Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Правовой гуманистический национально-ориентированный




Политико-правовой режим

Его более-менее подробное описание в традициях русской культуры мы находим в работах Б.А.Кистяковского и В.С.Нерсесянца. [33; 44]

Комментарий. Главнейшая характеристика этого режима в том, что взаимоотношения между государством и обществом, внутри общества и внутри госаппарата базируются на правовых законах. В этой связи напомним, что под ПРАВОМ понимается:

1.Общеобязательный принцип формального равенс­тва, равенства всех (бюрократии, граждан, чиновников, правоохранителей, депутатов т.д.) перед законом или, иначе, это равная мера свободы, обладающая законной силой. Право - мера свободы формально равных между собой людей [44].

2. Совокупность сложившихся или устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, а также наука, изучающая эти нормы.

3. Охраняемая государством, узаконенная возможность что–то делать, осуществлять. Права и обязанности граждан. Восстановить в правах кого–нибудь. Право голоса. Права человека (права личности, гражданские, политические и социально-экономические права и свободы: право на жизнь, на свободу и неприкосновенность личности, на равенство всех перед законом, право на труд, на социальное обеспечение, на отдых, на образование и др.). Право контроля. Иметь право на что–то. Право требовать что–то.

4. Основание, причина. Он не имеет права говорить со мной таким тоном. С полным правом могу так сказать. По какому праву? (на каких основаниях?).

5. Документ, удостоверяющий официальное разрешение на вождение автомобиля, мотоцикла или другого транспортного средства. Водительские права. У шофёра отобрали права.

6. Совокупность юридических норм, регулирующих отношения в какой-то сфере деятельности, какая-то отрасль юридической науки, какая-то учебная юридическая дисциплина.

Когда же речь идет о правовом национально-ориентированном государстве, то исходят из того, что в нем право - всеобщий масштаб и равная мера (норма) свободы. Специфичность принципа права, его отличительной особенности - принцип формального равенства.

Конкретное содержание и объем этого правового принципа равенс­тва (круг субъектов права, сфера правовых отношений и т. д.) истори­чески изменялись (от деления на свободных и рабов до всеобщего фор­мального равенства и свободы всех). Но сам принцип формального равенства имманентен праву как таковому и выражает присущую ему справедли­вость.

И вот это, ориентация права на справедливость, как ее понимают законодатели, важное отличие русского понимания сущности правового государства от западноевропейского и американского. Источником того или иного понимания СПРАВЕДЛИВОСТИ, как правило, являются религиозные учения (православие, ислам, иудаизм и т.д.) или, как в СССР, советская коммунистическая идеологическая доктрина. Словом, вопрос о «первоисточнике » справедливости, очень значим…

Про­тивоположный принцип правопонимания – принцип легизма, юридического позити­визмаотождествление права и закона и признания правом продукты властно-принудительного нормотворчества,часто волюнтаризма депутатов, фюрера, вождя, «отца нации» и т.д.

Правой принцип требует наличия определенных организацион­но-правовых условий [44], а именно:

1) исключение монополизации власти в руках одного лица, органа или социального слоя;

2) обеспечение соответствия всей системы публичной власти (ее институционально-властных структур, функ­ций и полномочий и т.д.) требованиям права и их последовательного исполнения (госслужащими) и соблюдения (гражданами).

Главным из этих условий является конституционно-правовая регламентация суверенной государственной власти в соответствии с принци­пом разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Главной целью правовой деятельности государства и граждан являются выживание и развитие (духовное и материальное) народа, нации, общества, личности, госаппарата.

А, значит, такая организация совместной деятельности граждан и госаппарата во имя этой главной цели, которая должна порождать гармонические взаимоотношения внутри общества и между обществом и государством в ходе такой деятельности (во всех ее типах и видах; на одинаково понимаемых всеми принципах этих взаимоотношений «справедливости» и «честности»).

Аналитику, исследующему идеи о создании модели правового государства, нужно помнить, что исключительно важное значение при этом имеют как государственный, так и общественный контроль за законотворчеством и исполнением госслужащих правовых законов (системный принцип обратной связи).

Это выражается, как правило, в следующем (вот и критерии анализа):

1) действует институт конституционно-правового контроля и за правомерностью нормативных актов и действий всех властей и

2) законодательно реализуется принцип «обратной связи» в виде контроля общественно-политических и общественных организаций гражданского общества за решениями и действиями госслужащих, центральных, региональных и местных чиновников.

Анализируя провозглашаемую тем или иным теоретиком, государственным деятелем, политиком идею правового равенства, «системщик» анализирует эту идею по тому, что в нее вкладывают, каково ее содержание. При этом аналитик исходит из того, что правовое равенство -форма законодательно установленных отно­шений по принципу равенства - характеризуется следующим:

1) единой мерой реализации и защиты прав. Не игнорируя и не отвергая фактические различия, оно лишь упо­рядочивает и формализует эти различия по одному-единому основанию, об­щему масштабу и равной мере и тем самым трансформирует стихию и хаос неопределенных различий в единый для всех формально-определенный порядок признания, реализации и защиты различных прав и соответствующих им юридических обязанностей.

В этом, по существу, состоят смысл и специ­фика, ценность и возможности, границы и вместе с тем ограниченность правового типа регуляции, правовой формы опосредования и упорядочения, правового механизма "взвешивания" и регламентации общественных отноше­ний.

При этом исходные фактические различия между людьми, урегулированные с точки зрения абстрактно-всеобщего правового принципа равенс­тва (равной меры), предстают в итоге в виде неравенства в правах (не­равных по их структуре, содержанию и объему прав различных субъектов права);

2) принципом правового равенства (при всей исторической изменчи­вости его содержания), всегда означающим абстрактную всеобщность единой меры регуляции;

3) наличием внутренней взаимосвязи равенства, всеобщности и единства меры.

Эта взаимосвязь выражается в том, что мера всеобща лишь в тех пределах и постольку, пока и поскольку она остается единой (и, следовательно, равной) для различных объектов измерения (регуляции), в своей совокуп­ности образующих сферу этой всеобщности, то есть круг различных явлений, измеряемых общей (единой) мерой.

Само равенство состоит в том, что поведение и положение субъектов общего круга отношений и явлений подпадают под действие единой (общей, равной) меры.

4) универсальностью принципа формального равенства.

Подобно всякому принципу, правое равенство как специфический принцип правовой регуляции - при всем историческом многообразии и различии его проявлений - имеет универсальное значение для всех исторических типов и форм права и выражает специфику и отличительную особен­ность правового способа регулирования общественных отношений.

Где нет принципа формального равенства, там нет и пpава как такового [44].





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 334 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2407 - | 2226 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.