Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Изменение ценностей и модернизация




Сравнительные исследования политического поведения дали значительные результаты в изучении изменений ценностей граждан. Ранние исследования политического поведения были посвящены изучению соотношения между раз­витием индустриального общества и изменяющимися ценностями населения (Inkeles, Smith, 1974). В последние два десятилетия эта область расширилась благодаря анализу процесса изменения ценностных установок, сопровождаю­щего развитие постиндустриального общества.

Идея Р. Инглхарта о движении ценностных ориентации в направлении постматериальности (Inglehart, 1977; 1990; Abramson, Inglehart, 1995) опреде­лила ведущие подходы к изучению тех изменений, которым подвержены ши­рокие слои населения в промышленно развитых демократических странах. Его трактовка перемен в системе ценностей базируется на двух посылках. Во-первых, он полагает, что приоритеты в обществе формируются в соответ­ствии с ориентацией на «нехватку» чего-либо: люди придают большую цен­ность тому, чего в обществе относительно мало4. Во-вторых, он исходит из того, что личные ценностные ориентации и приоритеты человека отражают те условия, в которых проходила его социализация. Сочетание этих двух посы­лок создает общую модель формирования ценностных установок: основные ценностные ориентации человека формируются в раннем возрасте как реак­ция на социоэкономические условия (личные и социальные) того периода, и, сформировавшись, эти ценности обычно остаются неколебимыми перед лицом всех последующих изменений в условиях жизни.

Инглхарт использовал эту модель для доказательства того, что социоэко­номические факторы, преобразующие западные индустриальные общества, изменяют и относительный характер значимых целей и, соответственно, цен­ностные приоритеты населения. Люди старшего поколения обычно подчерки­вают значимость традиционных «материальных» целей общества, таких, как экономическое благополучие, общественная безопасность, законность и по­рядок, религиозные ценности и сильная национальная оборона. Выросшее в обстановке, когда обществу, кажется, удалось достичь традиционных целей, молодое поколение в западных странах обращает внимание на «постматери-

4 В своей ранней работе Инглхарт предпринял попытку расширить идею «нехватки»до более широкой теоретической схемы иерархии человеческих ценностей А. Маслоу, но в более поздних работах он придавал ей меньшее значение.

альные» цели — самовыражение, личную свободу, социальное равенство, са­мореализацию и поддержание качества жизни.

Идея постматериальности Инглхарта особенно ценна тем, что она приме­нима к изучению развитых индустриальных стран. Его понятие смены ценно­стных установок полезно, например, для объяснения различия в отношении к Общему рынку людей, принадлежащих к разным поколениям. Вдобавок само представление о шкале материальных — постматериальных ценностей связано с возрастающим интересом населения к вопросам охраны окружающей сре­ды, равноправия женщин, защиты прав потребителя и другим проблемам качества жизни.

Появление постматериальных ценностей может быть связано с проблема­тикой демократизации двумя способами. Во-первых, постматериальные цен­ностные ориентации отчасти привели к обновлению определения природы политики в индустриально развитых обществах. Такого рода интересы обусло­вили создание новых движений граждан. Экологическое и женское движения, например, выдвинулись в качестве альтернативной политической силы (Dalton, 1994а; Gebb, 1989). Это часто приводило к столкновениям с существующими экономическими группами интересов — промышленным лобби и профсоюза­ми. С новыми социальными движениями объединились «новые левые» и партии «зеленых», которые отстаивали свои позиции, участвуя в избирательном про­цессе и в работе парламентов (Mueller-Rommel, 1989). Короче говоря, эти ори­ентации способствовали развитию политического противостояния в передо­вых индустриальных демократических странах.

Помимо выдвижения альтернативных целей общества сторонники постма­териальных ценностей добивались изменения политического стиля в условиях демократии. Постматериализм способствовал изменению видов политического действия граждан в западных странах (Bames, Kaase, 1979; Jennings, van Deth, 1990). Появились нетрадиционные формы политического действия (такие, как протест), бросающие вызов правящей элите. В том же ключе действовали от­дельные группы граждан и партия «зеленых», призывавшие к расширению демократического процесса, предоставлению большему числу людей возмож­ности участвовать в формировании политических решений и их реализации. Сторонники постматериальных ценностей выступали за создание консульта­тивных групп из числа простых граждан, за проведение референдумов и дру­гие формы прямой демократии в противовес ограниченной представительной демократии. Таким образом, постматериализм поставил под вопрос принци­пы демократии, развернув дискуссию о представительной демократии и партиципаторной демократии, что дало основания говорить о «кризисе демокра­тии» (Klingtmann, Fuchs, 1995).

Еще одно применение тезиса о постматериальности состоит в том, чтобы выявить контрасты ценностей в странах Восточной Европы и Восточной Азии вступивших в период демократических преобразований (Inglehart, Siemienska, Gibson, Duch, 1994), но эта идея довольно сомнительна. Инглхарт определял постматериализм как следствие экономического и политического развития, а указанные страны находятся в самом начале этого процесса. В связи с этим элиты и население стран Восточной Европы и Восточной Азии, скорее всего, будут руководствоваться материальными целями, когда-то преобладавшими в политике западных демократий. Например, в то время как голландцы могут позволить себе стремиться к постматериальности, поляки надеются достичь материального изобилия, к которому голландцы давно привыкли. Вдобавок в

странах, переживающих процесс демократизации, наибольшее значение при­дается развитию институциональных форм представительной демократии; не исключено, что для них демократия участия, за которую ратуют в передовых индустриальных державах, не приемлема. В этом состоит значительное расхож­дение в ближайших целях передовых индустриальных демократий и демокра­тий нарождающихся5. Обе группы становятся более демократическими, но в каждом случае демократия имеет свой смысл.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 351 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2245 - | 2192 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.