Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Для истинных служителей Его




Господь наш Иисус Христос провел земную жизнь Свою в величайшем смирении, подвергаясь непрестанным скорбям и гонениям, преследуемый, оклеветываемый, поносимый врагами Своими, которые, наконец, предали Его позорной, торговой казни вместе с уголовными преступниками. Путь спасения, вводящий в жизнь вечную, установлен Господом тесный и при­скорбный [288], — установлен и всесвятым примером Господа, и всесвятым учением Господа. Господь предвозвестил ученикам и последователям Своим, что они в мире, то есть во время совершения поприща земной жизни, будут скорбны [289], что мир будет ненавидеть их [290], что он будет гнать их, уничижать, предавать смерти [291]. Господь уподобил положение учеников и последователей Своих посреди порочного человечества положе­нию овец посреди волков [292]. — Из этого видно, что скорбное положение во время земной жизни есть установление Самого Господа для истинных рабов и слуг Господа. Установления этого, как установления Господня, невозможно отклонить никаким средством человеческим, никакою мудростию, никаким благора­зумием, никакою предусмотрительностию, никакою осторожностию. И потому вступающий в иноческую жизнь должен от­даться всецело воле и водительству Божиим, благовременно приготовиться к терпению всех скорбей, какие благоугодно будет Промыслу Всевышнего попустить рабу Своему во время его земного странствования. Священное Писание говорит: Чадо, аще приступавши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение: управи сердце твое и потерпи, и не скор буди во время наведения: прилепися Ему и не отступи, да возрастеши на последок твой. Все елико нанесено ти будет, приими и во изменении смирения твоего долготерпи: яко во огни искушается злато, и человецы приятии в пещи смирения [293].

Какая была бы причина того, что Господь предоставил ис­тинным рабам Своим скорби на время их земной жизни, а врагам Своим предоставил благополучие, вещественное пре­успеяние и вещественные блага? Плотский разум говорит: следовало бы устроить совершенно противным образом. — Причина заключается в следующем: человек есть существо падшее. Он низвергнут на землю из рая, в раю привлекши к себе смерть преступлением заповеди Божией. Смерть немед­ленно по преступлении поразила душу человека и неисцельно заразила его тело. Тело, для которого жизнию служит душа, не тотчас по падении разлучилось с душою; но душа, для которой служит жизнию Святой Дух, тотчас по падении раз­лучилась с Святым Духом, Который отступил от нее, как от оскверненной и отравленной грехом, предоставив ее самой себе. С такою-то мертвою душою и с живым телом жизнию животного низвергнут первый человек на землю на некоторое время, а прочие человеки рождаются и пребывают на земле некоторое время. По истечении этого времени, называемого земною жизнию, окончательно поражается смертию и тело, наветуемое ею и борющееся с нею в течение всей земной жиз­ни. Земная жизнь — этот кратчайший срок — дана человеку милосердием Творца для того, чтоб человек употребил ее на свое спасение, то есть на возвращение себя от смерти к жиз­ни. Спасение, или ожитворение человека Святым Духом, со­вершается при посредстве Искупителя, или Спасителя, Гос­пода нашего Иисуса Христа. Человекам, родившимся до Ис­купителя, предоставлено было спасаться верою в обетованного Искупителя, а получить спасение по совершении Искупите­лем искупления; родившимся по Искупителе предоставлено спасаться верою в пришедшего Искупителя и получать спасе­ние еще во время земной жизни, а неотъемлемость спасения немедленно по разлучении души с телом и по совершении частного суда. Всякий, верующий в Спасителя, по необходи­мости должен сознавать и исповедывать свое падение и свое состояние изгнания на земле; он должен сознавать и испове­дывать это самою жизнию, чтоб сознание и исповедание были живы и действительны, а не мертвы и бездейственны. Иначе он не может признать, как следует, Искупителя! потому что Искупитель и Спаситель нужен только для падших и погиб­ших; Он нисколько не нужен и нисколько не может быть полезным для тех, которые не хотят сознать и исповедать своего падения, своей погибели. Исповедовать самою жизнию свое падение значит: переносить все скорби земной жизни как справедливое воздаяние за падение, как естественное, логич­ное последствие греховности и постоянно отказываться от всех наслаждений, как несвойственных преступнику и изгнаннику, прогневавшему Бога, отверженному Богом. Временная земная жизнь есть не что иное, как преддверие к вечной жизни. И к какой жизни? к вечной жизни в темницах адских, среди ужас­нейших мук ада, если не воспользуемся в течение временной земной жизни искуплением, дарованным туне — искуплением, которого принятие и отвержение оставлено на произвол каж­дого человека. Земная жизнь есть место вкушения горестей и страданий, место созерцания горестей и страданий, несравнен­но больших, нежели страдания земные. Земная жизнь не пред­ставляет ничего радостного, ничего утешительного, кроме на­дежды спасения. Блажени плачущий ныне, ныне, во время земного странствования своего, сказал нам Искупитель наш, и горе вам смеющимся ныне [294] «Все христианское житие на зем­ле есть не что иное, как покаяние, выражаемое деятельностию, свойственною покаянию. Христос пришел призвать нас на по­каяние. Обрати особенное внимание на слова Его: приидох призвати на покаяние [295]. Не веселие, не трапезы, не гуляния, не пирования, не лики, но покаяние, но плач, но слезы, но рыдание и крест предлагает нам здесь Господь наш. Видишь, в чем должна проводиться на земле жизнь христианина! Уви­дишь это, читая Евангелие Христово. Имеется здесь и для христиан веселие, но духовное. Они радуются не о злате, среб­ре, пище, питии, чести и славе, но о Бозе Спасе своем, о благо­сти и милости Его к ним, о надежде вечного живота»[296].

Господь, приняв на Себя человечество и все немощи челове­ческие, кроме греха, принял на Себя и деятельное сознание падения, в которое низвергся весь род человеческий: Он про­вел земную жизнь в непрестанных скорбях, не произнесши против этих скорбей никакого слова, которое выражало бы неудовольствие; напротив того, называл их чашею, поданною Отцом Небесным, которую должно пить и испить беспрекос­ловно. Невинный и Всесвятой Господь, пострадав принятым Им человечеством за виновное и зараженное грехом человече­ство, предоставил страдания в путь спасения для всех Своих последователей, для всего Своего духовного племени и род­ства, в деятельное сознание падения и греховности, в деятель­ное признание и исповедание Спасителя, в деятельное соеди­нение с Ним, усвоение Ему. Вместе с тем Он изливает в стра­дания рабов Своих из Своих страданий неизреченное духовное утешение, в деятельное доказательство верности спасения и верности пути страдальческого, ведущего ко спасению. Невин­ный и всесвятой Господь провел земную жизнь в страданиях: тем более виновные должны пострадать с полным сознанием, что они достойны страдать; они должны радоваться, что крат­ковременными страданиями избавляются от вечных страданий, становятся в разряд последователей и свойственников Богоче­ловека. Кто отказывается от страданий, не сознает себя дос­тойным их, тот не признает своего падения и погибели! Кто проводит земную жизнь в наслаждениях, тот отрекается от своего спасения! Кто земную жизнь употребил на одно земное преуспеяние, тот признает безумно кратчайшее время вечнос-тию, а вечность несуществующею, и готовит себе в ней вечное бедствие! Кто не признает своего падения и погибели, тот не признает Спасителя, отвергает Его! Признание себя достой­ным временных и вечных казней предшествует познанию Спа­сителя и руководит к познанию Спасителя, как видим из при­мера, представленного нам разбойником, наследовавшим рай[297]. Может быть, скажут, что разбойник был явным преступни­ком, и потому сознание было удобным для него: как прихо­дить к подобному сознанию не сделавшим подобных преступ­лений? — Отвечаем: и другой разбойник, распятый близ Гос­пода, был явным преступником, но не пришел в сознанию своей греховности, потому что сознание есть следствие сердеч­ной милости и смирения, а несознание есть следствие сердеч­ных ожесточения и гордыни. Божий святые постоянно созна­вали себя грешниками, несмотря на явные благодатные дары, которыми они обиловали; напротив того, величайшие злодеи всегда оправдывали себя и, утопая в злодеяниях, не останав­ливались провозглашать о своей добродетели.

Апостол Павел засвидетельствовал о ветхозаветных пра­ведниках, что все они провели земную жизнь лишени, скор­бяще, озлоблени, исповедавше самою жизнию, яко стран­нии и пришельцы суть на земли [298]. Потом, обращаясь к со временным ему истинным служителям Бога и указав им на Начальника веры и Совершителя Иисуса, Который, вместо подобавшей Ему славы, претерпел бесчестие и крест, Апостол произносит следующее увещание: Иисус, да освятит люди Своею Кровию, вне врат пострадати изволил: темже убо да исходим к Нему вне стана, поношение Его носяще [299] Вне ста­на, то есть отвергнув и оставив все, что непостоянный, прехо­дящий мир считает вожделенным; поношение Его носяще, то есть приняв участие в крестном пути, установленном от Госпо­да и пройденном Его страдальческою земною жизнию. На го­лос этот отозвались все истинные христиане и, оставив стан, во всех отношениях переменчивый и чуждый всякой прочности, прошли стезею страданий к вечному Небесному Граду. Аще же без наказания есте, говорит Апостол, ему же причастницы быта ecu, убо прелюбодейчищи есте, а не сынове [300]. Здесь должно заметить слово ecu: все праведники провели земную жизнь в скорбях! ни один из них не достиг неба, шествуя по широкому пути земного благоденствия. Егоже бо любит Гос­подь, наказует: биет же всякого сына, егоже приемлет [301]. Аз, ихже аще люблю, обличаю и наказую [302], сказал Господь в От­кровении святого Иоанна Богослова. Наставляемые этими сви­детельствами Святого Духа и многими другими, которыми усе­яны страницы Священного Писания, мы с дерзновением ут­верждаем: скорби, посылаемые человеку Промыслом Божиим, суть верный признак избрания человека Богом. Когда Иисус возлюбил юношу, то предложил ему последование Себе и но­шение креста[303]. Не отвергнем призвания! Приемлется призва­ние, когда при пришествии скорби христианин признает себя достойным скорби; последует с крестом своим христианин Гос­поду, когда благодарит, славословит Господа за посланные скор­би, когда не имать [имам] душу свою [мою] честну себе [304], когда всецело предает себя воле Божией, когда еще с большею ревностию устремляется к исполнению евангельских запове­дей, особенно заповеди о любви к врагам. Так верен признак избрания скорбями, что Святой Дух приветствует подвергших­ся скорбям приветствием небесным. Радуйтеся, возвещает Он им, радуйтеся! Всяку радость, то есть величайшую радость, имейте, егда во искушения впадете различна [305]. Блажени есте егда, поносят вам и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех [306]. Святой апостол Петр говорит христианам, что их призвание — страдания[307]. Таково Божественное назначе­ние для человека во время земной жизни его! он должен уверо­вать в Искупителя, исповедать Его сердцем и устами, испове­дать своею деятельностию, приняв с покорностию тот крест, который благоугодно будет Иисусу возложить на ученика Сво­его. Не принявший креста не может быть учеником Иисусо­вым![308] Страждущий по воле Божией, говорит апостол Петр, яко верну Зиждителю да предадят души своя во благотво­рении [309]. Зиждитель душ наших — Господь: Он зиждет души верующих в Него скорбями. Отдадимся Его воле и Промыслу, как скудель безмолвно предается произволу скудельника, а сами приложим все старание о исполнении евангельских запо­ведей. Когда христианин предает себя воле Божией, возложит с самоотвержением все свои попечения на Бога, будет благода­рить и славословить Его за крест: тогда необыкновенная ду­ховная сила веры неожиданно является в сердце; тогда неизре­ченное духовное утешение неожиданно является в сердце. Иисус печатлеет ученика, принявшего избрание, Духом, — и земные скорби соделываются источником наслаждения для раба Божия. Напротив того, бесскорбная земная жизнь человека слу­жит верным признаком, что Господь отвратил от него взор Свой, что он не угоден Господу, хотя бы и казался по наруж­ности благоговейным и добродетельным.

Воспел святой пророк Давид: Многи скорби праведным и от всех их избавит я Господь [310]. Как это верно! Всем истинно служащим Господу, праведным правдою Искупителя, а не своею падшею и ложною, попускается много скорбей; но все эти скорби рассыпаются сами собою; ни одна из них не может сокрушить раба Божия: они воспитывают, очищают, усовершают его. О скорбях грешников, живущих на земле для земных наслаждений и для земного преуспеяния, Пророк не сказал ни слова. Скорби им не попускаются. К чему им скорби? они не понесут их с благодарением, а только ропотом, унынием, хулою на Бога, отчаянием умножат грехи свои. Господь предоставляет им пользоваться земными благами до самой кончины, чтоб они опомнились хотя по причине благоденствия своего. Он посы­лает скорби только тем грешникам, в которых предвидит обра­щение, которые в книге живота, по предведению Божию, уже внесены в число праведников, оправданных правдою Искупи­теля. Грешников намеренных и произвольных, в которых нет залога к исправлению и покаянию, Господь не признает до­стойными скорбей, как не принявших учения Христова, не оказавших никакого усердия последовать Христу, вступивших на путь неправды не по увлечению и не по неведению. Скорби о Христе суть величайший дар Христов[311], даруемый тем, кото­рые от всей души предались в служение Христу. Святой Давид, упомянув о многих скорбях, которым подвергаются праведни­ки, ничего не упомянул о скорбях грешников: они, будучи прелюбодейчищами, а не сынами, не привлекают к себе нака­зания Господня. Давид говорит только о смерти их, что она люта [312]. Точно: люта смерть грешников, забытая, не изученная ими: она преставляет их внезапно из среды обильных наслаж­дений в бездну вечного мучения. Давид, обращаясь с утешени­ем к служителю Божию, пребывающему на земле в лишениях и томлении, говорит ему: не ревнуй спеющему в пути своем, человеку творящему законопреступление. Не ревнуй лукавнующим, ниже завиди творящим беззаконие: зане яко трава скоро изшут, и яко зелие злака скоро отпадут [313]. Далее Пророк говорит от лица подвижника, которого еще колеблет плотское мудрование: Возревновах на беззаконныя, мир грешников зря: яко несть восклонения в смерти их, то есть никакая скорбь не пробуждает их от душевного усыпления, от сна смертного, от смерти душевной. Они в трудех человеческих не суть, и с человеки не приемлют ран. Человеками здесь названы служите­ли истинного Бога, сохранившие в себе достоинство человека: они упражняются в благочестивых произвольных подвигах и подвергаются невольному наказанию Господню. Отверженные грешники, живя в небрежении, не участвуют ни в подвигах, ни в скорбях. Какое же последствие такого положения отверженных Богом? Сего ради удержа я гордыня их до конца: одеяшася неправдою и нечестием своим [314]. В них уничтожается всякое сознание греховности своей, является неизмеримое, не­исцелимое самомнение; греховная жизнь соделывается их неотъемлемою принадлежностию, как бы постоянною одеж­дою, облачением, обнаружением, и соделывает такою же при­надлежностию их нечестие, заключающееся в неведении Бога, в ложных понятиях о Боге и о всем Богооткровенном учении. В таком состоянии находит произвольных, нераскаянных греш­ников смерть и, восхитив их, представляет на Суд Божий.

Священное Писание соединяет понятие о искушении с по­нятием о обличении: сыне мой, говорит оно, не пренемогай наказанием Господним, ниже ослабей от Него обличаем [315]. Это же видно из вышеприведенных слов Господа: Аз, ихже аще люблю, обличаю и наказую. На каком основании обличе­ние соединяется с искушением? На том, что всякая скорбь обнаруживает сокровенные страсти в сердце, приводя их в движение. До скорби человек представляется сам себе спокой­ным и мирным; но когда придет скорбь, тогда восстают и от­крываются неведанные им страсти, особливо гнев, печаль, уны­ние, гордость, неверие. Существенно нужно и полезно для под­вижника обличение греха, гнездящегося в нем втайне. Сверх того, скорби, принимаемые и переносимые как должно, усили­вают веру; они показывают человеку его немощь и доставляют смирение, низлагая самомнение. Апостол Павел, упоминая об одном из постигших его искушений, говорит: Не хощем вас, братие, не ведети, о скорби нашей бывшей нам во Асии, яко по премногу и паче силы отяготихомся, яко не надеятися нам и жити. Но сами в себе осуждение смерти имехом, да не надеющеся будем на ся, но на Бога, возставляющаго мертвыя. Иже от толикия смерти избавил ны есть и избавляет, Наньже и уповахом, яко и еще избавит [316]. Сердце наше, обреченное по падении на прозябание терния и волчцов, особенно способно к гордости, если оно не будет возделано скорбями. Не вне этой опасности и самый преисполненный благодатных даров праведник. Апостол Павел открыто говорит, что причи­ною великих, попущенных ему скорбей, было Божие смотре­ние с целию охранить его от превозношения, в которое он мог бы впасть не по какому-нибудь суетному поводу, но по поводу множества бывших ему Божественных откровений и видений. Когда Апостол еще не ведал причины удручавших его искуше­ний, — он трикратно молил Бога, чтоб искушения, столько препятствовавшие успеху проповеди, были устранены; но ког­да узнал причину, — воскликнул: благоволю в немощех, в досаждениих, в изгнаниях, в теснотах по Христе [317]. Мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа, имже мне мир распяся, и аз миру [318].

Вступив в святую обитель, уклонимся произвольно от завися­щего от нас наслаждения и претерпим великодушно те скорби, которые независимо от нас будут попущены нам Промыслом Божиим. Предадим себя с верою, всецело, в руки Творца нашего и Зиждителя душ наших. Он не только сотворил нас, но и зиждет души тех, которые восхотели быть Его служителями. Зиждет Он нас церковными таинствами, зиждет евангельскими заповедями, зиждет многоразличными скорбями и искушения ми, зиждет благодатию Своею. Отец Мой делатель есть, сказал Господь: всяку розгу о Мне не творящую плода, измет ю: и всяку творящую плод, отребит ю (очищает искушениями и скорбями), да множайший плод принесет [319]. Заметьте: плод, взыскуемый и приемлемый Богом от каждой виноградной лозы, которою изображается душа человеческая, есть деятельность ее о Христе, то есть исполнение ею евангельских заповедей, а отнюдь не естественная, то есть отнюдь не исполнение на деле добра естественного, оскверненного смешением со злом. Роз­га, сказал Господь, не может плода сотворити о себе, аще не будет на лозе; тако и вы, аще во Мне не пребудете [320]. Только ту душу, которая приносит плод о Христе, Отец Небесный очищает; душа, не приносящая плода о Христе, пребывающая в падшем естестве своем, приносящая бесплодный плод есте­ственного добра и довольствующаяся им, не привлекает Боже­ственного попечения о себе: она, в свое время, отсекается смер-тию, извергается ею из виноградника — из недра Церкви и из земной жизни, данной для спасения в недре Церкви, влагается в вечный огнь ада, где сгорает, горя и не сгорая вечно[321]. Не должно самому подвижнику своевольно и дерзко ввергаться в скорби и искушать Господа: в этом — безумие, гордыня и падение. Не даждь во смятение ноги твоея, говорит Писание, ниже воздремлет храняй тя [322]. Да не искусиши Господа Бога твоего [323]. Такое значение, по свидетельству Господа, имеют те дерзкие и тщеславные начинания, когда подвижник осмелится и покусится самопроизвольно вдаться в напасть. Но те скорби и напасти, которые приходят нам невольно, следовательно по­пускаются и устраиваются Промыслом Божиим, должно при­нимать с величайшим благоговением, как дары Божий, как врачевства душевных недугов наших, как залоги избрания и вечного спасения. Плод скорбей, заключающийся в очищении души, в вознесении ее в духовное состояние, должно хранить как драгоценное сокровище. Хранится этот плод, когда под­вергшийся искушению и обличению употребит в это время все тщание пребыть в евангельских заповедях, не увлекаясь стра­стями, обнаруженными и приведенными в движение искуше­нием. Между евангельскими заповедями и крестом — чудное сродство! Делание заповедей привлекает на рамена делателя крест, а крест усовершает, утончает нашу деятельность по за­кону Христову, объясняет нам этот закон, доставляет ощуще­ние духовной свободы, несмотря на пригвождение, — испол­няет нас неизреченною духовною сладостию, несмотря на го­речь наружных обстоятельств. Подвергшихся различным скорбям Божественное Писание утешает и увещевает так: Боя­щийся Господа, пождите милости Его и не уклонитеся, да не падете. Боящийся Господа, веруйте Ему, и не иматъ отпасти мзда ваша. Боящийся Господа, надейтеся на бла­гая и на веселие века и милости. Воззрите на древния роды и видите, кто верова Господеви и постыдеся? или кто пре-бысть во страсе Его и оставися? или кто призва Его, и презре и? Зане щедр и милостив Господь, и оставляет грехи, и спасает во время скорби. Горе сердцам страшливым и рукам ослабленным, и грешнику ходящу на две стези! Горе сердцу ослабленну, яко не верует: сего ради покровено не будет. Горе вам погубльшим терпение: и что сотворите егда посетит Господь? Боящийся Господа не сомневаются о глаголех Его, и любящий Его сохранят пути Его. Боящийся Господа поищут благоволения Его, и любящий Его испол­нятся закона; боящийся Господа уготовят сердца своя, и пред Ним смирят души своя, глаголюще: да впадем в руце Господни, а не в руце человечески, яко бо величество Его тако и милость Его [324]. Тот впадает в руки человеческие, кто, будучи искушаем человеками, не видит Промысла Божия, по­пускающего человекам искушать, и потому, приписывая чело­векам значение, удобно может склониться к человекоугодию и к отступлению от Бога. Кто видит Промысл Божий оком веры, тот при искушениях, наносимых человеками, не обратит ни­какого внимания на эти слепые орудия Промысла, и духовным разумом своим пребудет единственно в руках Бога, взывая к Нему единому в скорбях своих. Когда игемон Пилат, водимый плотским мудрованием, сказал предстоявшему пред ним Гос­поду: власть имам распяти Тя и власть имам пустити Тя, — тогда Господь отвечал ему: не имаши власти ни единыя на Мне, аще не бы ти дано Свыше [325]; ты — столько слепое ору­дие, что даже не понимаешь и не подозреваешь того дела, на которое употребляешься. В терпении вашем стяжите души ваша, сказал Господь; претерпевый же до конца, той спасется; праведный от веры жив будет: и аще обинется (если ж кто поколеблется), не благоволит душа Моя о нем [326].

Глава 30





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-21; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 288 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2298 - | 1985 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.016 с.