Более пристальное рассмотрение организационной формы воспитательной работы как педагогической категории приводит к видению ее многообразных аспектов, сторон, выражений, а значит позволяет педагогу сделать процесс выбора форм процессом творческим. Формы воспитательной работы многообразны. Они могут быть:
§ простые (как акт ситуативного воздействия) и сложные (включающие воспитанников в самые многочисленные отношения);
§ кратковременные (например, «Пять минут с одним стихотворением») и длительные («Неделя юного героя-антифашиста», «Месячник по благоустройству микрорайона школы»);
§ групповые (от двух участников и более), коллективные (класс, секция, кружок), общешкольные и даже межшкольные, микрорайонные, межрегиональные, республиканские, государственные (к примеру, в г. Обнинске Калужской области ежегодно проводится Всероссийская научная конференция школьников «Юность. Наука. Культура»);
§ традиционные (вошедшие в практику школ, апробированные, априори эффективные, освоенные и взятые на вооружение многими педагогами) и творческие (нестандартные, нетрадиционные, исключающие шаблон, создаваемые педагогами и воспитанниками в совместной творческой жизнедеятельности);
§ спонтанно возникающие в ходе воспитательного процесса (например, стихийно возникшая дискуссия по поводу затронувшего всех спорного вопроса, акция милосердия в адрес жертв случившегося стихийного бедствия...) и специально организованные, спланированные и особым образом инструментованные педагогом или педагогическим коллективом;
§ регулярные (внесенный в сетку расписания классный час, еже четвертные родительские собрания; серии классный часов под рубрикой, например, «Интересный человек рядом», «Круглый стол с острыми углами», «День именинника» и т.п.) и эпизодические (как календарные, так и ситуативные, проводимые воспитателем, исходя из задач воспитания);
§ многообразие форм, подчиненных единым целям и логике воспитательного процесса, может быть объединено в систему, названную воспитанием «крупными дозами» (В,А. Караковский);
§ система интегрированных форм как клубный вариант, воспитательный центр, центр детского творчества и т.п.
В данном параграфе мы предполагаем рассмотреть несколько аспектов использования организационных форм воспитательной работы, ориентирующих школьного педагога (начинающего и опытного) на творческий рост от субъекта педагогической деятельности, осваивающего традиционно сложившиеся формы, до творческого педагога-новатора, самостоятельно конструирующего нетрадиционные (творческие) формы воспитательного процесса. То есть мы предполагаем рассмотреть:
а) методику подготовки и проведения любой из форм воспитательной работы (некий алгоритм, общую схему);
б) картотеку форм воспитательной работы и методику ее создания творческим педагогом-воспитателем;
в) некий технологический и технико-педагогический «инструментарий» (перечень возможных приемов), который не только позволяет воспитателю быстро освоить «работу по образцу», но и помогает конструировать собственные творческие формы воспитательного процесса;
г) описание некоторых (для примера) новых форм воспитательной работы, возникших в последние годы.
КЛАССНЫЙ ЧАС КАК «ЧАС КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ»
Прежде чем раскрывать методику подготовки и проведения любой формы воспитательной работы, следует оговориться о том, что мы имеем в виду, употребляя в нашем контексте понятие «классный час». Это не какая-то определенная форма работы (в практике отдельных школ и теоретиков педагогики именуемая нередко «застойной формой», относящейся к ушедшему периоду авторитарной организации воспитательной работы), а час классного руководителя, та самая «клеточка» воспитательного процесса, которая позволяет школьному педагогу найти время общения с воспитанниками, открыто провозгласить и высветить запланированное к воспитанию отношение к определенным ценностям, позволяет сделать воспитательное воздействие систематическим и регулярным, а сам процесс воспитания не хаотичным, случайным, а управляемым и целенаправленным.
Для классного часа характерно все многообразие видов и форм, перечисленных выше. Классный час предполагает также проявление специфики личности педагога,.работающего по авторской, творческой программе. Исповедываемый им гуманистический подход к организации воспитательного процесса может привести к формулированию своеобразных правил; «Никогда никого не ругать на классном часе», «Никогда не обсуждать долгих и нудных организационных вопросов» (для этого можно найти другое место и время), «Оптимизм и мажор — основной стиль и тон общения на классном часе», «Создать максимум комфорта для всех участников» (красиво и функционально оформленное помещение, удобные и свободно избираемые места, использование цветов, подарков, сюрпризов...).
Классный час должен быть нерегламентирован временем (он может продолжать от 2—5 минут до нескольких часов). Не должен быть «привязан» к месту — классной комнате: он может быть проведен в музее, на лоне природы, на улицах города, в сквере, на квартире у кого-то... Субъектом его проведения необязательно должен быть классный руководитель, это может быть любой работник школы, любой приглашенный, любой одноклассник, это может быть и группа людей (группа студентов, авторский коллектив, творческая группа и т.д.). Могут быть введены и другие правила.