные по своему характеру и обоюдной направленности свя­зи устанавливаются также между политической системой общества и экономикой, всем материальным базисом общества, образующим опре­деленную систему производственных отношений, соответствующих прежде всего господствующему способу производства.

Квинтэссенция, суть этих взаимосвязей наиболее полно и четко выражена в классической формуле, выведенной В.И. Лениным, соглас­но которой «политика есть концентрированное выражение экономи­ки»[111], ее продолжение, развитие и обобщение. Экономика оказывает решающее воздействие на политику. В свою очередь политика активно воздействует на экономику. Какова экономика, такова в конечном сче­те должна быть и политика, а вместе с тем и соответствующие ей институты и учреждения, включая политическую организацию классо­вого общества.

В общественно-экономических формациях, какими являются ра­бовладельческая, феодальная и капиталистическая формации, свойст­венный им внутренне противоречивый характер экономики наклады­вает свой неизгладимый отпечаток на природу и характер существую­щих в их пределах не только экономической, социальной и духовной, но и политической систем. Антагонизм экономических интересов про­тивостоящих друг другу основных классовых сил (рабовладельцев и рабов, феодалов и крестьян, буржуа и пролетариев) обусловливает в конечном счете антагонизм политических интересов этих классов и образуемых ими организаций. Вследствие этого политическая система общества, отражающая данный экономический строй, постоянно оста­ется расчлененной, расколотой на целый ряд противостоящих друг дру­гу и противоборствующих друг с другом организаций. Одни из них образуют в соответствии со своими классовыми целями и интересами систему организаций господствующего класса (систему диктатуры класса рабовладельцев, феодалов и буржуазии), а другие — систему организаций подвластных классов (системы организаций их классового противодействия экономическому, политическому и иным видам дик­тата со стороны господствующего класса).

Марксистские воззрения исходят из того, что в условиях коммуни­стической общественно-экономической формации в противополож­ность всем предшествующим ей классовым формациям должна склады­ваться относительно непротиворечивая, однотипная экономика, оказы­вающая определяющее влияние на политику и тем самым способству­ющая образованию и развитию на ее основе такой же внутренне непротиворечивой в классовом и других отношениях политической си­стемы общества. Неантагонистический характер экономических отно­шений, материального базиса социалистического общества должен обусловливать существование соответствующих им по своей природе и содержанию политических отношений, политической жизни и полити­ческой системы.

Это не будет означать, согласно марксистским взглядам, отсутст­вия в экономической, социальной, духовной или политической системе социалистического общества антагонистических и неантагонистиче­ских противоречий. Утверждение обратного означало бы неоправдан­ное нивелирование, искажение реальной действительности. На всех этапах развития социалистического общества, как и всякого другого, и во всех сферах его жизни всегда существовали и будут существовать различные противоречия. Однако их характер на каждом из этапов может быть иным.

Понятие политической системы общества — это общее, родовое понятие по отношению к понятию каждой отдельной политической системы, существующей в рамках той или иной общественно-полити­ческой формации, а также в пределах отдельно взятой страны[112]. Его не следует смешивать с понятием политической организации общества вообще, функционирующей, по мнению ряда авторов, в социально «чи­стом» виде, в виде некой чистой — «внеклассовой» или «надклассовой» организации, выражающей и защищающей интересы всех социальных слоев и групп независимо от их фактического положения в капитали­стическом обществе. «...Ни в одной цивилизованной капиталистиче­ской стране, — отмечал по аналогичному поводу В.И. Ленин, — не существует «демократии вообще», а существует только буржуазная демократия». Классу буржуазии «выгодно и необходимо, — писал он, — скрывать от народа буржуазный характер современной демократии, изображать ее демократией вообще или «чистой демократией»[113].

Выступая в качестве общеродового понятия, политическая система общества вбирает в себя все те наиболее общие признаки и черты, которые свойственны всем без исключения конкретным политическим системам, существующим в пределах различных общественно-эконо­мических формаций. В ней наряду с сугубо классовыми признаками и чертами отражаются также межклассовые, общесоциальные, нацио­нальные, групповые и общечеловеческие признаки и черты.


В качестве общих моментов, объединяющих различные политиче­ские системы как однопорядковые явления, можно выделить следую­щие. Во-первых, существование и функционирование их лишь в рамках классового общества, возникновение и развитие с появлением и разви­тием классов. Во-вторых, охват каждой из них не только отдельных составных частей, но и всего классового общества в целом, существую­щего в пределах той или иной страны. В-третьих, наличие у каждой из них политического характера, выступление данных систем в качестве политических, а не экономических или каких-либо иных по своему характеру образований. В-четвертых, опора каждой политической сис­темы общества на определенный тип экономики, социальной структуры и идеологии. И в-пятых, вступление в качестве структурных элементов любой политической системы различных государственных, партийных и общественных организаций, участвующих в политической жизни той или иной страны.

Политическая система общества выступает как явление и понятие фактическое, но отнюдь не формально-юридическое. Это означает, что в разряд ее основных частей входят не только официально признан­ные господствующим классом в лице соответствующих государствен­ных органов организации, но и объединения (например, как неодно­кратно бывало в истории буржуазной действительности, марксистско- ленинские партии, прогрессивные молодежные или любые иные орга­низации), объявленные или объявлявшиеся в силу тех или иных причин вне закона.

Основными требованиями-критериями, предъявляемыми при рас­смотрении ко всем без исключения структурным элементам политиче­ской организации общества, являются требования их внутренней упо­рядоченности, организованности и хотя бы минимальной политично­сти. Суть первого из них сводится к тому, чтобы каждое общественно-политическое объединение, рассматриваемое в качестве структурного элемента политической организации общества, выступало бы прежде всего как организация и обладало бы признаками организации.

Характерными признаками любой организации являются: опреде­ленный порядок ее образования и функционирования; наличие Устава, Положения или иного подобного рода акта, свидетельствующего о сфор­мированноеи формально-юридической оформленное™ того или ино­го объединения, функционирование каждой общественно-политиче­ской организации ради достижения определенных, непосредственно стоящих перед ней целей и задач; деятельность каждой организации в определенной сфере общественной жизни и в соответствии с установ­ленными принципами; наличие у всех без исключения организаций органов, ведающих их внутренними и внешними делами.

Суть второго требования, предъявляемого к структурным элемен­там политической системы общества, заключается в том, чтобы они как составные звенья были не только внутренне организованными, но и хотя бы в минимальной степени политическими. Каждый структурный элемент политической организации классового общества должен быть не просто организацией, а политической по своему характеру органи­зацией. Это означает, что он непременно должен: а) выражать полити­ческие интересы определенного класса или любой социальной общно­сти; б) быть участником политической жизни и носителем политиче­ских отношений; в) иметь непосредственное или опосредованное отно­шение к государственной власти — ее завоеванию, организации или использованию, причем не обязательно взаимодействуя с государствен­ными органами, но и противодействуя им; г) руководствоваться в своей повседневной деятельности политическими нормами или правилами, сложившимися в недрах политической жизни той или иной страны.

Говоря о политическом характере структурных элементов полити­ческой системы общества, следует иметь в виду, что не все они в своем содержании имеют одинаковый политический аспект. У одних органи­заций политика проявляется более ярко и занимает в их деятельности значительное место, в то время как у других играет второстепенную роль. В зависимости от этого все объединения — структурные элементы политической организации общества — в марксистской научной лите­ратуре подразделяются на организации собственно политические, не­собственно политические и организации, имеющие в своем содержании лишь незначительный политический аспект.

К числу собственно политических организаций относятся госу­дарства, политические партии и некоторые общественныеобъединения. Характерным признаком этих организаций является организационная связь с политикой и их прямое, проявляющееся в самых различных формах воздействие на политику. Непосредственной целью их создания и функционирования выступает политика. Она заключается в форми­ровании и осуществлении политики того или иного класса, в политиче­ском воспитании различных слоев классового общества и в проведении политических интересов той или иной социальной общности в жизнь.

Решающую роль среди собственно политических, а равно и среди всех остальных структурных элементов политической системы обще­ства, несомненно, играет государство. Будучи оснащенным специаль­ным аппаратом принуждения и подавления с соответствующими «веще­ственными придатками» в виде тюрем и иных принудительных учреж­дений, государство выступает как главная сила в руках господствующе­го класса, как главный проводник его воли и интересов в жизнь, как важнейшее средство осуществления его политической власти. В струк­туре политической системы общества государство является объективно необходимым, неотъемлемым ее составным элементом. Видоизменяясь в своей сущности, форме и содержании, оно неизбежно сохраняется на протяжении всей истории развития классового общества, а следователь­но и его политической системы. В то же время, как известно, все осталь­ные ее составные звенья — политические партии и различные обще­ственные организации, имеющие политический характер, — могут по­являться на определенных этапах развития политической системы об­щества и, выполнив возложенные на них задачи, исчезать. Многочисленные примеры такого круговорота политических институ­тов можно постоянно наблюдать в рамках политической системы раз­личных государств.

К несобственно политическим объединениям — структурным эле­ментам системы общества — относятся такие объединения, которые возникают и развиваются не в силу непосредственно политических, а в силу экономических и других им подобных причин. Прямой целью их создания и функционирования, в отличие от собственно политических организаций, никогда не выступает политика. Свою основную деятель­ность данные институты, к числу которых можно отнести профсоюзные, кооперативные и иные организации, осуществляют соответственно в производственной, социально-бытовой, культурной, торговой и других сферах жизни общества. Они не ставят перед собой непосредственных задач активного воздействия в политических целях на государственную власть. Политическая деятельность этих организаций не составляет основу их функционирования и выступает в этом смысле если не второ­степенной, то во всяком случае не имеющей для них решающего значе­ния. Это не означает, разумеется, принижения роли и значения несоб­ственно политических объединений в структуре политической системы общества, ибо речь в данном случае идет лишь об отсутствии домини­рующего политического аспекта в их деятельности, а не об отрицании его как такового вообще.

Последнее легко прослеживается на примере деятельности коопе­рации в рамках политической и экономической систем нашего обще­ства, которая, как говорилось в Законе о кооперации в СССР, «откры­вает перед гражданами широкие возможности для приложения своих сил и и знаний к производительному труду» и которая «предоставляет членам кооперативов реальные возможности и материально заинтере­совывает их в повышении эффективности хозяйствования» на основе самостоятельной разработки и реализации кооперативами своих пла­нов производства, распределения и продажи товаров, выполнения ра­бот, оказания услуг и осуществления других видов деятельности, а также в улучшении социальных условий жизни коллектива.

Среди многочисленных организаций, имеющих в своем содержа­нии лишь незначительный политический аспект, выделяются объеди­нения, возникающие и функционирующие на основе чисто личных склонностей и интересов той или иной группы людей к занятию опре­деленной деятельностью. К их числу следует отнести объединения типа нумизматов, филателистов, авто- и мотолюбителей, туристов и др. Политический оттенок в своей деятельности они приобретают лишь как объекты воздействия на них со стороны государственных и иных поли­тических по своему характеру органов и организаций, но отнюдь не как субъекты, носители политической власти и соответствующих полити­ческих отношений.

Предложенное в марксистской политологической и социологиче­ской литературе разделение различных институтов в структуре полити­ческой системы общества по политическому и другим признакам отра­жает настоятельную необходимость использования в процессе исследо­вания помимо всех прочих методов и подходов институционального метода.

Суть его, кратко говоря, заключается не только в определении и выделении формирующих политическую систему (организацию) обще­ства институтов, но и в анализе ее элементно-структурных, субъектно- институциональных и отчасти формально-юридических сторон. С инс­титуциональной точки зрения политическая система любого общества выступает как сложный комплекс взаимосвязанных, взаимодействую­щих друг с другом или же противодействующих друг другу политиче­ских институтов.

Институциональный подход к исследованию политической систе­мы общества может органически сочетаться с другими методическими подходами и дополняться ими. В марксистской юридической и фило­софской литературе иногда указывается, в частности, на необходимость использования функционального, регулятивного и коммуникативного подходов. Каждый из них акцентирует внимание на одной из сторон политической системы общества, а вместе взятые они дают о ней полное и разностороннее представление.

В целях более глубокого и разностороннего исследования политической системы общества, учитывая сложность, разнохарактерность и многоаспектность ее составных частей, методологически важным пред­ставляется рассмотрение ее в виде своеобразного системного комплекса, полисистемы или общей системы, складывающейся из ряда частных систем или подсистем. В качестве последних в соответствии с различ­ными сторонами и подходами к исследованию политической системы общества можно выделить наряду с институциональной подсистемой, занимающей ведущее положение среди других подсистем, также фун­кциональную систему (подсистему), складывающуюся соответственно из совокупности тех направлений деятельности или функций, которые выполняются отдельными общественно-политическими институтами, группами институтов, политической системой общества в целом: регу­лятивную систему (подсистему), выступающую в виде совокупности различных социальных норм и других регулятивных средств (тради­ций, принципов, политических воззрений, обычаев и пр.), направлен­ных на регламентацию внутренней жизни и деятельности политиче­ской системы общества в целом и ее отдельных структурных элементов; коммуникативную систему (подсистему), представляющую собой сово­купность разнообразных связей и отношений, существующих между различными составными частями, элементами политической организа­ции общества и «стягивающих» последние в единый системный комп­лекс, полисистему и др.

Институциональная подсистема в решающей мере предопределяет понятие и содержание политической системы общества в целом, оказы­вает огромное влияние на основные направления ее деятельности, со­циальное содержание и назначение. По отношению к политической организации общества в целом, а также по отношению к ее отдельным частям институциональная система (подсистема) выступает в качестве основополагающей системы. Это обусловлено тем, что именно она яв­ляется источником всех наиболее важных связей, возникающих в рам­ках политической организации общества. Она предопределяет характер норм, регулирующих данные отношения. Именно по отношению к ней политические идеи, взгляды, теории и представления выполняют слу­жебные функции, формируя свои собственные частные системы (под­системы).

При рассмотрении политической системы общества с институцио­нальной и других сторон ключевое значение имеют вопросы, касающи­еся в первую очередь специфических черт и особенностей составляю­щих ее элементов. Не случайно, что именно вокруг этих вопросов в марксистской юридической, философской и отчасти в социологической литературе в течение продолжительного времени ведутся нескончае­мые споры. Наряду с ранее высказанным мнением, согласно которому в качестве структурных элементов политической системы общества предлагается рассматривать лишь различные социально-политические институты, обладающие признаками организационности, в отечествен­ной и зарубежной марксистской литературе имеют место и иные суж­дения.

Одни авторы рассматривают, в частности, в качестве ее структур­ных элементов помимо различных общественно-политических инсти­тутов также и политические отношения.

Другие склонны относить к структурным элементам политической системы кроме институтов трудовые коллективы, классы, народ, на­цию, семью, различные формы общественной самодеятельности, сред­ства массовой информации, различные формы непосредственной де­мократии и т.п.

Наконец, третья группа исследователей политической системы об­щества считает возможным относить в разряд ее структурных элемен­тов политические идеи, взгляды, представления, политическое созна­ние, политическую идеологию и т.п.[114]

Не ставя перед собой задачу проведения анализа высказанных то­чек зрения и суждений относительно допустимости включения тех или иных явлений в число структурных элементов политической системы общества, обратим внимание лишь на то, насколько правомерным и обоснованным является рассмотрение в качестве самостоятельных структурных элементов наряду с государственными и негосударствен­ными институтами всех иных общественно-политических явлений, политических идей, взглядов, представлений.


Не подлежит никакому сомнению, в частности, тот факт, что по­литическая система любого конкретного общества, с одной стороны, и соответствующие ей политические идеи, представления, политическое сознание — с другой, никогда не существуют изолированно, в отрыве друг от друга, как нечто обособленное, не взаимосвязанное. Выступая как совокупность важнейших политических институтов, возникающих и функционирующих на основе определенных политических идей, по­литическая система того или иного общества и соответствующие ей идеи непрерывно взаимодействуют друг с другом, оказывают постоянное влияние и предполагают друг друга. При этом, как справедливо отме­чается в философской литературе, «политические учреждения «соот­ветствуют» политическим взглядам не как чему-то внешнему, эти взгляды функционируют именно как сама деятельность данных учреж­дений. Они выражаются, проявляются именно в многообразных актах, как сознательных действиях по самой своей социальной сущности»[115].

Однако следует ли из этого вывод о том, что политические идеи, взгляды и представления, будучи неразрывно связанными с соответст­вующими институтами и учреждениями и материализуясь в них, цели­ком растворяются в них и в этом превращенном виде становятся элемен­тами политической организации общества? Можно ли вообще рассмат­ривать политические идеи, взгляды и представления в «превращенном виде» или взятыми сами по себе в качестве самостоятельных структур­ных элементов последней? Очевидно, нет.

Оттого, что различные идеи материализуются в отдельных элемен­тах политической организации общества и в ней самой, выступающей как целое, они не утрачивают своей субстанции, не перестают быть идеями и не превращаются, таким образом, в материальные объекты — элементы политической организации общества. Иной вывод и иное допущение были бы по существу своему неверными, ибо в таком случае невольно допускалось бы и оправдывалась возможность смешения в рамках структуры политической организации общества «материаль­ных» объектов, какими являются различные, общественно-политиче­ские институты, с «нематериальными», идеальными объектами, каки­ми являются политические взгляды, идеи и представления. Перед исс­ледователем структуры политической организации и ее отдельных эле­ментов в таком случае неизбежно бы необходимость сопоставления (или противопоставления) таких разнопорядковых, несопоставимых между собой объектов, какими являются «материальные» и идеальные объекты. А это, естественно, было бы крайне нелогичным.

Известно, как строго критически относился В.И. Ленин ко всякого рода попыткам сравнения и сопоставления разнопорядковых явлений между собой или их противопоставления. Критикуя мскьшивизм в ра­боте «Тактическая платформа меньшевиков», он, в частности, писал: «Мы недоумеваем, как можно сравнивать и сопоставлять классы (либе­ральная буржуазия) с учением (социализм)? Практическую политику (поползновения) с взглядами (предрассудка)?? Это верх нелогичности. Чтобы связать концы с концами в тактической платформе, надо проти­вопоставить: 1) один класс другому, — например, либеральную буржу­азию демократическому (или реакционному?) крестьянству; 2) одну политику другой, — например, контрреволюционную — революцион­ной; 3) одни учения, взгляды и предрассудки — другим учениям, взгля­дам и предрассудкам».

Таким образом, в качестве однопорядковых, сопоставимых между собой объектов могут выступать либо материальные, либо идеальные объекты, взятые в отдельности. Любые попытки их смешения, сопостав­ления или противопоставления друг другу являются с точки зрения элементарной логики совершенно недопустимыми. Идеальные объек­ты, соотносясь друг с другом и взаимодействия между собой, образуют идеальную, если можно так сказать, систему, т.е. систему определен­ных политических взглядов, идей и представлений. В свою очередь материальные объекты, обладающие признаками элементов, взаимо­действуя между собой и оказывая соответствующее влияние друг друга, образуют материальную систему. В качестве одной из таких материаль­ных систем наряду с другими системами выступает политическая орга­низация общества. Она, как неоднократно отмечалось в марксист­ской литературе, образует материальную основу политической части надстройки и проявляется как совокупность тех учреждений, кото­рые соответствуют политическим взглядам общества на данном этапе его развития.

Исходя из этого вполне корректно предположить, что если полити­ческая организация общества является материальной системой, то и составные ее части с необходимостью должны быть материальными. В противном случае мы неизбежно столкнемся с неразрешимыми пробле­мами структуры политической системы общества и с необходимостью составления и сравнительного изучения таких несовместимых между собой, разнопорядковых явлений, какими являются, с одной стороны, материальные объекты, а с другой — идеальные.

Аналогично обстоит дело, как представляется, и с попытками рас­смотрения в качестве самостоятельных структурных элементов поли­тической системы общества, исследуемой в институциональном и иных планах, политических отношений, норм, принципов, средств коммуни­кации, массовой информации и др.

Широко используя выделяемые в философской литературе основ­ные признаки структурных элементов, в особенности такие, как их однопорядковость, субстанциональная совместимость, непосредствен­ная связь со структурой, их детерминированность друг с другом и окру­жающей средой, можно с полной уверенностью сказать, что в качестве структурных элементов политической системы общества с институци­ональной точки зрения выступают и могут выступать только соответст­вующие ей по своей субстанции и качественной определенности госу­дарственные и негосударственные организации, институты. Что же ка­сается других явлений — политических норм, отношений, представле­ний и т.п., — то в силу тех же причин они могут рассматриваться лишь в качестве элементов соответствующих частных систем (подсистем).

Это означает, что элементами коммуникативной системы (подси­стемы) могут считаться лишь системообразующие, системоразрушаю- щие и индифферентные к системному процессу связи и отношения; в качестве элементов регулятивной системы (подсистемы) выступают лишь соотносящиеся с ней социальные нормы (нормы права, морали, нормы, содержащиеся в решениях политических партий и обществен­ных организаций) и иные регулятивные средства; структурными эле­ментами «идеальной» системы (подсистемы) могут считаться, как было отмечено, лишь соответствующие идеи, взгляды и представления.

Разумеется, как сами частные системы (подсистемы), так и состав­ляющие их элементы не существуют изолированно, в отрыве друг от друга. В реальной действительности они всегда находились и находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии. Исходя из этого, можно ска­зать, во-первых, что вычленение и рассмотрение их в «чистом», не­сколько разобщенном виде весьма относительно и условно; а во-вторых, что выделение в качестве структурных элементов политической систе­мы общества государства, политических партий, разнообразных обще­ственных организаций не только не исключает, а, наоборот, всячески предполагает всесторонний учет и тщательный анализ взаимосвязан­ных и взаимодействующих с ними элементов различных частей систем (подсистем).


Политическая организация любого конкретного общества как сложный, системный комплекс должна иметь, исходя из принципов детерминированности и совместимости элементов и структуры, также и соответствующие ей элементы. В качестве таковых можно рассматри­вать не отдельные одномерные явления, а лишь сложные, емкие комп­лексы, образуемые в результате взаимосвязи и взаимодействия элемен­тов одной, ведущей институциональной системы (подсистемы) с эле­ментами других, ведомых частных систем (подсистем). Иными слова­ми, в качестве элементов политической системы общества могут выступать не сами по себе общественно-политические институты, взя­тые в «чистом», изолированном друг от друга и от элементов других частных систем (подсистем) виде, а институты, рассматриваемые в комплексе с порождаемыми ими связями и отношениями, опосредству­ющие данные связи и отношения социальными нормами, в единстве со всеми лежащими в основе их существования и функционирования по­литическими идеями, теориями, взглядами и представлениями.

Такая постановка вопроса об элементах и структуре политической системы помогает, как представляется, более адекватно отразить дей­ствительность, составить довольно полное представление о понятии, его содержании и внутреннем строении. В общем и целом это отражает марксистское видение исследуемой проблематики.

И

Наряду с марксистским представлением о политической системе большое значение для глубокого понимания данного политического феномена Имеет и немарксистское видение[116]. Несмотря на существен­ные различия в оценках и подходах к анализу политической системы марксистских и немарксистских авторов, по многим параметрам их взгляды, хотя это и может показаться парадоксальным для сложивше­гося в прежние годы общественного сознания, совпадают. Такое совпа­дение прослеживается, например, в том, что и с той и с другой стороны в исследовании политической системы преобладают многовариантность ее понимания и толкования, что основной упор делается не на регуля­тивном, коммуникативном или ином аспекте, а на институциональном; что в основу исследования политической системы берутся не ее функ­ции, а структура и т.п.

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что при анализе маркси­стских и немарксистских представлений о политической системе следу­ет исходить прежде всего не из противопоставления друг другу, а из их сопоставления и не из их «абсолютной» противоположности друг другу, а из их относительной общности.

Как же трактуется политическая система общества с немарксист­ских позиций в западной политологии и социологии? Отвечая на этот вопрос, следует прежде всею отметить, что в рамхах западной полит­ологии и социологии нет единого представления о политической систе­ме. Существует несколько вариантов теории политической системы. Каждый из них отражает собой различные направления политической науки, послужившие основой в том или ином случае для разработки метода системного анализа и теории политической системы.

В зависимости от того, какие направления берутся за исходное, а также в зависимости от того, на каких сторонах (аспектах) политиче­ской жизни концентрируется внимание исследователей, западные по­литологи в одних случаях склонны говорить о двух вариантах теории политической системы. Характерными при этом являются рассуждения

0 том, что свое начало системный анализ берет преимущественно в биологии и «привносится в политическую науку через социологию в основном благодаря работам Д.Истона и Г. Алмонда». Особое внимание в данном случае обращается на два подхода к системному анализу. Один из них, рассматривая политическую систему под углом зрения состав­ляющих его подсистем, концентрирует внимание исследователей на изучении совокупности взаимосвязей и взаимодействий, возникающих внутри политической системы, тогда как второй подход в противопо­ложность первому «концентрируется на рассмотрении более общих ха­рактеристик», а именно на изучении «входов», «выходов» и «обратных связей», устанавливающихся между политической системой и средой.

В других случаях западными политологами, взявшими на вооруже­ние системный анализ, выделяются три различных варианта теории политической системы. При этом варианты Истона и Алмонда дополня­ются еще одним довольно распространенным в настоящее время на Западе вариантом теории политической системы К.Дойтча, суть кото­рого изложена в его работах «Национализм и социальная связь» и «Нер­вы управления» и сводится, по мнению ряда авторов, к «заимствова­нию основных положений данной концепции у тех, кто разрабатывает компьютерные системы», и механическому перенесению терминоло­гии, принципов деятельности и важнейших положений кибернетиков в сферу политики.

В третьих случаях, кроме названных вариантов теории политиче­ской системы, в западной политологии рассматриваются также и неко­торые другие ее разновидности, среди которых выделяется, например, теория политической системы Д.Трумэна, раскрытая им р таких рабо­тах, как «Кризис американской политической системы» и «Управлен­ческий процесс», и исходящая при анализе политической системы и ее структуры из основных положений социального плюрализма и широко известных постулатов теории «групп давления»; теория политической системы Г.Пауэлла и М.Каплана, представляющая собой фактически попытку экстраполяции, перенесения основных положений концепции Д.Истона из сферы внутриполитической жизни той или иной страны в сферу внешних отношений; теория функциональной политической системы, построенная на основных постулатах социальной системы Т.Парсонса; теория политической системы как специфической, актив­ной структуры и др.

Наличие различных вариантов теории политической системы в известной мере предопределяет множественность и противоречивость бытующих в западной литературе определений политической системы, а также существование порой взаимоисключающих представлений о ней. В качестве иллюстративного материала могут служить, в частно­сти, такие разноречивые представления о политической системе, какие отражены, например, с одной стороны, в определении политической системы Д.Истона, согласно которому система рассматривается как «совокупность взаимодействий субъектов, посредством которых в обще­стве властно, авторитарно распределяются ценности», а с другой сто­роны, в определении, содержащемся в работах И.Хус, где система пред­ставляется в совершенно ином, несколько идеалистическом плане, а именно как «комплекс идей, принципов, законов, доктрин и т.п., фор­мирующих единое целое и заполняющих собой содержание определен­ной философии, религии, формы правления...».

Перечень разноречивых дефиниций политической системы, отра­жающих различные течения, направления и подходы западных поли­тологов к исследуемой теме, можно дополнить еще одним определением политической системы, данным М.Капланом, согласно которому систе­ма рассматривается как «совокупность переменных величин, связан­ных между собой одной или несколькими функциями»; дефиницией Ст.Колмана, в соответствии с которой «система может быть определена как совокупность объектов или элементов (реальных или абстрактных), взятых вместе с существующим между ними отношениями»; дефини­цией Т.Мадрона, согласно которой политическая система общества оп­ределяется как «совокупность объектов и их признаков, скрепленных сетью отношений» и др.

Многочисленные и противоречивые определения политической си­стемы наряду с другими факторами, как отмечают западные авторы, вызывают трудности в процессе оперирования данной концепцией и снижают ее социальную эффективность. Отсутствие твердой, устояв­шейся дефиниции политической системы, пишет по этому поводу тео­ретик И.Хус, «толкает некоторых исследователей, имеющих дело с системным анализом, ко всякого рода методологической изобретатель­ности, которая, по общему правилу, противоречива основным принци­пам (догмам) научного метода, приводит часто к очень плачевным результатам»[117].

Говоря об этом, не следует, однако, преувеличивать существующие различия многочисленных вариантов теории политической системы и негативные последствия разнобоя в определениях и представлениях о политической системе для развития политологии. Ибо, несмотря на все многообразие существующих в немарксистской политологии вариантов и представлений о политической системе, несмотря на все бытующие и отличающиеся в той или иной мере ее разновидности, все они объеди­нены между собой общностью экономических, политических и идеоло­гических основ, единством конечных общесоциальных и классовых це­лей, общностью выражаемых и защищаемых ими интересов, общими принципами построения и функционирования, сходством взятых в ка­честве отправных положений при их создании и развитии постулатов. При всем отличии вариантов теории политической системы все они в конечном счете выполняют одни и те же «заложенные» в них функции, осуществляют в общем и целом одну и ту же фундаментальную (мето­дологическую) и прикладную роль.

В чем же это конкретно проявляется и как данная роль реализует­ся? Обратимся вначале к методологическому аспекту теории политиче­ской системы. О нем довольно много говорится и пишется западными авторами.

Выделяя теорию политической системы и подчеркивая ее значи­мость, западные политологи и социологи называют ее зачастую не ина­че как «весьма ценным инструментом социального и политического анализа» (Т.Мадрон, К.Шелф), перспективной концепцией, определя­ющей «общие рамки научных исследований в области политической науки» (Р.Голдмэн, Т.Яниг), важнейшей доктриной, обладающей «центральным теоретическим статусом и выступающей в качестве ис­ходной точки при проведении любых анализов структуры и процессов» (Дж.Велтмен) и т.п.[118].

Теорию политической системы, а вместе с ней и системный анализ как таковой называют также «особым социальным феноменом, облада­ющим огромной социальной значимостью» и представляющим собой в методологическом плане «нечто гораздоболынее, чем простая совокуп­ность технических приемов, средств и методов познания». Ее рассмат­ривают нередко в качестве развивающейся в рамках буржуазной полит­ологии своего рода «методологической идеологии»[119].

В чем же усматривается методологическая важность концепции политической системы и соответственно ее социальная значимость? В чем заключается» с их точки зрения, ценность теории политической системы, рассматриваемой в методологическом плане, и как она прояв­ляется? Отвечая на эти и другие им подобные вопросы, следует иметь в виду, что западные политологи и социолога не выработали какого-либо однозначного их решения. В зависимости от развиваемых ими взглядов, а также в зависимости от их приверженности к тем или иным сущест­вующим в системе буржуазной политологии течениям, одни из них усматривают методологическую значимость теории политической сис­темы в том, что она является идеальной моделью для широкого приме­нения и раскрытия всех потенциальных возможностей функционализ­ма. Другие видят ее методологическую ценность в том, что она высту­пает в качестве своеобразной опоры и средства дальнейшего укрепления концепции «групп давления» и доктрины политического плюрализма. Третьи, выделяя методологический аспект теории политической систе­мы, указывают на то, что будучи универсальной, глобальной концеп­цией, она в ряде случаев служит основой для выработки и развития других концепций и всякого рода теоретических моделей[120].

При рассмотрении методологического аспекта теории политиче­ской системы западные авторы обращают также внимание и на иные пути и формы его проявления. Отмечается, в частности, что методоло­гический аспект теории политической системы проявляется, помимо всего прочего, в том, что данная теория помогает глубже изучить раз­личные стороны политической жизни того или иного общества и пред­видеть перспективы развития той или иной страны; что она привлекает внимание и позволяет исследовать такие ранее выпадавшие из поля зрения теоретиков аспекты политики, как «макроскопические» (т.е. всеобъемлющие, глобальные); что она способствует «возрождению ут­раченного ранее интереса к исследованию системы связей и отношений, возникающих между структурой и функциями, между статикой и ди­намикой» и т.д.,"

Методологическая значимость теории политической системы ус­матривается западными политологами и в других отношениях. Суще­ствует немало работ, в которых раскрываются (и при этом нередко преувеличиваются) ее методологические возможности и черты. Однако вместе с тем нельзя не заметить, что в буржуазной литературе за по­следние годы появляется все больше публикаций, содержащих довольно критические высказывания в адрес теории политической системы и ставящих иной раз под сомнение ее методологические возможности. Довольно типичным в данном случае является высказывание М.Вайнштейна о том, что «принятие учеными на вооружение концепции сис­темы вовсе не означает разрешения каких бы то ни было из существу­ющих теоретических проблем. Оно означает лишь условное определе­ние тех рамок, в пределах которых могут вестись дискуссии о полити­ческой жизни в целом»[121].

Нередки также замечания ряда политологов и социологов (особен­но тех, кто выступает против представления о теории политической системы как о глобальной и методологически универсальной концеп­ции) о том, что применение различных вариантов теории политической системы следует ограничивать лишь определенными сферами полити­ческой жизни, в которых «они могли бы быть в максимальной степени полезными»[122], и целями, которым они служат и ради достижения кото­рых они, собственно, и существуют. «Будучи далеко не совершенным инструментом научного познания, — скептически отзывается о методо­логических возможностях теории политической системы американский политолог П.Нэттл, — концепция системы даже в ее самом узком смыс­ле находится под угрозой стать яблоком раздора между ее сторонниками и противниками» и проявляться лишь как минимально полезная кон­цепция ввиду ее противоречивого понимания и толкования[123].

По адресу теории политической системы, рассматриваемой в мето­дологическом плане, западными авторами высказывается немало и дру­гих критических замечаний. Однако они отнюдь не свидетельствуют о методологической несостоятельности или об отсутствии в ней каких бы то ни было рациональных зерен и достоинств.

Помимо методологического и других аспектов теории политиче­ской системы особое место в ее содержании и социальном назначении занимает также и сугубо «прикладной», практический аспект. Суть его, кратко говоря, сводится к тому, что при создании и развитии концепции политической системы западные теоретики не только наделяют ее ме­тодологическими или, скажем, апологетическими функциями, но и рассматривают среди главных теоретических средств решения назрев­ших в области политики практических проблем. Для того чтобы преодо­леть различные препятствия, возникающие на пути достижения по­ставленных целей и успешно решить важнейшие политические про­блемы, пишет, в частности, Р.Голдмэн, «люди активно вовлекают себя в политику, создавая при этом или, наоборот, разрушая полити­ческие системы»1.

Стремясь подчеркнуть не только академический, но и сугубо прикладной, практический характер теории политической системы, западные политологи именуют ее иногда не иначе как «проблеморазрешающей» концепцией и рассматривают неизменно как составную часть процесса взаимодействия политической теории и политической практики.

Какие же практические задачи призвана решать теория политиче­ской системы в западной политологии и в чем, собственно, усматрива­ется ее сугубо прикладной, практический аспект? В литературе назы­вается целый разряд разнообразных практических задач, решению ко­торых, по мнению авторов, должна способствовать теория политиче­ской системы. Но наиболее важными из них, дающими общее представление о практическом аспекте теории политической системы, являются следующие.


Во-первых, теория политической системы, по мнению ее создате­лей и последователей, призвана способствовать выработке рекоменда­ций по совершенствованию структуры политической системы, а также по выработке мер, направленных на повышение ее адаптивности к окружающей среде и усиление социальной эффективности. В настоя­щее время, утверждается в связи с этим, для того чтобы добиться боль­шей эффективности политических систем, необходимо планировать процесс развития их механизмов в целом, необходимо понять весь ком­плекс факторов, оказывающих на них постоянное влияние, необходимо вмешиваться в процесс развития политической системы. Не подлежит никакому сомнению, пишет, например, И.Хаас, что все большие, слож­ные системы способны к определенной самоадаптации. Однако вместе с тем следует иметь в виду, что под давлением огромных политических, социальных, экономических и технологических стрессов они вынужде­ны будут развивать свои новые структуры. «Это может легко привести к серьезным социальным потрясениям, если процесс адаптации систе­мы не будет тщательно планироваться, а будет пущен на самотек». Иными словами, если профессиональные политологи и социологи, ис­пользуя теорию политической системы и другие теоретические средства и конструкции, не смогут заранее предусмотреть всех тех изменений в структуре политической системы, которые могут произойти под влия­нием политических и социально-экономических факторов, и, исходя из этого, не смогут своевременно выработать соответствующие меры для ее защиты и сохранения в них господствующего положения прежних, но радикально измененных политических институтов, то такую по­литическую систему могут постигнуть «серьезные социальные по­трясения».

Во-вторых, теория политической системы призвана способство­вать, по замыслу ее создателей и последователей, дальнейшему расши­рению и укреплению экономических, политических и социальных ос­нов реально существующей, но постепенно теряющей свою опору в массах политической системы.

Кроме того, с теорией политической системы связываются надежды многих политологов и социологов на сохранение в будущем «социаль­ного равновесия» между определенной политической системой и непос­редственно окружающей социальной средой, а также надежды на сохра­нение и упрочение ее внутренней «политической стабильности». Прак­тическая значимость теории политической системы в данном случае усматривается западными политологами в том, что она помогает, по их мнению, не только глубже понять смысл и содержание таких явлений и свойственных большинству политических систем черт, как равновесие (eguilibrium), стабильность, устойчивость и т.п., но и определить уро­вень их развития на том или ином этапе эволюции общества и полити­ческой системы и в случае появления признаков ослабления этих черт выработать рекомендации по их восстановлению и усилению.

Определяя политическую стабильность как «регулярность потока политических обменов», где термин «регулярность» применительно к политическому действию, изданному акту или взаимодействию соци­альных сил означает не что иное, как соответствие «общепринятому (читай — западному) образу поведения», многие политологи и социоло­ги убеждают широкие массы в том, что достижение такого рода полити­ческой стабильности, социального равновесия и устойчивости, скажем, буржуазной политической системы жизненно важно и отвечает интере­сам всех без исключения слоев капиталистического общества[124]. Отсюда нередкими являются лозунги и призывы, обращенные прежде всего к трудовым слоям, «ограничивать самих себя и соизмерять свое поведение с установленными образцами поведения», быть лояльными к существу­ющему строю, не нарушать «действующих в обществе юридических законов», «оказывать необходимую поддержку политическим лиде­рам», «добровольно воспринимать и соблюдать все официальные реше­ния» и т.д.

В-третьих, теория политической системы широко используется за­падными авторами в целях дальнейшего изучения и совершенствования таких государственных органов и общественно-политических институ­тов, рассматриваемых в качестве составных частей политической сис­темы капиталистического общества, как исполнительно-распоряди­тельные и судебные органы, избирательная система, церковные и иные общественные объединения, политические партии и др. Показательны­ми в этом отношении являются даже названия работ, в которых прово­дятся подобные исследования и в которых авторы рассматривают раз­личные государственные органы и общественно-политические институ­ты в качестве подсистем в структуре политической системы общества в целом. Среди них можно назвать, например, такие работы, как «Изби­рательная система как политическая система: современное развитие в Британии», «Федеральные суды как политическая система», «Введение в правовую систему», «Возврат к государству» и др.2

В-четвертых, в рамках западной политологии концепция полити­ческой системы служит одним из важнейших теоретических средств определения «стрессовых» ситуаций, дисфункций, политических и со­циальных «напряжений» в буржуазной политической системе и выра­ботки мер по их устранению. В послевоенный период, писал в 1973 году, западный политолог Ф. фон Меден, «71 нация пострадала от совершен­ных государственных переворотов или попыток совершения револю­ции». В связи с этим проблема определения возможных стрессовых ситуаций, политических и социальных напряжений в политической системе и разработка наиболее эффективных средств их ослабления, а затем полного устранения стала одной из наиболее важных в современ­ной западной политологии и социологии. Совершенно не случайно поэтому известный американский ученый Д.Истон и его последователи в процессе изучения политической системы и выработки ее теории постоянно ставили во главу угла вопрос о самосохранении, поддержа­нии стабильности и «самовыживании» политической системы в услови­ях непрерывно изменяющейся и далеко не всегда благоприятствующейее укреплению и развитию окружающей среды. Для того чтобы спра­виться с возникающими в политической системе стрессовыми ситуаци­ями, считают американские теоретики, политическая система должна обладать «способностью к ослаблению напряжений, исходящих из ок­ружающей среды», «способностью к реорганизации самой себя и внеш­него окружения таким образом, чтобы положить конец возникновению напряжений вообще или по крайней мере их появлению в прежних формах»[125].

И в-пятых, теория политической системы используется западными политологами и социологами для определения уровня политической стабильности в той или иной стране, для снижения к минимуму или полному избежанию риска в отношении вкладываемых в экономику этих стран иностранных капиталовложений. Как резонно замечает по этому поводу американский политолог Р.Грин, управляющие и менед­жеры компаний, размещающих свои капиталы в других странах, долж­ны следить за политическим климатом этих стран, тщательно учиты­вать уровень политической стабильности и в случае необходимости принимать соответствующие меры «для защиты своих интересов». Сле­дует учитывать также, пишет автор, что «радикальные изменения в политической философии правительств тех или иных стран могут пред­ставлять собой огромную угрозу для интересов транснациональных компаний в этих странах» и в зависимости от характера происходящих изменений и уровня политической стабильности в данных странах раз­мещать в них свои капиталы. Опыт показывает, заключает Р.Грин, что изменения в политической системе, вызываемые революциями, всегда имеют «серьезные последствия для интересов иностранного бизнеса и капитала».

Кроме названных проявлений практического характера и служеб­ной роли теории политической системы в западной политологии суще­ствуют и иные формы ее выражения. Все они свидетельствуют, несмот­ря на их различие, не только об академической, но и о политико-прак­тической, прикладной значимости рассматриваемой темы.

 

 

Лекция 12.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Политическая система общества — единое целостное образование. Одной из важнейших характеристик всякой социальной целостности является то, что ее элементы находятся в постоянном взаимодействии друг с другом. Вот почему в научном исследовании политическая систе­ма с самого начала должна быть непременно взята (задана) также со своей динамической стороной, т.е. ее необходимо рассматривать еще и в качестве определенной процедуры, анализировать как политический процесс.

Термин «политический процесс» давно и широко используется в социально-философской и политологической литературе, в публици­стике, однако пока за ним не стоит строго определенное и общепринятое понятие. Оно отсутствует не случайно: на сегодня явно недостаточен объем знаний о самом политическом процессе (содержание, компози­ция, роль, историческая типология, внешние формы и т.д.). В гносеоло­гическом плане интенсивное накопление достоверных знаний на этот счет гарантирует прежде всего правильная абстрактно-всеобщая мо­дель политического процесса. Следует заметить, однако, что к подоб­ного рода мыслительным конструкциям относятся подчас насторо­женно, предполагая, что они противоречат конкретно-историческим объяснениям.

Однако подлинно научная абстракция (если, конечно, верно оце­нивать ее истинный теоретико-познавательный потенциал) такова, что чем выше выраженная в ней мера универсальности, тем она конкрет­нее, тем больше заключает в себе возможности распознавать конкрет­ное. Всеобщее не просто объемлет все подпадающие под него единично­сти, но одновременно является исходным пунктом для объяснения всех этих единичностей, ключом к истолкованию конкретностей. Актуаль­ность и практическая ценность разработки именно абстрактно-всеоб­щей модели политического процесса диктуется тем простым и широко известным соображением методологического плана, что выяснение ча­стных вопросов нигде невозможно без предварительного получения от­ветов на вопросы общие, включающие в себя эти отдельные, частные вопросы. Ничто так не приближает науку к насущным потребностям практики, как своевременное и точное решение выдвигаемых жизнью общетеоретических проблем. В нашем случае — проблем, связанных с пониманием природы и характерных черт политического процесса.

Представляется обоснованным трактовать политической процесс как совокупную деятельность всех субъектов политических отношений, связанную с формированием, изменением, преобразованием и функ­ционированием политической системы, опосредствующей публичную власть. Такое понимание политического процесса имеет свои предпо­сылки. Оно базируется на той идее, что данный процесс складывается из бесконечной суммы политически значимых действий именно всех включенных в него участников. Кроме того, данное понимание опира­ется на тезис, согласно которому продуктивное изучение политического процесса становится возможным лишь при наличии общетеоретических рамок, соответствующих его реальному содержанию. В этом плане едва ли «соразмерно» с действительным положением политического процес­са его понимание, например, в качестве процесса отправления публич­но-властных правомочий либо в качестве цепи операций по принятию и исполнению политико-управленческих решений.

И действительно, если говорится об отправлении политической власти, политическая система уже предполагается так или иначе сло­жившейся и существующей. Иначе из поля зрения исследователя не­произвольно ускользают внутренние основания и непосредственные условия бытия политической системы. Здесь прежде всего имеется в виду факт занятия и практического выражения индивидами, группами, общностями, классами своей позиции относительно той политической системы, в которую они включены (а конкретнее — относительно ее формирования, принципов построения и деятельности, ориентации и т.д.). Тем более не исчерпывается политический процесс только разра­боткой, принятием и исполнением политико-управленческих решений.

Предметно-содержательные аспекты политического процесса рас­крываются посредством установления его отношений с другими соци­альными явлениями. Объяснить структуру, организацию политическо­го процесса — значит суметь его осмыслить главным образом как некую последовательность событий, чередующуюся (и вместе с тем пронизан­ную внутренним единством) серию определенных акций. Важно не просто четко различать составляющие его части (стадии), но и видеть порядок их скрепления, существующие между ними взаимозависимо­сти, моменты перехода друг в друга. Необходимо также знать, какие социально-политические типы движения имеют в нем место, ему сопут­ствуют, в рамках каких состояний-ситуаций совершается политиче­ский процесс (сотрудничество, компромисс, конфликт, борьба и т.д.). Вполне очевидна потребность в информации об участниках, действую­щих лицах этого процесса (их социальном, политическом и правовом статусах, фактическом поведении, играемых ролях, ценностно-норма­тивных ориентациях и т.п.).

Если конкретные предметно-содержательные аспекты политиче­ского процесса в немалой степени постигаются через установление осо­бенностей «состыковки» политических форм отношений с другими об­щественными явлениями, то его онтологические свойства во многом обнаруживаются благодаря «просвечиванию» на пространственно-вре­менном экране представлений. Это «просвечивание» действенно для того объекта, который по самой своей бытийной природе воплощает хронологическое начало.

Не вооружившись категориями последовательности и длительно­сти, непрерывности, дискретности и повторяемости, ускорения и замед­ления темпа, ритма, цикла и другими, нельзя приступать даже к внеш­нему описанию политического процесса. Тщетно это делать, не исполь­зуя такие категории, как верх и низ, локус (место), уровень, площадь и объем, широта и глубина, насыщенность (плотность), масштаб и т.д.

Естественно, что политологу противопоказано оперировать на­званными и аналогичными им категориями как чисто физическими, географическими и тому подобными величинами. Он обязан предвари­тельно привести их к виду, удобному и приемлемому для анализа поли­тического времени и политического пространства. Хотя в политической теории роль факторов пространства и времени очень давно известна и общепризнанна, будет сильным преувеличением утверждение о том, что концепция политического пространства и времени вполне оформи­лась в логически стройную систему. Вернее будет обратное утвержде­ние. Проблематика политического пространства и времени требует осо­бого и обстоятельного рассмотрения. Здесь же она была затронута лишь затем, чтобы полнее обозначить те общие позиции, которые надо занимать для продуктивного рассмотрения политического процесса.

Единый целостный политический процесс подразделяется, по на­шему мнению, на следующие четыре стадии: 1) конституирование по­литической системы; 2) воспроизведение компонентов и признаков политической системы; 3) принятие и исполнение политико-управлен­ческих решений; 4) контроль за функционированием и направлением развития политической системы.

Тогда, когда конкретная политическая система уже есть, все стадии политического процесса оказываются взаимообусловленными, извест­ным образом упорядоченными в политической жизни. Стадийная вза­имозависимость представляет движение политического процесса круго­вым (вернее, спиралевидным), не превращает данный процесс в сплош­ной нерасчлененный поток. Каждая из его стадий, однако, сохраняет присущие особенности, претворяется в формах, которые для них явля­ются типичными, что вовсе не исключает ни их чередования, ни их переплетения и взаимопереходов.

Исторически и логически начальной стадией политического про­цесса выступает конституирование политической системы. Причем происходит оно и единовременно и постоянно. Единовременно — в момент возникновения или (что то же самое) во время изъявления и практического воплощения воли людей, своими усилиями со





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 776 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2538 - | 2391 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.017 с.