Первым предметом анализа являются теоретически оформленные в доктрину (учение) или концепцию взгляды на государство, право, политику, экономику, общество.
По критерию «кто кому служит» (исходный замысел автора, его принципиальная позиция) все концепции могут быть разделены на два типа: 1) государство служит обществу (нации, нациям страны) или 2) общество, народ, нация служит государству.
Вторая общая оценка доктрины и концепции может быть дана по наличию и полноте трех основных компонент этих обширных документов. Дело в том, что любая политико-правовая доктрина или концепция обязательно включают три компоненты (в различной их полноте):
1) философско-мировоззренческую (включая и теологическую, религиозную) логико-теоретическую основу (методологическая база учения);
2) выраженные в виде понятийного аппарата содержательные решения вопросов о сущности взаимоотношений государства и общества, государства и права, о закономерностях развития этих взаимоотношений, о социальном назначении и принципах устройства государства, об основных принципах права, его соотношении с государством, личностью, обществом и др.;
3) программные положения — оценки существующих взаимоотношений между государством и обществом, действующего законодательства и государства, политические цели и задачи (с позиции интересов того класса, который представляет данный мыслитель).
Раскроем эти компоненты, которые необходимо исследовать по следующим критериям.
1. Мировоззрение автора. Отметим, что логико-теоретическая основа политико-правовой доктрины, концепции связана, прежде всего, с мировоззрением мыслителя, отражавшего то или иное мировоззрение данной эпохи.
Политические учения Древнего мира опирались преимущественно на религиозные и философско-религиозные (ведические, прежде всего) воззрения. Мировоззрение Средних веков было религиозным, теологическим. Методом мышления Нового времени стал рационализм. Неспособность чистого рационализма познать и объяснить ряд явлений общественного и политического развития подготовила почву для возникновения и развития социологии, политологии и других общественных наук, изучающих государство и право.
2. Понятийно-категориальный аппарат доктрины, концепции по традиционному кругу вопросов. Содержанием политико-правовой доктрины, концепции являются ее понятийно-категориальный аппарат, теоретическое решение общих проблем взаимоотношений государства и общества, общих проблем государства и законодательства, обширная и завершенная система взглядов, основанная на категориях, имеющих опорный, ключевой характер именно в данной доктрине, концепции.
К традиционному кругу вопросов, решение которых образует содержание политического и правового учения, относятся вопросы:
(1) о происхождении государства и права;
(2) о взаимоотношениях государства и общества;
(3) о взаимоотношениях государства и законов с обществом и с отдельной личностью;
(4) об устройстве государства, его задачах, методах политической деятельности, связи государства и права;
(5) об основных принципах и формах (источниках) права;
(6) о правах личности, нации-народа, общества и др.
3. Идеология и программные положения. Программные положения (оценки взаимоотношений государства и общества, государства и права, цели и задачи политической деятельности и борьбы), присущие каждой политико-правовой доктрине (а иногда и концепции), придают ей социально значимый характер, налагают отпечаток на содержание ее теоретической части и нередко предопределяют выбор методологической основы самой доктрины. Анализ программных положений будет объяснен далее.
Из трех компонентов самой политико-правовой доктрины (концепции) именно программа является цементирующим, связывающим воедино ее элементы началом, придающим политико-правовой доктрине монолитность, поскольку оформление политических и правовых взглядов, суждений, оценок в целостную систему происходит на основе идеалов (идеологии), объединяющих членов общества в группы, стремящиеся оказать влияние на право, государство, политику.
Наиболее обширной частью политико-правовых доктрин, концепций является их теоретическое содержание. Оно всегда связано со способом обоснования политико-правовой программы, логически построенным в духе того или иного мировоззрения эпохи.
Отметим, что в программных положениях партий и движений выражен именно идеологический характер доктрины. Именно через те или иные идеологические ценности политико-правовое учение связано с политической практикой. Программная часть учения непосредственно выражает интересы и идеалы определенных классов, сословий, иных социальных групп, их отношение к государству и праву.
Напомним, что с системной точки зрения под понятием " политическая идеология " (или «политико-правовая идеология» или «идеология») подразумевается относительно логически стpойная информационная система (доктрина, концепция, программа, модель) ценностей (включая цели) какого-то класса, социальной гpуппы, группировки, касающихся госудаpства и общества, их взаимосвязей, путей и средств сохpанения и/или изменения социальных, социально-политических, политических взаимоотношений (взаимосвязей) страны (общества и государства; народа и госаппарата) во имя основных целей (выживания и развития) этой социальной гpуппы, группировки и, возможно, иных социальных групп(социально-профессиональных, классовых, национальных и пр.,т.е. массовая, а не «элитарная» идеология ).
Для системного анализа идеологии аналитику следует вспомнить, что любая политическая идеология представляет с системной точки зрения единство (систему) трех компонентов (которые и анализируются):
1) набор определенных ценностей-целей (и, соответственно, антиценностей);
2) нормы и принципы «справедливых» и «честных», во-первых, взаимоотношений между сторонниками этой идеологии (внутренних взаимоотношений) и, во-вторых, внешних для них взаимоотношений (того, что считается нормальным и приемлемым и, напротив, что признается недопустимым в этих взаимоотношениях с окружающими, другими группами, классами, государством);
3) конкретные образцы – примеры жизни и деятельности «героев», из числа сторонников этой идеологии. Третий компонент этой духовно-идеологической системы (примеры “правильного” поведения героев) является аргументацией-иллюстрацией второго (норм и принципов взаимоотношений), адресованных непосредственно соратникам-сторонникам в народной массе, и может быть в интересах анализа объединен со вторым.