Всем, имеющим отношение к методике воспитания известно: семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность либо неуспешность всего учебно-воспитательного процесса. Вот почему при большом многообразии обязанностей работа школы с семьей столь значительна в педагогической деятельности.
В современной школе меняется многое: структура ее и содержание учебно-воспитательного процесса, позиция педагогов и учащихся, микроклимат их взаимоотношений, методика и техника урока, подходы к изучению многих учебных предметов и ко внешкольной воспитательной работе. Управление школой становится демократичным, а значит, более демократичные отношения в «педагогическом треугольнике»: учитель — ученик — родители. Ушли в прошлое командно-административные способы регулирования этих взаимоотношений.
Престали быть эффективными некоторые формы работы школы с родителями: традиционные родительские собрания - монологи классного руководителя, педагогические лектории и университеты, вызовы родителей в школу, сообщения по месту работы о хорошем (либо плохом) их отношении к воспитанию собственных детей, посещение семей учащихся... Порой ведутся разговоры (в том числе и в управленческих кругах) о том, что школа вообще не должна работать с родителями, ибо воспитание детей — дело семьи.
Но педагоги-практики знают, что это не так. Да, многое, действительно, ушло. Но... Остались родители и дети — с их радостями, горестями, разрешимыми и порой неразрешимыми проблемами, потребность в своевременном совете мудрого, знающего детскую психологию педагога... Остался учитель, нуждающийся в сотрудничестве с родителями: опытный учитель с его проблемами пересмотра логики и содержания этого сотрудничества и молодой, нередко растерявшийся, еще не умеющий найти контакты с более опытными людьми в лице родителей своих воспитанников.
С момента поступления ребенка в школу возникает и существует, диалектически развиваясь, так называемый «педагогический треугольник» с его трудностями и противоречиями, требующими своего разрешения. Вроде бы у тех и других цели, стремления, надежды, действия одни и те же и направлены на благо ребенка
Но тогда почему отношения в этом «треугольнике» столь противоречивы и драматичны? Почему чаще всего сообщение ребенка (даже благополучного ученика!) о предстоящем родительском собрании не вызывает у родителей восторга? Почему столь обычны длинные поучительные монологи классного руководителя и почтительное молчание родителей на этих собраниях: неужели так уж согласны со всем эти умудренные жизненным опытом и знаниями в различных областях люди? И даже если не согласны — тоже молчат. Почему так сопротивляются классные руководители настоятельному требованию администрации школы посещать семьи учащихся? Почему дети так боятся «приглашения» в школу мамы и папы? Почему иногда просьбы педагога «принять меры» или просьбы родителей помочь в воспитании сына или дочери так непродуктивны?
И почему при общих целях в воспитании ребенка, при видимой общей заинтересованности сторон возникают бесконечное количество взаимных претензий, невосприимчивость критических замечаний, невыполнимость просьб, неумение или даже нежелание войти в положение друг друга, молчаливое или открытое сопротивление, неодобрение друг друга?
Видимо, корень проблем и противоречий - в нарушенных взаимоотношениях, в позиции каждой из сторон. Мудрое решение предложил еще Гиппократ. Входя к больному, он обычно говорил: «Нас трое: ты, я и болезнь. Если ты объединишься с болезнью, я не смогу тебя вылечить. Если же объединимся мы с тобой, то вместе победим болезнь».
Так и в «педагогическом треугольнике» проблемы ребенка (подростка): «надо хорошо учиться», «хочу дружить с.,.», «никак не могу преодолеть лень», «сам не понимаю, почему у меня не получается...», «почему со мной никто не водится?», «мне нравится Катя, а я ей нет», «я хотел, как лучше, а получилось хуже» и многие-многие другие -это и проблемы родителей, и проблемы педагогов (воспитателей). Значит, необходимо четко и ясно определить позиции сторон в этом взаимодействии.