Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Удлинение цепочек взаимозависимости




Каковы макроструктурные изменения, которые имеют столь большое значение для процесса цивилизации? Их можно описать как удлинение «цепочек взаимо­зависимости»:

С ранних этапов существования западного мира по настоящее время социальные функ ции под давлением конкуренции все более и более дифференцировались. Чем боле< различными они становятся, тем больше возрастает число функций и, таким образом количество людей, от которых постоянно зависит индивид во всех своих действиях -


[442]

от простейших и самых банальных до более сложных и нестандартных. По мере того как все большее число людей должно приноравливать собственное поведение к пове­дению других, паутина действий организовывается строже и точнее, чтобы каждое ин­дивидуальное действие исполнило свою социальную функцию. Индивид вынужден регулировать свое поведение, придерживаясь все более дифференцированных, более взвешенных и твердых манер... усложняющийся и все более постоянный контроль за поведением с самого раннего возраста все в большей степени усваивается самим инди­видом, подобно автоматизму, самоограничению, которому он не может сопротивлять­ся, даже если сознательно желает этого (Elias, 1939/1982, р. 232-233).

Следствием описанного процесса является «удлинение цепочек социального действия и взаимозависимости», что способствует соответствующей потребности индивидов сдерживать свои эмоции, развивая «привычку связывать события в свете причинно-следственных отношений» (Elias, 1939/1982, р. 236).

Таким образом, по Элиасу, рост дифференциации социальных функций игра­ет ключевую роль в процессе цивилизации. Кроме этого, в связи с ней важно, что Элиас называет «тотальной реорганизацией социальной материи» (Elias, 1939/ 1982, р. 234). Здесь он описывает исторический процесс появления более стабиль­ных центральных органов общества, монополизирующих средства физического принуждения и налогообложения. Существенное значение в этом процессе имеет возникновение абсолютной королевской власти, а также придворного общества (особенно во Франции, в частности, в период правления Людовика XIV, хотя дво­ры европейских монархий были тесно связаны друг с другом). Здесь действует то, что Элиас называет «королевским механизмом»: короли появляются при наличии особой фигурации, когда соперничающие функциональные группы амбивалент­ны (одновременно зависимость друга от друга и враждебность по отношению друг к другу), а власть оказывается поровну распределенной между ними, что препят­ствует возникновению серьезного конфликта или итогового компромисса. По словам Элиаса, «оптимальная власть, которая обычно находит свое выражение в автократии, достигается центральным органом не в том случае, когда рождается сильная правя­щая личность, а при условии, что особая социальная структура обеспечивает для этого возможность» (Elias, 1939/1982, р. 174). Иными словами, король появляет­ся, когда имеется соответствующая фигурация.

Королевский двор играет, согласно Элиасу, особую роль, поскольку именно здесь происходили изменения, которые, в конечном счете, оказывали воздействие на все общество. В отличие от воина, которому было свойственно с легкостью прибе­гать к насилию, поскольку его цепочки взаимозависимости были достаточно корот­ки, придворные дворяне, связанные со многими иными дворянами гораздо более длинными цепочками взаимозависимости, считали нужным быть более восприим­чивыми к другим. Дворянство находило все более затруднительным давать сво­боду своим эмоциям, проявляющимся в насилии и подобного рода действиях. Кроме того, укреплялась сила ограничений, связанная с тем, что король приобре­тал все больший контроль над средствами принуждения. «Монополизация физи­ческого принуждения, концентрация оружия и вооруженных людей под властью одного человека... вынуждает мирных безоружных людей быть менее воинствен­но настроенными, прибегать к особой предусмотрительности или рассудительно-


[443]

сти; иными словами, она навязывает людям большую или меньшую степень само­контроля» (Elias, 1939/1982, р. 239). Монополия силы тесно связана со способно­стью короля концентрировать в своих руках налогообложение, поскольку налоги — это то, что позволяет ему финансировать контроль над средствами принуждения (Elias, 1939/1982, р. 208). Фактически Элиас описывает ситуацию взаимодей­ствия двух монополий: «Финансовые средства, таким образом поступающие пра­вителю, поддерживают его монополию на вооруженное принуждение, тогда как она, в свою очередь, поддерживает монополию на налогообложение» (Elias, 1939/ 1982, р. 104). Кроме того, рост дохода королевской казны сопровождается сни­жением доходов дворянства, а неравенство способствует дальнейшему усилению королевской власти (Elias, 1969/1983, р. 155).

Дворяне играют ключевую роль в процессе цивилизации, поскольку измене­ния, происходящие в этой элитной группе, постепенно распространяются на все общество:

Именно в придворном обществе формируются основные модели поведения, которые, объединяясь с другими и изменяясь в соответствии с той позицией, которую занимают прибегающие к этим моделям группы, распространяются, заставляя проявлять преду­смотрительность, на все более широкие группы функций. Из-за своего особого поло­жения люди, принадлежащие к придворным кругам, более чем какая-либо иная группа западного общества, испытывающая на себе влияние Такого процесса, оказываются специалистами по разработке и формированию моделей социального поведения (Elias, 1939/1982, р. 258).

Эти появившиеся на Западе перемены распространились и на другие части света.

Появление королевской власти и двора, а также исторический переход от фигу­ры воина к придворному (или процесс превращения воина в дворянина) представ­ляют собой, с точки зрения Элиаса, важнейший «рывок» в процессе цивилизации. Идея «рывков» — средоточие предложенной Элиасом теории социальных измене­ний: он не считает их ровным однонаправленным процессом, полагая последний со множеством стартов и остановок, а также как разнонаправленное движение.

Хотя Элиас придает огромное значение феномену королевского двора1, конеч­ная причина последовавших решающих изменений состоит в изменении всей со­циальной фигурации того времени. То есть ключевое значение имели изменения во взаимоотношениях между различными группами (например, между воинами и дворянами), а также изменения во взаимоотношениях между индивидами в этих группах. Кроме того, эта фигурация определяла ограничения в равной степени для дворянства и для короля: «Принцы и аристократы могут показаться людьми, ве­дущими свободную от принуждения жизнь. Тут... стало очевидным, чем ограни­чены представители высших классов и в не меньшей степени тот из них, кто обла­дает наибольшей властью, — монарх» (Elias, 1969/1983, р. 266).

Начиная со времени господства короля и его придворных, происходит постепен­ное движение к формированию государства. Другими словами, когда имеется част­ная (королевская) монополия на военную силу и налоги, появляется основа для

1 Интересное исследование двора, буржуазии и их влияния на Моцарта см. в Elias, 1993.


[444]

общественной монополии на эти ресурсы — т. е. для образования государства. Су­ществует непосредственная связь между укреплением королевской власти и затем государством как контролирующими органами в обществе и параллельным разви­тием контролирующих установок отдельной личности. Совместное установление такого рода ограничений ведет к их беспрецедентной власти над способностью ин­дивида воздействовать на собственные эмоции. Нельзя сказать, что до этого вре­мени самоконтроль у людей совершенно отсутствовал, но он стал постоянным, не­колебимым, затрагивая все больше аспектов человеческой жизни. Утверждение Элиаса о том, что, обладая более длинными цепочками взаимозависимости, «ин­дивид учится контролировать себя во всем и всегда; тогда он в меньшей степени узник своих страстей» (Elias, 1939/1982, р. 241), очень близко позиции Дюркгейма.

Любопытно в то же время признание Элиаса, что этот контроль не оборачи­вается абсолютным благом. Жизнь стала менее опасной, однако она также стала приносить меньше удовольствий. Неспособные непосредственно выразить свои эмоции люди вынуждены находить другие отдушины, например в мечтах или книгах. Кроме того, борьба, ранее проявлявшаяся как нечто внешнее, выступила в качестве, говоря языком Фрейда, борьбы Оно и Суперэго. (На воззрения Элиа­са, касающиеся личности человека, огромное влияние оказала теория Фрейда.) Таким образом, способствуя уменьшению насилия, рост контроля над эмоция­ми вызвал усиление скуки и беспокойства.

Удлинение цепочек взаимозависимости соотносится не только с ужесточени­ем контроля над аффектами, но и с возрастающей восприимчивостью людей по отношению к другим и к самим к себе. Кроме того, человеческие суждения приоб­ретают более тонкие оттенки и нюансы, благодаря чему люди более способны оце­нивать и контролировать как себя, так и других. До того как появилось придвор­ное общество, им приходилось защищать себя от насилия и угрозы смерти. Позднее, когда эта опасность стала меньше, люди могли позволить себе стать более воспри­имчивыми по отношению к менее значительным угрозам и действиям. Эта возрос­шая чувствительность становится важнейшим аспектом процесса цивилизации, а также имеет ключевое значение для его дальнейшего развития.

Огромную роль в этом процессе играет социализация молодых, в ходе которой они усваивают механизмы самоограничения. Однако и в этом случае есть пробле­мы: «Приобщение молодого человека к цивилизации никогда не бывает абсолютно безболезненным процессом; оно всегда оставляет шрамы» (Elias, 1939/1982, р. 244).

Резюме

Основным предметом рассмотрения в данной главе является интеграция подхо­дов к микро- и макроуровням. Развитие такого рода теорий чревато возвратом к вопросам, интересовавшим титанов социологической мысли, а также отходом от крайних микро- или макропозиций в теории, чем во многом характеризовалась американская социологическая теории XX в. Тогда как до 1980-х гг. вопросу ин­теграции подходов к микро- и макроуровням уделялось мало внимания, в это де­сятилетие и в течение 1990-х интерес к данной теме резко возрос. Работы, касаю­щиеся этой области, создавались в рамках полярных теорий, а также различных


[445]

подходов промежуточного плана. Некоторые из них были сфокусированы на объе­динении микро- и макротеорий, тогда как остальные рассматривали взаимосвязь микро- и макроуровней социального анализа. Помимо этого базового различия существуют значительные расхождения во взглядах на интеграцию указанных теорий и уровней.

Существенное место в данной главе занимает разбор нескольких важнейших работ, посвященных интеграции микро- и макроуровней социального анализа. Три автора, Ритцер, Александер и Уайли, развивают очень схожие «микро-мак­ромодели» социального мира. Несмотря на то что между ними имеются существен­ные отличия, указываемые ими похожие образы социального мира отражают пока­зательное сближение ученых, стремящихся к объединению микро- и макроуровней социального анализа.

Значительно более узкой теорией является концепция Коулмена, который со­средоточивается на переходе от микро- к макроуровню и их соединении в таком направлении. Его исследования критикуют за неспособность описать специфику соединения при переходе от макро- к микроуровню, а также за отсутствие диалек­тического понимания социального мира. В этом контексте также рассматривает­ся наследие Лиски, поскольку тот предпринимает попытку преодолеть ограничен­ность свойственного Коулмену подхода и изучить вопрос перехода от макро-к микроуровню. Лиска подчеркивает значение агрегации и контекстуальных фак­торов в рассмотрении соединения феноменов микро- и макропорядка. Предпри­нятая Коллинзом попытка построить теорию интеграции двух полюсов критику­ется за редукционизм — тенденцию сводить макрофеномены к микроявлениям.

Данная глава завершается подробным ознакомлением с работами одного из европейских предшественников американских теорий интеграции — Норберта Элиаса. Особенно актуальны его представления в области фигурационной социо­логии, а также сравнительно-историческое исследование взаимосвязи относящих­ся к микроуровню манерам и происходящих на макроуровне изменений при дво­ре короля и в государстве.


[446]

Глава 11





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 320 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2782 - | 2343 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.