Рис. 3.10. Компоненты структуры политической культуры |
Какова структура политической культуры человека? Она включает четыре основных компонента, неразрывно взаимосвязанных: познавательный, эмоционально-чувственный, оценочный, поведенческий (см. рис. 3.10).
Познавательный компонент отражает субъективное, истинное или ложное знание о политических явлениях, событиях, процессах. Эмоционально-чувственный компонент дает представление о психологических характеристиках людей, участвующих в политике, мотивации их поведения. Оценочный компонент включает мнения, суждения человека о политической действительности.
Названные компоненты — духовно-мировоззренческая основа политических действий. Они — источник мотивации поступков, личностного самоопределения в политических целях и интересах, средствах и методах их реализации.
Согласно теории, политическая культура представляет собой ценностные ориентации человека относительно политической действительности, собственной политической деятельности, институтов политической системы. Они материализуются (воплощаются) в культуре политического сознания, культуре политического поведения, культуре политических институтов.
Рис. 3.11. Функции политической культуры |
Культура политического сознания проявляется в мировоззрении индивидов, их политических знаниях, убеждениях, целях, интересах, нормах межличностных отношений, мотивах поступков.
Культура политического поведения «заявляет о себе» в характере и социальной полезности политической деятельности, цивилизованности взаимосвязей индивидуальных и групповых субъектов политики.
Культура политических институтов выражается в степени демократичности их отношений с гражданами и обществом, содержании, средствах и методах, качестве и результатах управления социально-политическими процессами и конфликтами.
Политическая культура выполняет общественно-полезные функции (см. рис. 3.11).
Для современных обществ идеалом является демократическая культура.
► Усваивая демократическую культуру, личность приобщается к политике, обретает необходимые качества сознательного и активного субъекта политического процесса.
► Предписывая обществу определенные стандарты, образцы и нормы политического бытия, демократическая культура выступает эффективным регулятором социально-властных отношений и созидательных действий граждан.
► Демократическая культура — незаменимый инструмент консолидации общества, прогрессивных изменений во всех сферах его жизни.
► Только на основе демократической культуры возможно цивилизованное взаимодействие институтов государства и гражданского общества.
Политическая культура общества есть совокупность ценностных ориентаций его граждан, «духовный код» политической деятельности. Она интегрирует политические традиции, опыт, особенности сознания, мировоззрения, мифы, символы, предрассудки, образцы поведения, предпочтения и требования общества.
Ценностные ориентации составляют сердцевину национального характера, определяют политические идеалы, представления, убеждения, нормы, мотивы поведения и отношений субъектов политического процесса.
В политологии используются способы классификации политических культур в зависимости:
► от субъекта политики (политическая культура личности, социальной группы, национальная, общечеловеческая);
► от сфер политического процесса (политическая культура управления, отношений, поведения, участия);
► от характера политического режима (демократическая, авторитарная, тоталитарная);
► от уровня цивилизованного участия граждан в политике (подданническая, патриархальная, активистская);
► от степени распространения в обществе (массовая, элитарная, доминирующая, субкультура, контркультура).
Важно уяснить основные типы политической культуры и их характерные черты (см. рис. 3.12).
Демократическая культура сориентирована на демократические ценности, правовое государство и гражданское общество. Она предполагает свободное участие в политике, плюрализм, консенсус и компромисс. Это идеальная модель политической культуры, благоприятствующая демократической стабильности.
В какой-то мере такая культура свойственна относительно стабильным и преуспевающим демократиям — Великобритании и США. Однако лишь в определенной степени. Исследования, проведенные американским политологом Г. Алмондом, показали, что реальное политическое поведение граждан демократических стран редко отвечает этой идеальной модели. «Их [граждан — авт.] нельзя назвать ни хорошо информированными, ни глубоко включенными в политику, ни особо активными; а процесс принятия электоральных решений является чем угодно, только не процессом рационального расчета» (Политология: Хрестоматия / Сост. М.А.Василик, М.С.Вершинин. — М., 2000. - С. 566)
Рис. 3.12. Типы политической культуры |
Г.Алмонд обнаружил явное несоответствие между политическим поведением граждан демократических стран и критериями демократической политической культуры. Главная причина этого несоответствия — недостаточно плодотворное и противоречивое функционирование наиболее стабильных и преуспевающих демократий. Именно поэтому люди не живут соответственно идеалу активного гражданина, а многие из них играют пассивную роль «подданных».
Сердцевину авторитарной политической культуры составляют автократические традиции и ценности политической жизни. Личность с таким типом культуры предпочитает непрерывную опеку государства, возлагает свои надежды на неограниченное и бесконтрольное полновластие его органов. Ей присущи такие качества, как страх и раболепие перед властью, консерватизм, политическая пассивность, агрессивность, предрасположенность к мышлению в мрачных и жестких формах, невосприимчивость к инновациям, вера в мистическое предначертание собственной судьбы.
Тоталитарная культура свойственна обществам с всеобъемлющим и жестким контролем государства. Большинству граждан присущи некритическое восприятие действий тоталитарных лидеров, политическое равнодушие, конформизм или позиция «нейтралитета» по отношению к политической системе и ее институтам. В условиях монополии тоталитарной культуры в общественное сознание и поведение насильственно внедряются идеологические стереотипы и догмы, ценности и установки, несовместимые с демократическими нормами жизни.
Патриархальная культура отличается почти полным безразличием людей к политике. У граждан не развиты политические ориентации и интересы. Они имеют смутное представление о государственной власти и ее социальной роли, неопределенно или негативно к ней относятся.
Подданническая культура сориентирована на одностороннюю зависимость индивида от государственной власти, ее институтов и учреждений. Отношение граждан к политической системе в основном потребительское и конформистское. В общественном сознании господствует убеждение в социальной незащищенности человека, незыблемости политических порядков, бесплодности усилий по их изменению и совершенствованию.
В западной политической культуре устойчивы тенденции демократизации общественных отношений, консенсуса между государством и гражданским обществом. Здесь сильны социальные основы политических преобразований — многочисленный средний класс, относительно высокий материальный уровень жизни граждан, их заинтересованность в политической стабильности и прогрессивных изменениях в политической сфере.
Для восточной политической культуры характерно крити- чески-негативное отношение к западным ценностям. Укоренилось общественное мнение, что они подрывают национальные традиции и обычаи, духовно-нравственные устои семьи и взаимопонимания между людьми. Унаследованные от предшествующих поколений представления о политике «диссонируют» с демократическими идеалами. В странах Востока устойчивы традиции авторитарного правления, сильна роль ислама в политической жизни, непредсказуемы перспективы формирования гражданского общества.
Политическая социализация
Политическая социализация — процесс усвоения личностью социально-политических знаний, ценностей и традиций, образцов и норм поведения, необходимых для сознательного, добровольного и эффективного участия в управлении обществом.
Политическая социализация осуществляется в каждом конкретном обществе, в каждом государстве, независимо от формы правления. Благодаря этому процессу, новые поколения граждан приобщаются к политике (политическому опыту, политическим традициям, политическим ценностям, образцам поведения предшествующих поколений). Они овладевают не только знаниями, но и навыками сознательного выполнения политических ролей, свободного и полноправного участия в политической жизни. В результате политической социализации индивидуум становится (или не становится) сознательным и активным субъектом политики.
Понятие «социализация личности» было введено в научный оборот в конце XIX в. американским социологом Ф. Гиддингсом и французским психологом Г. Тардом.
На политическое становление и развитие личности воздействует совокупность факторов:
макросреда — уклад общественной жизни, национальные политические традиции, господствующая в обществе духовная культура и идеология, политический курс государства, культура взаимоотношений и деятельности субъектов политики, характер эпохи и политической системы, национальные и международные средства массовой информации и коммуникации;
микросреда — трудовой коллектив, учебное заведение, семья, общественные объединения, группы общения; образование и воспитание человека; социально полезная деятельность (включая политическое участие); социальное положение личности, ее биогенетические особенности и природно-гео- графические условия жизни.
В реальной общественной жизни указанные факторы политической социализации личности «переплетены» и оказывают многостороннее и противоречивое воздействие на политическое со- шание и поведение человека.
Гражданское и политическое «созревание» человека происходит поэтапно. Исходный его пункт — семья, школа, образовательный процесс, ближайшее окружение, СМИ. На этом «первичном» этапе человек получает некоторые представления о политике, духовной культуре, образцах общественно-полезного поведения, государственном устройстве, политических деятелях. На последующих этапах юный гражданин открывает для себя роль власти; у него формируются представления о политической жизни, социальных предпочтениях, ценностях и нормах. По мере накопления личного опыта и знаний, участия в деятельности молодежных организаций, школьной жизни человек поднимается на качественно новую ступень политической социализации.
Очередной этап социализации приходится на возраст от 18 до 30 лет, когда совершеннолетний гражданин получает право участия в выборах органов государственной власти. Непосредственное и опосредованное участие в политической жизни ускоряет процесс социализации, наполняет его более глубоким и осознанным смыслом. Человек обретает способность свободно самоопределяться в системе политических отношений, самостоятельно принимать решения об участии (или неучастии) в политике.
Политическая социализация личности продолжается в течение всей жизни. Человек обогащается социальным и политическим опытом, расширяет политический кругозор, корректирует свои ценностные ориентации и поведение. Его политические действия становятся более осознанными и целенаправленными, а политические убеждения и оценки — более критичными.
Типы политической социализации
► Гармоничный — человек уважительно и конструктивно относится к государству и обществу, законам и институтам власти, добросовестно исполняет конституционные обязанности.
► Гегемонистский — отличается негативным отношением гражданина к любым социальным и политическим системам, кроме «своей», национальной.
► Плюралистический — гражданин уважает права и свободы всех субъектов политики, многообразие политических интересов, взглядов, позиций, концепций и программ общественного развития.
► Конфликтный — гражданин ориентируется на политическое противостояние с властными структурами и оппонентами, поддерживает равноправные и уважительные отношения только в «своей» социальной группе или общественной организации.
Результаты политической социализации «материализуются» (воплощаются):
► в культуре политического сознания и поведения личности, позволяющей адаптироваться в конкретной политической системе и выполнять в ней определенные функции;
► в культуре взаимоотношений и деятельности субъектов политического процесса;
► в культуре органов государственной власти и всей политической системы общества;
► в политической культуре общества.
Активным и компетентным участником политической жизни личность может стать только в демократическом обществе. Традиции, исторический опыт этого общества, его политические ценности и образцы поведения стимулируют и ускоряют процесс социализации человека. Вместе с тем и демократическая социальная среда, как свидетельствует практика, порождает противоречия, неоднозначно воздействует на политическое сознание, мотивы поступков, психологические установки людей. Поэтому демократизация политической системы предполагает непрерывные и целенаправленные усилия социальных институтов по совершенствованию, повышению эффективности общественного воспитания, формированию демократической политической культуры граждан.
Тема 17