Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Общественное дошкольное воспитание и начальная школа в разных странах




Мир разнообразен. Знаменитые педагоги, имена которых вош­ли во все учебники, при жизни, как правило, официально не признавались достойными подражания в своих странах. Почти никто из них (за исключением Л. Малагуцци) не имел длитель­ной практики работы по своему методу. В наше время заимствова­ние передовых технологий происходит постоянно, а за престиж­ные методики родители готовы платить дополнительно. В сфере предложения образовательных услуг мода меняется сравнительно часто. Европа более или менее легко перенимает новое, заменяя его вскоре на новейшее, соревнуясь с Америкой по части соеди­ненных усилий школы, семьи и общества в воспитании молодого поколения, перенимая из-за океана основные психологические теории. Объединившись, Европа унифицирует свои образователь­ные системы. Единые правила приема на работу, во многом сход­ные системы социального обеспечения, выравнивание экономи­ческих условий и участившиеся переезды из одной страны в дру­гую требуют сделать дошкольное, школьное и университетское образование более единообразным если не по форме, то по прин­ципам. Пока что это еще не достигнуто, хотя все страны делают серьезные шаги навстречу друг другу во исполнение принятых постановлений.

Америка пока еще не является авторитетом в сфере педагогики на ранних ступенях образования: здесь выше престиж Европы. Хотя если бы некоторые черты воспитания, характерные для азиатских стран, можно было бы легко перенести на другую почву, вероят­но, пришлось бы задуматься: не перейти ли на обучение матема­тике и естественным наукам по методам, принятым на Востоке? Именно в точных дисциплинах ученики школ Японии, Кореи и Сингапура показывают блестящие результаты и смеются над аме­риканцами, которые не знают географии за пределами Северо­американского континента и не могут обойтись без калькулятора. В Австралию пришлось бы ехать за опытом, если бы встал вопрос об оптимальном многоязычном мультикультурном воспитании, по­тому что там оно постепенно становится нормой жизни.

Если говорить обобщенно, то, даже «спускаясь» по Европе с севера на юг, замечаем: возраст начала школьного обучения ста­новится все более ранним, а иностранные языки вводятся в обуче-



ние все позже. Родной язык у большинства европейцев — немец­кий, а в качестве второго чаще всего изучают английский и фран­цузский. Распорядок дня и время проведения каникул связаны с климатом, с туристическими сезонами и с церковным календа­рем. Так, чем южнее, тем позже начинаются и позже кончаются «большие» (летние) каникулы. В Швеции, например, в августе уже начинают учиться, а во Франции только расстаются со школой. В католических и протестантских странах по-разному и в разное время отмечают многие праздники, соответственно это сказыва­ется на организации жизнедеятельности детей. В Испании по пят­ницам и накануне праздников постятся. Греческий праздничный календарь ближе к нашему, чем к протестантскому. На севере важ­ное значение имеют любимые в народе 1 Мая и Иванов день, а в Италии, Франции и Португалии — 6 января, День поклонения волхвов или св. Епифании. В католических странах праздник мест­ного святого — покровителя — бывает выходным.

Дошкольное воспитание и начальное школьное образование, как установлено социально-психологическими исследованиями, все­гда отражают социально-экономическую ситуацию в обществе и го­сударстве. Таким образом, несмотря на обычные заверения орга­низаторов системы дневного ухода за детьми о том, что они гото­вят поколение будущего, в документах по дошкольному воспита­нию прежде всего отражается состояние, в котором находятся ро­дители детей, и их мировоззрение. Затем на отношение к детству в огромной мере влияют традиционные представления о развитии че­ловеческой личности, в значительной степени вытекающие из ре­лигиозных установок, из накапливавшихся сотнями лет интерпре­таций окружающего, приспособленных к условиям проживания в данной стране, философских, этических, эстетических взглядов. В частности, это мнения о том, что хорошо и что плохо для ре­бенка, каким должен быть правильно воспитанный человек, как нужно относиться к старшим, к женщинам, как одеваться, что говорить солнцу, дождю, ветру, как относиться к еде и что есть, в какие игрушки играть, каким должно быть соотношение личного и общественного, частного и общего и т. д. Если внимательно про­анализировать документы по дошкольному воспитанию, то выяс­няется, что в них запечатлен также положительный и отрицатель­ный опыт взрослых, ответственных за воспитание детей. Наверно, вообще очень трудно наперед угадать действительные нужды ма­лышей, чтобы воспитывать их с учетом подготовки к решению тех проблем, которые в будущем возникнут перед ними. В то же время наука, формируя общественное мнение, способна серьезно вли-.ять на качество и принципы обращения с детьми как в семье, так и в детском саду. Практика европейских стран и Америки показы­вает, что в наше время различные подходы к воспитанию постепенно интегрируются, вырабатывается некоторый общий стиль отноше-


ния к ребенку, принимающий различные формы в странах с раз­ными культурами и экономикой.

США

Америка давала приют представителям многих религиозных те­чений и групп, которые бежали туда, чтобы в максимально чис­том виде исповедовать свое учение и воспитывать детей. До 1830 г. раннее воспитание детей понималось в большинстве случаев как воспитание в кальвинистском духе (нетерпимый протестантизм, которого придерживаются последователи Ж. Кальвина). Подчерки­валась изначальная испорченность детей, которых можно испра­вить религией, причем основной целью образования было подав­ление воли. Обучение основывалось на Библии и зубрежке Катехи­зиса; воспитатели советовали родителям выбрасывать все игруш­ки, так как они слишком нравились детям. В начале XIX в. распро­странились евангелический протестантизм, не считавший челове­ка изначально греховным, и психологическое учение, согласно которому можно тренировать, как мышцы, различные способно­сти, в том числе и полезные привычки. С 30-х годов XIX в. в Босто­не появились школы для младенцев, построенные по английскому образцу, предназначенные для воспитания детей из бедных семей. Они были достаточно близки к реальной жизни, но и в них было запрещено улыбаться — за весельем следовало наказание.

Первый детский сад появился в Америке в 1855 г. в Висконси­не, он был организован эмигрировавшими туда после революции 1848 г. учениками Фребеля; первоначально такие учреждения ох­ватывали в основном немецкоговорящих детей. К концу прошлого века количество детских садов выросло лавинообразно; причина­ми этого послужили борьба женщин за свои права, рост городско­го населения, а также увеличение числа не-англоговорящих детей иммигрантов, которых нужно было американизировать. Наряду с воспитательными функциями и помощью семьям дошкольные учреждения брали на себя заботу о горячей пище, одежде и обуви для детей. Благотворительные дошкольные учреждения ставили задачу предотвратить преступления. Первый публичный детский сад, открытый в 1873 г. в Сент Луисе (Миссури), сочетал фребе-левское стремление сделать ребенка счастливым (С. Блоу) и под­готовить его к участию в индустриальной экономике, следователь­но, воздействовать на интеллект (В. Т. Хэррис). На рубеже веков в каждом большом городе уже существовал свой публичный дет­ский сад и начали возникать дошкольные учреждения при шко­лах, призванные повысить качество подготовки к ней. Приходи­лось бороться за качество помещений, подходящие детям по раз­меру туалеты, за работу воспитателей по сменам, за профессио-


нальную подготовку персонала, за предоставление времени на общение с родителями и повышение квалификации для воспи­тателей. Появилось много противников религиозно-мистической стороны фребелевского подхода к ребенку. Критики ратовали за пересмотр учения фребелевского пантеизма, символизма, «зако­на противоположностей», ортодоксального подхода к «дарам» и «занятиям». По их мнению, детство следовало сделать радостной деятельностью, воспитывать детей на принципах возрастной пси­хологии.

Знаменитый американский психолог, педолог и педагог Стэн­ли Холл (1846—1924), отдавая должное вкладу Фребеля в систему дошкольного всопитания, предлагал, чтобы все занятия и игры детей проходили по возможности на лоне природы, чтобы дети видели настоящие вещи, явления природы и хозяйственной дея­тельности человека, а не картинки с них. Зимой детские сады дол­жны размещаться на верхних этажах, где больше света и воздуха. В них должны быть различные гимнастические снаряды и приспо­собления для здоровья, как в больницах. Двигательные движения должны захватывать все тело, а не только руку и глаз; большое значение имеет танец, воспитывающий чувство ритма. Постройки должны делаться из крупных кубиков. В играх дети должны что-то ловить, поднимать, носить, чему-то подражать. Игры в серсо, ве­ревочку, змея затрагивают различные физические и психические функции. Куклы, цветные волчки, мыльные пузыри и другие тра­диционные игры имеют воспитательное значение.

Большое значение имеет соприкосновение ребенка с одушев­ленными предметами. С точки зрения развития речи, следует обра­щать внимание на произношение и запас слов. Ребенок должен научиться выражать мысли, пересказывать и рассказывать, высту­пать в роли чтеца и актера. Целесообразно живое изучение иност­ранных языков. Ценно обучение музыке и пению, причем скрипка может иметь перевес над роялем. На площадке детского сада дол­жен быть различный строительный материал (камни, куски дере­ва, доски, а также мрамор, куски руд, минералы, стекло); цен­ным материалом является снег. В помещении, находясь в вообра­жаемом пространстве, дети изображают различные события и дей­ствия, воображают себя животными. В детском саду все должны стремиться к минимуму ограничений и максимуму свободы. Дет­ский сад должен создать все самое лучшее не только для детей, но и для садовниц, заменяющих детям мать. Садовницы должны по­лучать специальное образование, например, много знать о приро­де и социальной жизни.

Холл, придерживаясь биогенетического принципа, считал, что ребенок всегда должен быть тем, что он есть на данной ступени. В его жизни присутствует бессознательное, интуиция, жизнь его должна быть непосредственной и самодеятельной.


Постепенно детские сады (kindergartens) — подготовительные к школе классы — оказались прикрепленными к школам, а в 10-е го­ды XX в. начали образовываться «детские школы, школы нянь» (nursery schools), или «предшколы» (preschools). Они изначально создавались по инициативе представителей среднего класса и ставили перед собой разные задачи: ориентация на семью (кооперативы родите­лей, дающие детям и взрослым возможность общаться), на благо­получие ребенка (осуществление программ правильного питания, поддержки здоровья) или на исследование (при университетах). Наибольшее влияние на деятельность этих дошкольных учрежде­ний оказали идеи Дьюи, Фрейда и Монтессори; тем не менее ло­зунгом стало обучение целостного ребенка. Игра была признана ос­новой для развития мышления; ежедневные события как физичес­кого, так и социального плана должны использоваться воспитате­лем как материал для стимулирования процессов мышления; ког­нитивный поиск должен удоволетворяться предоставлением мно­гочисленных разнообразных возможностей для прямых и ак­тивных контактов детей с людьми и процессами в их окружении. История заведений «дневного ухода» связана прежде всего с зако­нодательством в отношении дошкольных учреждений, их финан­сированием, с мерами по охране материнства и младенчества. Во многих отношениях (например, по охвату детей детскими садами, по предупреждению детской смертности, по оплате труда матери по уходу за ребенком) США отстают от Европы.

Наиболее значительным событием в американском дошколь­ном воспитании стал проект «Умственное, или главное, начало», стартовавший в 1964 г. (см. выше). В задачи работы с детьми до­школьного возраста входила компенсация плохих условий жизни детей из бедных семей, не получающих дома достаточной поддер­жки своим способностям,' не имеющих материально-культурной базы и необходимого окружения для своего развития. Однако вы­годами такого типа воспитания захотели воспользоваться и пред­ставители среднего класса. Основными целями были развитие физи­ческого здоровья и физических навыков; поддержка эмоциональ­ного и социального развития, когнитивных умений; формирование установок и ожиданий, которые приводят к дальнейшим успехам в учебе; воспитание у детей и их родителей чувства ответственности перед обществом; поощрение общества в стремлении помогать бед­ным; развитие самоуважения и чувства собственного достоинства у ребенка и семьи. В этом проекте было несколько альтернативных программ; предлагались и другие вне этого проекта.

Результаты показали, что любое обучение благоприятно сказы­вается на выполнении детьми итоговых тестов, однако в отдален­ных по времени от конца обучения срезах влияние специальных программ незаметно. Для детей из семей с низким социокультур­ным и экономическим статусом влияние раннего обучения в дет-


 




ском саду трудно переоценить. На примере детей 1 — 6 лет из раз­ных семей было показано, что при специальном обучении интел­лектуально-когнитивное развитие в течение первого года достига­ет нормы или превосходит ее. Если делать упор на развитие позна­вательных способностей по определенной системе, то результаты будут лучше, чем при поощрении только игровой деятельности. Более раннее начало или большее по сроку обучение не приводи­ли к более значительным или дольше сохраняющимся результатам. Несмотря на хорошие итоговые показатели, постепенно дети дег­радировали и оказывались снова среди плохо успевающих. Это про­являлось особенно ярко при поступлении в школу. Однако если вспомогательные программы и участие родителей продолжались, то отставания не происходило.

Наименьшее благоприятное влияние на обучение и самое быс­трое отставание были отмечены для социально-экономически деп-ривированных детей. Отрицательными факторами были большое количество детей в семье, профессиональная занятость главы се­мьи, низкий уровень образования родителей, неполная семья. Боль­шое значение имело также то, как дети проводили каникулы. Зато все положительные стороны проявлялись (и немедленно, и впос­ледствии), когда обучение ориентировалось на совместную работу с родителями, обычно матерями. Тогда и групповое обучение ста­новилось эффективным, и переход в школу происходил легче. Это положительно сказывалось и на других детях в семье, и на разви­тии самих родителей. Поэтому была сделана далеко идущая реко­мендация: самое главное — создать нормальные условия для жиз­ни семьи, подготовить будущих родителей к их миссии. Родители должны иметь образец того, как нужно обращаться с ребенком, заниматься с ним, обучать его.

Включение в обычный класс или в группу детского сада детей с недостатками развития стало в Америке скорее правилом, чем исключением. Обычно вместе с ними находится отдельный препо­даватель, а для каждого ребенка разработаны специальные раз­вивающие программы, позволяющие учесть его индивидуальные потребности. Однако и перед педагогом, ведущим основное обуче­ние, стоит задача: предоставить всем воспитанникам возможность участвовать в общей деятельности, не лишая нормально развива­ющихся детей высокого уровня достижений, посильного для них. Модель интеграции в общеобразовательную систему детей со спе­циальными потребностями была научно разработана в 90-е годы. Методы раннего вмешательства должны были не только выраба­тывать правильное поведение, но и развивать социально-комму­никативные и функциональные навыки на основе обобщения опыта жизни в интегрированной группе. Дети с недостатками развития проходят через те же ситуации, что и остальные члены группы, и только при необходимости им оказывается поддержка.


Экспериментальные классы показали, что эффект от такого обучения значителен. Однако в повседневной практике учителям приходится сталкиваться с организационными трудностями: дети со специальными потребностями должны не просто присутство­вать на общих занятиях, но и быть в них осмысленно включенны­ми, а обычные дети не должны быть заброшенными. Эти трудно­сти разрешимы: воспитатель группы организует общую деятель­ность, соответствующую возрасту, а воспитатель-специалист на­правляет деятельность ребенка с недостатками развития внутри общего занятия на те цели и задачи, которых необходимо достичь именно ему.

В ходе рутинных занятий (ежедневно повторяющихся событий, таких как еда, одевание и купание), спонтанных занятий (возни­кающих по инициативе ребенка, когда кто-нибудь или что-нибудь привлекло его внимание) и запланированных занятий (когда взрос­лые организуют исследование, изучение или наблюдение, подби­рая для этого игрушки, материалы или ситуации) создаются воз­можности для многостороннего участия в деятельности. Взрослые должны координировать потребности ребенка с возникающими ситуациями. Например, если потребность состоит в активизации речи, координировании известных слов с новыми действиями, то взрослые должны запланировать, в каких жизненных ситуациях ребенок сможет употребить имеющиеся у него навыки и приобре­сти новые, так, чтобы по мере их наступления поощрять ребенка говорить и действовать желаемым образом. Одну и ту же фразу ре­бенок может адресовать в группе разным детям, а от них услышать более длинные фразы и обобщить их.

В большинстве детских садов и начальных классов школ поме­щение разделено на зоны или уголки, каждый из которых предназна­чен для какого-то вида деятельности. Центр социодрамы или сю-жетно-ролевой игры содержит материалы, позволяющие переде­лать его в дно океана, кабинет врача, зоопарк и т. п. В нем полезно иметь большие картонные коробки (например, от холодильника или телевизора с большим экраном), которые легко преобразо­вать в магазины, космические корабли, вольеры зоопарка, маши­ны, дома и сараи. В качестве реквизита могут использоваться шля­пы, одежда, муляжи еды, пустые коробки из-под еды, сломанный тостер, веники, будильник, одеяла, куклы (внешне различающи­еся по этническим признакам, представляющие разные народы и расы), зеркало, газеты, журналы, телефон, органайзеры-ежеднев­ники, телефонные справочники, кроватка или колыбелька, игру­шечный утюг, посуда, полотенца, кастрюли, сковородки, пере­дники, салфетки, кулинарные книги, карточки с рецептами, кор­зинки и тележки из универсамов, игрушечные деньги, календари, национальная одежда, маски (в том числе и африканские). Играя в таком уголке, дети вступают в социальное взаимодействие, коопе-


рируются, регулируют свою деятельность, творят, включают в свой замысел разные виды деятельности, физически активны и под­вижны. Другие центры: кукольный театр (и приобретенные куклы, и сделанные своими руками, и просто игрушки), искусство (раз­нообразные материалы для художественного творчества, музыкаль­ные инструменты, музыкальные записи и средства записи и вос­произведения, спортивно-художественные снаряды, маски), ку­линария (лучше в кухне или по соседству с ней, чтобы можно было готовить простые блюда), игры с песком и водой (помещение или стол, где можно строить при помощи обычных песочных набо­ров: лопаток, совков, формочек, мельниц, сита и др.), научно-математический центр (где можно классифицировать, взвешивать, измерять, сортировать, считать, упорядочивать, заниматься кол­лекционированием, проводить сопоставления и исследования, за­писывать результаты наблюдений и открытий, а также настоящие животные, в том числе и насекомые), уголок строительства и кон­струирования (из самых разных материалов; это место должно быть по возможности расположено рядом с центром драматизации).

В США родители отправляют детей в детский сад не только потому, что иначе не могут работать, но и потому, что в детском саду дети развлекаются, находят друзей и могут приобрести знания. Они считают, что педагогические установки в семье и в детском саду должны совпадать. Например, детский сад расположен в мес­те застройки магазинов и кондоминиумов (невысокие частные дома, объединенные в ряд; обычно в таких домах живут представители среднего класса). Девяносто пять детей находятся в пяти комнатах вокруг общей прогулочной площадки. В 7.00 двое из 10 воспитате­лей открывают детский сад. В 7.45 приходят еще четверо взрослых, а детей уже около 30. Двое'продолжают находиться с детьми во дворе, в то время как остальные готовят комнаты к приему детей. Родители часто проводят с детьми и воспитателями вместе неко­торое время, играя и разговаривая. В 8.30 приходят последние вос­питатели. Дети свободно играют в помещениях и на улице с самы­ми разными игрушками и материалами. В 9.00 начинается день. В группе четырехлеток 18 детей и двое взрослых. Все садятся в кру­жок на полу на ковер в середине комнаты. Взрослые здороваются с каждым ребенком. У детей спрашивают, какой сегодня день, ка­кое число; не хочет ли кто-нибудь показать и рассказать что-ни­будь. Ребенок может рассказать о поездке в выходные, показать новую игрушку и рассказать, почему он ее выбрал, показать изго­товленную вместе с родителями самоделку. Потом воспитательни­ца вовлекает детей в деятельность, связанную с фланелеграфом. Каждый ребенок должен поместить на синем фоне белое облако и сказать, на что оно похоже. Затем второй воспитатель начинает вести за собой детей в песне («Три маленькие обезьяны...»). По окончании песни она показывает приготовленный ею поднос с


разными предметами и объясняет, что это символы приготовлен­ных на сегодня центров деятельности. Показывая по одному пред­мету, воспитатель предлагает по желанию заняться тем, что с этим связано: кисточка для рисования, кубик, сковородка, лего, книж­ка. По три ребенка идут рисовать, строить, в кукольный дом и т. д. Одна девочка играет с латунными кольцами, мальчик развинчи­вает старое радио, которое кто-то из родителей подарил детскому саду. Чтобы рисовать, нужно переодеться в рабочую одежду. Вос­питатель предлагает почитать книжку. Существуют некоторые пра­вила: сменить вид деятельности можно только тогда, когда другой ребенок, с которым ты хочешь поменяться, кончит свое дело. Если возникают ссоры, рискующие дойти до драки, воспитатель оста­навливает детей. Он очень тщательно разбирает суть вопроса, об­суждая конфликт. Когда кто-то из детей показывает законченную работу, воспитатель обсуждает ее с ребенком. Те, кто доставал иг­рушки, должны убрать их на место. Если ребенок отказывается подчиниться, воспитатель сначала просит его, потом аргументи­рует, потом смотрит ему в глаза и уговаривает, затем отправляет на штрафной стул.

Во время 45-минутного занятия в центрах деятельности воспи­татели помогают надевать и снимать рабочую одежду, прикреплять новые листы бумаги к пюпитрам, читать, обсуждать. В 10.15 пора убирать все вещи. Потом детей ведут в туалет (мальчиков и девочек отдельно), и все выходят гулять. Во дворе есть клетки с кролика­ми, за которыми можно наблюдать и ухаживать. На улице пять воспитателей и директор, которые следят за детьми, а остальные готовятся к полднику. Детям выносят по чашке виноградного сока и печенье, они садятся прямо на траву. Перекусив, возвращаются в помещение, где снова можно заниматься в центрах. Есть и новые предложения: купать куклу, лепить из муки с водой, нанизывать бусы, готовить картофельный суп (здесь помогают все по очереди). Через 45 минут дети поют песню, сопровождая ее игровыми дей­ствиями, а когда суп готов, едят его. Затем они достают принесен­ные из дома коробки с едой, выходят на улицу и садятся за стол. Дети разговаривают друг с другом. Воспитатели помогают им от­крыть термосы, развязать пакеты. Если они видят, что у ребенка «неправильная» еда (чипсы, например), они просят передать маме, чтобы в следующий раз было что-нибудь более полезное. После еды коробки кладутся в шкафчики. В 12.30 за детьми, которые на­ходятся в детском саду полдня, приходят мамы. В 12.45 оставшиеся дети отправляются отдыхать. Вначале они идут в туалет, чистят зубы, потом в групповую комнату, достают из своих шкафчиков матрасики и находят на полу место, чтобы их расстелить. Воспита­тели ходят по комнате, уговаривая детей не шуметь, гладят по спине тех, кому трудно заснуть. В 13.15 все спят, и воспитатели могут приготовиться в течение часа к вечерним занятиям. В 14.30


 




детям дают фрукты и сок, потом они играют на улице, слушают музыку или записи литературных произведений, смотрят книжки, делают аппликации, рисуют карандашами, вырезают. С 16.00 на­чинают приходить родители. Директор снова присматривает за деть­ми на улице. Многие родители остаются поговорить с воспитате­лями и директором. До 17.30 остаются два воспитателя, которые закрывают детский сад.

В письме, которое отправляют родителям ребенка, пишут так: «Детский сад считает ребенка индивидуальностью, учащимся с потенциалом роста, который нуждается в поддерживающем, пи­тающем и оптимально стимулирующем окружении. Ребенок — це­лостность в физическом, социальном, эмоциональном, интеллек­туальном и духовном отношениях, поэтому философия и полити­ка детского сада состоят в обеспечении ребенку такого окруже­ния, которое будет надежным, стимулирующим любознательность, активность, развитие интеллекта, подходящим для развития, под­держивающим, питающим, уважающим ребенка и его семью».

В Америке считается, что в детском саду и начальной школе нужно поощрять свободу (т.е. свободу выбора, свободную игру, раз­нообразие занятий, поощрение творчества и индивидуальности), стремление к счастью. Образовательные учреждения помогают де­тям стать более независимыми, честолюбивыми и самоуверенными. Детей учат пользоваться свободой слова (но не правом молчать), т.е. выс­казываться всегда и везде, по любому поводу, отстаивать ориги­нальные мнения. Все эти идеи записаны в Конституции США, но в индивидуальном развитии и становлении личности не может быть равенства, поэтому в детском саду об этом не говорят. Существует потенциальное равенство возможностей, но нет реального равенства способностей. Можно выбрать, с кем сидеть за столом и где спать, но нельзя не спать или играть в военные игры, нельзя приносить свои игрушки (это разрешается делать только раз в неделю, чтобы показать их на специальном занятии и рассказать о них). Целый список правил касается того, что можно приносить на обед. Вос­питатель должен сопровождать ребенка в туалет; кроме того, он предлагает каждому ребенку 4 — 5 раз в день сходить в туалет. Аме­риканцев беспокоит, что детей могут похитить и изнасиловать, поэтому принимаются соответствующие меры безопасности (по­стоянный надзор, наблюдение за входом в детский сад, родители расписываются, когда приводят и забирают ребенка; организуют­ся курсы для родителей, воспитателей и детей). Обычно есть дети с недостатками физического развития, социального внимания, про­блемами в обучении и талантливые, и все они требуют особой заботы.

Американцы хотят, чтобы детский сад и начальная школа были сбалансированы между свободой и порядком, свободной игрой и струк­турированной деятельностью, снисходительностью и дисциплиной.


Родителей не волнует, чувствует ребенок себя членом группы или нет. Дети должны быть интеллектуально развитыми, независимы­ми, любознательными, обладать воображением, хорошими мане­рами, быть социализированными, готовыми к сотрудничеству. Пе­дагоги уделяют большое внимание развитию речи (связное расска­зывание, расширение словаря, модулирование голоса, выбор куль­турной нормы и т.д.). Дети должны научиться выражать свои же­лания, потребности и чувства. Для этого задается очень много воп­росов по ходу игры или урока, и дети должны учиться определять свои чувства по-разному. Много занятий в настоящее время посвя­щается американской политической системе, например выборам, опросу общественного мнения, референдумам: обсуждение при установлении правил поведения, выборы нового названия груп­пы; ролевая игра «Суд» при разборе происшествий. С младенчества детей приучают толерантно относиться к людям с иным цветом кожи, другим происхождением, воспитанием, по-иному ведущим себя. Обязательно совместно отмечаются главные праздники всех народов, населяющих Америку (англосаксонские, индейские, китай­ские, африканские, еврейские и т. п.) — чем больше культур, тем лучше.

Одной из главных проблем в дошкольном воспитании США остается дефицит профессиональной подготовки квалифицированно­го персонала, способного нести ответственность за развитие детей, готового к педагогическому творчеству.

Американцы критикуют свою школьную систему за то, что выпускники школ располагают весьма посредственными знания­ми, нередко плохо читают и пишут, им трудно справляться с тес­тами (в которых дети Германии, Японии и Китая демонстрируют прекрасные результаты), дисциплина напрочь отсутствует. Пыта­ясь изменить положение, административные органы совместно с учеными организуют всевозможные образовательные проекты. На­пример, на уроках во всех классах присутствуют родители, кото­рые следят за поведением детей и помогают им выполнять зада­ния, а затем готовить уроки дома. Может быть и так, что школа вводит институт классных наставников, которые проводят детей через все годы школьного обучения, наблюдая за их физическим, умственным и нравственным ростом в контакте с семьей. Или: с утра до вечера школьники самовыражаются, занимаясь творчеством (исполняют музыкальные произведения, танцуют, пишут карти­ны, ставят спектакли), а учителя пытаются «подсунуть» под тем или иным соусом сумму знаний. Или: родители-единомышленни­ки организуют школу, в которой сами преподают.

Традиционную школьную систему тем не менее защищают, противопоставляя самую простую американскую версию самой привилегированной европейской. Разница между американским и европейско-азиатским подходом, видимо, состоит в том, что «от-


сталая» европейская школа рассчитана на движение в заданном направлении, детям редко предоставляют свободу выбора, дают слишком конкретные знания, программы перегружены ненужной информацией, многое требуется выучивать наизусть. Американцы считают, что учителя недооценивают учеников: их самостоятель­ная работа по глубине, оригинальности и актуальности подачи материала может быть сделана на уровне, который оказывается не хуже школьного учебника. Учителю достаточно задать направление рассуждения или сочинения, а ученики сами смогут выбрать пра­вильную форму преподнесения своих мыслей. Поощряются всевоз­можные дискуссии, обсуждения, ролевые игры. Правильное мнение не навязывается — его, вообще говоря, нет. Результат дискуссии невозможно заранее предопределить. Он будет выработан сообща, но у каждого ученика «упакуется» по-своему.

Одно из важных достижений психологии развития — вывод об индивидуальности, случайности, неравномерности и нерегулярности смысловых связей, управляющих процессом формирования знаний. Чем шире и интенсивнее представлено явление, тем полнее оно будет понято, особенно если его преподать в сопоставлении с другими явлениями и мнениями о них. Заучивание наизусть ничего не дает, кроме сомнительной общей культуры, которая так различна в раз­ных странах и у разных слоев населения. Обычный пересказ главы из школьного учебника также не что иное, как зубрежка. Приви­легированные частные школы муштруют, причем личности, ко­торых они формируют, должны быть всесторонне и гармонически развитыми, так что муштра идет по всем направлениям.

Публичная школа стимулирует задавание вопросов, креатив­ность, оригинальность мышления и свободу развития личных ин­тересов. Недаром в Америке сейчас самый популярный метод обу­чения — конструктивистский подход. Он основан на следующем положении. Лучше всего человек знает то, к чему пришел сам. Цен­нее всего сделанное своими руками. Дольше всего помнится пере­живание непосредственного опыта. Человек наиболее адекватным образом может выстроить свое знание сам, а учитель призван ему в этом помочь, подсказывая, из каких именно компонентов и дей­ствуя в какой последовательности следует сложить свои представ­ления о некотором предмете. Арсенал научных знаний все время меняется, а научное мышление остается: постановка задачи, цель и метод исследования, фиксация результатов, их обсуждение и выво­ды — вот то, что должен уметь делать человек, которого учат мыслить научно. Поэтому как можно больше знаний надо научить­ся добывать самому. На этом положении построено направление научного проектирования: дети придумывают, при помощи каких экспериментов они могут получить ответ на интересующий их воп­рос, проводят их сами, анализируют данные, делают выводы, формулируют следующую проблему. Взрослый подсказывает, со-


ветует, следит за безопасностью, но не дает готовых решений. Осо­бенно важно это в области предмета, называемого «элементарной наукой» и объединяющего естественно-научные дисциплины. Од­новременно не сворачивают и компенсаторное обучение, призван­ное снизить риск неуспеха для детей бедных, больных, неблагопо­лучных и испытывающих недостаток внимания со стороны взрос­лых. Школы должны справляться с наркотиками, насилием, аг­рессией, ранними беременностями, плохим знанием английского языка у некоторых групп населения. Превентивной пропаганде от-нодится существенная роль. Важное значение придается привитию высоких моральных стандартов, этических ценностей, воспитанию любознательности и взаимоуважения.

Вопросы для повторения

1. Каковы позиции науки о детстве в США? Чему учит история дош­
кольных учреждений в США? Каковы их проблемы сегодня?

2. Каково отношение общества к дошкольным учреждениям в США?
Почему?

3. Как решается проблема соотношения семейных, общественных и
научных основ в воспитании ребенка? Какой подход считается оптималь­
ным?

4. Как воспитывают в США патриотизм, умение самостоятельно мыс­
лить и высказывать свою точку зрения, доказывать свою правоту, прибе­
гать к различным формам демократического решения вопроса?

5. Как устроены центры деятельности в обычном детском саду? Как
организована работа в центрах? Почему этот подход получает сейчас та­
кое широкое распространение?

6. Каковы особенности перехода в школу? Какие типы школ существу­
ют? Довольно ли общество своей образовательной системой?

КИТАЙ

w До Второй мировой войны в Китае детских садов было мало, они были частные, в них ходили дети из богатых семей в сопро­вождении нянь. После войны началось строительство социализма, ориентированное на лучшие достижения советской системы (за границей нашу методику иногда называют по имени великого рус­ского ученого И.П.Павлова «павловским подходом»: у ребенка можно сформировать любые качества и способности, если пра­вильно его стимулировать, поощряя и порицая). Во время куль­турной революции 1966—1976 гг. отрицались и советские, и капи­талистические ценности, в школы пришли малообразованные не­профессионалы. С 80-х годов началась ориентация на США и Япо­нию, и сейчас детские сады стали гораздо более разнообразными. I Приходилось бороться с инфантицидом (детоубийством) у жен-


 


 




щин, связанным с традиционными представлениями о том, что мальчики лучше девочек (мальчики — опора в старости, продол­жатели рода, а девочки — «выкормленные для чужого стола утки»). Сейчас мальчиков рождается настолько больше, чем девочек (при­мерно в соотношении 3:2), что в дальнейшем это может стать про­блемой для всей страны.

В послевоенной истории дошкольного воспитания КНР разли­чают четыре периода, соответствующие политическому развитию страны.

Первый — с 1949 по 1957 г. — был связан с неуклонным ростом сети дошкольного воспитания и происходил в период восстанов­ления экономики страны и в первую пятилетку. Ясли были пере­ведены в подчинение Министерству здравоохранения, а детские сады — народного образования. Тогда же были сформулированы основные принципы дошкольного воспитания — учет разнообраз­ных условий и опора на местные органы и организации, способ­ные оказать поддержку детским садам. В это время в Китае ориен­тировались на СССР; советские специалисты по дошкольному вос­питанию организовали первые экспериментальные детские сады.

В последующий период, с 1958 по 1965 г., число детских садов росло очень быстро, в результате помещений, материального обо­рудования и персонала не хватало. Качество дошкольного воспита­ния считалось капиталистическим предрассудком, важнее было сориентировать ребенка на взрослого, а не наоборот. Однако к концу этого времени была поставлена цель добиваться качества, а не количества, и развитие системы дошкольного воспитания приня­ло нормальный ход.

В период культурной революции 1966—1976 гг. система дошколь­ного воспитания очень пострадала: необходимо было прививать детям революционные и милитаристские идеи, заучивать с ними стихи и цитаты из произведений Мао.

В последний, четвертый период (с 1976 г. по наши дни) полити­ка повернулась в сторону модернизации, экономического разви­тия, а детские сады — к образованию. Были восстановлены и ук­реплены органы просвещения, система повышения квалифика­ции, особое значение стало придаваться качеству образования. Содержание образования связано прежде всего с привитием гиги­енических навыков, физической активностью, речью, представ­лениями о природе и обществе, математикой, музыкой, искусст­вом, нравственностью. Нравственность включает любовь к родине, народу, семье, к детскому саду, воспитателю и товарищам, к ра­боте, особенно к работе в коллективе, уважение к общественной собственности, альтруизм, стремление поделиться, скромность, способность принимать критику, честность, уважение к старшим, социальное поведение, гостеприимство, чувство оптимизма и до­верия. Развитие речи включает в себя обучение стандартному лите-


ратурному языку, четкому и правильному произношению; расши­рение словаря, развитие выразительности речи, формирование умения высказывать свои желания и мысли, развитие связной речи, умения описывать содержание картины, слушать рассказы, петь песни, понимать основное содержание задачи, замысла текста, заучивание 25 — 30 простых стишков и пересказ 8 — 10 историй, любовь к книге и детским радиопередачам. Дети национальных мень­шинств говорят и на китайском, и на языке своего народа.

Примерный режим работы дошкольного учреждения'. 6.30 — подъем; 7.00 — зарядка (для ночной группы); 7.45 — завтрак; 8.15 — заряд­ка (для дневной группы; в понедельник — проверка здоровья); 8.30 — утреннее приветствие в группе; 8.45 — занятия; 10.00 — перемена (купание); 10.30 — игры на улице; 11.45 — обед; 12.15 -тихий час; 15.00 — полдник; 15.30 — групповые игры, пение, танцы; 16.15 — игра; 17.30 — ужин; 18.00—18.30 — родители забирают детей; 18.30 — ночная группа смотрит телевизор или играет в сво­бодные игры; 20.00 — сон.

В Китае детские сады довольно большие, например 270 детей и 60 взрослых. В группе 26 человек. Часть детей посещает дошколь­ные учреждения только днем (с 8.00 до 18.00, прием детей начи­нается в 7.45) и уходит домой; часть (5%) остается на ночь; роди­тели забирают их только в среду и субботу. Медсестра проверяет в понедельник утром, здоровы ли дети. Еще во дворе звучит марше­вая музыка, детям предлагают завтрак, и обычно они его съедают, хотя уже завтракали дома. Есть кухня, где готовят и моют посуду. Дети одеты ярко, у девочек в волосах красные и розовые бантики, некоторые мальчики одеты в военную форму. В групповой комнате стоят парты на двоих, на стене доска, календарь, китайский ал-фавит, картина. Стены и потолок серого цвета. Помещение не отап­ливается, и дети находятся в помещении в той же одежде, что на улице. В группе обычно работают два воспитателя и помощник вос­питателя, разного возраста. В 8.30 начинаются зарядка и ритмика, затем дети поют и танцуют. Затем они садятся за парты, им разда­ют деревянные наборные кубики в коробках. Там же лежит кар­тинка-инструкция — что нужно построить из кубиков. Детям реко­мендуют думать, когда они играют в такие игры, и поднять руку, когда они закончили. Тех, кто допускает ошибки, поправляют. Тем, кто справился, предлагают еще раз сделать то же самое или вы­полнить другое задание. Когда все дети закончат, дежурные соби­рают коробки и ставят их в шкаф, а остальные наблюдают за ними. В 10.00 все вместе идут в туалет, а потом моют руки. Затем на улице дети играют в организованные игры, которые им нравятся; дети смеются и разговаривают, некоторые мальчики используют при­емы традиционной борьбы. В 10.45 детям из ночной группы пора мыться, они берут чистую одежду с полочек в спальне и купаются (по трое-четверо) в больших ваннах. Вытершись и одевшись, пе-


 




реходят в групповую комнату, где садятся на свои места. Со всеми этими делами дети могут справляться почти самостоятельно. Затем они занимаются математикой, учатся складывать и вычитать, каж­дый отвечает сам хотя бы раз. Многие устные задания выполняют­ся хором. Затем наступает время обеда, который приносят в группу с кухни. Дежурные помогают взрослым. Дети выходят на улицу, моют руки и возвращаются. Им предлагают, например, соевые бобы, овощи, свинину, булочку и стакан кипяченой воды. Напо­минают, что есть нужно тихо, еду не крошить, сосредоточиться на еде как на учебе. Детей уговаривают доедать все до конца. Кто хочет, может взять добавку, но должен съесть все. Дежурные соби­рают пустую посуду, дети вытирают столы. Наступает время сна. В спальне дети полощут рот водой (каждый из своей чашки) и вытирают лицо (каждый своим полотенцем). Затем дети аккуратно раздеваются до трусов и маек и ложатся каждый в свою кровать. Тихий час продолжается с 12.00 до 14.30, хотя мало кто из детей спит так долго. В это время взрослые едят, выполняют «бумажную» работу и отдыхают в соседней комнате. После сна дети идут в туа­лет, умываются, полощут рот. На полдник им дают печенье и по­рошковое молоко. Вернувшись в групповую комнату, дети повто­ряют хором за воспитательницей патриотический рассказ по кар­тинкам. Затем они играют на улице в подвижную игру по правилам. В 17.00, после посещения туалета, поют песню с движениями, а потом ужинают (мясо с рисом и овощами). В 18.00 дети слушают пластинки. В 19.30 они идут в спальню, полощут рот, ложатся спать, около 20.00 засыпают.

В Китае существуют очень большие различия между городом и деревней, и они отражаются на условиях жизни детей в детских садах. В стране, где официальной политикой является требование иметь только одного ребенка, родители, бабушки и дедушки очень заботятся о нем. Родители балуют, холят, лелеят, даже подкупают ребенка. Возникает опастность, что избалованный ребенок не смо­жет воспринять принципы коллективизма, товарищества. С другой стороны, в семьях, где один ребенок, он лучше питается и полу­чает более хорошее образование. В Китае считают: если быть толь­ко с ребенком, то невозможно хорошо работать. В детском саду дети должны перестать быть эгоистами. Государство, требуя от родителей жертвы -- иметь только одного ребенка, гарантирует им помощь в охране здоровья и образовании. Воспитатели считают, что если ребенок с трудом расстается с родителями, то это пото­му, что они его избаловали и сами с трудом отпускают. В детском саду не допускаются драки, плохое поведение, избалованность, отказ подчиниться требованию старшего. Если ребенок плохо себя ведет, воспитатель должен подойти к нему и показать, что он это заметил. После того как ребенок поймет, в чем он провинился, воспитатель называет его по имени. Шлепать детей или выводить


их из комнаты не разрешается, наказания отсутствуют. Воспита­тель должен пресекать плохое поведение в самом начале, при пер­вых его признаках, например шепоте, ерзании. Воспитатели долж­ны сознавать свою нагрузку и готовить все материалы и планы заранее, предполагая возможное поведение и настроение детей, загружая их полностью. У воспитателя и детей нет свободного вре­мени, потому что они считают это бесцельным. Воспитатели долж­ны быть последовательными, спокойными и твердыми, никогда не сердиться. Им следует абсолютно ясно давать понять детям, что от них требуется, а что нельзя делать. В ссоры детей надо сразу вмешиваться. Воспитатели считают, что иначе ребенок решит, что его принимают таким, какой он есть, и сохранит плохой характер на всю жизнь. Другой путь добиться правильного поведения — срав­нивать и поощрять. Воспитатели задают вопросы о поведении: пра­вильно ли? Почему неправильно? Что нужно сделать, чтобы было правильно? Кто делает правильно? Дети должны вслушиваться в слова и стараться усвоить правильный пример. И Конфуций, и Мао говорили, что дети не рождаются с правильным поведением, характер формируется в опыте, а учитель ответствен за воспита­ние самоограничения и правильного поведения. В Китае считают, что научиться регулировать свои желания, подчинить их ритму группы полезно и правильно. Группа только тогда группа, когда в ней дис­циплина и порядок. Воспитатели очень хорошо знают об индиви­дуальных различиях между детьми, но не считают их врожденны­ми.

Китайскую систему дошкольного воспитания критикуют за суро­вость, косность, сверхотрегулированность. Воспитатели слишком ограничивают и контролируют поведение детей, слишком регла­ментируют их игру. Дети на занятиях пассивны, послушны воле взрослого, подчинены дисциплине. Но в Китае это воспринимает­ся как проявление заботы и внимания. Родители считают, что воспи­татели — образованные профессионалы, не имеющие эмоциональ­ной зависимости от детей, и они воспитают их лучше, чем роди­тели. Детский сад скорректирует, дополнит и исправит то, что дети получают дома. Они верят, что то, что хорошо для Китая, хорошо и для них. Развитие музыкальных способностей считается залогом развития других способностей. Те, кто выступают перед гостями, не демонстрируют себя, а делают благо для школы или детского сада. Они воспитываются в ответственности перед страной. Такие цен­ности, как упорство и трудолюбие, относятся к традиционным.

Перед начальной школой также ставится задача создания усло­вий для физического, интеллектуального, морального, эстетического развития, воспитания здорового тела и ума. Проводятся уроки гим­настики, развития речи, математики, ознакомления с окружаю­щим, музыки и искусства. Обычно уроки фронтальные, учитель стоит перед детьми, сидящими за партами перед ним или вокруг


 


 




него, подчеркивается необходимость вести себя дисциплиниро­ванно. Лишь в последние годы детей начали делить на подгруппы. Используется много аудиовизуального материала и игр, стимули­руется развитие наблюдательности, памяти, внимания, познания. Наблюдение предшествует самостоятельной работе, важными ком­понентами методики являются также труд и повседневная жизнь. Обязательно есть дежурные по классу. Стили учителей несколько различны: например, на математике одни требуют умения опери­ровать в уме и на бумаге многозначными числами, другие поощ­ряют прежде всего развитие логического мышления. Довольно мало творческих заданий, поддержки инициативы, идущей от ребенка. Обычно сначала учитель объясняет материал, а потом задает воп­росы в устной форме по пройденному материалу. Успехом считает­ся, если дети послушны и правильно отвечают учителю. Реформи­рование системы начальной школы также связано с новыми вея­ниями в педагогике, в частности с работой по многоцелевым проек­там, ориентированным на процесс получения образования, усвоение учебного содержания, а не только на результат обучения. В области образования, как и в других сферах жизни, в Китае предпочитают идти периодами, иногда увлекаясь чужим опытом, но всегда опи­раясь на свои традиции.

Вопросы для повторения

1. Каковы особенности воспитания ребенка в семье, где он один? Ка­
кие проблемы решает китайское общество, по-новому воспитывая своих

детей?

2. Каким направлениям воспитания и образования отдается предпоч­
тение? Какой идеал личности формируют детский сад и школа?





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1002 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2319 - | 2275 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.