Очень часто в практике современной школы «набор» организационных форм воспитания определяется общей научно-методической проблемой, над которой работает педагогический коллектив. Например, в школе-гимназии № 22 г. Севастополя педагоги, работающие над проблемой «воспитания личности, способной строить жизнь, достойную человека, по законам ИСТИНЫ, ДОБРА, КРАСОТЫ», используют различные творческие методы обучения и воспитания. Приведем здесь две формы работы из опыта учителя Г.В. Паршиковой.
Так, с первоклассниками сочиняют сказки. В самом начале дети должны в текст, заданный взрослыми, вставить какие-то слова (в пропуски) и нарисовать сказочных героев (в специально пропущенных местах). Рита М. досочиняет сказку о девочке Настеньке, заблудившейся в дремучем лесу и попавшей в избушку к злому и страшному поначалу медведю и «перевоспитавшемуся» к концу сказки в доброго, приносящего пользу и добро людям и зверям. И вот у девочки в начале сказки: лес густой, словно «собрание лесных чудищ», избушка как «дом для чудищ», темно словно «в пещере», лес дрожит будто «планета с астероидом столкнулась», медведь сопит «как Соловей-разбойник», потому что живет «как одинокий колдун». И рисунки один страшнее другого. А к концу сказки, когда Мышка сказала Медведю, чтобы он не жил как одинокий колдун: «Ты пойди, отнеси корзиночку Настеньке. Людям помогай, в обиду не давай». Так и сделал Медведь — девочка рисует этого же медведя в облике «доброго красивого колдуна», раскрасив его нежными пастельными тонами.
А в среднем звене школы целая серия уроков, классных часов, объединенных единым стержнем — «Встречи с Сократом» (человеком, философом, воином, семьянином, гражданином...). В разных формах: рассказ учителя, сократовские беседы, дискуссии, размышления детей и учителя, просто «урок молчания и осмысления смерти Сократа». И все это вариации метода убеждения. При этом мысли и рассуждения самого Сократа в «железной», убедительной форме и логике, с позиций ИСТИНЫ, ДОБРА И КРАСОТЫ постепенно, исподволь, ненавязчиво внедряются в сознание учащихся. А после этого дети перевоплощаются в учеников Сократа и ведут с учителем беседы на темы, которые обсуждал со своими учениками Сократ: проблемы добра и зла, жизни и смерти, добродетелей и пороков, права и долга, свободы и ответственности, личности и общества...
Распространенными сложными формами воспитательной работы в школе стали формы, интегрирующие многообразие дел, объединенных общими идеями, целями, логикой, содержанием воспитания: недели, месячники, годы (например, год 200-летия А.С. Пушкина, год 850-летия Москвы), различные фестивали. Например, фестиваль наук:
§ «Уроки по интересам» (проводит каждый учитель по темам, интересующим его как личность);
§ отборочные игры и конкурсы в классах: «Что? Где? Когда?», «Крестики-нолики», «Звездный час», «Умники и умницы» и т.д.;
§ «За страницами твоего учебника» — коллективное творческое дело (участники — учащиеся 2—11-х классов);
§ «В гостях у Муз» (зачет в «Школе искусств»); полуфинал конкурса «Гимназист года»; >• «Познай себя» (тестирование, анкетирование, психологические тренинги силами кружковцев «Юный психолог»);
§ олимпиады, конкурсы, аукционы знаний; >- творческий портрет классного коллектива (по графику);
§ научно-практическая конференция старшеклассников (итоги поисково-исследовательской работы).
Фестиваль наук способствует развитию познавательной активности школьников, умению применять знания на практике. Весь комплекс творческих дел, объединенный в «фестиваль», позволяет развивать у школьников самостоятельность, воспитывать способность преодоления трудностей при достижении намеченной цели.
Интересно работает в поселке Балабанове Калужской области воспитательный центр, объединяющий три направления творческих содружеств детей и взрослых: «Детский огород», «Жирафы» (которые высовываются и творят добрые дела для окружающей жизни «просто так») и клуб «Подросток».
В Сибири, в г. Братске, работает при Центре детского и юношеского творчества необычная поэтическая студия под названием «Маленький принц». Девиз ее — тонкие, проникновенные слова А. де Сент-Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Здесь все необычно. Все пронизано любовью. Взрослых — к детям. Детей — к взрослым. Всех — к жизни: маме, солнцу, цветам, людям, игрушкам... К единственному и единственной... К детству и старости. К поэзии. К городу и улицам, К природе. К себе самому — возвышенному и возвышающемуся...
Прикоснется ладонь к ладони,
И сразу станет тепло.
Ольга Бабаченко
Здесь необычен руководитель — Владимир Монахов. Он умеет с детьми говорить на их языке, но по-взрослому; не сюсюкая, а поднимая их до философского понимания жизни:
Жить скрытно от времени -не позволять возрасту распоряжаться собой. Проникать мыслью за линию горизонта и размножать пространство за пространством в поисках иных форм существования души.
И свое, необычное, глубинное видение детьми окружающего мира: одухотворение всего — и живого, и неодушевленного, сопричастность каждого с природой, искусством, людьми... Вот их отношение к живописи
Живопись не понимаю — чувствую. Женя Поташникова
Часть жизни художника — в его картинах. А остальная — самая большая -осталась в его душе. Галя Малунова