Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Категории, определяющие своеобразие западноевропейского правосознания




Право не является универсальной категорией. Право изменчиво во времени, но еще более право различается в пространстве. Человеческая мысль дает нам целый ряд разнообразных теорий относительно природы права. Для того, чтобы их понять, важно сознавать отсутствие универсальности в качестве основного принципа социальной организации, непримиримые исторические посылки, лежащие в фундаменте этих теорий, и идеологические основания, обычно содержащиеся в этих теориях. Мы имеем возможность лишь вкратце охарактеризовать особенности европейского и российского правосознания. Отношения права жестко диктуют обращения с контрагентами как со свободными существами. Права нет, когда игнорируется, ущемляется изъявляемая воля контрагента, и ему чинятся препятствия в самостоятельном выборе собственной линии поведения.

Обязательный компонент права – ряд присущих участникам правовых отношений социальных качеств, которые формируются как результат их включенности в различные общественные связи: экономические, политические, этнические, демографические, профессиональные, религиозные. Эти социальные качества суть притязания субъектов, адресуемые, в конечном счете, общественному целому, государству, своим ближайшим предметом имеют ту долю материальных, духовных и прочих ценностей, присвоение (освоение) которой обеспечивает возможность нормально жизнедействовать в условиях конкретной общественно-исторической среды.

Такого рода притязания являются ни чем иным, как выраженным в право­вой форме общественными потребностями и интересами. Удовлетворение (либо неудовлетворение) этих притязаний равнозначно реализации (либо бло­кированию) потребностей и интересов самого общества и составляющих его классов.

В классово дифференцированном и заключенные в них социальные притязания общественных субъектов несут на себе отпечаток государственности. Аппарат государства с помощью официальных обще­признанных предписаний (законодательства) регламентирует поведение тех. кто вступает в отношения права. Государственный аппарат стремится упоря­дочить эти отношения и приспособить их к нуждам руководящих обществом классов; он строго контролирует процесс присвоения общественными субъек­тами потребной им доли социальных ценностей.

Таковы общие контуры феномена права; отсутствие представления о них исключает конкретно-научное изучение права, делает проблематичным распо­знание его модификаций в каждую данную историческую эпоху.

Основные признаки права можно разделить на две группы. К первой группе относятся его интегральные признаки - «совокупные системные качества», к которым относятся общественное целое (социальная макросистема) наделяет право как свою органическую часть. Применительно к праву к сверх­качествам, принадлежащим не предмету, а системе предметов, и обнару­живающиеся только в силу принадлежности к данному системному целому, следует отнести: способность возникать и развиваться естественноисторически, классовость, полиморфный характер устройства, свойство норма­тивности. В социальной макросистеме и благодаря таковой, право приобретает ранг надстроечного института.

Однако специфику права определяет вторая группа признаков. К ним относятся, прежде всего, такой признак как равенство. Оно означает, что общественные субъекты выступают в отношении права лишь какой-то одной свей (но присущей им всем) социальной ипостасью и таким образом соизмеряются одной и той же равной социальной мерой. Всякое право есть применение одинакового масштаба к различным людям, которые на деле не одинаковые, не равны друг другу.

Исконно правообразующим признаком наряду с равенством является свобода. Она означает нечто большее, чем только возможность для каждого участника отношений права выражать свою волю и проводить свою линию поведения. Такая возможность есть одновременно отражение и необходимый момент достигнутого обществом в целом уровня социально-исторической свободы. Не случайно еще молодой Маркс отожествлял с положительным бытием свободы, исключающим самоуправство, своеволие, подавление личности и т.п. Ценность права как раз и состоит в том, что оно обозначает сферу, границы и структуры свободы, выступает как форма, норма и мера свободы, получающее благодаря законодательному признанию официальную государственную защиту.

Еще один специфический признак права – справедливость. Имеется в виду не социальная справедливость вообще, в отличие от которой, справедливость как признак права характеризуется иными критериями. Несправедливое в социальном плане может оказаться справедливым с точки зрения права. Справедливость в сфере права есть эквивалентность, сбалансированность тех взаимных представлений и поучений, которыми обмениваются между собой находящиеся в отношениях права обще стенные субъекты.

Притязательно-обязательный характер норм деятельности реализующий отношения права, - четвертый отличительный его признак. Внутри права общественных субъектов связывает обширная система взаимозависимых правил поведения, с одной стороны, возможного, а с другой стороны, - должного. Этот признак точно выражает формула: неразрывное единст­во и равенство взаимных прав и обязанностей.

Только взятые в совокупности, все признаки второй группы отличают право и выделяют его из числа других социальных явлений. Эти признаки в их един­стве, целостности и составляют ту субстанцию, которая называется «правовой природой вещей» и которую надлежит выражать в законах государства.

Западноевропейское правосознание зародилось в раннеклассовых общест­вах. Оно вырастало из реальных правовых связей, исподволь возникавших и в процессе распада первобытнообщинных отношений. Его духовной почвой бы­ли мифы, религиозные верования. Правовая мысль длительное время вызрева­ла в лоне нерасчлененного, синкретического мифо-религиозного сознания. Самыми архаичными формами отражения в сознании «правовой природы ве­щей» были мистически воспринимаемые представления о «порядке», «зако­не», «справедливости» «запрете», «возмездии» и т.п. Сначала эти представле­ния закреплялись в устной форме, а позднее фиксировались письменно.

В исходном своем содержании и пафосе правовое сознание выступало скорее как сознание легалистское, «законническое», требовавшее под угрозой жестких кар лишь беспрекословного повиновения индивида установленным свыше (богами, прародителями, царем и т. д.) императивам поведения. Ориентированное на прошлое, сознание ранних цивилизаций высоко ценило и рев­ностно оберегало все исстари заведенное, в том числе идущие от предков «законы», стандарты «справедливости», обычаи, правила общежития и др.

Крупный прогрессивный сдвиг в эволюции правосознания произошел в I тысячелетии до н.э. В условиях античного полиса появились зачатки того, что свободною человека и гражданскую общину, членом которой он состоит, свя­зывают нити обоюдных прав-обязанностей. У греков и римлян обозначилось также рациональное восприятие правового, ими (прежде всею выдающимися греческими философами) были заложены основы теоретическою осмысления права. Именно тогда наметились признаки консолидации собственно правовых идей и их отмежевания от легалистского сознания.

В период средневековья две наиболее яркие черты отличали правосознание, функционировавшее на базе феодальных отношений: в социальном плане дифференциация по сословно-кастовым характеристикам, принятие общест­венного неравенства как вполне естественного явления (привилегированного положения одних сословий, прослоек, корпораций и приниженного, ущербно­го - других), в мировоззренческом плане - жесткая зависимость от религии. Естественными и непререкаемыми представали в сознании средневекового человека законы, регламентировавшие жизнедеятельность феодально-сословного общества. Ценность закона для людей, долг строго следовать его предписаниям чтили везде одинаково.

Но в понимании критериев, которым надлежало соответствовать социальной норме, являющейся законом, такое единообразие отсутствовало. Этими критериями в странах Востока обычно считалось: богоустановленность (сопряженность с божественной волей), освещенность традицией, категоричность.

Европейцы в данный перечень признаков закона включали еще этическую обоснованность (выражение добра, правды, справедливости), согласие людей с законом, направленность такового на общее благо и др. За отмеченными несовпадениями оценок закона стояли раз­личия в цивилизационной организованности, несходство стандартов сложив­шихся в этих цивилизациях взаимоотношений личности и государства, разли­чие типов культур.

В эпоху Возрождения, с возникновением раннебуржуазного мировоззрения ясно проступил водораздел между правовым и легалистским («законническим») сознанием. Это было обусловлено в конечном счете начавшейся сме­ной системы личной зависимости принципиально иной исторической систе­мой общественных связей - отношениями личной независимости, основанной на вещной зависимости.

Вступление Западной Европу в этап так называемого «классического капитализма» принесло с собой господство буржуазного юридического мировоззрения. По своей сути, источнику аргументации, используемым теоретико-познавательным приемам оно выступило антиподом религии и находящегося под ее воздействием правосознания.

Причем отправной идеей стала идея «естественного права». Западноевропейское юридическое мировоззрение, естест­венно крайне неоднородно, но в целом его можно подразделить на две ветви - либеральную, где акцент делается на призвании государства обеспечить реализации принадлежащих гражданам прав и свобод, и консервативную, где акцент делается на самореализации этих свобод и необходимости служить государ­ству и обществу.

Вопрос 4





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3268 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2255 - | 2141 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.