Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Субъективные уровни анализа




Норбертом Уайли (Wiley, 1988) была предложена модель микро-, макровзаимо­связей, в значительной степени сходная с теми, что были разработаны Александе-ром и мной. Подход Уайли — чисто субъективный, тогда как в модели Александе­ра и моей учитывается как субъективность, так и объективность. Уайли ясно говорит об этой стороне своего подхода, отстаивая ту мысль, что отправной точ-


[425]

кой для описания уровней является их отношение к субъекту. Уайли выделяет следующие четыре основных уровня анализа, здесь же я (в скобках) указываю соответствующие каждому из них в моей модели: «Я» или индивид (микросубъ­ективное), взаимодействие (микрообъективное), социальная структура (макро-объективное), культура (макросубъективное). Хотя выделяемые мной (и Алек-сандером) четыре уровня поразительно похожи на уровни Уайли, тем не менее ясно, что последний пренебрегает объективной реальностью. Иначе говоря, у него уровни интеракции и социальной структуры, как и другие, определяются с субъек­тивной точки зрения.

В своем анализе Уайли отталкивается от индивида, или «Я», образующего «микроуровень». Александер, как мы видели, несомненно, указал бы на пробле­матичность такой исходной позиции. Мы же считаем, что выбор исходного уров­ня, в конечном счете, не является принципиальная задача, поскольку рассматрива­ется диалектическая взаимосвязь между всеми уровнями анализа. Однако Уайли предлагает весьма ограниченную концепцию микросубъективной составляющей. Точнее, он придает чрезмерное значение «Я» и поэтому не учитывает ряд важных компонентов микросубъективного уровня: разум, сознание, социальное констру­ирование реальности и т. д. Другими словами, как подчеркивают социальные пси­хологи, микросубъективный уровень далеко не исчерпывается «Я».

Подобным же образом, понимание Уайли взаимодействия или микрообъектив­ного уровня тоже имеет ограниченный характер. На этом уровне далеко не всегда происходит взаимодействие. Как минимум нам следует учесть здесь еще действие (в том числе сознательное прошлое) и поведение (не имеющее прошлого). Это, без сомнения, должно относиться к этому уровню, так как микроуровневые явления подобного рода не входят в иную внутрисубъективную микроуровневую катего­рию, указанную Уайли. Кроме того, хотя взаимодействие, действие и поведение могут иметь субъективный компонент, они объективно существуют, и могут быть социально закреплены в повторяющихся моделях. В своих работах я рассматри­ваю субъективные аспекты этих процессов на макросубъективном уровне, а объек­тивные аспекты — в рамках микрообъективности. Так или иначе, нам следует изу­чать в указанных явлениях как субъективные, так и объективные моменты.

Концепция социальной структуры Уайли и мое понимание макрообъективно­сти оказываются более близкими, чем микроанализ этих понятий, даже несмотря на то, что Уайли в своей модели подходит к этому уровню с субъективной точки зрения. Хотя он пишет об «обобщенном "Я"», существующем на этом уровне, ко­торое он осознает «исполняющим роли и придерживающимся правил» (Wiley, 1988, р. 258), все же он имеет в виду существование макрообъективных структур. Притом, что Уайли акцентирует здесь субъективное обобщенное «Я», я бы при­дал наибольшее значение объективным структурам (общество, мировая система), создающим правила и роли для «Я».

Мало существенных различий обнаруживается между упоминаемым в модели Уайли уровнем культуры и планом макросубъективности в моем представлении, поскольку обе позиции предполагают описание с позиции крупномасштабной и субъективной. Единственным разногласием остается то, что размышления Уай­ли о «чистом значении», связанном с этим уровнем, носят слишком общий харак-


[426]

тер, здесь требуется большая конкретизация и конкретное рассмотрение таких об­щеизвестных социологических понятий, как нормы и ценности.

Уайли и я выдвигаем модели, сходные не только в концептуальном выделении
четырех основных уровней, но и с точки зрения нашего понимания взаимосвязей
между ними. Уайли говорит о длящемся процессе «возникновения», который свя­
зывает нижние уровни с верхними, и о процессе «обратной связи» (тоже, по-ви­
димому, непрерывном), который протекает по направлению от верхних к нижним
уровням. Аналогичным образом и меня интересует диалектическая (т. е. непре­
рывная, многонаправленная) взаимосвязь всех уровней социального анализа. Мое
понимание этой диалектической взаимосвязи более неопределенное и обобщен­
ное, чем понятия «эмерджентности» и обратной связи, встречающиеся у Уайли, но
одновременно следует заметить, что разные уровни социального анализа связаны
большим, чем предполагает Уайли, количеством связей. Различные социологиче­
ские концепты (например, экстернализация, объективизация, социализация, интер-
нализация, социальный контроль) отражают разные аспекты диалектической взаи­
мосвязи микро- и макроуровней.»

Хотя микро- и макроподходы, предложенные Уайли и Александером, были кри­тически рассмотрены под ракурсом выдвинутой мной парадигмы обобщенного пла­на, все-таки первостепенное значение имеет то, что все эти три подхода предлага­ют практически идентичные модели основных уровней социального анализа. Сходство особенно поразительно, учитывая, что мы трое пришли к данной про­блеме, отталкиваясь от совершенно несхожих теоретических позиций — диалек­тического подхода, которого придерживаюсь я; многомерной, неофункционалист-ской ориентации Александера; субъективной точки зрения Уайли. Теперь нужно обратиться к некоторым подходам, связанным с изучением взаимосвязи микро- и макроуровней, что сильно отличаются от уже рассмотренных.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 348 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2311 - | 2015 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.