Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Выписка из творений преподобного Макария Великого 2 страница




«Желающий преплыть мысленное море возделывает в себе долготерпение, смиренномудрие, терпение, воздержание. Если же он покусится совершить плавание без содействия этих доб­родетелей, то возмутит лишь сердце свое, а преплыть не воз­может»[483].

«Безмолвие заключается в отвержении всех видов зла. Кто при безмолвии совокупит четыре вышеупомянутые доброде­тели с молитвою, для того они соделаются надежнейшим сред­ством к достижению бесстрастия»[484].

«Невозможно безмолвствовать умом, не безмолвствуя по телу, невозможно уничтожить разъединения тела с духом без безмолвия и молитвы»[485].

«Молитва без сосредоточенной в нее мысли вниманием не признается совершенною; но мысль, вопиющую безмолвно, то есть без расхищения рассеянностию, услышит Бог»[486].

«Ум, молящийся неразвлеченно, утесняет сердце: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» [487].

«И молитва называется добродетелию, хотя она — мать всех добродетелей: она рождает их от соединения со Христом»[488].

«Что сделаем без молитвы и не возложа упования на Бога, то оказывается впоследствии вредным и погрешительным»[489].

«Если впадешь в уныние при молитве или подвергнешься многообразным напастям от врага, то приведи себе на память предстоящее тебе исшествие из этой жизни и лютые адские муки. Но лучше прилепляться к Богу молитвою и возложени­ем на Него всех попечений, нежели прибегать к воспоминани­ям, нарушающим сосредоточенность, несмотря на пользу их»[490].

«Не признается воздержником тот, кто развлечен разнооб­разными помыслами, хотя бы они и были полезны: не полез­нее они молитвы»[491].

«Кающийся правильно не думает, чтоб его подвиг покая­ния служил удовлетворительным возмездием за соделанные грехи, но усиливается подвигом покаяния умилостивить Бога»[492].

«Сколько бы мы ни умножили сегодня добродетель нашу, — этим не заслужим воздаяния: это — обличение предшество­вавшего нерадения»[493].

«Великая добродетель — терпеть приключающиеся скорби и любить ближнего ненавидящего, по заповеданию Господа»[494].

«Знак нелицемерной любви — прощение обид. Так и Гос­подь возлюбил этот мир»[495].

«Невозможно простить от сердца обиду без истинного ду­ховного разума: духовный разум объясняет, что все, постигаю­щее каждого, есть его собственность»[496].

«Ничего не потеряешь из того, что оставишь ради Господа: оставленное возвратится, в свое время, с великим избытком»[497].

«Истинный разум заключается в терпении скорбей и в том, чтоб в бедствиях своих не обвинять ближнего»[498].

«Делающий добро и ищущий воздаяния служит не Богу, а своей воле»[499].

«Согрешившему невозможно избегнуть воздаяния иначе, как покаянием, соответствующим согрешению»[500].

«Уразумевший, что нашествие злоключений извне попущается нам правдою Божиею, нашел, ища Господа, и разум и правду»[501].

«Если уразумеешь, как научает тому Писание, что по всей земли судбы Господни [502], то всякий случай соделается для тебя учителем Богопознания»[503].

«С каждым встречается должное, соответственно настрое­нию его; попускаемые наведения бывают разнообразны: при­личное наведение для каждого ведает един Бог»[504].

«Подвергшись какому-либо бесчестию от человеков, знай, что этим тебе уготовляется слава от Бога, — и пребудешь в бесчестии беспечален и несмущен, во славе же, когда она придет, верен и неосужден»[505].

«Похваляемый многими, по благоволению Божию, отнюдь не примеси никакого самохвальства к похвале, устрояемой по смотрению Господню, чтоб не попустилась перемена, чтоб ты не подвергся, вместо похвалы, бесчестию»[506].

«Когда ум, вооружившись мужеством о Господе, начнет отвлекать душу от долговременных греховных навыков, тог­да сердце как бы разрывается, будучи отвлекаемо в две про­тивоположные стороны умом и страстию, действующими по­добно двум воинам, враждебным друг другу»[507].

«Никто столько не благ, столько не милостив, как Господь; но и Он не прощает некающемуся»[508].

«Печалимся о грехах, а к причинам их сохраняем при­вязанность»[509].

«Когда грешная душа не принимает с покорностию попус­каемых ей скорбей, тогда говорят о ней Ангелы: врачевахом Вавилона, и не изцеле» [510].

«Ум, предав забвению духовное разумение истины, ратует против человеков за вредное для него как бы за полезное»[511].

«Страсть, произвольно приведенная в действие, после это­го действует уже насильственно и против воли того, кто перво­начально попустит ей действовать по произволению»[512].

«Диавол, когда увидит, что ум помолился от сердца, тогда наносит тяжкие и хитросплетенные искушения, желая истре­бить добродетель в начале ее великими наведениями»[513].

«Имеются три мысленные состояния, в которые входит ум, подвергаясь изменениям: естественное, вышеестественное и нижеестественное, или противоестественное. Войдя в состоя­ние естественное, ум находит себя виновным в злых помыс­лах и исповедует Богу грехи, усматривая начальные причины страстей. Низойдя в состояние противоестественное, он забы­вает правду Божию и борется с человеками, как с обидевши­ми его; возведенный в состояние вышеестественное, обретает плоды Святого Духа, исчисленные Апостолом: любовь, ра­дость, мир и прочее. Тогда делается ему понятным, что он не возможет остаться в состоянии вышеестественном, если увле­чется телесными попечениями! низойдя из этого состояния, он подвергается греховным падениям и последующим за грехопадениями напастям, если и не вскоре, но в свое время, известное правде Божией»[514].

«Настолько разум бывает истинным, насколько он осно­вывается на кротости, смирении и любви»[515].

«Во всяком деле и обстоятельстве неупустительно прибе­гай молитвою к Богу, чтоб во всем иметь помощь Божию»[516].

«Ничто так не могущественно по действию, как молитва: Бог ничем не благоугождается столько, сколько благоугождается молитвою»[517].

«Исполнение всех заповедей заключается в молитве: пото­му что любовь к Богу, выражаемая молитвою, есть высшая из добродетелей и совокупность их»[518].

«Молитва, свободная от рассеянности, есть знамение любви к Богу, составляющей сущность молитвы; нерадение в молитве и рассеянность при совершении ее — признаки сластолюбия»[519].

«Бесскорбно совершающий бдения и молитвы, пребываю­щий в долготерпении, соделался действительно причастни­ком Святого Духа. И тот получит скоро помощь, кто произ­вольно понуждает себя к этим благим деланиям, хотя и ко­леблется в них»[520].

«Хорошо доставлять пользу ближнему словами, но лучше содействовать им молитвою и добродетелию: ими приносящий себя Богу, вспомоществуя себе, вспомоществует и ближнему»[521].

«Возложивший в каком-либо обстоятельстве упование на Бога уже не вступает по поводу этого обстоятельства в столкно­вение с ближними»[522].

«Если всего невольного служит причиною произвольное, по свидетельству Писания, то лютейший враг человека — сам он[523].

«Беги от искушения терпением и молитвою. Если будешь бороться с искушением без этих орудий, то оно сильнее угне­тет тебя»[524].

«Кроткий по настроению, заимствованному от Бога, пре­мудрее премудрых, и смиренный сердцем сильнее сильных: они носят иго Христово в разуме»[525].

«Скажем ли что, или сделаем что, не испросив помощи Божией молитвою, все окажется впоследствии или погрешительным или вредным: мы подвергаемся таинственному обли-

чению опытно»[526]

«Отдел, слов и мыслей Праведник — один: Господь Иисус. От веры, благодати и покаяния праведники — многие: все святые человеки»[527].

«Кающемуся чуждо высокомудрствовать; так, напротив, согрешающий произвольно не способен смиренномудрствовать»[528].

«Смиренномудрие заключается не в том, когда совесть обли­чает человека: оно — благодать Божия; оно — познание ду­ховного милосердия»[529].

«Ненавидящий страсти отвергает причины их; пребываю­щий в усвоении к причинам произвольно подвергается напа­дению страстей и против воли своей»[530].

«Нелюбящему начал, на которых основываются страсти, не свойственно преклоняться к страстям и мыслию»[531].

«Презирающий стыд увлечется ли тщеславием? любящий уничижение возмутится ли от бесчестия? имеющий сердце сокрушенное и смиренное преклонится ли к плотскому на­слаждению? верующий Христу попечется ли о чем-либо вре­менном, вступит ли в словопрение или столкновение о чем-либо временном?»[532]

«Пренебрегаемый и не вступающий в состязание с пренеб­регающим ни словом, ни мыслию стяжал истинный разум и являет самым поведением своим твердую веру в Бога»[533].

«В сущности ни обижающему нет приобретения от оби­ды, ни обижаемому лишения: образом убо ходит человек, обаче всуе мятется» [534].

«Если увидишь кого-либо подвергшимся многим бесчести­ям и по причине их предающимся сильной печали, то знай, что он предварительно напитался помыслами тщеславия и потому с горестию пожинает терние, выросшее из семян, по­сеянных в сердце»[535].

«Насытившийся телесным наслаждением сверх должного вознаградит пресыщение сторичным страданием»[536].

«Находящемуся в послушании наставник его обязан гово­рить должное и возвещать ему наведение напасти, если он дозволяет себе преслушание»[537].

«Обижаемый и не взыскивающий с обижающего, доказы­вает этим свою веру во Христа, сторично вознаградится в этом веке и наследует жизнь вечную»[538].

«Память Божия заключается в болезновании сердца о стя­жании добродетели. Забывающий Бога непременно подверга­ется влиянию сладострастия и лишается спасительной сердеч­ной болезни»[539].

«Не скажи, что бесстрастный не может печалиться: он должен печалиться — если не о себе, то о ближнем»[540].

«Если хочешь непрестанно памятовать о Боге, то не отвер­гай наводимых скорбей как бы наводимых несправедливо, но переноси их с терпением как наведенные правосудно. При каждом скорбном случае терпение возбуждает памятование о Боге; от оставления терпения оскудевает духовный разум, а от утешения оправданием себя происходит забвение Бога»[541].

«Хочешь ли, чтоб Господь покрыл грехи твои? не объяв­ляй человекам добродетелей, которые имеешь. Как поступаем мы в отношении к нашим добродетелям, так Господь поступа­ет относительно наших грехов»[542].

«Не радуйся, когда окажешь ближнему благодеяние; воз­радуйся тогда, когда непамятозлобно перенесешь оскорбле­ние, последующее за твоим благотворением. Как ночь за днем, так зло последует за добрыми делами»[543].

«В невольных страданиях сокрыта милость Божия, привле­кающая терпящего к покаянию и избавляющего его от муки вечной»[544].

«Страхом вечных мук и вожделением Царства Небесного внушается терпение скорбей: внушается не по одному собствен­ному произволу человека, — по дару Взирающего на помыш­ления наши»[545].

«Кто верует будущим воздаяниям, тот произвольно уда­ляется от наслаждений земных; неверующий — и сладостра стен и чужд сердечного сокрушения»[546].

«Если хочешь спастися и в разум истины прийти [547], то старайся всегда пребывать выше чувственного, прилепляясь надеждою к единому Богу. Уклоняясь от всего чувственного, с понуждением себя, откроешь невидимое действие начал и вла­стей, действующих против тебя враждебно посредством раз­личных приражений. Побеждая их молитвою, благою надеж­дою, получишь благодать Божию, которая избавит тебя от бу­дущего гнева»[548].

«Уразумевший значение таинственного поведания апосто­лом Павлом, что наша брань к духовом злобы [549], уразумеет и притчу Господа о том, что подобает всегда молитися, не предаваясь унынию» [550].

«Познавший истину не противоборствует скорбным наве­дениям: он знает, что скорбные наведения приводят к страху Божию»[551].

«Если хочешь приносить Богу непогрешительное испо­ведание в грехах, то не поминай по виду грехопадений тво­их, — мужественно терпи наводимые за них скорби»[552].

«Скорби наводятся за преждесодеянные грехи, принося каждому согрешению сродное ему возмездие»[553].

«Разумный и ведающий истину исповедуется Богу не вос­поминанием соделанных грехов, но терпением наводимых на него скорбей»[554].

«Отвергнув страдания и бесчестия, не думай принести по­каяние при посредстве других добродетелей: тщеславие и на­строение сердца, чуждое сокрушения духа, умеют служить греху и делами правды»[555].

«Добродетели рождаются обыкновенно от страданий и бесче­стий; так, напротив, пороки — от наслаждения и тщеславия»[556].

«Всякое проявление плотского сластолюбия происходит от наслаждения, предшествовавшего этому проявлению. Допу­щение же себе наслаждения происходит от неверия»[557].

«Непримиряющий воли своей с Богом претыкается в начи­наниях своих и подвергается преобладанию супостатов»[558].

«Боголюбивый слушатель объемлет пользу с противопо­ложных действий: если добро его свидетельствуется одобре­нием, то он делается усерднее; если же он подвергается обли­чению во зле, то понуждает себя к покаянию»[559].

«Хорошо держаться главной заповеди, ни о чем в част­ности не заботиться и ни о чем в частности не молиться, но и молитвою и всею деятельностию искать единственно Царства и Слова Божия. Если же мы еще находимся в таком положе­нии, что должны заботиться о каждой потребности нашей, то и должны молиться о каждой. Делающий что-либо или забо­тящийся о чем-либо без молитвы не возможет совершить дел с благим успехом. Об этом засвидетельствовал Господь, ска­зав: не можете без Мене творити ничесоже [560]

«Пренебрегающего заповедь о молитве постигают самые тяжкие нарушения прочих заповедей, передавая его одно дру­гому, как узника»[561].

«Принимающий скорби настоящего времени при посред­стве упования на получение будущих благ обрел разум исти­ны: удобно избавится он от гнева и печали»[562].

«Подвергающийся озлоблениям и бесчестиям за истину ше­ствует путем Апостолов, взяв крест на рамена свои и возло­жив на себя оковы. Усиливающийся внимать сердцу без этих пособий не может не скитаться повсюду, не может не впадать в искушения и сети диавольские»[563].

«Боримый грехом никогда не возможет победить помыс­лов, если не будет действовать вместе и против их начальных причин; также не возможет победить начальных причин, не действуя вместе и против помыслов: отвергнув из двух что-либо одно, по прошествии краткого времени будем увлечены другим в то и другое»[564].

«Препирающийся с человеками из боязни подвергнуться страданиям и поношениям или здесь навлекает на себя самые сильные напасти, или будет мучен без милости в будущем веке»[565].

«Желающий отклонить от себя всякое злоключение дол­жен при посредстве молитвы примирить дела свои с Богом, стяжать в духе своем упование на Бога и пренебрегать по силе попечениями о чувственном»[566].

«Диавол, нашедши, что человек упражняется в телесных делах излишне, без нужды, сперва похищает сокровища разу­ма его — понятия духовные, а потом отсекает надежду на Бога, как главу»[567].

«Когда достигнешь непоколебимости и чистоты в молитве, — не принимай разумений, приносимых врагом во время молит­вы твоей, чтоб не потерять большего. Лучше стрелять стрела­ми молитвы во врага, поверженного долу и заключенного там, нежели беседовать с ним. Не приносит он благого, — злохитро приносит он злое, чтоб отвлечь нас от молитвы»[568].

«Благие помышления полезны человеку во время искуше­ния и уныния; во время же молитвы они вредны»[569].

«Получив жребий учить о Господе и встречая в учимых преслушание, скорби в духе и не смущайся, не вынаруживай сму­щения. Скорбя, ты не будешь осужден с неповинующимся; смущаясь же подвергнешься искушению тою же немощию»[570].

«Не дозволь себе обличить в согрешении того, кто не нахо­дится в повиновении у тебя: такое обличение — принадлеж­ность власти»[571].

«Не вступи в прение с противящимися истине и не желаю­щими оказать тебе повиновение, чтоб не возбудить в них нена­висти к тебе, как свидетельствует об этом Писание»[572].

«Попускающий послушнику противоречить там, где не дол­жно, предает его в таких случаях самообольщению и допуска­ет нарушать обет повиновения»[573].

«Наставляющий и обличающий кого должно со страхом Божиим стяжевает сам добродетель, противоположную согрешению; напротив того, действующий из памятозлобия и порицающий злонамеренно впадает, по закону духовному, в подобную страсть»[574].

«Иной говорит истину, и безумные ненавидят его, по слову Богослова[575]; иной же лицемерствует, и за это любят его. Одна­ко ни то, ни другое из этих воздаяний не бывает долговре­менным: Господь, в свое время, воздаст каждому должное»[576].

«Желающий отклонить от себя бедствия будущей жизни должен переносить благодушно бедствия жизни настоящей. Таким образом, променивая в уме своем одно на другое, он избежит великих мучений посредством ничтожных страданий»[577].

«Воспрети уму самохваление и помыслу высокомыслие, чтоб не подвергнуться попущению и не впасть в противоположное тому, чем тщеславишься: благое совершается не одним чело­веком, но всевидящим Богом и человеком»[578].

«Всевидящий Бог определяет достодолжные наведения как делам нашим, так и произвольным помышлениям и размыш­лениям»[579].

«Невольные греховные помыслы произрастают от предварившего греха, вольные же от свободной воли: таким образом вторые делаются причиною первых»[580].

«Греховным помыслам, возникающим против намерения, по­следует печаль: и потому они скоро истребляются. Произвольным греховным помыслам последует радость: и потому они изглаждаются с великим трудом»[581].

«Поречения и напасти производят печаль в сластолюби­вом; производят ее в боголюбивом похвалы и излишества»[582].

«Непознавающий судеб Божиих умом совершает путь между пропастями и удобно низвергается в них всяким ветром: бу­дучи похваляем, он возносится; будучи порицаем, огорчает­ся; наслаждаясь, увлекается в начинания блуда; подвергаясь страданиям, малодушествует и плачет; уразумев что-либо, хочет выказать это, и, не разумея, хочет представиться разу­меющим; богатея, он кичится, и, убожествуя, лицемерствует; насытившись, бывает дерзким, и, постясь, предается тщесла­вию; с обличающими он любит препираться, и на тех, кото­рые прощают ему, смотрит насмешливо, как на помешавших­ся в рассудке»[583].

«Кто благодатию Христовою не приобретет разума исти­ны, тот мучится жестоко не только страстями, но и от дей­ствия на него внешних обстоятельств»[584].

«Если хочешь разрешить обстоятельство неудобопонятное, то ищи в отношении к нему того, что было бы благоугодно Богу, — и найдешь полезное решение недоумения»[585].

«О чем благоволит Бог, тому и вся тварь содействует слу­жением своим, а от чего отвращается Бог, тому и вся тварь противодействует»[586].

«Противящийся скорбным наведениям противится, не по­нимая того, повелению Божию; принимающий же их с истин­ным разумом терпит Господа» [587].

«Когда придет напасть, — не изыскивай для чего и от чего она пришла; ищи того, чтоб перенести ее с благодарением Богу без печали и без памятозлобия»[588].

«Чужое зло не приумножает греха, если только мы не при­мем его с злыми мыслями»[589].

«Если неудобно найти благоугодившего без искушений, то должно благодарить Бога за все случающееся»[590].

«Если бы Петр не оставил ночной ловитвы, то и на днев­ной не получил бы успеха. Если бы Павел не ослеп чувствен­но, то не прозрел бы умом. Если бы Стефан не был оклеве­тан, как хулитель Бога, то не отверзлись бы для него небеса и он не увидел бы Бога»[591].

«Деятельность по заповедям Божиим называется доброде-телию и нечаянная скорбь — искушением»[592].

«Бог искушал Авраама[593] не для того, чтобы узнать, каков Авраам, потому что ведал его Ведущий всякого человека преж­де, нежели человек начнет существовать. Искушал Авраама Бог, то есть посылал ему скорби, для пользы его, чтоб доста­вить ему возможность у совершиться в вере»[594].

«Всякая скорбь обличает уклонение воли, куда она прекло­няется, направо ли, или налево. Открывая сокровенное на­правление воли, неожиданная скорбь правильно носит назва­ние искушения для того, кому она попускается»[595].

«Страх Божий понуждает нас ратовать против злобы. Ког­да же мы боремся с нею, — благодать Божия ратует за нас»[596]. «Мудрость состоит не только в том, чтоб узнать истину, но и в том, чтоб терпеливо переносить злобу человеков, оби­жающих нас, принимая обиды их как свою принадлежность. Пребывающие исключительно в первом виде мудрости спо­собны превознестись гордостию; присовокупившие к первому виду второй приобретают смиренномудрие»[597].

«Хочешь ли, чтоб не беспокоили тебя греховные помыс­лы? возлюби уничижение души и содержи тело в скорбном состоянии — при посредстве возможных для тебя лишений. Так поступай не временно, но всегда, во всяком месте и об­стоятельстве»[598].

«Если будешь ограждать себя лишениями и подвигами произвольными, то помыслы, противные произволению твое­му, не будут обладать тобою. Не подчиняющийся лишениям и подвигам, поневоле подчинится насилию помыслов против­ных произволению его»[599].

«Когда от обиды возмутится внутренность твоя и серд­це, — не огорчись этим! по смотрению Божию приведено в движение то, что было прежде вложено в душу твою. С радостию низлагай возникшие помыслы! Знай: когда эти помыс­лы будут истребляемы в самых первоначальных проявлени­ях, то вместе с ними истребится и злое движение. Оно умно­жится, если допустим помыслам развиваться»[600].

«Без сердечного сокрушения невозможно избавиться совер­шенно от заразы греховной. Сокрушается сердце тричастным воздержанием: воздержанием от сна, от пищи и от излишнего телесного успокоения. От нарушения воздержания в этих пред­метах рождается сладострастие. Сладострастие принимает бла­госклонно лукавые помыслы, сопротивляется молитве и по­добающему служению»[601].

«Приняв жребий начальствовать над братнею, храни возло­женную на тебя обязанность и ради прекословия прекословящих не умалчивай того, что ты обязан сказать. В чем они окажут повиновение, — ты получишь мздовоздаяние за их доброде­тель; если не послушают тебя в чем, — прости им, и примешь прощение от Сказавшего: отпустите и отпустится вам» [602].

«Всякий случай подобен торговле: сведущий в ней приоб­ретает многое, — несведущий терпит убыток»[603].

«Не оказывающего повиновения слову любви не принуж­дай с любопрением к повиновению; приобретение, отвергну­тое им, стяжи себе: твое незлобие принесет больше пользы, нежели покушение на насильственное исправление»[604].

«Кто впадет в согрешение и не будет печалиться сораз­мерно согрешению, тот удобно падет снова в ту же сеть»[605].

«Надменное сердце не принимает приязненно печали по Боге»[606].

«Сытость чрева не совокупляется с сердечным болезнованием для зачатия добродетелей»[607].

«Не возможет человек стяжать болезнования и печали по Боге, если не возлюбит предварительно причины их»[608].

«Страх Божий и обличения насаждают в сердце печаль; воздержание и бдение соделывают его причастником болезно­вания»[609].

«Не внимающий наставлению заповедей и учения, изло­женных в Священном Писании, будет погоняем бичом, кото­рым погоняют коня, и рожном, которым погоняют осла. Если он не очувствуется и от этого, — востягнуты будут челюсти его браздами и уздою, приведен будет он при посредстве их»[610].

«Удобно побеждаемый в мелочах поневоле побежден будет в великом; побеждающий в мелочах и в великом окажет доб­лесть о Господе»[611].

«Не покушайся обличениями принести пользу тому, кто хвалится добродетелями: потому что любящий выказывать себя не может быть любителем истины»[612].

«Всякое изречение Христово являет и милость, и правду, и премудрость Божию, чрез слух насаждает силу этих добродетелей в слушающих с благим расположением: по этой при­чине немилостивые и неправедные, слушая с расположением злым, не возмогли познать премудрость Божию, — и Учив­шего этой премудрости распяли. Рассмотрим себя и мы: слу­шаем ли Его с благим расположением, потому что Он сказал: любяй Мя, заповеди Моя соблюдет, и возлюблен будет Отцем Моим, и Аз возлюблю его и явлюся ему Сам [613]. Видишьли, что явление Свое Он поместил таинственно в заповедях? Любовь к Богу и к ближнему совмещает в себе все заповеди: она образуется от удаления от всего вещественного и из без­молвия помыслов»[614].

«Для того, чтоб мы достигли безмолвия помыслов, Гос­подь заповедует: не пецытеся о утрии [615]. Вполне верно! Не освободившийся от всего вещественного и от попечения о нем как возможет избавиться от злых помыслов? обладаемый помы­слами как увидит ту греховность, которою заражено все суще­ство человека, которая лежит тьмою и мглою на душе, обра­зуется, как последствие, от произвольных греховных помыш­лений и действий? не познавший этой греховности, или греха в обширном смысле слова, будет ли умолять Бога о очищении от греховности? неочистившийся как ощутит в себе естество чистое? не приобретший естества чистого как увидит внутри себя дом Христов? Мы — дом Божий. Возвещают это и Про­роки, и Евангелие, и Апостолы»[616].

«Вышеизложенным порядком должно стремиться к тому, чтоб найти этот дом: должно стучаться неотступно молитвою, чтоб Владыка отверз нам двери в него или во время этой жиз­ни или при переходе из этой жизни в вечность. Да не услышим за нерадение наше: не вем вас, откуду есте [617]. Должно не только просить и получить, но и сохранить данное. Некото­рые, приняв духовное сокровище, утратили его. Знание по букве или от слуха о вышесказанном, или же, может быть, и от случайного опыта, имеют и поздно начавшие обучаться духов­ному подвигу и юные; постоянное же и терпеливое пребывание в нем с трудом приобретено благоговейнейшими и многоопыт­нейшими из старцев, не раз терявшими его от невнимания и снова взыскавшими трудом, возложенным на себя по благому произволению. Не престанем и мы поступать так, доколе не стяжем сокровище в достоинстве неотъемлемом»[618].

«Может быть, скажешь: не имею денег; как окажу без них милость нищему? Не имеешь денег, но имеешь произволение: отрекись своей греховной воли, и этим твори милость. Не можешь подать милостыню рукою? подай ее благим произво­лением: когда согрешит пред тобою брат твой, остави ему [619], по заповеди Господа, и вменится это тебе в великую милость. Если ищем себе прощения грехов от Бога, то и мы должны так поступать в отношении к ближнему при всяком согреше­нии его против нас, чтоб над нами совершилось сказанное во Евангелии: отпущайте, и отпустится вам [620]. Великое дело подавать милостыню убогим, когда имеются деньги; но мило­вать согрешающего против нас ближнего настолько выше и настолько более способствует к получению прощения во гре­хах, насколько душа, по естеству, превосходнее тела. Если же мы, просив прощения грехов у Бога, получив прощение многократно и по причине этого прощения не потерпев здесь никакого зла не хотим сделать ближних участниками этого дара, то по необходимости уподобляемся тому злому рабу, который, получив от Владыки прощение долга в десять тысяч талантов, не простил ста пенязей своему должнику-ближне­му. Господь, производя законный суд над лукавым рабом, сказал: рабе лукавый! весь долг он отпустих тебе, понеже умолил Мя ecu: не подобаше ли и тебе помиловати клевре­та твоего, и простить ему долг, якоже и Аз тя помиловах? И прогневався, поведает Евангелие, предаде его мучителем, дондеже воздаст весь долг свой. К этому Господь ирисовоку пил, как вывод, следующие слова: Тако и Отец Мой Небес­ный сотворит вам, аще не отпустите кийждо брату свое­му от сердец ваших прегрешения их [621]. Подобно этому и в другом месте обогатившихся от Него различными благодея­ниями, но имеющих немилостивый и несострадательный нрав, признает несчастными, говоря: горе вам богатым: яко вое приемлете утешение ваше [622]. Истинное богатство есть обилие в нас различных дарований, данных нам: горе же нам! много­кратно умолили мы Бога и помилованы были Богом, сами же были умоляемы и никого не помиловали. Мы восприемлем утеснение наше, удовлетворяя нашей мстительности и про­чим похотениям»[623].

«Осуждаемся мы не за множество зол, но за то, что не хотим покаяться и познать чудеса Христовы, как свидетель­ствует Сама Истина. Мните ли, — говорит Она, — яко Галилеане сии, ихже кровь смеси Пилат с жертвами их, грешнейши бяху паче всех человек, иже на земли? Ни, глаголю вам: но аще не покаетеся, такожде погибнете. Или они осмьнадесяте, на нихже паде столп Силоамский и поби их, мните ли, яко грешнейши бяху паче всех человек, живущих во Иеруса­лиме? Ни, глаголю вам: но аще не покаетеся, такожде по­гибнете [624]. Видишь ли, что осуждаемся за непокаяние»[625].

«Полагаю, что покаяние составляется из следующих трех добродетелей: из очищения помыслов, из непрестанной мо­литвы и из терпения находящих скорбей. Эти добродетели должны быть совершаемы не только явно, но и умным дела­нием; этим добродетелям предназначено доставлять бесстрас­тие тем подвижникам, которые долговременным упражнени­ем стяжут навык в них»[626].

«Взем крест твой, гряди по Мне [627], сказал Господь. Крест — терпение находящих скорбей»[628].

«Без вышеупомянутых трех добродетелей не может быть совершено дело покаяния. Полагаю, что покаяние приличе­ствует всем и всегда, и грешникам и праведникам, желающим получить спасение: потому что самое состояние совершенства не имеет такого предела, на котором бы не требовалось ис­полнения вышеупомянутых добродетелей. Начинающих они вводят в благочестие, средних — в преуспеяние, совершен­ных утверждают в совершенстве. Добродетели эти не могут удовлетворительно быть исполнены ни от долговременного упражнения в них, ни от сознания своей праведности»[629].





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-21; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 332 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2406 - | 2285 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.