Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Социальная политика и управление: идеи, интересы и институты




ДЖ. МАДЖОНЕ

Лет тридцать тому назад Ч. Э. Линдблом выступил с критикой «грубого реализма» таких плюралистов, как А. Бентли, который отрицал роль идей в политике и рассуждал так, «как будто интеллект входит в число самых зау­рядных из всех доступных исследовательских инструментов» (Lindblom, 1965, р. 16). Как отмечал Линдблом, Бентли и его последователи не только обходи­ли насущные проблемы, подменяя демократию разработкой эффективного политического курса, но при этом воспринимали иррационализм этого про­цесса как нечто само собой разумеющееся. Потом они пришли к выводу, что иррационализм — это неизбежная цена, которую приходится платить за та­кое предоставляемое системой благо, как разделение властных полномочий. К середине 60-х годов Бентли уже не был одинок в сведении человеческого взаимообмена исключительно к отношениям, основанным на «силе» и «дав­лении»: «Роль разума в политике теперь сильно ограничена популярной ныне трактовкой политической науки как дисциплины, исследующей проблемы власти» (Lindblom, 1965, р. 16).

Интеллектуальная атмосфера середины 90-х годов совершенно иная. Не то, чтобы политологи вернулись к идеалистическим представлениям о том, что идеи сами по себе могут быть настолько могущественными, чтобы определять ход развития событий. Не произошло и возврата к рационалистическому заб­луждению политических аналитиков более раннего периода, рассматривавших выработку политического курса как чисто интеллектуальное упражнение. Для политологов-эмпириков «нулевая гипотеза» по-прежнему означает, что ре­зультаты политических решений прежде всего зависят от интересов и власти. Новое, скорее, состоит в том, что те же ученые теперь серьезно стремятся проверить эту гипотезу, сравнивая ее с альтернативными подходами, и гото­вы согласиться с ее несостоятельностью в том случае, если последняя будет убедительно доказана.

В последние годы значительно увеличилось число данных, свидетельству­ющих о том, что идеи и их институциональные воплощения играют незави­симую роль при выработке политического курса. Для подтверждения этого тезиса следует упомянуть книги Дж. Оделла, Э. Хааса, Дж. Голдстайна и труд, изданный под редакцией Дж. Голдстайна и Р. Кеохейна, посвященные внешнеполитическим проблемам; а также такие публикации, как работы М. Стейна или П. Холла о разработке макроэкономической политики, М. Дертика — о принятии решений по социальному обеспечению, Г. Аарона, Ч. Мюр-рея — о социальной политике, М. Дертика и П. Куэрка, П. Темина — об отмене государственного регулирования, Дж. У. Уилсона, а также Дж. Машоу и Д. Харфста — о политике урегулирования (Odell, 1982; Haas, 1990; Goldstein, 1993; Goldstein, Keohane, 1994; Stein, 1984; Hall, 1986; 1989; Derthick, 1979; Aaron, 1978; Murray, 1984; Derthick, Quirk, 1985; Temin, 1987; Wilson, 1980; Mashaw, Harfst, 1990). Идеям отводится основополагающая роль в монографии Р. Роуза, рассматривающей вопросы политического обучения, и в исследова­нии Дж. Кингдона о постановке проблем и предприимчивости в политике (Rose, 1993; Kingdon, 1984; Cohen, March, Olsen, 1972).

Этот выборочный список легко может быть продолжен, особенно если дополнить перечень англоязычной литературы журнальными статьями и про­чими публикациями на других языках. Тем не менее, он вполне достаточен для подтверждения тезиса о том, что специальная литература, посвященная фактору идей при разработке политики в 80—90-е годы, по качеству и коли­честву не имела прецедентов в предшествующие десятилетия. В чем состоят причины того внимания, которое вновь стало уделяться роли идей? Измене­ние моды в академических исследованиях в данном случае может служить лишь частью ответа на поставленный вопрос. На наш взгляд, более глубокая причина этого изменения коренится в преобразовании самой сути процесса выработки политических решений, которое обусловлено существенными иде­ологическими, политическими и экономическими переменами, начавшимися в конце 70-х годов. Ниже я попытаюсь определить те новые черты социальной политики, которые самым тесным образом связаны с рассматриваемой в дан­ной главе проблемой.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 325 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2349 - | 2105 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.