Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Крупной страны и специфика российской социологии




Аналитик, исследующий историю и современность России, реалии тенденции политической ситуации в ней, прогнозирующий перспективы того или иного политико-правового режима, как представляется, должен помнить о специфике и социологических данных, и о специфике национального менталитета, и учитывать опыт других режимов, и знать признаки, указывающие на тенденции, ведущие к развалу страны.

Для отношения русского народа к руководству государства, конечно, играет роль и рост инфляции, и отсутствие видимого роста экономики, и прыжки тарифов на отопление, газ и т.д.

Но это в России не так уж важно. Как представляется, помятуя об особом отношении русских к своему родному государству, для «системщика» важнее оценки населением текущей социально-политической ситуации и ее перспектив, уровня честности и справедливости своего госаппарата. Как они ведут себя: значимо и динамично ухудшаются или улучшаются?

Сами по себе социологические оценки авторитетности руководителей страны могут и не давать оснований говорить о «политическом кризисе».

Российская специфика легитимности руководителей, такова, что, например, рейтинги высоких начальников могут быть весьма высоки (за 50%). Но это - Россия. И любой избранный лидер западной страны мог бы только мечтать о таком рейтинге, разумно полагая, что такая признанная обществом легитимность их избрания позволяет им не бояться близких потрясений.

В России сами выборы в 1991-2011 гг. являлись не реальными выборами, а лишь подтверждением высокого уровня доверия населения к «лидеру-начальнику». В обычной ситуации легитимность в России опирается не на справедливость, законность и прозрачность, а на харизму лидера, на априорное доверие к его личности. И опасность этой ситуации в том, что как только такое доверие упадет, то упадет и легитимность избранного даже в предельно честных условиях лидера.

Российская проблема заключается здесь в том, что у такого «доверия» нет «серединки». У нас само доверие граждан к лидеру основывается на том, что все доверяют лидеру потому, что… все ему доверяют. Именно поэтому устойчивый тренд снижения рейтинга лидера страны в России всегда оказывается очень опасным.

Российская историческая закономерность здесь такова: как только этот иррациональный круг доверия окажется разорван, доверие весьма стремительно может превратиться в другой иррациональный замкнутый круг, «круг повального недоверия».

Обратим внимание аналитиков еще на одну закономерную особенность, характерную для многих стран Латинской Америки, Африки, Азии ….

Речь идет о проблеме легитимности «популярных полковников» в завершающей фазе правления их авторитарных режимов. Здесь весьма специфична позиция так называемых «элит», т.е. правящих группировок, поддерживающих лидера.

Обычно, используя кнут (судебные и внесудебные преследования) и пряник (налоговые и иные льготы, личное покровительство, раздачу наград и т.д.) «популярные полковники» принуждают традиционные деловые и бюрократические группировки к лояльности режиму.

При этом всерьез они опираются лишь на довольно узкую прослойку полковников-генералов спецслужб и новых бизнесменов - личных друзей. Тех, которых «популярный полковник» привел с собой во власть, и тех которые всем обязаны непосредственно этой власти.

Невозможность примирения между двумя или большим количеством групп, включая и «самостоятельно» появившихся в стране, претендующих на управление страной, сковывает «полковника» и лишает его возможности расширения политической опоры, т.е. заключения нового пакта со старыми и новыми группировками активных социальных групп.

Попытка лавировать, обычно, быстро переводит ситуацию в цугцванг. Лидер оказывается в позиции «принуждения», когда ему необходимо сделать очередной ход, который в любом случае ведет к ухудшению позиции, к проигрышу в борьбе за власть.

В то же время исчезающая «магия доверия» открывает перед традиционными группировками и перед новыми «самостоятельными» (управляемыми или пока не управляемыми «старыми»), претендующими на власть, широкие возможности для давления на лидера (и для возврата своих прошлых потерь и для получения новых для самоутверждения).

Все это приводит к утрате «полковником» своей харизмы-доверия. Но эта утрата доверия народа еще не политический кризис. Это лишь мощный сигнал о его начале.

О начале того, что, возможно, будет утрачена легитимность не только «полковника», а всего выстроенного им политико-правового режима. Иначе говоря, может произойти (и часто происходит) делегитимация всех созданных этим режимом властно-экономических взаимоотношений, опирающихся на законодательство о выборах депутатов и руководителя государства, о формировании региональных органов власти и местного самоуправления (МСУ), и т.д.

Как только происходит такая делегитимация, то, как показывает История, и с этим законодательством, и с этими органами власти и МСУ граждане вообще перестают считаться. И, если в стране не окажется здравомыслящих лидеров с большой группой единомышленников-специалистов различных сфер управления, способных предложить новую модель обустройства страны, то народ потратит не мало лет и крови, ввергая страну то в один, то в другой политический кризис, чтобы практически «нащупать» эту новую модель. А какой режим родится из этого таким образом «нащупанного» выхода? …

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 327 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2310 - | 2104 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.