Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Смысл политико-правовых доктрин и концепций




Первым предметом анализа являются теоретически оформленные в доктрину (учение) или концепцию взгляды на государство, право, политику, экономику, общество.

По критерию «кто кому служит» (исходный замысел автора, его принципиальная позиция) все концепции могут быть разделены на два типа: 1) государство служит обществу (нации, нациям страны) или 2) общество, народ, нация служит государству.

Вторая общая оценка доктрины и концепции может быть дана по наличию и полноте трех основных компонент этих обширных документов. Дело в том, что любая политико-правовая доктрина или концепция обязательно включают три компоненты (в различной их полноте):

1) философско-мировоззренческую (включая и теологическую, религиозную) логико-теоретическую основу (методологическая база учения);

2) выраженные в виде понятийного аппарата содержательные решения вопросов о сущности взаимоотношений государства и общества, государства и права, о закономерностях развития этих взаимоотношений, о социальном назначении и принципах устройства государства, об основных принципах права, его соотношении с государством, личностью, обществом и др.;

3) программные положения — оценки существующих взаимоотношений между государством и обществом, действующего законодательства и государства, политические цели и задачи (с позиции интересов того класса, который представляет данный мыслитель).

Раскроем эти компоненты, которые необходимо исследовать по следующим критериям.

1. Мировоззрение автора. Отметим, что логико-теоретическая основа политико-правовой доктрины, концепции связана, прежде всего, с мировоззрением мыслителя, отражавшего то или иное мировоззрение данной эпохи.

Политические учения Древнего мира опирались преимущественно на религиозные и философско-религиозные (ведические, прежде всего) воззрения. Мировоззрение Средних веков было религиозным, теологическим. Методом мышления Нового времени стал рационализм. Неспособность чистого рационализма познать и объяснить ряд явлений общественного и политического развития подготовила почву для возникновения и развития социологии, политологии и других общественных наук, изучающих государство и право.

2. Понятийно-категориальный аппарат доктрины, концепции по традиционному кругу вопросов. Содержанием политико-правовой доктрины, концепции являются ее понятийно-категориальный аппарат, теоретическое решение общих проблем взаимоотношений государства и общества, общих проблем государства и законодательства, обширная и завершенная система взглядов, основанная на категориях, имеющих опорный, ключевой характер именно в данной доктрине, концепции.

К традиционному кругу вопросов, решение которых образует содержание политического и правового учения, относятся вопросы:

(1) о происхождении государства и права;

(2) о взаимоотношениях государства и общества;

(3) о взаимоотношениях государства и законов с обществом и с отдельной личностью;

(4) об устройстве государства, его задачах, методах политической деятельности, связи государства и права;

(5) об основных принципах и формах (источниках) права;

(6) о правах личности, нации-народа, общества и др.

3. Идеология и программные положения. Программные положения (оценки взаимоотношений государства и общества, государства и права, цели и задачи политической деятельности и борьбы), присущие каждой политико-правовой доктрине (а иногда и концепции), придают ей социально значимый характер, налагают отпечаток на содержание ее теоретической части и нередко предопределяют выбор методологической основы самой доктрины. Анализ программных положений будет объяснен далее.

Из трех компонентов самой политико-правовой доктрины (концепции) именно программа является цементирующим, связывающим воедино ее элементы началом, придающим политико-правовой доктрине монолитность, поскольку оформление политических и правовых взглядов, суждений, оценок в целостную систему происходит на основе идеалов (идеологии), объединяющих членов общества в группы, стремящиеся оказать влияние на право, государство, политику.

Наиболее обширной частью политико-правовых доктрин, концепций является их теоретическое содержание. Оно всегда связано со способом обоснования политико-правовой программы, логически построенным в духе того или иного мировоззрения эпохи.

Отметим, что в программных положениях партий и движений выражен именно идеологический характер доктрины. Именно через те или иные идеологические ценности политико-правовое учение связано с политической практикой. Программная часть учения непосредственно выражает интересы и идеалы определенных классов, сословий, иных социальных групп, их отношение к государству и праву.

Напомним, что с системной точки зрения под понятием " политическая идеология " (или «политико-правовая идеология» или «идеология») подразумевается относительно логически стpойная информационная система (доктрина, концепция, программа, модель) ценностей (включая цели) какого-то класса, социальной гpуппы, группировки, касающихся госудаpства и общества, их взаимосвязей, путей и средств сохpанения и/или изменения социальных, социально-политических, политических взаимоотношений (взаимосвязей) страны (общества и государства; народа и госаппарата) во имя основных целей (выживания и развития) этой социальной гpуппы, группировки и, возможно, иных социальных групп(социально-профессиональных, классовых, национальных и пр.,т.е. массовая, а не «элитарная» идеология ).

Для системного анализа идеологии аналитику следует вспомнить, что любая политическая идеология представляет с системной точки зрения единство (систему) трех компо­нентов (которые и анализируются):

1) набор определенных ценностей-целей (и, соответственно, антиценностей);

2) нормы и принципы «справедливых» и «честных», во-первых, взаимоотношений между сторонниками этой идеологии (внутренних взаимоотношений) и, во-вторых, внешних для них взаимоотношений (того, что считается нормальным и приемлемым и, напротив, что при­знается недопустимым в этих взаимоотношениях с окружающими, другими группами, классами, государством);

3) конкретные образцы – примеры жизни и деятельно­сти «героев», из числа сторонников этой идеологии. Третий компонент этой духовно-идеологической системы (примеры “правильного” поведения героев) является аргументацией-иллюстрацией второго (норм и принципов взаимоотношений), адресованных непосредственно соратникам-сторонникам в народной массе, и может быть в интересах анализа объединен со вторым.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 601 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2482 - | 2217 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.