Симбиоз умеренности и изоляционизма отчетливо проявляется в отношении к представителям других национальностей, носителям других взглядов и культур. Речь идет о своеобразном проявлении терпимости и толерантности, при одновременном отсутствии (недостатке) открытости.
Украинские граждане стремятся отстраниться, дистанцироваться от представителей других этносов, рас и культур, как бы пытаясь оградить себя от угрозы вторжения в свой микромир. При этом, население Украины не склонно к открытой враждебности, агрессивным формам ксенфобии.
Половина опрошенных (52,1%) полагает, что многонациональность обогащает культурную жизнь страны. В тоже время, значительная часть (23,4%) респондентов считает, что многонациональность ослабляет единство страны. Неслучайно и то, что многие (24,5%) воздержались от ответа на вопрос.
В ходе исследования респондентов спросили, как бы они отнеслись к тому, если бы их ребенок в совершеннолетнем возрасте решил вступить в брак с представителем другой национальности. Половина (51,4%) опрошенных указали, что их отношение к выбору не будет зависеть от национальности избранника (избранницы). Однозначно отрицательное отношение к такому выбору выразили 7,8% респондентов. Одновременно, многие (26,8%) респонденты заняли позицию, согласно которой их отношение будет зависеть от того, какой именно национальности будет избранник (избранница). Иными словами, национальность, в данном случае будет иметь значение при оценке выбора.
Более терпимое отношение наблюдается при выборе национального состава коллектива, в котором респондент предпочел бы работать (учиться). Половина (48,7%) опрошенных указали, что для них национальный состав коллег не имеет значения. Немало (15,2%) оказалось тех, кто предпочел бы работать именно в многонациональном коллективе. В тоже время, 26,3% опрошенных хотели бы работать с коллегами одной (аналогичной) национальности.
Анализ не обнаружил принципиальных отличий в установках респондентов в зависимости от их национальности, языка общения, региона проживания.
Иными словами примерно одинаковую степень национальной терпимости демонстрировали этнические украинцы и русские, русскоязычные и украиноязычные респонденты, жители западных и центральных областей, а также жители Юго-Востока, Донбасса и Крыма.
В рамках исследования респондентам предложили указать (руководствуясь предложенным списком), с представителями каких социальных групп они не хотели бы жить по соседству. (При этом, респонденты могли указать несколько вариантов ответа). Выяснилось, что больше всего (77,7%) респондентов не хотели бы жить по соседству с алкоголиками и наркоманами. Примерно половина опрошенных не хотели бы соседствовать с гомосексуалистами, ранее судимыми, больными СПИДом и эмоционально неуравновешенными людьми. Иными словами, гомофобия и предубеждения в отношении больных СПИДом уравняли гомосексуалистов и ВИЧ-инфицированных с людьми, которые воспринимаются как потенциально угрожающие безопасности (см. рис. 9).
Рис. 9. Количество респондентов, которые не хотели бы жить по соседству с представителями определенных социальных групп, % (отвечая на вопрос, респондент мог указать несколько вариантов ответа)
В рамках исследования «Украинский характер», изучался вопрос, насколько толерантны украинские граждане в своих взглядах. В частности, респондентам предложили выразить свое отношение к ряду практик (явлений), легализация которых является предметом острых дискуссий как в Украине, так и за рубежом.
Выяснилось, что подавляющее большинство (77,9%) опрошенных выступают за категорический запрет (вплоть до уголовной ответственности) употребления легких наркотиков (курение марихуаны и т.п.). Примерно две трети респондентов также требуют запретить (вплоть до уголовной ответственности)...
· возможность гомосексуальным парам усыновлять детей,
· проституцию,
· порнография,
· браки между представителями одного пола (см. рис. 10).
Рис. 10. Количество респондентов, которые считают, что данную практику надо запретить вплоть до уголовной ответственности, %
Следует отметить, что в украинском обществе существует достаточно много людей, которые крайне отрицательно относятся к пропаганде националистической и коммунистической идеологии.
Пропаганду националистических идей предлагают запретить либо сильно ограничить половина (51,4%) опрошенных. В отношении коммунистической идеологии такую же позицию занимает 43,0% респондентов.
В рамках исследования ЕСИ-2009 респондентам предложили ответить на вопрос: «В какой степени Вы соглашаетесь или не соглашаетесь с тем, что геям и лесбиянкам следует позволить жить своей жизнью, как они считают нужным?». По уровню терпимости к сексуальным меньшинствам Украина оказалась на одном из последних мест среди европейских стран. Отвечая на указанный вопрос свое категоричное несогласие высказали 21,4% украинских респондентов, 21,5% — российских и 22,8% — румынских (наибольшие показатели однозначного неприятия) [1, 106].
В целом украинское общество нельзя назвать однозначно толерантным и открытым, хотя украинские граждане достаточно терпимо относятся к представителям других культур, носителям других ценностей и взглядов.
Е.Головаха: «У населения Украины нет агрессивной этнофобии по отношению к конкретным группам, но есть общий тотальный изоляционизм, дистанцирование, отстраненное отношение к тем, кто не входит в «ближний круг». Вот такого рода социокультурный изоляционизм, дистанцирование является препятствием на пути нашего движения к Европе, на пути всякого интеграционного процесса».
Л.Зализняк: «Для украинских граждан характерна терпимость, в основе которой — европейская толерантность. Это признание того, что другие люди имеют право на жизнедеятельность рядом с тобой, что другие люди имеют право на собственное мнение. При этом твое собственное мнение не является исключением. Ты имеешь право на особое мнение, как и все другие люди, что, например, не характерно для массового сознания россиян».
И.Лосев: «Ксенофобия присуща нам в очень незначительной степени. Более характерна терпимость, приспособление к тем, кто здесь появляется. Я бы не сказал, что мы проявляем к ним большое сопереживание, скорее — безразличие. Агрессивные проявления нетерпимости, если и имеют место, то они часто связаны с какими-то политическими обстоятельствами».
В.Васютинский: «Мы менее агрессивны по отношению к чужим, чем например, россияне. Я думаю, что у нас эта агрессия более скрытая, возможно, направлена на себя, вглубь, и больше «пережевывается», чем выплескивается».
Б.Мотузенко: «Украинское население, руководствуясь своим конформизмом и соглашательством, согласно скорее переждать, привыкнуть, согласно скорее перенастроить свой собственный мир на другую тональность, чем бороться с другими иноверцами, народами, представителями другой национальности».
Терпимость, толерантность в симбиозе с комформизмом проявляется в отсутствии радикализма и амбивалентности политических взглядов.
Е.Головаха: «Что касается амбивалентности, то, прежде всего, речь идет об отсутствии четкого политического выбора... Когда в структуре политического выбора могут одновременно существовать взаимоисключающие ориентации, взгляды, позиции. Простейший пример: это отношение к вектору геополитической интеграции. Куда следует двигаться на запад или на восток? В сознании очень многих наших людей эти два пути не являются взаимоисключающими.
Другой пример: массовое сознание одобряет и демократию, и авторитарные меры. Всё прекрасно уживается. Амбивалентность массового политического сознания, в свою очередь, приводит к амбивалентным заявлениям и амбивалентному поведению политиков... С одной стороны, это наша проблема — в том, что мы никак не можем сделать четкого выбора. А с другой стороны — это наше преимущество, потому, что Украина не впадает в авторитаризм, в отличие от наших соседей».