Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Основополагающие идеи и приемы конструирования творческих форм воспитательной работы




Разумеется, мы описали далеко не все формы воспитательной работы в современной школе. Да это сделать и невозможно, ибо практика рождает все новые и новые. Творчески работающий школьный педагог, идя от воспитательной цели и задач, конструирует их сам, максимально приближая содержание и тональность к своим собственным, неповторимым условиям. Однако есть некий алгоритм, позволяющий расширить диапазон творчества школьного педагога в воспитательном процесс. В основе его две идеи.

Идея первая: содержание воспитания, реализованное в различных организационных формах, обогащается за счет богатства наук и искусств, лежащих в основе тех или иных видов деятельности: познавательная — в области различных наук и их истории, ценностно-ориентировочная - - в этике, эстетике, культурологии, политологии, разных отраслях искусства... художественная — в эстетике, музыке, живописи, поэзии, дизайне... культуре, изучении персоналий.., физкультурная - в изучении теории и практики здорового образа жизни, трудовая - в изучении и использовании обычаев и традиций, ремесел. народных промыслов, профессиональной ориентации... свободное общение — в углубленном изучении всех наук и искусств, лежащих в основе организации досуга, различных хобби и т.д. Это позволяет поднять все формы воспитания на высокий профессиональный уровень (силами не только школьного педагога, но и широкой социокультурной среды - самих учащихся, их родителей, работников клубных учреждений и школ, деятелей общественных организаций...). Это позволит уйти от бытующего в практике воспитания дилетантизма, словесного «воспитания» или вообще от «пускания на самотек» всего дела воспитания, при этом скрываясь под якобы за благородно-гуманистическим тезисом «Школа — образовательное учреждение, она должна лишь давать знания, а воспитание — удел семьи».

Идея вторая: творческим сделать подход в воспитании педагогу поможет «копилка» специальных педагогических приемов, из которых можно конструировать различные методы воспитания и организационные формы. Приведем здесь некоторые из них.

Анализ афоризма (в самых разных вариантах), ибо «афоризм — брат анекдота, друг парадокса и сын мудрости» (А. Белкин):

§ афоризм записан на доске - все размышляют либо устно, либо письменно (после чего мнения суммируются). Например, размышление над мыслью Диогена: «Ведь не для того же человек живет, чтобы есть. Он ест для того, чтобы жить»;

§ на доске записано два афоризма: 1) «Человек — это великолепно... Это звучит... гордо!» (А.М. Горький); 2) «Аз есмь чървь, а не человек» («Я есть червь, а не человек») (из древнерусской молитвы). Классу дается задание: выбрать наиболее подходящий и обосновать;

§ возможна «перекличка» афоризмов. Например, на уроке «Женственность и мужественность» поочередно читаются афоризмы о достоинствах мужчин женщин. Использование биографий, историй жизни, жизненного опыта великих людей.

Приведем здесь примеры.

§ Для подчеркивания отношения к определенным качествам личности....К юноше, который с гордым видом позировал ваятелю, Антисфен обратился так: «Скажи, если бы бронза умела говорить, чем бы, по-твоему, она стала хвастаться?» - «Красотою», - сказал тот. «И тебе не стыдно гордиться тем же, чем и бездушная статуя?»... Мальчишке-болтуну Зенон сказал: «У нас для того два уха и один рот, чтобы мы больше слушали и меньше говорили».

§ Для воспитания у учащихся сознательной дисциплины можно использовать такую историю:...Однажды Диоген рассуждал о важных предметах, но никто его не слушал; тогда он стал верещать по-птичьему; собрались люди и он пристыдил их за то, что ради пустяков они сбегаются, а ради важных вещей не пошевелятся.

Использование сказок, легенд, преданий, притч, художественной прозы и поэзии... в качестве содержательного материала метода «параллельного действия» (А.С. Макаренко). Например, сказка Ш. Сильверстейн «Щедрое дерево» для откровенного разговора об отношении к маме. Множество примеров такого использования материала в книге «Я — Человек».

«Конверт откровений» («Конверт дружеских вопросов», «Конверт знакомства» и т.д.): в конверт закладываются записанные на карточках вопросы по теме обсуждения; конверт передается из рук в руки — каждый берет по одной карточке, отвечает на «свой» вопрос, все остальные высказывают свои суждения. Так легко можно организовать дискуссию.

Упражнения-откровения типа «Мои пять самые...»: учащимся передают конверт, в котором карточки, каждый берет одну (не глядя), громко читает и сразу отвечает. Примеры карточек «Мои пять самые...»: 5 самых презираемых качеств личности человека, 5 самых близких людей, 5 самых ненавистных явлений в жизни, 5 самых веселых и смешных явлений, событий в жизни, 5 самых любимых произведений прекрасного, 5 самых главных дел, которые мечтаешь совершить в жизни, 5 самых ценных вещей, 5 лучших книг...

Экспресс-опрос: быстрые вопросы педагога, требующие быстрого ответа или «голосования». Педагог делает необходимые выводы. Например, перечень таких вопросов: «Что происходит с человеком в отрочестве?»; «Зачем человек рождается, зачем он живет?»; «XX век — прогресс человечества или регресс?»; «Дисциплина — это свобода или неволя?»; «Любовь — не вздохи на скамейке и не свиданья при луне» — а что?» и др.

«Трудное чтение» - это один из приемов комментированного чтения и размышления над прочитанным. Чаше всего используется для работы с учащимися 10—11-х классов по проблемам философского размышления о жизни. Например, чтение книги Б:М. Кедрова «Беседы о диалектике», Д.С. Лихачева «Раздумья» и др.

Инсценировка пословиц (по группам 3—5 человек). Группам дается задание (лучше заранее) Инсценировать известную пословицу. Если заранее, то с элементами костюмов, необходимыми предметами. Например, «Учи дитя, пока поперек лавки лежит, трудно будет, когда побежит». «Жизнь прожить — не поле перейти»; «Семь раз отмерь, один отрежь». Класс наблюдает и отгадывает пословицу. Идет обсуждение проблемы.

«Интервью» с интересным (значимым) человеком: с живыми людьми-современниками, людьми-авторами периодической печати, с героями художественных произведений, с авторами дневников, историческими деятелями и деятелями культуры...

Есть множество приемов, с помощью которых педагог регулирует отношения между детьми, между детьми и взрослыми, делает их воспитывающими, придает воспитательный смысл каждой жизненной ситуации, конструирует собственные воспитывающие ситуации: побуждение действием и личным примером, авансированное доверие, параллельное действие, косвенное воздействие, мнимое безразличие, подход к человеку с оптимистической гипотезой... и многие другие.

Нередко во фронтальной, групповой и индивидуальной воспитательной работе с детьми используются приемы, стимулирующие самовоспитание и самоактуализацию учащихся: рефлексия, релаксация, этические игры, решение этико-психологических задач, самоанализ, самокритика, самовнушение, различные тренинги самопознания и самовоспитания, проведение и анализ анкет, тестов, различных методов самопознания эмпирического характера и др.

Есть множество педагогических приемов дисциплиниро-вания учащихся в ходе воспитательного процесса. Например, введение собственных неписаных, традиционно исполняемых правил типа: «Живи для улыбки другого», «Не обижай никого вокруг», «Помогай!», «Правило - стоп» (прием для остановок игры, увлекательного занятия), «Один говорит — все молчат: уважай «Золотое слово». Могут быть введены ритуальные действия: музыкальный и словесный эпиграф, особые формы приветствия, традиционное завершение песней, «слушание тишины», игровое оформление различных дел и т.д. И все это —. элементы творчества школьного педагога. Они обогащают жизнь детей и педагогов, делают организованным, четким, результативным и радостным воспитательный процесс.

И в качестве завершения: используя те или иные организационные формы, следует помнить о главном — у детей при участии в них должно быть состояние счастья переживаемого момента.жизни, а не обязательного школьного «мероприятия». Дети все понимают и оценивают. Хочется предостеречь, приведя отрывок из эссе о школе шестнадцатилетнего Артема Космарското:

«Сегодня посетил школьное «праздничное мероприятие»! Трещавшее по швам царство тотального лицемерия; бормотание заученных стишков (это вольное детское творчество), бурные аплодисменты зала (под бдительным оком классруков)... Бедные ребята у микрофона! Перед скучающим, хихикающим, агрессивным залом, просверленные глазами всей школьной верхушки, «бормочут» слово — милое, доброе, идиллическое стихотворение! Умилительная детская наивность в окаменевших формах показушной утехи!»

Вопросы для самопроверки и размышления

1. Сформулируйте методические правила подготовки и проведения любой организационной формы воспитания.

2. Дайте собственный анализ системы организационных форм воспитания, приведенных в тексте параграфа.

3. Традиционность (консерватизм) и творчество различных организационных форм воспитания.

4. Какие еще приемы (элементы) организационных форм воспитания, помимо описанных, вам известны? Проанализируйте их достоинства и недостатки.

Рекомендуемая литература

1. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. КИПАРИС: учебное пособие по организации детского досуга в лагере. М., 1999.

2. Иванов ЯД Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1989.

3. Калейдоскоп школьных дел / Авт.-сост. В.Н. Щербакова, Е.М. Смекалова. Псков, 2000. Вып. I, 2.

4. Классному руководителю / Под ред. М.И. Рожкова. М., 1999.

5. Маленкова Л.И. Человековедение. Методическое пособие для учителей. М., 2000.

6. Советуем, предлагаем, внедряем. Методические рекомендации / Сост. А.А. Антонова. Краснодар, 1990.

7. Планирование воспитательной работы в классе /Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2000. Гл. 3. '

8. Праздник, который всегда с тобой. В кн.: Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя. М., 2001. С. 90—93.

9. Рожков М.И., Бейбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. М., 2001.

10. Сергеева В.Н. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. М., 2001. Приложение (конкретные формы воспитательной работы).

11. Торгашов В.Н. В эфире новости: Праздники. Конкурсы. Забавы. Викторины. Путешествия. Советы. Игры. М., 2001.

12. Торгашов В.Н. Мы играем в детектив: Праздники. Концерты. Затеи. Сюжеты. Конкурсы. Истории. Викторины. Шифровки. М., 2003.

13. Тубельская Г.Н. Традиционные школьные праздники. М., 2003.

14. Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. М., 1997.

15. Шуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. М., 2001.

16. Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел. М., 1996.

17. Щуркова Н.Е., Фипданцевич И.С. Классный час и его организация. М., 1984.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1201 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2298 - | 1984 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.