Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


«ан€тие 6. —тиль речи. ‘игуры речи. ѕроизношение




 

І 1. „еловек Ц это стиль. —тиль человека Ц его речь.  аждый ритор как €зыкова€ личность отличаетс€ индивидуальным, только ему присущим стилем. –итор вне стил€ Ц плохой ритор. „асто вспоминают слова французского государственного де€тел€ Ѕюффона: Ђ„еловек Ц это стильї.  аждый человек (а человек Ц это личность, образ Ѕожий) представл€ет собой личность, т.е. индивидуальный, неподражаемый союз духа, души и тела. ¬ каждом человеке необходимо развить личность, т.е. сформировать на основе образованности и культуры индивидуальные компоненты стил€ личности и владени€ словом. —тилем называют характер, манеру, способ делани€; стиль в риторике Ц это индивидуальный способ выражени€ мысли в слове. ћысль должна быть оригинальной и новой, стиль Ц привлекательным и впечатл€ющим. ѕоследнее не предполагает работы Ђна публикуї - ритору необходимо выбрать нужную позицию, учесть характер аудитории, найти уместный и действенный образ оратора, через который утверждаетс€ его точка зрени€.

—тиль человека Ц это прежде всего стиль его речи: Ђхочешь узнать человека Ц вслушайс€ в его речьї (пословица). ќ том же пишет академик ƒ.—.Ћихачев: Ђ¬ернейший способ узнать человека Ц его умственное развитие, его моральный облик, его характер Ц прислушатьс€ к тому, как он говорит. ≈сли мы замечаем манеру человека себ€ держать, его походку, его поведение и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то €зык человека гораздо боле точный показатель его человеческих качеств, его культурыї.

І 2. —тиль речи. ¬ классической риторике раздел, касающийс€ стил€ речи, следовал обычно после изобретени€ идей и композиции. “радиционно он называлс€ украшением речи. ¬едь дл€ того, чтобы построить убедительную и действенную речь, необходимо ее соответствие представлени€м о прекрасном у оратора и его аудитории.

Ќачина€ главу о стиле речи, јристотель отмечал, что дл€ ритора важно не только, что и где сказать, но и как сказать. ћ.¬.Ћомоносов писал: Ђ”крашение есть изобретенных идей пристойными и избранными речени€ми изображениеї, т.е. найденные мысли необходимо выразить подход€щими (приличными, уместными) и соответствующими словами.

“от факт, что слово украшение не устарело дл€ наших современников, доказываетс€ самой нашей речевой практикой. Ќикакое серое и банальное, Ђнейтральноеї слово не действует на воображение слушателей, но какую бы ситуацию общени€ мы ни вз€ли, везде создатель речи ищет новые, интересные, оригинальные слова и выражени€. —овременные (особенно молодежные издани€ или —ћ»), пожалуй, даже злоупотребл€ют Ђкрасивымї словом в стремлении сформировать Ђновый стильї, правда, красота иногда понимаетс€ по-своему, когда дл€ Ђкрасного словца не пожалеем ни мать, ни отцаї.

ѕон€тие красоты предполагает эстетическую привлекательность любого вида речи. “ак, привлекательна€ и убедительна€ речь в суде будет содержать элементы логичности, краткости, точности, чистоты, плавности и в таком смысле будет эстетически украшенной речью.

—тиль речи состоит из трех компонентов: 1) выбор слов (слова должны быть богатыми, €сными, точными, простыми); 2) оптимальное и привлекательное расположение слов в фигурах речи (фигура речи Ц некотора€ из€щна€ конструкци€ фразы, отлична€ от обыкновенной речи); 3) произношение (деление речи на такты, паузаци€, интонирование речи, темп, соответствующий воспри€тию речи, логические ударени€, €сна€ артикул€ци€, тембр голоса, оптимальна€ громкость, заманивающа€ к слушанию речи Ц и вс€ речь поставлена на дыхание).   этому следует добавить телодвижение, посколькус правильной постановки тела начинаетс€ оратор Ц необходимо чувствовать, что человек говорит всем телом, поэтому значимо все: и то, как оратор стоит, опира€сь на ноги; и как жестикулирует руками, имеет ли глазной контакт с аудиторией и т.д.

»зучению и выработке собственного стил€ оратора способствуют не только собственна€ ораторска€ практика, но и наблюдени€ за речью как образцовых, так и не образцовых, неудачных ораторов.

»скусство ритора состоит в том, чтобы эффективно располагать слова в речи. ќптимальное построение высказывани€, сделанное в соответствии с замыслом говор€щего и ситуацией общени€, называетс€ фигурой речи. ‘игура речи предполагает искусное и украшенное расположение слов в предложении или фразе. ¬прочем, особое построение можно обнаружить во вс€ком высказывании, ибо слово Ђпросто так не молвитс€ї. ƒаже сама€ проста€ фраза или назывное предложение имеют €сную цель краткостью и сжатостью выразить стилистическое намерение создател€ речи. —р.: Ђ«има. „то делать нам в деревне?Еї (ј.—.ѕушкин) или ЂЌочь. ”лица. ‘онарь. јптекаЕї (ј.ј.Ѕлок).

¬ классических риториках фигурой речи называют украшенное построение речи, особый выразительный оборот, отличный от обыденной речи. Ќо можно предположить, что и сама€ проста€ речь имеет стилистический замысел украшени€ речи Ђпростотойї Ц ср. протопопа јввакуму, который утверждал, что Ђне обык речь краситиї, но надо Ђв простоте Ѕогу угождатиї. ќднако его Ђпростотаї обладала такой степенью страстности и риторической украшенности, что снискала ему славу главного писател€-ритора XVII века и умелого стилиста.

‘игура речи отличаетс€ от обыкновенной речи не столько словесной украшенностью, сколько индивидуальным замыслом речи, который находит воплощение в целесообразной и воздействующей форме. »так, фигура речи - искусное, украшенное построение фразы (предложени€), особа€ конфигураци€ (вид, сплетение, расположение), способствующа€ €ркому выражению мысли ритора. «амысел создател€ речи может присутствовать уже в работе над однословным высказыванием (одним словом), когда с целью изменени€ смысла буквы в слове изымаютс€ или прибавл€ютс€ (Ђвиды претерпеваний словаї), а в сложных высказывани€х можно разгл€деть множество (контаминацию) фигур, непосредственно вытекающих одна из другой. Ќиже попробуем построить классификацию основных фигур речи с определени€ми и примерами.

 лассификации фигур речи представл€ютс€ многочисленными, а само количество фигур - необозримым, тем не менее, и здесь можно увидеть не только определенную систему, но и традицию. ≈сли загл€нем в античные теории €зыка и стил€, то увидим, что фигуры по способам образовани€ дел€тс€ на созданные путем добавлени€, путем сокращени€, путем созвучи€ и путем противоположени€.

¬от примеры основных фигур речи. ¬ оставленные свободными строки впишите ваши примеры Ц собственные или найденные в художественной литературе.

‘игуры добавлени€:

Ј ”двоение, лексический повтор - повторение одного или нескольких примыкающих слов:

 уда, куда, куда вы удалились,

весны моей златые дни? (повтор в арии Ћенского)

¬ ћоскву! ¬ ћоскву! (ј.ѕ.„ехов. “ри сестры)

_____________________________________________

Ј —инонимический повтор Ц соположение двух или нескольких синонимов по нарастанию или убыванию:

¬ыступил, ушел, вырвалс€, убежал (÷ицерон. –ечь против  атилины)

“ы говоришь, она умна? ќна умна, образована, эрудированна, житейски мудра и от природы талантлива.

“ы говоришь, этот человек добр? ќн Ц добр, ________

_____________________________________________

Ј јнафора, единоначатие (повторение в начале)

—лово Ц дело великое. ¬еликое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Ѕерегись от такого слова, которое разъедин€ет людей (Ћ.Ќ.“олстой).

_____________________________________________

Ј Ёпифора, единоокончание (повторение в конце):

¬ек просвещени€ Ц € не узнаю теб€; в крови и в пламени Ц не узнаю теб€; среди убийств и разрушений Ц не узнаю теб €! ( арамзин)

ƒосталась им буханка свежего хлеба Ц радость! —егодн€ фильм хороший в клубе Ц радость! ƒвухтомник ѕаустовского в книжный магазин привезли Ц радость! (ј.—олженицын) ________________________________________________

—овокупление, сочетание анафоры и эпифоры (симплока Ц греч. сплетение, повторение в начале и в конце одного и того же):

 то первый оградил царство наше искусственными твердын€ми? ѕетр ¬еликий.  то первый устроил воинство и создал флоты? ѕетр ¬еликий.  то первый избрал только крепкое место к населению сего царственного града? ѕетр ¬еликий.  то созидает и украшает сей град многокрасивыми здани€ми? ѕетр ¬еликий (‘еофан ѕрокопович)

_________________________________________________

 

Ј √радаци€ Ц развитие в каждом последующем элементе предыдущего, подхват, развертывание слова или словосочетани€. —опоставл€етс€ с лестницей, поскольку представл€ет собой Ђкак по ступен€м возвышениеї (Ћомоносов):

ѕришел, увидел, победил.

_____________________________________________

Ј ¬осхождение (лестница, климакс) Ц повторение в начале предыдущего.

√ордость рождает эгоизм, эгоизм приводит к равнодушию, равнодушие Ц к душевной недвижимости, а душевна€ недвижимость Ц к телесной смерти.

_____________________________________________

ћногосоюзие (повторение одного и того же союза) » малые, и великие, и старые, и младые, и богатые, и убогие хвал€т добродетель, но не все оной следуют. (Ћомоносов)

» вн€л € неба содроганье,

» горних ангелов полет,

» гад морских подводный ход,

» дольней лозы проз€банье (ѕушкин. ѕророк)

_____________________________________________

Ј Ѕессоюзие (перечисление с умышленным отсутствием союзов)

ѕробил последний час фашистской √ермании. –азбита и сокрушена сила ее. ¬ прах повержена √ермани€. «нам€ победы развеваетс€ над вражьей страной. —лава и благодарение Ѕогу! (јлексей I, ѕатриарх ћосковский и все€ –уси. 1945 год).

ѕревратила все в шутку сначала,

ѕон€ла, прин€лась укор€ть,

√оловою красивой качала,

—тала слезы платком вытиратьЕ

ѕовернулась, пошла, огл€нулась,

¬оротилась, чего-то ждала,

ѕроклинала, спиной повернулась

», должно быть, навеки ушлаЕ (ј.Ѕлок)

_____________________________________________

Ј јнтитеза (противоположность, протиповопоставление). ¬ приведенном ниже примере найдите антитезы, синонимические повторы, градации, анафоры:

 аждый народ по-своему вступает в брак, рождает, болеет и умирает; по-своему лечитс€, трудитс€, хоз€йствует и отдыхает; по-своему горюет, плачет, сердитс€ и отчаиваетс€; по-своему улыбаетс€, шутит, смеетс€ и радуетс€; по-своему ходит и пл€шет; по-своему поет и творит музыку; по-своему говорит, декламирует, острит и ораторствует; по-своему наблюдает, созерцает и творит живопись; по-своему исследует, познает, рассуждает и доказывает; по-своему нищенствует, благотворит и гостеприимствует; по-своему строит дома и храмы; по-своему молитс€ и геройствуетЕ





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 567 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„тобы получилс€ студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без м€са и развести водой 1:10 © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

2243 - | 2120 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.019 с.