В обыденном сознании понятие «культура» и «общество» часто рассматриваются как синонимы. Но в теоретическом плане можно говорить о том, что культура и общество находятся друг с другом, в отношении не только совпадения, но и различия, которое, однако, не может рассматриваться как жесткое разделение культурного и общественного.
Определение соотношения культуры и общества — сложная теоретическая проблема, которая обсуждается чаще всего в контексте социологии культуры. Решение этой проблемы во многом зависит от того, как понимаются культура и общество.
Деятельностный подход рассматривает культуру как способ деятельности того или иного субъекта общественной целостности, как технологию этой субъективной деятельности.
Чтоже касается понятия «общества», то во всех его трактовках есть общая идея: общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых они находятся друг с другом. Именно действие людей и образует общественную жизнь, оно и создает общество как некоторый живой организм (органическое целое).
Общество – это система отношений и институтов, т.е. способов и средств социального воздействия на человека, а культура в своем функционировании в обществе определяется формами социальной регламентации.
Однако можно по-разному интерпретировать отношения общества и культуры. Например (по М. Кагану), культура – продукт деятельности общества, а общество - субъект этой деятельности.Или(поЭ. Маркаряну) культура есть функция общества. Согласно В. Давидовичу, культура – способ деятельности людей, а общественные отношения – поле для этой деятельности. По его мнению, общественные отношения – это основания, а культура – обоснование.
По сути дела, можно говорить о двух планах рассмотрения жизни людей:
Первый – «общественный» – это ее анализ со стороны способов объединения индивидов в целостность, создание модели их единения.
Второй – «культурный» – это видение жизни человеческой, исходя из того как именно люди действуют, что создают и передают от поколения к поколению.
Важным структурным элементом общества являются так называемые социальные институты.
Социальные институты культуры – это совокупность социальных структур и общественных учреждений, в рамках которых развивается культура, предназначенные для упорядочения совместной жизни людей в обществе.
В узком смысле, социальные институты культуры организуют и регулируют собственно духовную среду деятельности человека – систему образования, научной работы, художественного творчества, религиозную жизнь, а также информационные потоки.
В широком, смысле социальные институты культуры выступают как средства обеспечения эффективности человекотворческой культурной деятельности во всех сферах жизни общества, включая политические учреждения, экономические, социальные, военные и другие социальные институты.
Назначение социальных институтов заключается в том, что они организуют и координируют деятельность людей в каждой сфере, без чего эта деятельность приобрела бы разрозненный, непоследовательный и неустойчивый характер. Институт всегда включает ряд компонентов:
• систему функций, закрепленную предписаниями (нормами, уставами);
• материальные средства (здания, финансы, оборудование), обеспечивающие деятельность данного института;
• кадры, набираемые в соответствии с принципами и целями данного института.
Социальные институты культуры принято классифицировать по функциональному признаку, в соответствии с которым выделяют:
1) социальные институты, осуществляющие духовное производство (издательства, киностудии, кружки, любительские творческие объединения);
2) институты, распространяющие культурные ценности (кинотеатры, лектории, концертные объединения, школы, университеты, библиотеки, музеи);
3) учреждения, осуществляющие планирование и управление культурными процессами (правительственные организации культуры, творческие союзы, научно-исследовательские учреждения).
Основным политическим институтом, который регулирует культурную деятельность в современном обществе, является государство. В каждом обществе государство в том или ином объеме поддерживает сферу культуры через бюджетное финансирование, специальное законодательство, социальную политику. Каждая страна имеет свои административные структуры, которые осуществляют культурную политику. Это прежде всего министерства культуры. В развитых странах объем культурной политики, осуществляемой государством значительно меньше, чем в развивающихся. Это объясняется тем, что в них уже сложилась налаженная система регуляции культурной деятельности со стороны бизнеса и общественных организаций.
Основное различие между культурой и обществом состоит в том, что социальные институты (экономическая и политическая система прежде всего) существуют независимо, они принимаются как данность, как-общепринятые организаторы игры, которым необходимо следоватьи отступленияот которых караются обществом и государством.
В культуре же достигаемые результаты человеческой деятельности соотносятся с принимаемой индивидом шкалой ценностей (слава, почести, богатство и т.д.). Если мы обращаемся не к социальному, а к индивидуальному (культурному), то обнаруживаем, что достигаемые им результаты обретают значимость не сами по себе, а как собственные, внутренние (рефлексивные) качества и условия дальнейшего развития индивида.
При оценке соотношения культуры и общества на современном этапе их развития весьма показательна полемика, в частности, между Флорианом Знанецким и Питиримом Сорокиным.
Знанецкий, обосновывая идентичность социальных и культурных систем, определяет общество как ряд сосуществующих и перекрещивающихся групп, в пределах которых общество совпадает определенным типом культурных ориентаций.
Сорокин обращает внимание на многовариантность культурных ориентации в одной и той же социальной группе. Он, например, считает, что данная культурная система вовсе не локализуется внутри одной социальной системы (группы), а распространяется на множество различных групп.
Проводить различиемежду культурой обществом целесообразно в области культурной динамики, культурного самоопределения личности, обеспечивающего возможность социальной идентификации.
Важно различать способы воздействия культуры и общества на человека и способы адаптации человека (индивида) к ним. Социальные требования не могут осуществить тотальный контроль за ценностями и интересами личности. Формы социальной регуляции принимаются как данность, принятая всеми членами, но для того, чтобы соответствовать социальным требованиям, необходимы культурные факторы, которые представляют собой личностное завоевание и оформляют культурный мир человека.
Итак, при рассмотрении вопроса «культура и общество» можно выделить два аспекта, если исходить из того, что определение культуры есть определение того же круга явлений, что и определение общества, но под углом зрения обобщения технологического статуса деятельности.
В первом аспекте культура выступает как характеристика движения общества, способа его функционирования, технологичности. Культура есть общество с точки зрения технологичности его образа жизни, а общество есть субъект культурной деятельности.
Второй аспект рассматривает в качестве предмета культуры все общество в целом, но со стороны его способности производить самого человека как развивающееся, социальное, творческое существо.
Итак, содержанием культурного процесса выступает развитие самого человека в качестве общественного субъекта деятельности.
Таким образом, можно сказать, что культура и общество не соотносятся как часть и целое, а взаимопроникают друг в друга.