Исторический анализ позволяет раскрыть некоторые закономерности изменения лика и внутренней структуры Земли. Эти закономерности выражаются в необратимости, направленности и цикличности, неравномерности и вместе с тем синхронности, непрерывности и прерывистости проявления геологических процессов, которые привели к формированию современного лика нашей планеты.
Наша Земля – саморазвивающаяся, самоорганизующаяся система. Основной двигатель этого развития – глубинное тепло, запасенное в эпоху зарождения Земли – аккреции. Дальнейшее ее развития проходило под знаком остывания и дегазации. Т.е. роль глубинных, эндогенных факторов в развитии Земли постепенно убывала. Уменьшалась роль и ротационного фактора в геодинамике благодаря тормозящему гравитационному влиянию Луны. Увеличивалась светимость Солнца и активность биосферы.
Все эти изменения протекали медленно и сказались на изменениях во внутреннем строении Земли. Главным было дифференциация планеты на оболочки – геосферы. В период аккреции произошло разделение гомогенной планеты на железное ядро и силикатную мантию. Далее начала формироваться первичная атмосфера за счет выделения летучих из планетезималей при их соударении и за счет дегазации мантии.
В начале архея появилась гидросфера и протоконтинентальная кора (ТТГ). К среднему архею относят появление биосферы (строматолитовые постройки цианобактерий). К позднему архею появилась криосфера (первое гуронское оледенение – в раннем протерозое).
Также в ходе развития Земли формировались разные суперконтиненты: эпиархейскиий суперконтинент (до 2,2 млрд. лет), Колумбия (1,9-1,8 млрд. лет – 1,2 млрд. лет), Родиния (1,0-0,57 млрд. лет), Пангея Вегенера (Гондвана + Лавразия; начала распадаться в ранней юре, а сейчас появились признаки нового суперконтинента типа Гондваны).
Таким образом, направленность развития выражается в усложнении структуры Земли, появлении ее внешних оболочек; в тенденции изменения теплового потока, дегазации недр во времени; в увеличении во времени роли биосферы; в формировании континентальной земной коры; в динамике развития тектонических процессов.
На фоне направленного развития наблюдается определенная цикличность разного ранга — циклы Вилсона (становление и распад континентов, 500-600 млн. лет), Бертрана (тектонические циклы типа каледонского, герцинского и др., 150-200 млн. лет), Штилле (орогенические фазы фанерозоя, 40-45 млн. лет), Миланковича (трех порядков: связанные с изменением процессии, наклона оси вращения, эксцентриситета орбиты Земли) и др. Цикличность может формироваться под действием внешних источников, а также в результате внутренних процессов самоорганизации вещества в открытых сильно неравновесных системах.
Закон необратимого эволюционного развития организмов был сформулирован бельгийским палеонтологом Долло в конце 19 в. Они играют конструктивную роль в науке, т.к. определяют процессы самоорганизации в открытых системах.
Непрерывно-прерывистая тенденция развития характерна как для эндогенных процессов, так и для экзогенных.
Неравномерность развития геологических процессов подтверждается широким диапазоном типов тектонических структур современной Земли, отвечающих разным геодинамическим обстановкам и этапам их формирования.
На фоне тенденции неравномерного развития наблюдаются глобальная синхронность и асинхронность геологических процессов. Синхронность подтверждается уверенной корреляцией позднемезозойских и кайнозойских отложений Мирового океана, проведенной по микрофауне, по данным сейсмостратиграфии и палеомагнетизму, со стратиграфическими данными по континентам. Асинхронность развития подтверждается, напр., асинхронностью развития Тихоокеанического и Индо-Атлантического сегментов Земли.