Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


О понятии местного самоуправления




Что такое местное самоуправление? Очевидно, это самоуправление, осуществляемое общностями людей на местах. Но какой смысл при этом вкладывается в тер­мин «самоуправление»? Надо сказать, что его столь час­то употребляют политики и ученые, публицисты и ря­довые граждане, что он в какой-то мере разделил судьбу термина «социальный», который, как показал в свое время Ф. Хайек, превратился в слово-«ласку» с начисто выхолощенным смыслом1. Даже в таком серьез­ном издании, как «Политический энциклопедический словарь» из трех приведенных определений «самоуправ­ления» при внимательном рассмотрении оказывается, что ни одно строго не соответствует самому понятию [См.: ПЭС— С.346]. Известный американский полито­лог Дж. Сартори показал, что концептуально само­управлению легко дать определение. Оно обозначает, что мы управляем сами собой2. Но в том-то и дело, что в эмпирической реальности, в условиях общественного разделения труда, такое встречается крайне редко, да и то не в полном смысловом объеме. Иначе говоря, само­управление есть теоретическая абстракция и необходи­мо отдавать себе отчет о границах ее практического применения, то есть в какой степени и в каких преде­лах слово соответствует своему референту. Абстрактная идея самоуправления вообще хороша как лозунг, как нормативный идеал, однако не всегда, а лишь в усло­виях полного отсутствия самоуправленческих начал в обществе, в рамках тотальной централизации управле­ния (хотя бы такую систему и прикрывала фиктивная ширма «самоуправления трудящихся», как это было в социалистических странах). Таким образом, как пока­зал Дж. Сартори, понятие самоуправления (в том числе

1 Достаточно сказать, что в марксистско-ленинской, коммунисти­ческой и анархистской фразеологаи это один из центральных терми­нов, отражающий специфику управления, приходящую на смену и противостоящую государственности.

2 Здесь и далее при рассмотрении понятия самоуправления ис­пользован подход, предложенный Дж. Сартори в его «Пересмотренной демократии».

и местного) приобретает конкретно-историческое со­держательное наполнение, когда мы ставим вопрос о его интенсивности. Тогда оно варьируется в соответст­вии со своим пространственным и временным распро­странением.

Действительно, если принять гипотезу максималь­ной интенсивности, буквального значения термина, то мы вынуждены будем ее проиллюстрировать случаями либо внутреннего индивидуального самоуправления (самоуправления), либо совершенного деспота само­управленца (единоуправленца). Но и в том, и в другом случае пространственная распространенность самоуправления равна нулю, поскольку речь идет об одном лице. Другой пример — самоуправление в античном полисе, которое имеет все же меньшую интенсивность, подразумевает менее точное значение слова: в лучшем случае мы подразумеваем быстрое и всеобъемлющее чередование представителей власти и подчиняющихся этой власти. Наконец, если воспользоваться примером самоуправления в современном городе, то нельзя не согласиться, что термин «самоуправление» здесь ис­пользуется в значительной степени метафорически, об­разно. Момент самоуправления при этом означает «быть управляемым с близкого расстояния, а не изда­лека», и полное значение сохраняет только в противо­положность централизации, «управлению сверху». Са­моуправление в городе означает чаще всего автономные местные органы управления, самоуправляемые в смыс­ле большей степени по сравнению с политической сис­темой, для которой характерна централизация. Можно сказать так: «нулевая» интенсивность самоуправления соответствует его общемировому распространению. Это позволяет согласиться со следующей закономерностью: интенсивность достижимого самоуправления находится в обратной зависимости от пространственного распро­странения самоуправления. Если же иметь в виду не про­странственно-территориальное, а временное распро­странение самоуправления, то данная закономерность принимает такую форму: интенсивность возможного са­моуправления находится в обратном отношении к про­должительности требуемого самоуправления. Это означа­ет, что максимальная интенсивность самоуправления, которую можно наблюдать, например, в моменты ге­роического и революционного напряжения людей,

кратковременна, может соответствовать минимальной продолжительности.

Значит ли все это, что термин «самоуправление» на­прочь лишается смысла в современном обществе? Нет, не значит.

Ибо, во-первых, не следует оценивать как невероятное то, что является невозможным (тем более «не возможным в полном объеме»); а во-вторых, надо учитывать, что за термином «самоуправление» сегодня скрывается некая эмпирическая реальность. Разумеется, речь идет не о реальности мира коммунистического самоуправления как антипода государственного управ­ления, утверждающегося по мере «отмирания» государ­ства. Имеется в виду практическая реальность, пред­ставленная территориальными общностями людей и избираемыми ими органами управления, не отрицаю­щими государственное управление, а дополняющими его на местах, выступающими не антиподом, а партнером государства.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-21; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 329 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2294 - | 2150 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.