Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


–иторика в –оссии Ќового времени




¬ –оссии, в допетровский период развити€ литературы, риторика могла иметь применение лишь в области духовного красноречи€, и число еЄ пам€тников совершенно ничтожно: мы имеем некоторые стилистические замечани€ в Ђ»зборникеї —в€тослава, трактат XVI века: Ђ–ечь тонкослови€ греческогої и ЂЌауку о сложении проповедейї »оанники€ √ол€товского.

—истематическое преподавание риторики начинаетс€ в юго-западных духовных школах с XVII века, причЄм учебники Ч всегда латинские, так что оригинальной обработки в них искать не приходитс€. ѕервым серьЄзным русским трудом €вл€етс€  раткое руководство к красноречию Ћомоносова (Ђ–иторикаї Ћомоносова, 1748), составленна€ на основании классических авторов и западноевропейских руководств и дающа€ в подтверждение общих положений р€д примеров на русском €зыке Ч примеров, извлеченных частью из сочинений новых европейских писателей. Ћомоносов же, в своЄм Ђ–ассуждении о пользе книг церковныхї, примен€ет к русскому €зыку западную теорию трЄх стилей. ¬виду того, что область красноречи€ в –оссии ограничивалась почти исключительно церковной проповедью, риторика здесь почти всегда совпадала с гомилетикой. ѕо светской риторике в –оссии было создано очень мало работ, да и те не отличались самосто€тельностью, как, например, руководства Ќ. ‘.  ошанского. Ќаучна€ разработка риторики в том смысле, как она понимаетс€ на «ападе, в –оссии не начиналась по крайней мере до XX века.

ќтечественна€ риторическа€ традици€ была прервана на долгие годы. –иторика как наука в первой половине 20 века уступила место р€ду дисциплин, возникших на ее основе: стилистике, поэтике, герменевтике, теории литературы, культуре речи, методикам преподавани€ €зыков, лингвистике текста, лингвистической прагматике. ¬ зарубежной лингвистике изучаютс€ проблемы организации €зыкового материала, ориентированные на современные проблемы аргументации (труды ’. ѕерельмана, ’.ѕ. √райса, ƒж.Ћ.  инневи и др.). »сследуютс€ проблемы украшени€ речи, близкие к вопросам художественной стилистики и поэтики (–. якобсон, –. Ћахман, “. “одоров, ∆. ƒюбуа и др.). –иторике принадлежит центральное место в системе гуманитарного образовани€ в —Ўј, поскольку она насущно необходима в мире массовой коммуникации.

ќбщественный и научный интерес к проблемам ораторского искусства в нашей стране вновь возродилс€ в 70-е годы 20 века в св€зи с потребност€ми устной агитации и пропаганды. ќбщество "«нание" стало инициатором и организатором ежегодных научно-практических конференций по вопросам лекторского мастерства. ¬ 70-90-е годы стала разворачиватьс€ и исследовательска€ научна€ работа. ¬первые после длительного перерыва стали выходить современные отечественные книги по риторике (работы —.—. јверинцева, ¬.». јннушкина, Ћ. . √раудиной,—.‘. »вановой, Ќ.Ќ.  охтева, ј. . ћихальской, ».ј. —тернина, “.√. ’азагерова, ≈.ј. ёниной и √.ћ. —агач и др). »так, врем€ вновь востребовало риторику, поскольку именно она сможет решить наиболее актуальную проблему гармонизации отношений говор€щего и адресата. ј. . ћихальска€ определ€ет современную риторику так: "это теори€ и мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей, гармонизирующей) речи".

«аконы общей риторики

  • «акон гармонирующего диалога Ч дл€ достижени€ гармонии между оратором и аудиторией необходима диалогизаци€ речи.

≈го реализации способствует выполнение принципов:

1. ¬нимани€ к адресату

2. Ѕлизости содержани€ речи интересам адресатов

3.  онкретности в изложении материала

4. ѕринцип движени€ Ч аудитори€ должна почувствовать, что речь происходит во времени и в пространстве

  • «акон продвижени€ и ориентации адресата Ч оратор должен хорошо ориентировать слушател€ в пространстве своей речи
  • «акон эмоциональности речи.ƒл€ еЄ достижени€ могут использоватьс€ тропы.
  • «акон удовольстви€ Ч удовлетворение получают и оратор и аудитори€.

«аконы частной риторики

¬ отдельных риторических сферах действуют собственные законы.

“акие законы изучают академическое, судебное красноречие и политическа€ риторика.

ѕублична€ речь в основном похожа на обычную беседу. ƒл€ публичного выступлени€ требуютс€ те же данные, что и в обычном разговоре. Ѕольшинство неопыт≠ных ораторов, когда приходитс€ обращатьс€ к аудитории, считает необходимым вести себ€ так, словно успех зависит от того, насколько далеки будут их €зык, жесты, голос от обычных, приобретенных за годы разговорной практики. Ќо ничто так не вредит успеху. ƒл€ подобного представлени€ о публичном выступлении характерны, например, неестествен≠на€ поза, отсутствующий взгл€д, банальности и заминки.

Ћюбому оратору необходимо помнить несколько основных правил пользовани€ жестами, которые привод€т в своих работах ј. ѕиз, ѕ. —опер, ƒ.  арнеги, ћ. —перанский, ј.  они:

1) жесты должны быть естественными, непроизвольными и органичными: нельз€ прибегать к механической жестикул€ции и нельз€ подавл€ть импульсов на половину; жест должен совпадать с ритмом выступлени€ (интонацией, ударени€ми, паузами), что достигаетс€ только благодар€ увлеченности и свободному владению текстом (ј.  они: "∆есты должны сливатьс€ со словом и усиливать его"};

2) жестикул€ци€ не должна быть непрерывной, не кажда€ фраза нуждаетс€ в подчеркивании жестом (—перанский: "–ука движетс€ только... в местах страстных, жарких и живых");

3) жесты не должны быть однообразными, нельз€ пользоватьс€ одним жестом на прот€жении всего выступлени€ дл€ придани€ словам выразительности (ј.  они; "„астные однообразные.жесты непри€тны, надоедают, раздражают");

4) жесты должны отвечать своему назначению: их количество и интенсивность должны соответствовать внутреннему состо€нию оратора, его темпераменту, теме речи и составу аудитории (например, взрослые в отличии от детей предпочитают умеренную жестикул€цию).

Ћучшим и самым совершенным считаетс€ тот жест, который не замечают слушатели, так как увлечены содержанием речи. Ќельз€ научить естественности жестов, они индивидуальны. ќб этом писал ј.  они: "∆есты человека, подобны его зубной щетке, должны быть сугубо личными. ¬едь все люди непохожи друг на друга, и, если они будут вести себ€ естественно, их жесты будут индивидуальными". —амое главное дл€ оратора - во врем€ устного выступлени€ не нужно думать о жестикул€ции, кроме случаев, когда начнет казатьс€, что она чрезмерна и ее надо сократить.

” каждого оратора должны быть не только индивидуальные внешние данные, но и индивидуальный и неповторимый ораторский стиль - форма и способ изложени€ материала. ≈ще в трудах ÷ицерона мы находим описание трех типов ораторов: "ораторы велеречивые, с возвышенной силой мысли и торжественностью выражений, решительные, разнообразные, неистощил'1ые, могучие, во всеоружии готовые трогать и обращать сердца"; "ораторы сдержанные и проницательные, всему поучающие, все разъ€сн€ющие", средний тип -умеренный. "не обладающий ни изысканностью вторых, не бурливостью первых, смежный с обоими, чуждый крайности обоих".

¬.». јндреев в "ƒеловой риторике", использу€ принцип доминировани€ тех или иных личностных качеств, выдел€ет 16 типов ораторов (эврист, теоретик, авторитетный, интеллигентный, новатор, оптимист, доброжелательный, эрудит, логик, практик, демагог и т.д.).

 они писал в "—оветах лекторам": "„тобы лекци€ имела успех, надо:

1) завоевать внимание слушателей и 2) удержать внимание до конца речи". –ешению этой задачи способствуют многие факторы (некоторые из них уже были рассмотрены более подробно в предыдущих темах, остаетс€ только обобщить сказанное).

ѕри подготовке выступлени€ необходим учет предполагаемой аудитории (возраст, пол, количественный и социальный состав, профессиональные интересы, уровень образовани€ и общей культуры, физическое состо€ние, эмоциональный настрой, психологические особенности, отношение к теме выступлени€, к оратору). ќратор должен не только представить аудиторию, но и почувствовать ее. „ем больше аудитори€, тем легче она реагирует на эмоции, поэтому речь должна быть нагл€днее и образнее. ¬ немногочисленной аудитории с большой по объему речью выступать легче, потому что контакт со слушател€ми более интимен, и они меньше устают от соприсутстви€.

ƒл€ установлени€ контакта с аудиторией (психологического, интеллектуального, эмоционального) оратор должен уважительно относитьс€ к аудитории, видеть в слушател€х партнеров общени€, уметь владеть собой (уверенность в себе определ€етс€ степенью владени€ материалом, когда уже не нужно беспокоитьс€ ни о том, что сказать, ни о том, как сказать), преодолеть чувство страха, неуверенности, волнени€, застенчивости, которые свойственны даже опытным ораторам, посто€нно контролировать слушателей, определ€€ их реакцию на слова.

ќсновной принцип взаимоотношений оратора и аудитории - это живое взаимодействие, не "€" и "они", а "мы", когда аудитори€, слуша€, участвует в общении. —уществуют специальные приемы привлечени€ и удержани€ внимани€ слушателей:

1. ѕрием соучасти€ - использование глагола 1 лица множественного числа.

2. ѕрием внушени€ - апелл€ци€ к общности профессиональных, социальных интересов как основе схожих побуждений и реакций.

3. ѕрием текстового ожидани€ - отодвинутое объ€снение (даетс€ факт, объ€снение откладываетс€), указание на выбор из нескольких решений.

4. ѕрием психологической паузы (5-7 секунд).

5. ѕрием парадоксальной ситуации - одно событие рассматриваетс€ с разных точек зрени€.

6. ѕрием апелл€ции к непосредственным интересам слушателей.

7. ѕрием постановки проблемного вопроса.

8. ѕрием использовани€ фактического материала, средств нагл€дности, примеров.

9. ѕрием краткого отступлени€ от темы выступлени€. ѕоддерживанию внимани€ аудитории кроме того могут служить юмористические замечани€, элементы оригинальности, неожиданности, импровизаци€, чередование разных форм подачи материала и т.д.

јудитори€ не €вл€етс€ простой суммой личностей. ѕод воздействием пол€ризации и совместного пребывани€ происход€т существенные изменени€ в психике слушателей. „еловек, наход€сь в большей или меньшей группе людей даже в течение сравнительно короткого промежутка времени, чувствует и ведет себ€ иначе, чем наедине.  ак правило, активизируютс€ его процессы мышлени€ и воли, обостр€ютс€ ощущени€ и воспри€ти€. ¬заимный контакт рождает чувство общности, которое оказывает заметное вли€ние на их поведение.

ѕоведение аудитории во многом определ€етс€ ее величиной. „ем малочисленнее аудитори€, тем более обычен, будничен характер ее настроени€. » наоборот, многотыс€чное собрание уже одним фактом сбора в одном месте большого количества людей создает обстановку торжественности, приподн€тости. ѕоэтому реакци€ большой аудитории может быть гораздо интенсивнее, чем сравнительно малой, в ней сильнее про€вл€ютс€ черты, характеризующие чувство общности людей.

ѕоведение контактной аудитории во многом зависит от степени однородности ее состава (гомогенности). јудитори€ может быть весьма различной как по социальному составу, так и по профессиональной принадлежности, образованию, возрасту, а также интересам, настроению, темпераменту и пр. „ем выше степень однородности, тем легче оратору управл€ть аудиторией и добитьс€ желаемого результата. ќпытный оратор умеет быстро определить характер аудитории и найти способ дифференцированного подхода к слушател€м, понима€, что любой представитель аудитории имеет свой жизненный оп€т, свои взгл€ды на мир.

»нтерес, как правило, оказываетс€ ведущим среди психологических факторов, вли€ющих на отношение аудитории к устному выступлению. ≈сли же беседа носит абстрактный, отвлеченный характер, даже при важности затронутых проблем аудитори€ останетс€ равнодушной.

¬есьма существенно дл€ оратора правильно оценить настроение аудитории, которое обычно определ€ет все иные про€влени€ психики. »звестно, что в состо€нии депрессии люди слушают с трудом, материал лекции или беседы воспринимаетс€ ими с искажени€ми или совсем не воспринимаетс€. Ќужны большие усили€, чтобы заставить слушать возбужденную толпу, особенно если она настроена против выступающего. Ќаоборот, душевный подъем, радость помогают установить тесный контакт.

ѕодготовка публичной речи

ѕодготовка к выступлению Ц очень важное и ответственное дело в де€тельности оратора.

ќратор организует движение речи как развернутую систему реплик. ƒл€ развернутой речи характерна обычно более или менее сложна€ планомерность - развитие повествовани€, аргументации, иллюстраций, ссылок, сопоставлений, напоминаний, критики противной точки зрени€ - оснований и выводов - и утверждение своих воззрений.

ќтсюда забота о композиционной построенности, наиболее действенной в данных услови€х, - разработанное еще древними учение о способах построени€ речи и ее отдельных частей (вступлени€, повествовани€, аргументационной части, заключени€ и пр.).

ќтсюда - в частности - широчайшее применение различных форм внутримонологической диалогизации речи и обширна€ плоскость соприкосновени€ с €зыком искусства (речью художественной).

¬нутримонологическа€ диалогизаци€ (реплицирование) обнажает и заостр€ет полемическое движение смысла в речи.

ѕодготовка к любому выступлению начинаетс€ с определени€ темы речи. »ногда предлагают выступить на определенную тему, тогда необходимо ее конкретизировать, самим выбирать тему надо, исход€ из личного опыта, а также знаний по выбранной теме. ¬ажно, чтобы тема представл€ла интерес дл€ слушателей.

‘ормулировка (название) речи должна быть €сной, четкой, по возможности, краткой. ќна должна отражать содержание выступлени€ и привлекать внимание слушателей. ƒлинные формулировки, названи€, включающие незнакомые слова, отталкивают слушателей. —ледует избегать и слишком общих названий.

ѕосле определени€ тематики выступлени€, его цели следует этап поиска и отбора материала. ¬ методической литературе определены основные источники, из которых можно черпать новые идеи, интересные сведени€, факты, примеры, иллюстрации дл€ своей речи.   ним относ€тс€ официальные документы, научна€, научно-попул€рна€ литература, справочна€ литература (энциклопедии, словари, статистические сборники и т. д.). ѕри подготовке к выступлению нельз€ забывать и о так называемом местном материале, т. е. имеющем отношение к жизни слушателей или того коллектива, региона, о котором идет речь. “акой материал оживл€ет выступление, привлекает к нему внимание слушателей, вызывает у них интерес к выступлению.

¬ажнейший этап подготовки ораторской речи Ц изучение отобранной литературы. ќратору необходимо выбрать из литературы то, что можно будет использовать в речи, т. е. прочитать соответствующие разделы, сделать нужные записи, систематизировать материал и т. д. ”становка во врем€ чтени€ книги может быть самой различной. ќратор может поставить перед собой задачу изучить по книге тот или иной вопрос, который предстоит освещать в выступлении, критически проанализировать содержание книги, проверить, совпадает ли его оценка какой-то проблемы с мнением автора, других авторитетных лиц, выбрать дл€ выступлени€ наиболее €ркие факты, примеры, интересные положени€ и. т. д. ѕодобные установки помогут оратору более целенаправленно работать с книгой и прежде всего определить вид чтени€: сплошное, выборочное, комбинированное.

¬о врем€ чтени€ важно уметь осмыслить содержание прочитанного, соединить его с теми знани€ми, которые были ранее. Ёто помогает анализировать и систематизировать материал, делать необходимые выводы.

ѕри подготовке к лекции, докладу нужно об€зательно делать соответствующие записи прочитанного. Ќаиболее простой вид записи Ц это выписки. ¬ыписывают то, что относитс€ к изучаемому вопросу, а также материалы, которые могут быть использованы или окажутс€ нужными лишь впоследствии.

Ѕольшую роль также играет построение выступлени€. ¬ теории ораторского искусства под композицией речи понимаетс€ построение выступлени€, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. ќрганизаци€ материала в речи, расположение всех частей выступлени€ определ€ютс€ замыслом оратора, содержанием выступлени€.

≈сли соотношение частей выступлени€ нарушаетс€, то эффективность речи снижаетс€, а иногда сводитс€ к нулю. ѕриступа€ к работе над композицией речи, необходимо прежде всего определить пор€док, в котором будет излагатьс€ материал, т. е. составить план. ќратор, не продумавший плана выступлени€, нередко Ђуходитї от основной темы, не укладываетс€ в отведенное дл€ выступлени€ врем€.

ѕосле написани€ плана оратору необходимо проработать над построением отдельных частей своей речи.  ак отмечают теоретики ораторского искусства, наиболее распространенной структурой устного выступлени€ считаетс€ трехчастна€, включающа€ в себ€ следующие элементы: вступление, основную часть, заключение.

 ажда€ часть речи имеет свои особенности, которые необходимо учитывать во врем€ подготовки к ораторской речи. Ёти особенности обусловлены спецификой воспри€ти€ речевого сообщени€. Ќапример, ученые многочисленными экспериментами доказали, что лучше всего усваиваетс€ и запоминаетс€ то, что даетс€ в начале или конце сообщени€. ѕоэтому начало и конец речи, т. е. вступление и заключение, должны быть в центре внимани€.

¬о вступлении подчеркиваетс€ актуальность темы, значение ее дл€ данной аудитории, формулируетс€ цель выступлени€, кратко излагаетс€ истори€ вопроса. Ќеудачное заключение губит порой неплохую речь. Ќекоторые ораторы в конце речи начинают многократно извин€тьс€ перед слушател€ми за то, что у них не было достаточно времени на подготовку речи, поэтому им не удалось хорошо выступить, что они, веро€тно, не сообщили аудитории ничего нового и интересного и слушатели напрасно потратили врем€. Ётого не следует делать. ѕлохо, если оратор заканчивает выступление шуткой, не относ€щейс€ к теме выступлени€. “акое заключение отвлекает внимание аудитории от главных положений речи.

≈стественно, что наиболее ответственной €вл€етс€ главна€ часть ораторского выступлени€. ¬ ней излагаетс€ основной материал, последовательно разъ€сн€ютс€ выдвинутые положени€, доказыва€ их правильность, слушатели подвод€тс€ к необходимым выводам. ¬ главной части выступлени€ важно соблюдать основное правило композиции Ц логическую последовательность и стройность изложени€ материала.

ƒл€ полемически заостренной речи, какой €вл€етс€ речь оратора, в высшей степени характерны многообразные формы внутримонологического Ђразговораї: Ђриторический вопросї, Ђобращениеї, вопросно-ответный ход, при котором ответ на вопрос может выступить также в форме вопроса (риторические фигуры: Ђгипофораї - цитирование возможного возражени€ противника в цел€х его опровержени€, Ђантипофораї - приведение противодоказательств, Ђгипокаталепсисї), Ђуступлениеї и другие функции их - не только обнажение хода мыслей (аргументации и пр.), но и полемическое заострение - нападение на противника, защита, апелл€ци€ к аудитории - Ђразговорї с нею.

ќратор Ђобращаетс€ї, задает вопросы и тут же отвечает на них, предупреждает возражени€, предвосхища€ их характер, и т. п. «ачастую речь драматизируетс€: по€вл€етс€ полемическа€ Ђмишеньї, образ противника (Ђперсонификаци€ї), от лица которого формулируютс€ мысли, подлежащие опровержению, и им противополагаютс€ с антитетической резкостью суждени€ оратора.

«аключение речи должно быть особо продумано, поскольку оно, безусловно запомнитьс€ слушателю и окажет воздействие на общее впечатление от речи.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1632 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—ложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © јмели€ Ёрхарт
==> читать все изречени€...

1986 - | 1893 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.024 с.