Политология выполняет важные функции, влияющие на стабильность и прогресс общества:
Познавательную. Исследует и объясняет явления и процессы, обосновывает закономерности и законы политической сферы. Обогащает способы и приемы (методологию) познания политики. Вооружает граждан систематизированными политическими знаниями и практическими навыками политического участия.
Инструментальную. Овладев политическими знаниями, практическими навыками политического участия, люди обретают способность сознательно оценивать и изменять политическую реальность, свободно в ней самоопределяться. К тому же политология производит демократические технологии политических действий, которые применяются субъектами политики. Они служат инструментом цивилизованного регулирования политических отношений и процессов.
Табл. 1.2. Методы политологии
|
Прогностическую. Прогнозирует политическое развитие и его последствия, предвидит перспективы политических систем и их влияния на общество.
Воспитательно-мировоззренческую. Способствует приобщению граждан к ценностям демократической культуры, нормам социально полезного поведения и цивилизованных отношений.
Политология выявляет и обосновывает закономерности политики как общественного явления и универсального механизма управления обществом. Они выражают устойчивые, повторяющиеся причинно-следственные взаимосвязи политических явлений, политики и общества.
В политической сфере проявляются четыре группы закономерностей:
► политики как искусства государственного управления;
► взаимодействия политики с экономикой, социальной и духовной сферами;
► политической системы;
► политического процесса.
Указанные закономерности — отражение законов, действующих в политической сфере. Это «частные» (по сравнению с законами общественного развития), специфические законы:
► преемственности идей, целей, задач, интересов, концепций, теорий, проектов, программ;
► политической структуры (характеризуют институциональную организацию политической жизни, степень ее демократичности);
► стабильности политической системы (функционирования, развития, упадка);
► управления политическими процессами (отражают количественные и качественные характеристики политической деятельности, политического участия, политической культуры и социализации, политической коммуникации, политических изменений).
Политика не является сферой стихийных, случайных, непредсказуемых явлений. Она представляет собой сознательную, упорядоченную деятельность социальных субъектов. В политике отражаются социальная необходимость и целесообразность, наблюдается повторяемость явлений, определенная устойчивость и цикличность процессов. В этой сфере происходят непрерывные изменения, проявляются позитивные и негативные тенденции.
Политическая жизнь общества представляет собой совокупность отношений субъектов политики. Это — главный источник и движущая сила политической трансформации общества, количественных и качественных изменений в политической сфере.
Принцип постоянных изменений — фундаментальный принцип политического развития. Политическая действительность непрерывно эволюционирует. Источником и двигателем перемен являются находящиеся внутри «политической материи» положительно заряженные «ядра» и отрицательно заряженные «электроны» — субъекты политического процесса, которые преследуют различные цели и интересы, постоянно взаимодействуют, обмениваются информацией на всех уровнях социальной организации. Действия субъектов политики и отношения между ними закономерно видоизменяются. Отмирают или преобразуются в новое качество идеи, интересы, концепции, теории, программы, проекты, характер поведения, стратегия и тактика деятельности. Обновляются и обогащаются представления о политике и политической власти, средствах и методах совершенствования политической практики. Под влиянием общественной среды изменяются все без исключения политические явления. Как следствие — политическая действительность обретает качественно новый, отличающийся от прошлого облик.
Сказанное позволяет сделать вывод, что законы политической сферы действуют как законы-тенденции и отражают объективные (глубинные, устойчивые, повторяющиеся) взаимосвязи политических явлений, политики и общества.
Произведенные политологией знания материализуются не только в познанных закономерностях и законах политической сферы, концепциях, теориях, парадигмах, методах, но и в политологических категориях (понятиях). В категориях политологии воплощаются результаты познания объективной политической действительности. Их содержание составляют знания, производимые и непрерывно обновляемые политической наукой. Они выступают организующим началом нашего мышления и поведения, действенным средством познания и преобразования политического бытия.
Категории политологии — не застывшие, раз и навсегда сформулированные понятия. Они — развивающиеся формы мышления, исторически обновляемый продукт практической и познавательной деятельности предшествующих поколений ученых.
Студенты усваивают политологические категории в процессе обучения и воспитания, политической социализации, благодаря чему обретают способность к цивилизованному политическому общению и взаимодействию, соизмерению будущей профессии с политико-идеологическими ценностями общества.
Какой объем знаний и навыков должен приобрести студент, завершивший изучение курса политологии?
Восьмилетний опыт реализации требований государственного образовательного стандарта по политологии позволяет сформулировать ответ.
Студент, усвоивший учебный курс политологии, обладает устойчивым знанием:
► основных положений политической теории;
► ключевых понятий (категорий) политологии;
► роли политики и государственного управления в жизни человека и общества;
► ценностей демократической культуры.
Его отличает высокий уровень политической информированности и способность характеризовать:
► политические явления, события и процессы;
► политические интересы;
► деятельность субъектов политики Республики Беларусь.
Политическая культура такого студента включает качества:
► гражданственности;
► политического участия;
► политической толерантности;
► политического диалога;
► политической полемики.
Учебно-воспитательный процесс в вузах Беларуси, регулируемый государством, открывает благоприятные возможности для овладения демократической культурой, необходимой для успешной профессиональной деятельности, сознательного и плодотворного участия в политической жизни общества.
Тема 2
Этапы становления и развития политической науки
Генезис политических идей в истории человеческой цивилизации. Особенности формирования политических взглядов и учений в различных регионах и странах мира.
Мифологические истоки и эволюция политических воззрений Древнего Востока. Мыслители эпохи античности о власти, политике и праве. Теологические представления эпохи средних веков о государстве и социально-политической жизни. Формирование гражданской концепции политики мыслителями эпохи Возрождения. Политические учения Нового времени.
Эволюция общественно-политических идей в России. Политическая мысль Беларуси: особенности исторического развития и характерные черты.
Завершение процесса становления политологии как самостоятельной общественной науки в конце XIX — 1-й половине XX вв. Многообразие направлений и теорий в современной науке о политике. Ведущие политологические школы и центры.
История формирования политической науки — противоречивый, но плодотворный процесс непрерывной корректировки и творческого развития представлений о политике, неустанного поиска смысла и ценностей человеческого бытия, гуманных общественных отношений. По мере накопления знаний и освоения социально-политического опыта уточнялись и изменялись концептуальные подходы к анализу и объяснению политики, трансформировались логические, мыслительные модели (парадигмы, методы) интерпретации действительности.
В истории политической мысли использовались различные концептуальные подходы к объяснению политики:
► мифологический (Древний Восток: Египет, Месопотамия, Иран, Индия, Китай);
► философско-этический (Древняя Греция и Древний Рим);
► теологический, или религиозно-христианский (средние века);
► рационально-критический, социальный (Новое время).
Первые ростки знаний о социально-политических явлениях (о происхождении и устройстве государства, качествах правителей, нормах поведения людей, социальном неравенстве, отношениях человека и власти) появились на Востоке и выражались в божественно-мифологической форме. Специфика их интерпретации отражена в письменных памятниках Египта, Вавилона, Ассирии, Хеттского царства, брахманизме, буддизме, конфуцианстве, даосизме.
Мыслители античности, постепенно освобождаясь от религиозно-мифологических подходов к политике, рассматривают ее через призму философско-этических представлений. Диалоги Платона «Государство», «Законы», «Политик», трактаты Аристотеля «Политика» и «Афинская политая» содержат философские суждения о государственном устройстве, значении права и демократии. Ключевые политические идеи Аристотеля, которого политологи считают одним из основоположников политической науки, явились отражением реальной жизни — он обобщил опыт социально-политического устройства 158 греческих городов-полисов.
Выдающийся мыслитель Древнего Рима М. Т. Цицерон (автор произведений «О государстве», «О законах») предпринял попытку усовершенствования механизмов Римского государства, обоснования правовых норм, регулирующих взаимоотношения правителей и подданных.
Теологическое мировоззрение средних веков представлено в творчестве идеологов христианства Августина Блаженного (автор произведения «О граде божьем») и Фомы Аквинского (автор сочинения «О правлении властителей»).
Начало рационально-критическому исследованию политики как общественного явления положили мыслители эпохи Возрождения Н. Макиавелли (автор произведения «Государь») и Ж. Боден (автор сочинения «Шесть книг о государстве»). Они отвергли теологические представления о политике, доказали, что ее корни — в социально-экономической практике. По их мнению, только знания о политике, основанные на изучении реальной действительности, полезны человеку, государствуй обществу, позволяют совершенствовать жизнь, отношения между социальными субъектами.
Политические учения Нового времени (XVI—XIX вв.) отражали интересы буржуазии и были направлены против отживших феодальных порядков и учреждений. В этот период происходят качественные политические изменения в европейских странах, обусловленные развитием капиталистических отношений. С развитием промышленного капитализма трансформировались политические системы западных стран, усилилось влияние культурных факторов на социальные изменения и мировоззрение людей. В массовом сознании укореняются идеалы политической и экономической свободы, социального равенства и справедливости, демократического участия, которые явились мобилизующим началом глубоких социальных перемен. Возрос спрос на научные знания о государстве и его институтах, рациональных формах и методах правления, политическом представительстве интересов. Активизировалось участие людей в общественной жизни. Политическая мысль сфокусировалась на естественных правах человека, происхождении государства и взаимодействии его институтов, обеспечении политического равноправия и социальной справедливости, правового регулирования и демократического переустройства общественных отношений. Идеи, концепции, теории, парадигмы Нового времени существенно расширили диапазон представлений о политике, взаимоотношениях государственной власти с личностью и обществом.
В первой половине XX в. политическая наука институционализировалась (получила общественное признание, утвердилась) в Европе и США как относительно автономная и профессиональная отрасль обществоведения. Это отразило возрастающие потребности обществ с рыночной экономикой в демократизации политических институтов, более активном влиянии граждан на их деятельность. Качественные изменения в сфере материального производства, социальные проблемы диктовали необходимость углубленного познания политических механизмов общественного прогресса, развития политической инициативы, укрепления взаимосвязей власти и граждан на основе демократических норм и научных знаний о политике. Ответом на вызовы времени явилось образование национальных политологических ассоциаций, специализированных кафедр в университетах и колледжах, учреждение политических периодических изданий. Одновременно развертываются планомерные политические исследования, формируются научные школы.
В XXI в. политическая наука вступила зрелой, востребованной практикой, располагающей солидным интеллектуально- познавательным потенциалом. В ее сокровищнице — многочисленные концепции, теории, парадигмы, направления, методы исследования политики. Опираясь на методологические достижения, ученые исследуют стремительно меняющуюся и противоречивую картину современного политического мира. Накоплен богатый эмпирический материал для сравнительно-политологических исследований. Идеи и выводы науки, результаты свободного творчества научных школ используются политическими институтами и способствуют социализации личности, утверждению норм демократической культуры.
В Беларуси и других странах СНГ политическая наука переживает завершающую стадию институционализации.
Каждый из этапов становления и развития политологии имеет свои особенности и выдающихся мыслителей — ученых. Для нас важно уяснить культурно-историческую значимость политического наследия исследователей прошлого. Без этого невозможно понять качественные изменения в представлениях о политике, их преемственную связь с современными политическими идеями и теориями.
История политических учений — впечатляющая панорама эволюции политической мысли различных народов, государств и регионов, трансформации теорий, концепций, парадигм, методов познания политики. Она концентрирует многовековой социальный опыт и достижения духовной культуры человечества. Поэтому усвоение наследия, накопленного нашими именитыми предшественниками — мыслителями прошлого, не только поучительно, но и бесценно для познания закономерностей и законов нынешней политической действительности. Многие суждения интеллектуалов прошлого о политике не устарели, отвечают самым высоким демократическим и гуманистическим стандартам.
Между политическими учениями прошлого и современной политической наукой существует преемственность, генетическая связь. Благодаря этой преемственности мы имеем возможность проследить объективные изменения в политической жизни человечества, поразмышлять о ее тенденциях и перспективах в XXI в. и третьем тысячелетии.
Обратите внимание на информацию, приведенную в табл. 1.3. Осмыслите ее и постарайтесь уяснить смысл и значение основных политических идей мыслителей прошлого, а также преемственность между ними. Рекомендуется подготовить на основе данных таблицы лаконичный комментарий к семинарским занятиям по одному из этапов становления и развития политической науки.
Табл. 1.3. Этапы становления и развития политической науки
|
I | |
Обязанности человека перед обществом и государством имеют приоритетное значение; права свободного гражданина римского государства недопустимо оскорблять и ущемлять. Все известные формы государственного правления несовершенны, и наихудшая из них—тирания. То, что «в музыке называется гармонией, то в политике является согласием» (М.Т. Цицерон). Создание юриспруденции как самостоятельной науки (Сальвия, Юлиан, Гай). Юридическое обоснование концепции мирового государства, политики «разделяй и властвуй». | |
Политические учения средних веков — эпохи господства и упадка феодальной общественно-экономической формации (VI — XV вв.) | Приоритет идеи Божества и христианской церкви над индивидом и государством: каждый человек создан по образу и подобию Бога и несет личную ответственность только перед Богом. Государство — творение Божье, его предназначение — вести людей к начертанной Богом цели. Над земными властями стоит абсолютная власть Бога, поэтому духовная власть церкви выше светской. Неравенство в обществе предопределено миром небесным: Бог создал людей свободными, но рабство существует как неизбежное наказание за грехи (Фома Аквинский). В той мере, в какой светская власть нарушает законы Бога, подданные вправе оказывать ей сопротивление. Всякая политическая власть осуществляется с согласия народа; все законы государства должны служить общему благу. |
Политическое наследие мыслителей эпохи Возрождения — переходного периода от феодальных отношений к буржуазным в западноевропейской истории (XIV— XVI вв.) | В обществе большое число знатных (богатых), которые живут в праздности, как трутни, и неимущих тружеников. Частная собственность, имущественное неравенство, социальная несправедливость — главные источники конфликтов, политического неравенства, преступности, паразитизма в обществе (Т. Мор). Сильное, централизованное национальное государство — высшая ценность; во имя его интересов возможны отступления от религии и морали (Н. Макиавелли). Рационально-критическое понимание политики, основывающееся на анализе политической практики. Христианство, призывая к смирению и презрению мирского, обессилило мир и предало его в жертву мерзавцам. |
Только правитель-реформатор, избранный народом, с отвагой льва и хитростью лисы, хорошо знающий природу человека, может объединить страну, создать крепкое национальное государство (Н. Макиавелли). Государство есть осуществление суверенной (высшей, независимой, неограниченной, нераздельной) властью справедливого, законного управления обществом (Ж. Боден). | |
Политическая мысль России (XI—XIX вв.) | Зарождение в XI в. политических идей о сильной княжеской власти, ее божественном характере и роли в объединении восточнославянских племен. Развитие политической мысли до XIX в. в контексте религиозного (православного) мировоззрения. Концентрация внимания мыслителей на приоритетности интересов централизованного государства. Теоретическое осмысление практики дворянского либерализма и умеренных социальных реформ. Формирование политических идей под влиянием традиций соборности. Разработка теорий, защищающих самодержавие, собственность помещиков, крепостное право (консерватизм). Попытки обоснования «русской идеи» — особого исторического пути России, неприемлемости западных либеральных идей (славянофилы А. С. Хомяков, братья Киреевские и Аксаковы, Ю. Ф. Самарин, А.И. Кошелев, С. С. Уваров, Н. М. Карамзин, К. П. Победоносцев). Культивирование идеи «просвещенного абсолютизма» (В. Н. Татищев, И. Т. Посошков). Обоснование необходимости усвоения ценностей либерализма и достижений Западной Европы (западники В. П. Боткин, Т. Н. Гоановский, К. Д. Кавелин, И. С. Тургенев, П. Я. Чаадаев). Возрастание интереса к теории естественного права, идее правового государства (Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин, С. А. Муромцев, М. М. Ковалевский и др.). Формирование революционно-демократической концепции переустройства российского общества (А. И. Герцен, Н. П. Огарев, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов). Рождение политической идеологии разночинной интеллигенции — народничества (М. А. Бакунин, П. Л.Лавров. П. Р. Ткачев, Н. К. Михайловский, В. П. Воронцов и др.). Непринятие западноевропейского либерализма и конституционализма, негативное отношение к государству как политическому институту (представители анархизма М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин). Рождение российской социал-демократичес- кой идеологии и политики (В. И. Ленин, Г. В. Плеханов). |
Политическая мысль Беларуси: особенности исторической эволюции
В общечеловеческую политическую мысль внесли свой вклад мыслители Беларуси. Их представления о политике, государстве и власти формировались в течение столетий. На них оказывали влияние социально-экономические и политические условия, историческая судьба и традиционные ценности белорусского народа, европейские гуманистические идеалы.
В истории политической мысли Беларуси следует различать четыре этапа: эпоха Киевской Руси (IX—XIII вв.); этническая территория в составе Великого княжества Литовского (2-я половина XIII в.—1569 г.), Речи Посполитой (1569—1795гг.), Российской империи (1795—1917 гг.); образование и развитие национального государства в составе СССР (1917—1991 гг.); современный этап государственности.
В противоречивом процессе борьбы за национальную независимость и суверенную государственность политическая мысль претерпевала качественные изменения.
Особенности эволюции политической мысли Беларуси:
► пропаганда идеи единения восточнославянских земель (Евфросиния Полоцкая и Кирилл Туровский);
► приверженность идеалам справедливого правления, прогрессивных перемен в обществе, правового равенства (Ф. Скорина, М. Гусовский, С. Будный);
► разработка гражданско-правовой концепции политики (Статуты BKJI, трактат А. Волана «О политической и гражданской свободе»);
► развитие идеи единения белорусского, русского и украинского народов (А. Филиппович, Симеон Полоцкий);
► обоснование революционно-демократических идей (К. Калиновский, Ф. Богушевич, М. Богданович, Я. Купала, Я. Колас).
Внутренне присущая политической мысли Беларуси толерантность, восприимчивость к христианским гуманистическим идеалам, просветительству, демократическому освободительному движению обусловили ее органическую адаптивность к общечеловеческим ценностям и устремленность к национальной идентичности. Эти черты свойственны, в частности, творчеству Евфросинии Полоцкой, Кирилла Туровского, Ф. Скорины, С. Будного, М. Гусовского, В. Тяпинского, М. Смотрицкого, А. Филиповича, Симеона Полоцкого, Л. Сапеги, В. Дунина-Мар- цинкевича, К. Калиновского, Ф. Богушевича, Я. Лучины, Я. Купалы, Я. Коласа, М. Богдановича, плеяде созидателей национальной культуры Новейшего времени.
Образование Белорусской ССР завершило многовековую борьбу за национальное самоопределение. Развитие страны в составе Советского Союза имело прогрессивное значение для национальной экономики и культуры. Беларусь накопила опыт организации социально-экономической жизни, осознала свои интересы и приоритеты.
Политическая мысль советской эпохи эволюционировала в ограниченном «пространстве» политики и идеологии КПСС. Образование в 1960 г. Советской ассоциации политических наук (САПН), состоявшей из узкой группы ученых, приближенных к власти, не влияло на политико-идеологическую атмосферу в стране. Политология «так и не сложилась в виде отдельной отрасли гуманитарного знания» (Мир политической науки. Учебник. В 2 кн. Кн. 1. Категории / А.Ю. Мельвиль, М.Г. Миронюк, Т.В. Шмачкова и др. — М., 2004. — С. 8).
Общечеловеческие политические знания и навыки были востребованы в Беларуси только после провозглашения ее суверенитета, в условиях качественного преобразования общества на принципах демократии и рыночной экономики. Политология обрела статус автономной профессиональной дисциплины в системе социально-гуманитарных наук, о чем подробнее речь идет в следующей теме. Характерная черта современного этапа эволюции политической мысли Беларуси — формирование и практическая апробация идеологии независимого государства, научное познание явлений и процессов переходного периода.
Тема 3. Институционализация политической науки в Беларуси
Особенности процесса профессионального становления, статусного самоопределения и легитимизации политологии в Беларуси. Создание политологических институтов. Утверждение государственного образовательного стандарта и базовой учебной программы по политологии. Формирование банка учебной литературы. Организация профессиональной подготовки политологов-юристов. Развертывание политических исследований. Тенденции в развитии национальной политологии как науки и учебной дисциплины.
«Рождение» политологии как науки и учебной дисциплины в Беларуси относится к 1990-м гг. Это — начальный этап становления и легитимизации политологии. Первое десятилетие было сопряжено с преодолением сложных проблем ее статусного положения в системе обществоведения, кадрового обеспечения; самоопределения педагогов и ученых в содержании и методах политического образования и гражданского воспитания студентов, проблематике исследований.
В 1990-е гг. возникли специализированные структуры: Ассоциация политических наук; общественная Академия политических наук; Институт социально-политических исследований при Администрации Президента Республики Беларусь; Минский НИИ социально-экономических и политических проблем; Центр социологических и политических исследований БГУ; Центр социологии управления, политики и права в Институте социологии Национальной академии наук Беларуси; кафедры политологии БГУ и других вузов. Они координирует творческие поиски политологов, влияют на формирование проблематики и качество исследований, преодоление недостатков в использовании методик политического анализа и образования
Первоочередными задачами первого десятилетия являлись: определение функций и форм взаимодействия политологических институтов; организация политического образования и научных исследований; освоение достижений мировой политической науки. Ключевой проблемой был дефицит политологических кадров. Чтобы его преодолеть, налаживалась переквалификация обществоведов. Преподаватели и ученые-гуманитарии овладевали теорией и методологией политической науки.
Ощущались рецидивы «советского традиционализма», которые проявлялись в научных исследованиях и преподавании.
Предмет исследования белорусских ученых — актуальные вопросы политической жизни страны: тенденции социально-политического развития; специфика государственной политики и взаимодействия ветвей власти; структурно-функциональные изменения в политической системе; эффективность государственного управления; ценностные ориентации и характер отношений субъектов политического процессапроблемы устойчивого социально-экономического и политического развития; состояние массового сознания и поведения; деятельность институтов гражданского общества; внешнеполитические приоритеты страны и геополитические изменения; методология анализа политической трансформации; идеология государства.
На исходном этапе институционализации политологии как учебной дисциплины научно-педагогическое сообщество и руководство вузов фокусировали внимание на первоочередных проблемах:
► разработка государственного образовательного стандарта;
► легитимизация программ преподаваний дисциплины;
► формирование отечественного банка политологической литературы;
► подготовка кадров — преподавателей и исследователей;
► освоение методики политического образования и воспитания студентов.
В 1999 г. Министерство образования Республики Беларусь утвердило государственный стандарт по политологии. Нормативный документ регламентировал объем, структуру и обязательный минимум содержания учебной дисциплины, требования к знаниям и умениям выпускников высших учебных заведений.
В 2008 г. введена в действие новая версия стандарта, ориентирующая студентов на системное изучение национальной политической жизни, качественных изменений в переходных обществах. В документе закреплен автономный статус политологии в «блоке» социально-гуманитарных дисциплин, обязательных для изучения. Предусмотрено ее преподавание в объеме 102 часов (включая 68 аудиторных). Стандарт определяет структуру и содержание политического образования и воспитания в высшей школе, качество знаний, навыков и умений студентов — будущих специалистов.
В 2000 г. Министерством образования Республики Беларусь введена в действие базовая учебная программа по политологии для вузов. Она заострила внимание преподавателей на содержании лекций и семинаров, методике обучения, мировоззренческих аспектах познавательно-воспитательного процесса. С учетом пятилетней апробации в 2008 г. введена в действие обновленная редакция учебной программы, предусматривающая углубленное познание студентами политических процессов в Беларуси.
Изучая политологию, студенты используют индивидуальные и коллективные пособия, изданные преподавателями отечественных и зарубежных вузов. Эти пособия служат теорети- ко-методологическим базисом политического образования и воспитания. В последние годы появилась литература «второй волны». Она характеризуется более взвешенным и основательным проникновением авторов в общетеоретические и прикладные аспекты политики, достижения методики преподавания дисциплины.
К литературе «второй волны» в Беларуси следует отнести учебники и учебно-методические комплексы (УМК) с грифом Министерства образования Республики Беларусь. Их отличие от предшествующих изданий — более высокий теоретический и методический уровень, более адекватное соответствие структуры и содержания государственному образовательному стандарту и базовой учебной программе.
В1993 г. на юридическом факультете Белорусского государственного университета (БГУ) организована подготовка политологов-юристов со специализацией «политика и государственное управление». Некоторые частные вузы страны (Институт правоведения, Институт парламентаризма и предпринимательства) начали готовить политологов-юристов.
В 1998 г. введен в действие государственный образовательный стандарт по специальности «Политология». Документ закрепил нормы, регулирующие подготовку политологов-юристов по специализациям «Политическая власть и политические системы», «Политика и государственное управление».
Объектом профессиональной деятельности выпускников вузов являются политические системы, институты, процессы, политическая деятельность, мировая политика, технологии политических решений и действий. Эти специалисты могут работать в органах представительной, исполнительной, судебной власти, иных государственных структурах, выполнять организационно-управленческие, научно-исследовательские, педагогические, информационно-аналитические функции в политической сфере общества.
Основные тенденции преподавания политологии в вузах Беларуси проявляются в изменениях положительного свойства:
► учебная дисциплина, несмотря на свой «отроческий» возраст, утвердилась, стала неотъемлемым элементом структуры общественных наук; ее изучают студенты гуманитарных, естественнонаучных и технических вузов;
► созданы политологические структуры (институты);
► «конституированы» (узаконены властными органами государства) нормы (стандарты), регулирующие политико- образовательный процесс;
► разработаны, корректируются и актуализируются учебные планы и программы высших учебных заведений;
► создан «банк» учебников и учебно-методических пособий, свидетельствующих о профессиональном росте научно-педагогического сообщества;
► экспериментально апробируется и совершенствуется механизм подготовки специалистов с высшим образованием в области политологии;
► укрепляется привлекательный имидж политологии как научной и учебной дисциплины в среде студенческой молодежи.
Особенности процесса институционализации политической науки в Республике Беларусь заключаются в следующем.
Институтами государственной власти осознана необходимость и полезность политической науки для качественного преобразования общества на основе рыночной экономики и демократизации.
Институционализация политологии — процесс ее становления, легитимизации и развития как относительно автономной, профессиональной отрасли социально-гуманитарных наук.
Механизм институционализации обеспечивает деятельность политологического сообщества и динамичные изменения в национальной политической науке — производство, обновление знаний, их апробацию, верификацию и внедрение в социальную практику.
Составные элементы механизма институционализации политологии в Беларуси: политологические институты; нормы отношений политологов; кадровый и творческий потенциал науки; социальные функции, интересы и исследовательские приоритеты политологического сообщества; формы взаимодействия профессиональных институтов с политической системой.
Главный субъект процесса институционализации — легитимные политологические институты, регулирующие отношения и деятельность профессионального сообщества.
Функциональная модель институционализации политологии в стране представляет собой совокупность взаимодействий политологических институтов с политической системой и социальной средой.
Основные условия успешной институционализации политологии в Беларуси — последовательное внедрение демократических принципов в общественную жизнь, развитая профессиональная инфраструктура, укрепление кадрового потенциала политологии, заинтересованность в политических исследованиях институтов государства и гражданского общества.
Институционализация политологии в Беларуси и других переходных обществах — продолжительный во времени процесс. Он включает три взаимосвязанных стадии: начальную, завершающую, стабильного развития науки. Эти стадии различаются функционально-динамическими характеристиками — состоянием и содержанием изменений профессиональной инфраструктуры, кадрового потенциала, творческой деятельности политологического сообщества, его отношений с политической системой и практикой государственного управления (Бондарь Ю.П. Институционализация политической науки в переходном обществе (системный анализ опыта Беларуси и России). Автореф. диссерт. на соиск. ученой степени канд. полит. наук. — Мн., 2006. — С. 1—5).
Институционализация политологии в Беларуси еще не завершена. Однако накопленный ею интеллектуально-познавательный и «инструментальный» потенциал является важной предпосылкой дальнейшего динамичного развития и органичного вхождения в мировую политическую науку.
Тема 4. Политика как общественное явление
Происхождение политики, ее специфика. Политологические трактовки политики. Структура и функции, свойства и уровни функционирования политики. Основания классификации политики. Политика как искусство управления государством и обществом.
Взаимодействие политики с экономикой, правом, моралью, наукой и другими общественными сферами.
Пределы и границы политики.
Политика является продуктом классового общества и государства. На начальных ступенях первобытнообщинного строя, в условиях крайне низкого уровня производительных сил, уравнительного распределения продуктов, отсутствия имущественного неравенства и особых органов власти, поведение людей регулировали такие архаичные институты, как община, род, собрание, семья, вожди, обычаи и ритуалы. Потребность в таком универсальном средстве управления человеческим сообществом, как политика, постепенно формировалась и возрастала по мере углубления имущественного неравенства, возникновения частной собственности, эксплуатации и обострения социальных антагонизмов.
Основные причины возникновения политики: объективная потребность в регулировании социальных отношений, становление государства, необходимость реализации общих интересов.
Философ Аристотель называл политику высшей формой человеческого общения, которое служит достижению общего блага и счастливой жизни. Он трактовал политику как деятельность по управлению государственными делами (полисом — юродом-государством). Демокрит и Платон называли политику высшим из всех искусств, занятием для одаренных, мудрых, справедливых и честных людей.
Итальянский политический мыслитель Н. Макиавелли характеризовал политику как «совокупность средств», необходимых для того, чтобы овладеть государственной властью и полезно использовать ее для укрепления государственности, выполнения обязанностей перед обществом.
В политологии существует многообразие интерпретаций политики как общественного явления:
► экономическая (политика рассматривается с позиций экономического детерминизма, как надстройка над экономическим базисом);
► стратификационная (политика интерпретируется как соперничество социальных групп, стремящихся к реализации своих интересов с помощью государственной власти);
► правовая (ее последователи считают политику производной от права);
► этическая (в ее основе нормативный, ценностный подход к политике как средству достижения общественного благополучия);
► институциональная (политика определяется как деятельность государственных и общественных институтов);
► антропологическая (усматривает источники политики в природе человека как социального существа, в естественном стремлении людей к цивилизованному общению и коллективному взаимодействию);
► конфликтно-консенсусная (объясняет политику как систему социальных противоречий и конфликтов, требующих целенаправленных усилий по их разрешению, примирению субъектов политического процесса).
Есть и другие трактовки. Такое многообразие суждений обусловлено «радиоактивными» свойствами политики, ее тотальным влиянием на общество и богатством содержания. Как в прошлом, так и в наше время наука о политике стремится проникнуть в «сокровенные тайны» во многом загадочного феномена, чтобы удовлетворить запросы практики. И это естественно. Изменяются условия и характер политической жизни. Рождаются новые интересы и потребности общества. Развиваются технологии и формы конкурентного взаимодействия участников политического процесса. Непрерывно возникают общественные проблемы, которые невозможно разрешить, не прибегая к политическим средствам и методам. Указанные факторы требуют постоянного внесения коррективов в научные представления о политике, закономерностях и законах политического бытия, способах и механизмах его совершенствования.
Как мыслителей прошлого, так и ученых нашего времени объединяет представление о политике как специфической сфере отношений: 1) индивидов, социальных групп и институтов по поводу использования государственной власти для удовлетворения общественных интересов; 2) государств, союзов государств, международных организаций по поводу урегулирования мировых конфликтов и противоречий, взаимовыгодного сотрудничества.
Политика обоснованно отождествляется нами с управлением государственными и общественными делами. Например, когда мы говорим о политике в области образования, то это означает, что проблемы образования требуют внимания и поддержки со стороны государства и общества. Если мы замечаем изъяны в молодежной политике, то предполагаем конкретные Задачи, средства и методы решения государством и обществом молодежных проблем.
Политика — многомерное, емкое понятие. Она может классифицироваться по разным основаниям: к примеру, по видам (внутренняя, внешняя), направленности (экономическая, социальная, национальная, образовательная, научно-техническая, денежно-кредитная, бюджетно-налоговая, ценовая, инвестиционная, таможенная, военная, правовая, экологическая), приоритетности (политика нейтралитета, национального примирения, «открытых дверей», «большого скачка»), характеру (демократическая, тоталитарная, авторитарная, социал-демократическая, либеральная, консервативная).
О роли и значении политики в развитии общества и рыночной инфраструктуры принято судить по тому, как она выполняет свое социальное предназначение.
Каковы же функции политики? Назовем наиболее важные из них:
► выражение (выявление, согласование, представительство во властных структурах государства) и реализация социальных интересов;
► интеграция общества (сплочение граждан для достижения общих целей, предупреждение и разрешение социально-политических конфликтов);
► управление общественными процессами (посредством принятия и выполнения политических решений, распределения ценностей и благ, использования ресурсов государственной власти, создания и применения мотиваци- онных механизмов политического поведения граждан, государственного контроля, убеждения, принуждения);
► политическая социализация личности (усвоение человеком политических ценностей, приобщение его к управлению делами государства и общества);
► проектирование социально-политического развития;
► регулирование отношений и поведения субъектов политики (выработка норм поведения и контроль их соблюдения, распределение политических функций и ролей, обеспечение политической коммуникации).
Выполнение политикой специфических функций предполагает наличие у нее соответствующей структуры. Эта структура придает политике целостность и качественную определенность (см. рис. 1.2).
Рис. 1.2. Структура политики |
Субъекты политики — участвующие в ней индивиды, социальные группы, институты государства и гражданского общества.
Объекты политики — общественные проблемы и процессы, интересы, действия и отношения социальных субъектов, механизм политической власти.
Политические интересы — побудительные причины поведения субъектов политики, их осознанные потребности, обусловленные условиями действительности.
Субъекты политики вступают в политические отношения, регулируемые правовыми, политическими и нравственными нормами общества. Такие отношения выражаются в сотрудничестве, соперничестве, обмене информацией, согласии, конфронтации, взаимопонимании, разногласиях. Демократичность политических отношений — залог стабильности государства и общества.
Важнейший элемент структуры политики — политическое сознание. Это отраженная в сознании людей социально-политическая реальность — их мысли, ценностные установки, убеждения, психология (эмоции, чувства, переживания). Оно является сердцевиной политической культуры людей, воплощается в концепциях, программах, проектах, целях и задачах, оценках, мотивах, стратегии и тактике поведения субъектов политики.
Субъекты политики реализуют свои интересы, роли и полномочия в политической деятельности. Ее характер и результаты зависят от политической культуры субъектов политики, политического режима в государстве, возможностей общества, иных факторов.
Многогранно содержание политики, включающее: ценности, идеи, цели, действия субъектов, убеждения, интересы, нормы, решения, концепции, отношения, проекты, программы, технологии, процессы, социальную эффективность.
Специфические свойства политики: конкурентность, рациональность (целесообразность), динамичность, противоречивость, проблемность, пространственность, темпоральность (временной характер).
Принято различать три уровня функционирования политики: мегаполитику, макрополитику, микрополитику. На всех этих уровнях доминирует государственная политика — система отношений социальных субъектов по поводу выработки, легитимизации и реализации политического курса национального государства, управления обществом.
Механизм государственной политики
Механизм государственной политики включает: формирование легитимных институтов власти; установление правовых норм отношений; выработку стратегического курса общества и принятие политических решений; прогнозирование и проектирование социально-экономического развития; регулирование ресурсов; управление общественными процессами; государственный контроль и арбитраж.
Рис. 1.3. Взаимодействие политики и общества
Наше утверждение о приоритетной роли политики не означает ее абсолютной независимости от иных сфер общественной жизни. Политика детерминирована (обусловлена) экономическими, правовыми, нравственными и другими социальными факторами. В то же время уровень и характер развития общественной системы непосредственно зависит от состояния политических отношений, практической политики государства, степени зрелости и прогрессивности политической культуры граждан.
Между политикой и иными сферами общественной жизни существуют причинно-следственные связи и отношения (см. рис. 1.3). Это доказано наукой и общественной практикой. Жизнь также свидетельствует, что в стабильных демократических государствах проявляется тенденция к снижению «удельного веса» политического регулирования общественных отношений. Приоритетную роль здесь играют правовые способы, моральные нормы, методы самоуправления и самоорганизации жизни.
Политика и экономика
Лауреат Нобелевской премии по экономике М. Фридман высказался на эту тему предельно кратко и ясно: «Широко распространено мнение, что политика и экономика — это вещи разные и между собой почти не связанные; что личная свобода — это вопрос политический, а материальное благополучие — экономический и что любой политический строй можно совместить с любым экономическим <....> Такое мнение есть заблуждение» (см.: Ирхин Ю. В., Зотов В. Д., Зотова Л. В. Политология: Учеб. - М„ 2001. — С. 183).
Как свидетельствует история, политика обусловлена экономическими интересами общества и оказывает активное воздействие на его экономическую систему. С одной стороны, экономические, материальные интересы и потребности диктуют необходимость и содержание политических изменений в обществе, порождают острые социально-политические коллизии. С другой — политика определяет стратегию и тактику развития экономической сферы.
И положительные явления, и негативные факты в социально-экономическом развитии страны люди, как правило, связывают с политикой государства, деятельностью его властных структур. Они интуитивно ощущают опосредованную связь между политикой и экономикой. Но далеко не каждый из нас понимает, в какой мере допустимо государственное вмешательство в экономику, какова роль политики в создании условий для динамичного экономического развития, повышения уровня и качества жизни граждан.
Влияние политики демократического государства на экономическую жизнь общества проявляется:
► в разработке и реализации экономической стратегии, отвечающей потребностям общества;
► в принятии законов и политических решений, эффективно регулирующих и стимулирующих экономические отношения;
► в создании благоприятных условий для научно-технического и технологического прогресса, внедрения инноваций в производство, привлечения инвестиций для укрепления экономического потенциала страны;
► в постепенном сужении сферы государственного администрирования в экономике и расширении свободы действий субъектов хозяйствования;
► в целенаправленном формировании социально-классовой структуры гражданского общества (развитие предпринимательства, фермерства, индивидуальных хозяйств) как базиса демократических преобразований.
Следует особо подчеркнуть, что рыночная экономика и в демократическом государстве, как убеждает опыт истории, не способна разрешить многие противоречия. Ее неизбежные спутники — кризисы, массовая безработица, инфляция, банкротство предприятий и другие явления, дестабилизирующие экономическую систему. Поэтому невмешательство институтов государства в экономическую сферу чревато разрушительными последствиями. Государственная политика способна оказывать стимулирующее влияние на рыночные отношения, механизмы самоорганизации и саморегулирования экономики.
Политика и право
Политика и право как регулятивные системы существенно различаются. Правовое регулирование общественной жизни обеспечивается конституционными актами, законами, декретами, указами, распоряжениями, постановлениями, санкционированными государственной властью. Правовые нормы достаточно определенны и устойчивы. Как отмечали мыслители Древнего Рима, законы — это заложенный в природе высший разум, основа государства: они сродни искусству добра и справедливости (Цельс, Ульпиан, Цицерон). Без законов политика бессильна — не способна реализовать созидательно-творческий потенциал: утверждать идеалы свободы, справедливости, гуманизма и всеобщего блага. Политическое управление, отношения доброй воли и гражданского согласия в государстве были бы химерой, если бы не регулировались нормами права.
В отличие от права, политика — более гибкий и противоречивый феномен. Она более изменчива и непостоянна. У людей существуют различные, непрерывно меняющиеся ценности, принципы, представления о политических реалиях. Поэтому политическая жизнь непрерывно видоизменяется, в то время как право отличается неизмеримо большей стабильностью.
Нечеткое разделение или смешение функций политики и права может обернуться опасными последствиями:
► «подчинением» права политике в интересах политической целесообразности;
► абсолютизацией права и приписыванием ему нереальных возможностей;
► принятием политических решений, не согласующихся с правовыми нормами общества.
Политические идеалы, цели, интересы общества и государства немыслимо осуществлять без совершенной системы правовых норм, обязательных для исполнения социальными субъектами. В свою очередь, политика задает праву ценностные ориентиры, которые разделяет общество и стремится на их основе преобразовать свою жизнь.
Право является средством легитимизации социально-политического строя, юридического закрепления и реализации политической стратегии и тактики государства, защиты и укрепления государственности. Ключевая задача законодательства — правовое обеспечение социально-политической деятельности, демократизации общества, предупреждение преступности и проявлений правового нигилизма, поддержание стабильности и динамизма политической системы.
Гармоничное взаимодействие политики и законов возможно лишь в правовом государстве. Только в таком государстве может осуществляться подлинно демократичная политика, которая является необходимым условием совершенствования правовых норм и всевластия закона.
Политика и мораль
Политика и мораль — два относительно самостоятельных способа регуляции поведения людей. Сердцевину политики составляет эффективное использование механизма и ресурсов власти во благо личности, общества и государства. В центре внимания морали — обоснование гуманности целей, средств и методов политической деятельности, оценка практической политики общественным мнением и соизмерение ее с нравственными нормами.
Мораль воздействует на политику посредством оценок общественным мнением поведения, отношений и результатов деятельности властных институтов и других участников политического процесса, предъявления к ним нравственных требований. В свою очередь, политика оказывает влияние на мораль, формируя политическую культуру граждан, побуждая их к цивилизованному участию в управлении государством и обществом.
Только нравственная политика вызывает доверие граждан к власти, стимулирует гражданское согласие и обладает преобразующей силой. И напротив, пренебрежение моральными нормами подрывает авторитет и во многом предопределяет неотвратимость банкротства политиков, неизбежно оборачивается разрушительными для общества последствиями. «Честность в политике есть результат силы, лицемерие — результат слабости» (В. И. Ленин).
В истории политической мысли прослеживаются различные представления о взаимоотношениях политики и морали.
Морализаторские. Нравственные принципы имеют приоритетное значение по сравнению с политическими целями. Решающий фактор прогрессивных преобразований в обществе — нравственное совершенствование его граждан.
Ценностно-негативные. В интересах общего блага, справедливости, укрепления государственности допустимы нарушения нравственных норм («цель оправдывает средства»).
Компромиссно-рациональные. Признается необходимость соблюдения нравственных норм в политике, учета специфики морали и политики.
Политика всегда была, есть и будет сферой моральной ответственности ее субъектов. Без союза с моралью политика лишается компаса, указывающего ей высокие общественные цели и гуманные средства их претворения в жизнь. Безнравственная политика не способна обеспечить демократические преобразования в обществе и его прогресс, утверждать идеалы и ценности, одухотворяющие и возвышающие человека.
Политика и наука
Политика несовместима с дилетантским экспериментированием, произвольными комбинациями и иллюзорными проектами. В идеале она должна быть сплавом, синтезом Науки, Искусства, Творчества. Научный подход к политике предполагает знание законов бытия, компетентность, широкий социальный кругозор.
Высокий интеллектуальный, инновационный потенциал практической политики позволяет распознать негативные тенденции и прогнозировать развитие общества, оперативно принимать обоснованные решения и своевременно устранять недостатки в управленческой деятельности. Недооценка или игнорирование научных знаний, демократической культуры управления неизбежно оборачиваются просчетами и ошибками, подрывающими авторитет государственной политики. Если субъекты политики действуют «по своему усмотрению», пребывают во власти мифических идей, иллюзорных приоритетов и проектов, победных реляций и фальсифицированной информации «о бесспорных достижениях», они теряют общественное доверие.
Не меньшую опасность представляет «утаивание» от граждан (электората) нелицеприятных сведений о реальном развитии общества и его острых проблемах. Неспособность и нежелание институтов власти своевременно обнаружить и публично признать ошибки, определить меры по их преодолению — признак их политического банкротства, пренебрежения интересами людей. Политический авантюризм, игнорирование выводов и рекомендаций науки представляет главную опасность для общества, стремящегося к стабильности и благополучию. Некомпетентность стимулирует нездоровые амбиции и корыстные устремления политической элиты, ее нравственную деградацию.
Несовместимы с научными представлениями о политике «импровизации» в государственном управлении — бездумное заимствование мирового опыта или навязывание обществу нововведений, не имеющих ничего общего с наукой. Их последствия отражает управленческая формула: «хотели как лучше, а получилось как всегда» (В. Черномырдин). Таков закономерный результат произвольных, неграмотных решений и действий, противоречащих объективным условиям общественного развития. Как свидетельствует исторический опыт, игнорирование накопленных человечеством знаний в области государственного строительства и управления свойственно бездарным политикам и выгодно узурпаторам власти. «Любой диктатор начинает с того, что упрощает все понятия» (Э.М. Ремарк).
Еще античные мыслители (Платон, Аристотель) подметили, что политика сродни искусству. Так высоко оценивалась политика, основывающаяся на научных знаниях, правовых и нравственных нормах, творческих решениях и действиях, адекватных интересам личности, общества и государства.
О «границах» политики
«Радиоактивные» свойства политики не означают, что она не имеет пределов проникновения в общественную материю. Так утверждает политическая наука. И все же на вопрос о границах между политикой и иными общественными сферами ученые отвечают неоднозначно. Свидетельство тому — политологические концепции тоталитаризма, анархизма, либерализма и кейнсианства.
Тоталитарная концепция исходит из всеобъемлющей политизации общества: административно-командного управления экономикой, культурой, наукой — всеми сферами общественной и личной жизни граждан.
Анархистская концепция отождествляет политику, политическую власть с насилием, подавлением личности.
Либерализм максимально ограничивает сферу политики в интересах обеспечения прав и свобод личности. Он разделяет общественную систему на государство и гражданское общество — неконтролируемую государством частную хозяйственную, культурную, семейную, религиозную, политическую жизнь.
Кейнсианская концепция не приемлет либеральные взгляды на капитализм как на «саморегулируемые» общественные отношения. Ее приверженцы считают необходимым усиление роли политики в обществе, государственного регулирования рыночной экономики в социальных интересах.
Роль политики в конкретном обществе, границы (пределы) ее влияния зависят от исторических условий, политических традиций, политической культуры граждан, характера политической системы, уровня социально-экономического и духовного развития.
Отвечая на вопрос о границах политики, сформулируем некоторые выводы, требующие усвоения.
1. Политический характер приобретают только те вопросы нашего бытия, которые затрагивают общественные, государственные интересы и не могут быть реализованы без участия политической (прежде всего государственной) власти.
2. Политика обладает свойствами «реактора» — непрерывно генерирует энергию, необходимую обществу. В то же время она неразрывно связана с экономикой, культурой, правом, моралью, иными сферами общества, зависит от них, черпает в них исходный («энергетический») материал. От гармоничности этих связей зависит характер и социальная эффективность политики, стабильность и прогресс общества.
3. Ядром политики и средством ее осуществления является государственная власть. Поэтому политика представляет собой сферу конкурентных отношений (соперничества) социальных субъектов по поводу завоевания, использования и изменения государственной власти.
4. Общественное предназначение политики — согласование, гармонизация и удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных интересов, интеграция общества, обеспечение его устойчивого развития на базе демократических ценностей.
Социальная сущность политики воплощается в политических интересах и институтах, властных отношениях, политической культуре и политической деятельности. Политика — это универсальный механизм управления обществом, укрепления государственности. Она призвана решать практические задачи социализации личности, регулирования общественных взаимосвязей, достижения межгруппового согласия, удовлетворения потребностей граждан, распределения ресурсов, обогащения материальных и духовных ценностей общества.
Тема 5. Политическая власть
Характеристика власти как системы социальных отношений «господства—подчинения». Природа власти, ее признаки и специфика. Структура власти и ее функции. Типы и формы власти.
Особенности политической власти, ее субъекты и объекты. Специфика процесса политического властвования. Причины верховенства государственной власти в обществе, ее характерные черты.
Легитимность политической власти. Типы легитимности: традиционная, харизматическая, рационально-правовая. Факторы и средства легитимизации политической власти.
Взаимодействие политической власти государства и собственности.
«Магнитным ядром» политики, «притягивающим» ее субъектов, является политическая власть. Высшая ее форма — власть государства с его учреждениями, полномочиями и ресурсами.
Изучая политологию, важно уяснить сущность политической власти как общественного явления, особенности политического властвования.
С момента образования государства власть существует в своей политической, публичной форме. Политическая власть призвана обеспечивать целостность, стабильность и управляемость общества.
Жизнедеятельность общества предполагает управление им, в противном случае неизбежен хаос и распад социальной системы. Политическая власть — необходимое условие цивилизованного взаимодействия людей с различными интересами, целями и ценностными ориентациями.
Власть как общественное явление